«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
методическая разработка
ПЛАН
1. Пояснительная записка
2. Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС».
3.Технологическая карта по теме: «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
4. Система средств к технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме.
5.Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Балачак»
Мензелинского муниципального района РТ
НА ТЕМУ:
«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
Воспитатель:
Тимербаева Э.В..
г. Мензелинск
2021г.
ПЛАН
1. Пояснительная записка
2. Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС».
3.Технологическая карта по теме: «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
4. Система средств к технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме.
5.Список литературы.
- Пояснительная записка
«Предметно развивающая среда –
это система материальных объектов деятельности ребёнка,
содержание его духовного и физического развития,
это единство социальных и предметных средств».
Согласно толковому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.
Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физических планах) или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.
Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающегося отечественного ученого двадцатого столетия – Л.С. Выготского.
Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На основании ряда документов: ФЗ «Об образовании», СанПиНа, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС, каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.
Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.
- Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
Новый ФГОС содержит требования к предметно – пространственной среде.
Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.
То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
- Гибкость игрового пространства.
- Полуфункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
- Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
- Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
Так, как организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
- Технологическая карта на тему:
«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС».
Цели | Действия (способы, методы по реализации целей) | Средства | Время | Результат |
1.Осознание педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу организации современной развивающей предметно пространственной среды для разностороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС. 2.Представления о современных требованиях и подходах к организации развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста на основе требований ФГОС.
3.Проектирование, организация и защита реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС, возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4. Согласование совместных действий в коллективе при решении задач деловой игры, и определения компромиссного решения (умение слушать других, чётко излагать свои мысли). | 1.Целевое пространство. 1.1.Задание. Цитата с пропусками. Вставит пропущенное словосочетание 1.2 Постановка общих целей
1.3.Деловая игра «Что такое среда» Совместное выполнение задания «Основные характеристики РППС в ДОУ по требованиям ФГОС». |
1.1. Карточка задание с цитатой «………………… – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». (Ответ: «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».) 1.2.Вопросы: - В каком нормативном документе определены Требования к РППС? - Что такое «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда»? Какую роль Вы определяете РППС в развитии ребенка и почему? Что необходимо сделать для создания РППС среды в нашем ДОУ? Письменная информация из педагогического словаря: «развивающая предметно-пространственная среда. Брошюра «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
Столы и стулья для формального разделения педагогов на мини группы, педагоги тянут треугольники красного, синего, зеленого и желтого цвета. | 45мин |
Интерес к теме. Понимание значимости создания предметно пространственной среды для разностороннего развития детей в ДОУ. |
2.Поисковое пространство: 2.1. Семинар «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС». | Компьютер, видеопроектор, экран, брошюра «ФГОС», презентация «Создание РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС».
|
1ч.30 мин. |
Понимание педагогами теоретических основ специфики создания РППС в соответствии с ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей и для разных видов детской деятельности. | |
Организация рефлексивного пространства. 2.2. Командная игра «Разработать РППС для группы своего возраста и разработка дидактических материалов в методический кабинет для всех педагогов ДОУ». 2.3 Рефлексия: Обсуждение результатов деятельности коллектива по проблеме «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС». | Карточки задания, записи предложения педагогов: картотека смайликов, мини-музей Ростовская финифть, дидактические пособия «разноцветные прищепки», набор шумовых музыкальных инструментов.
|
| Осмысление содержания деловой игры и деятельности коллектива по проблеме. Постановка целей для дальнейшего саморазвития в организации РППС для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника с предоставлением возможности проявлять свою индивидуальность и творчество. |
4. Система средств, к технологической ситуации.
4.1. Тематический контроль старшего воспитателя и заведующего на тему: «Развивающая предметно пространственная среда».
Цель: Составление рекомендаций по созданию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ.
1 неделя
Изучение особенностей групповых помещений, физкультурного и музыкального залов, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
2 неделя
Подбор и организация выставки методической литературы и наглядного материала (фотоматериалов, схем, публикаций из методических журналов) по созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, физкультурном и музыкальном залах.
4.2. Школа начинающего воспитателя. (задание для педагогов)
Самостоятельное изучение педагогами интернет-сайтов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Педагогические чтения: по итогам самообразования
За круглым столом обсуждались интересные находки, изучались особенности групповых помещений ДОУ, создавались схемы распределения игровых и рабочих зон, обговаривалось насыщение центров детской активности игровым материалом с ориентировкой на требования к РППС (ФГОС п.3.3.) и Перечень РППС, составленного с учетом ФГОС ДО.
4.3. Семинар-практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС».
Цель: Формирование у педагогов ДОУ системы знаний в организации РППС для разностороннего развития детей в ДОУ.
Развивающая предметно - пространственная среда ДОО в соответствие с ФГОС: требования, принципы, содержание.
1. Семинар-практикум старшего воспитателя.
2. Просмотр презентации старшего воспитателя «Организация РППС для разностороннего развития детей в ДОУ».
3. Задания, разминки для педагогов по теме семинара.
4. Закрепление основных характеристик по РППС в ДОУ по ФГОС
5. Закрепление особенностей РППС в ДОУ по ФГОС.
4.4. Открытые мероприятия:
Посещение педагогами помещений 2 группы раннего возраста, младшей группы, подготовительной группы, физкультурного и музыкального залов, с целью обмена опытом, в организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.
5. Используемая литература:
1. ФЗ об образовании от 29 декабря 2012 года № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.02.2014г. № 08-249.
3. СанПин 2.4.1. от 15 мая 2013 года №26;
4. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева авторская общеобразовательная программа «От рождения до школы» 2014г.
5. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-543308-1417897223.jpg)
Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-538706-1420554888.jpg)
«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, ко...
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Материал может быть использован при подготовке и проведении консультации для педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-615005-1427729055.jpg)
«Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Консультация для воспитателей ДОУ....
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-908962-1573980860.jpg)
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и ин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/14/picture-559683-1557811701.jpg)
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...