Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Принципы

Комментарии

Работа над РППС

Насыщен-ности

Соответствие объектов среды  возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- Подбор  материалов и оборудования  в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в раннем – предметная, в дошкольном –  игровая

Организация образовательного пространства и разнообразие объектов должны обеспечивать:

- активность в разных видах деятельности, проявление творчества;

- поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

- Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

- В группе  имеются награды, подарки,  модели лесенки успеха и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

- В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

-  Для этого в среде имеются алгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек с вариантами  выбора.

- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

Трансфор-мируемос-ти

РППС  изменяется:

- в соответствии с  образовательной ситуацией,

- от меняющихся интересов и возможностей детей.

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство  в соответствии с задачами и содержанием ОП, учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности, для уединения. В среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды (стационарные, меняемые). В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

Полифунк-циональ-ности

1. В РППС объекты полифунк-циональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в группе полифункциональных (не обла-дающих жестко закрепленным способом употребления) предме-тов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность;  обеспечивать развитие игровой деятельности,  интеграцию разных видов деятельности.

Вариатив-ности

1.Наличие различных прост ранств (для игры, конструиро-вания, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирую-щих игровую, двигательную, познавательную и исследова-тельскую активность детей;

3. Объекты среды отражают национально-культурные, климатические  особенности региона.

- РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников,  интересами детей, их социальным опытом.

-  Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы  праздников,  выставок детского художественного творчества,  празднова-ние знаменательных дат...

- Объекты  отражают культурно-художест-венные  региональные традиции:  картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах,  о достопримечательностях родного города, об известных людях  и т.п.

- Объекты  отражают  климатогеографические особенности природы,  труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.). В  группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

Доступ-ности

1.Доступность для воспитан-ников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помеще-ний, где осуществляется образо-вательный процесс;

2.Свободный доступ воспи-танников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посе-щающих Организацию группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1);

Безопас-ности

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована,  соответствовать требованиям СанПин и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.

Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Полноценное функционирование РППС позволит создать целостную системообразующую развивающую среду в ДОО с учётом принципов взаимосвязанной деятельности всех субъектов  образовательного процесса - ...

Современные подходы и принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды....