Художественно-эстетическое восприятие в дошкольном образовании
статья

Мартынова Екатерина Александровна

В указе Президента Российской Федерации обозначена одна из главных целей современного образования: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций"

На основании Федерального государственного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, труду, обществу, искусству, все это составляет понятие - «Художественно-эстетическое воспитание». Также частью художественно-эстетического воспитания являются познание и восприятие искусства

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud-est_vospriyatie.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Екатерина Александровна

педагог ГБДОУ №2

Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Художественно-эстетическое восприятие в дошкольном образовании

В указе Президента Российской Федерации обозначена одна из главных целей современного образования: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[1].

На основании Федерального государственного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [2].

Развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, труду, обществу, искусству, все это составляет понятие - «Художественно-эстетическое воспитание». Также частью художественно-эстетического воспитания являются познание и восприятие искусства[3].

Вот как характеризуют понятие «восприятие» в разных словарях: например, в Большом психологическом словаре «восприятие» (от английского слова – «perception») – это:
«1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»);
2) сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, то есть чувственно-исследовательская деятельность наблюдения»
[4].

              Новый толково-словообразовательный словарь русского языка предлагает следующее определение «восприятию»:

«1) способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание;

2) психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта; образ, возникающий в результате такого процесса;

3) процесс действия, от слова «восприять» (устар.)»[5].

         В Большой советской энциклопедии «восприятие» -  «сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с  ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов восприятия относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" восприятия)»[6].

         В словаре русского языка Ожегова С. И. обозначено следующее определение термину «восприятие»: восприятие – «форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ»[7].

         Все эти понятия указывают нам на то, что «восприятие» - это психический процесс, направленный на развитие познания, который помогает человеку проявлять его скрытые духовные, нравственные чувства для понимания окружающего мира и обогащения своего внутреннего мира.

        Можно сделать вывод, что восприятие основано на ощущении. К ощущениям относится все, что связано с органами чувств. Восприятие же, прежде всего, выстраивается за счет памяти, мышления, осмысления, осязания, направленности. То есть можно говорить о том, что для развития восприятия необходимо развивать чувства и эмоции человеческой души, затрагивать самые тонкие струны.

Ощущение – это психический процесс, который показывает отдельное свойство предмета, это может быть вкус, цвет, запах и т.д.

Восприятие – процесс, объединяющий все свойства предмета в единое целостное представление, образ, явление.

Свойства восприятия:

  • Предметность (способность отражать явления, объекты в форме отдельных предметов)
  • Целостность (целостный образ предмета)
  • Структурность (происходит не мгновенно, а обдуманно выстраивая структуру)
  • Константность (или постоянство)
  • Апперцепция (процесс, показывающий ясность и отчетливость предмета, который зависит от индивидуальных особенностей, предшествующего опыта)
  • Осмысленность (смысловое значение предмета)
  • Активность (восприятие одного предмета на фоне остальных).

Основные виды восприятия:

  • зрительное,
  • осязательное,
  • слуховое,
  • обонятельное,
  • вкусовое;
  • восприятие пространства, движения, времени.

Для развития восприятия необходимо развивать – наблюдательность, пространственное мышление, трудовую и продуктивную деятельность[8].

«Восприятие», «художественно-эстетическое восприятие», «восприятие художественных произведений искусства», «культурно-исторический подход к восприятию», «формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности», «художественное воспитание» – все эти темы изучались известными педагогами, психологами и деятелями наук.

Теоретические основы художественного восприятия обозначены у Выготского Л. С. в его исследовании «Психология искусства». В понимании автора, художественное восприятие – это комплексная деятельность сознания, которая сочетает: художественные чувства, воображение, образное мышление и представление о предмете. В процессе приобщения к миру искусства у детей возникают чувства и эмоции, которые являются основным компонентом развития художественно-эстетического восприятия. Выготский называет их «умными эмоциями». В основе художественного творчества стоит колоссальный труд по освоению художественного мира искусства, преобразовывая полученный опыт через призму своего мировоззрения и приходя к новому[9].

Развитие восприятия прекрасного как прямой путь приобщения к искусству исследовано Н. П. Сакулиной («Рисование в дошкольном детстве») и Л. А. Венгером («Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте»). По мнению  Л. А. Венгера, в дошкольном возрасте ознакомление со свойствами предметов происходит за счет ориентировочно-исследовательских или сенсорных действий. В процессе игровой деятельности ребенок исследует объект, определяя его характерные качества – цвет, форму, величину, затем описывает его свойства, таким образом, происходит сенсорное развитие дошкольника, направленное на формирование восприятия окружающего мира, познания его сущности, на основе чувственного опыта[10].

В исследованиях Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой  описывается опыт организации дошкольной деятельности детей в изобразительной области для развития восприятия. В дошкольном детстве в изобразительной деятельности уделяется особое внимание развитию восприятия, ощущений, формированию зрительных представлений. В рисовании, лепке, аппликации передача образа, явления окружающего мира происходит за счет характерных свойств и качеств, определяемых на начальном этапе развития ребенка. Это – форма, цвет, размер. При этом необходимо выражать свое понимание, отношение к предмету, находить творческое прочтение и оригинальную трактовку, не забывая об узнаваемости этого предмета окружающими вокруг детьми и взрослыми[11].

Восприятию изобразительного искусства как самостоятельного вида деятельности посвящены исследования В. С. Мухиной («Возрастная психология») и Т. С. Комаровой («Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду»,  «Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста»).

Важной задачей в формировании всесторонне развитой гармоничной личности ставит перед собой «примерная основная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). В содержании программы особо отмечены занятия изобразительной деятельностью, восприятие произведений искусства, знакомство с видами и жанрами искусств.

Проблемой художественного общения в восприятии произведений искусства занимались Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Р.  М. Чумичева, Б. М. Неменский. Художественное общение, по словам авторов – это процесс образного общения двух сторон – создателя художественного произведения и созерцателя. Художественное общение является важным условием воспитания и адаптации личности в обществе, помогает формированию умственных способностей, духовных качеств.

Программы и методические пособия, приобщающие детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства, представлены Б. М. Неменским, Л. А. Неменской,  О. А. Куревиной, Л. Г. Савенковой, Т. А. Копцевой, Ю. Ф. Катхановой, Е. А. Медведевой и др.

Авторами программ музейной педагогики являются Л.Г. Савенкова («Полихудожественное образование как условие введения ребёнка в культуру»), И. Б. Сенновская, Н. В. Антипова, Л. П. Михеева, М. Н. Мацкевич и др.

Среди авторов программ и пособий по художественно-эстетическому развитию дошкольников (предшколы нового поколения)  следует выделить Н. А. Чуракову, О. В. Малаховскую и др. Создатели концептуальных основ и программ ставили перед собой определенные цели и задачи. Развитие эстетических чувств, ориентировка в пространстве художественных произведений искусства, установление причинно-следственных связей, развитие наблюдательности, пространственных представлений, проявление творческого самовыражения, инициативы и самостоятельности. Этому способствуют комплекс занятий по обогащению сенсорного и чувственного опыта[12].

Большой вклад в развитие музейной педагогики внес отдел Государственного Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» (главной задачей которого является развитие художественно-эстетического восприятия детей) и его коллектив (Столяров Б. А. – заведующий отделом,  Вербенец А. М., Зуева А. В., Зудина М. А, Коршунова О. А.).

Особенности проведения занятий художественно-эстетической направленности в дошкольном образовании

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовательном учреждении включает в себя:

-  развитие художественно-эстетических способностей во всех видах и жанрах искусства таких как, литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, фольклор, народные промыслы и т.д.;

- развитие эстетического восприятия и художественного вкуса, для воспитания гармоничной,  творческой, индивидуальной личности.

В образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»  входят - приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), прикладное искусство, народное декоративное творчество, конструктивная деятельность, музыкальная, танцевальная, театрализация, знакомство с художественной литературой.

Виды деятельности в дошкольном возрасте:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательная
  • Исследовательская
  • Предметная
  • Двигательная
  • Художественно-эстетическая
  • Трудовая.

На занятиях по художественно-эстетическому развитию в дошкольном образовании необходимо задействовать все виды детской деятельности:

  • использовать новые технологии, в том числе ИКТ
  •  увлекать детей игрой и экспериментами
  • исследовать объекты искусства
  • строить занятие с принципом вариативности, интеграции и новизны
  •  побуждать к созданию сюжетных или декоративных композиций и образов[13].

Структура и составление конспекта занятия

1. Определение программного содержания занятия, основываясь на  · образовательную программу дошкольного образования, индивидуальные особенности детей, уровень их подготовки, тематический план и т.д., включающее образовательные (обучающие), развивающие и воспитательные задачи.

2. Постановка целей и задач в соответствии с выбранной темой.

3. Подбор игр, упражнений или заданий, позволяющих решить поставленные задачи.

4. Подбор материалов, атрибутов, которые потребуются для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. По необходимости запланировать и провести предварительную работу. Диагностировать уровень подготовки, уточнить знания, умения и навыки воспитанников по данной теме (это могут быть беседы, игры, наблюдения и т.д.)

5. Необходимо учитывать  деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, выстраивать индивидуальную работу в соответствии с их особенностями и потребностями.

Занятие начинается с вводной части, которая длится три - пять минут и включает в себя: организационный момент (приветствие, привлечение внимания детей к педагогу, сюрпризный, заинтересовывающий момент); разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен; сообщение темы занятия. Вызвать интерес к занятию, желание участвовать в предстоящей деятельности.

Основная часть состоит из последовательной смены разных видов детской деятельности, связанных одним сюжетом или темой. В художественно-эстетической направленности подразумевается выполнения творческого задания по замыслу или по образцу педагога. Обязательным организационным моментом на данном этапе является обсуждение техники безопасности при использовании инструментов и материалов. По мере утомления детей проводится физкультминутка, подбор которой осуществляется также исходя из темы занятия и особенностей развития детей.

Итоговая часть (три - пять минут) включает в себя: обобщение занятия, полученного опыта; обсуждение впечатлений, эмоций[14].


[1] Указ Президента Российской Федерации от  07.05.2018 года № 204 «О  национальных целях и  стратегических задачах развития Российской Федерации на  период до 2024 года», пункт 5. (http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1, дата обращения 20.10.2020).

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

[3] См. об этом подробнее: Абраухова, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО. Учебное пособие. – Москва: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.

[4] Большой психологический словарь. – М., СПб.:  АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. – 409 с.

[5] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 1084 с.

[6] Большая советская энциклопедия. - М., 1969 – 1978.

[7] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.

[8] См. об этом подробнее: Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.

[9] См. об этом подробнее: Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,1998. - 480 с.

[10] См. об этом подробнее: Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Автореферат дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук. – М., 1968. - 37 с.

[11] См. подробнее об этом: Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. - 214 с.

[12] См. об этом подробнее: Чуракова, Н. А. Кронтик в музее. Как там - внутри картин? – М.: Академкнига, 2018. - 71 с.

[13] См. подробнее об этом: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

[14] См. об этом подробнее: Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 200 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"

"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»

Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»

Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ  сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...