«Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
консультация на тему
Консультация для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_rpps_dlya_doshkolnikov_v_sootvtestvii_s_fgos.doc | 1.41 МБ |
organizatsiya_rppsv_dou.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до-школьного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» « развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное обо- рудование , материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы )» Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
Основные принципы организации РППС Содержательно-насыщенная – средства обучения (в том числе технические), инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности ; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.
Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей . Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности. Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности. Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.
Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение , освоение социальных ролей и профессий и пр.); – для познавательной активности (экспериментирование с различными матери- алами , развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математиче-ских представлений и пр.); – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных ма-териалов , художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрирован- ного материала, дидактические игры и пр.); – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями ( экспери -ментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); – для отдыха (уединение, общение и пр.).
Правила организации зонирования . Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей. Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей). «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку; материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры; материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве ;
Правила организации зонирования. центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы; центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий; для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.); в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними; помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров; все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка; у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Предметное содержание: Все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной совместной и самостоятельной деятельности с взрослыми и со сверстниками.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников. I. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка : физические риски, (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества). психологические риски, ( отсутствие негативных воздействий на пси- хическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие). вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые); вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
нравственные риски ( отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения. провоцировать ребенка на агрессивные действия); провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. III . Принцип соответствия возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, индивидуальным особенностям, специальным особенностям ребенка.
РППС может включать следующие функциональные модули: «Игровая»; «Физкультура»; «Музыка»; «Творчество»; «Логопед»; «Психолог»; «Уличное пространство»; «Бассейн»
Общая характеристика функциональных модулей. 1. Функциональные модули ориентированы на следующие возрастные группы ДОО: I младшая группа – группа раннего возраста (2-3 года); II младшая группа (3-4 года); Средняя группа (4-5 лет); Старшая группа (5-6 лет); Подготовительная группа (6-7 лет). 2. Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников. 3. Организация пространства ДОО соответствует количественному наполнению Перечней функциональных модулей. 4. Перечни функциональных модулей рекомендуются для использования независимо от вида ДОО. 5. Позиции Перечней (материалов, игрушек, оборудования и пр.) функциональных модулей могут быть использованы для организации развивающей предметно-пространственной среды родителями дошкольников в домашних условиях . 6. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению дошкольной образовательной организации.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства . Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми . В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .
Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и ин...
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Выступление на тему: «Центр продуктивной и творческой деятельности в ДОУ»
Круглый стол для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...
СТАТЬЯ «Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Представлены подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду...
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Презентация. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....