Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
материал на тему

Топоева Татьяна Ананьевна

«Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды,  представленная  специально  организованным  пространством,  материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного  возраста  в  соответствии  с  особенностями  каждого  возрастного  этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды,  представленная  специально  организованным  пространством,  материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного  возраста  в  соответствии  с  особенностями  каждого  возрастного  этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

В  соответствии  с  ФГОС  дошкольного  образования  предметная  среда  должна
обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей,
  • - создание условия для ежедневной трудовой деятельности
  • - открытость  дошкольного  образования  и  вовлечение  родителей  (законных представителей)  непосредственно  в  образовательную  деятельность,  осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • - построение  образовательной  деятельности  на  основе  взаимодействия  взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего  социальную  ситуацию  его  развития  и  соответствующих  возрастных  и индивидуальных особенностей
  • - создание равных условий, максимально способствующих реализации различных  образовательных  программ  в  дошкольных  образованиях  для  детей,  принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.  

Функции развивающей предметно-пространственной среды

-реализация различных образовательных программ с  учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

-организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования  и  инвентаря  для  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;  

-реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Организация пространства

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

  • – для  сюжетно-ролевых  и  режиссерских  игр  (театрализованная  деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.)
  •         Наборы: «Доктор»,«Парикмахер», «Кухня»,         куклы, машинки,  набор посуды детской.
  • для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.) –

уголок природы, уголок чтения, кубики мягкие «Эмоции»,  настольная игра «Ассоциации» (фигуры и цвета), детям о времени года,  «Игра лото», игра – лото «Слова наоборот», «Подходит не подходит», «Скажи по другому», предметные картинки на обобщение, логопедический букварь, логопедическое лото «Непослушные звуки», смысловое лото «Подбери по смыслу», развивающая игра «Контуры», дифференциация звуков «Картотека предметно-сюжетных картинок», читаем и составляем слова «Игра лото»,

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой,)

конструктор «Строитель», конструктор «Техно», «Лего»,конструктор малый, конструктор дерев «Строительный набор», «Пирамидка», мольберт детский с азбукой, уголок ИЗО, символы звуков (муз. инструменты)

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.) –

В спортивном зале - мяч с рожками, мяч с ручками, Кегли, модуль мягкий «Полянка», мягкий модуль «Веселый зоопарк», сухой бассейн «Волна», сухой бассейн «Круглый», мячи резиновые 100 мм, 150 мм, 200 мм., шведская стенка,
– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.) -
мяч с рожками, мяч с ручками, Кегли, модуль мягкий «Полянка», мягкий модуль «Веселый зоопарк», сухой бассейн «Волна», сухой бассейн «Круглый», мячи резиновые 100 мм, 150 мм, 200 мм., шведская стенка,

  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры
  • пазлы- макси «Рыжий кот», пазлы – макси «Десятое королевство», пазлы –макси  для самых маленьких, лото деревянное
  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры
  • пазлы- макси «Рыжий кот», пазлы – макси «Десятое королевство», пазлы –макси  для самых маленьких, лото деревянное
  • Функциональные модули:
  • «Игровая»
  • «Физкультура»
  • «Музыка»
  • «Творчество»
  • «Логопед»
  • «Психолог»
  • «Уличное пространство»
  • Территория дошкольной образовательной организации по периметру ограждена забором и полосой зеленых насаждений.
  • Зеленые насаждения (вяз) используются для разделения групповых площадок друг от друга.
  • Территория дошкольной образовательной организации имеет наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории 10 лк на уровне земли в темное время суток
  • Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные, изолированные  для каждой группы,  физкультурную площадку.
  • Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Теневые навесы оборудованы деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы для детей дошкольного возраста ограждены с трех сторон, высотой не менее 1,5 м.
  •  Игровые и физкультурные площадки для детей оборудованы с учетом их росто-возрастных особенностей.
  • Игровое оборудование соответствует возрасту детей и изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Представлены  подходы к созданию развивающей  предметно-пространственной  среды  в  детском саду...