Художественно-эстетическое восприятие в дошкольном образовании
статья
В указе Президента Российской Федерации обозначена одна из главных целей современного образования: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций"
На основании Федерального государственного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, труду, обществу, искусству, все это составляет понятие - «Художественно-эстетическое воспитание». Также частью художественно-эстетического воспитания являются познание и восприятие искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud-est_vospriyatie.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мартынова Екатерина Александровна
педагог ГБДОУ №2
Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Художественно-эстетическое восприятие в дошкольном образовании
В указе Президента Российской Федерации обозначена одна из главных целей современного образования: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[1].
На основании Федерального государственного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [2].
Развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, труду, обществу, искусству, все это составляет понятие - «Художественно-эстетическое воспитание». Также частью художественно-эстетического воспитания являются познание и восприятие искусства[3].
Вот как характеризуют понятие «восприятие» в разных словарях: например, в Большом психологическом словаре «восприятие» (от английского слова – «perception») – это:
«1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»);
2) сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «восприятие» обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, то есть чувственно-исследовательская деятельность наблюдения» [4].
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка предлагает следующее определение «восприятию»:
«1) способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание;
2) психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта; образ, возникающий в результате такого процесса;
3) процесс действия, от слова «восприять» (устар.)»[5].
В Большой советской энциклопедии «восприятие» - «сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки восприятие может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии. К числу процессов восприятия относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отд. признаков в объекте: выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или "оперативной единицы" восприятия)»[6].
В словаре русского языка Ожегова С. И. обозначено следующее определение термину «восприятие»: восприятие – «форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ»[7].
Все эти понятия указывают нам на то, что «восприятие» - это психический процесс, направленный на развитие познания, который помогает человеку проявлять его скрытые духовные, нравственные чувства для понимания окружающего мира и обогащения своего внутреннего мира.
Можно сделать вывод, что восприятие основано на ощущении. К ощущениям относится все, что связано с органами чувств. Восприятие же, прежде всего, выстраивается за счет памяти, мышления, осмысления, осязания, направленности. То есть можно говорить о том, что для развития восприятия необходимо развивать чувства и эмоции человеческой души, затрагивать самые тонкие струны.
Ощущение – это психический процесс, который показывает отдельное свойство предмета, это может быть вкус, цвет, запах и т.д.
Восприятие – процесс, объединяющий все свойства предмета в единое целостное представление, образ, явление.
Свойства восприятия:
- Предметность (способность отражать явления, объекты в форме отдельных предметов)
- Целостность (целостный образ предмета)
- Структурность (происходит не мгновенно, а обдуманно выстраивая структуру)
- Константность (или постоянство)
- Апперцепция (процесс, показывающий ясность и отчетливость предмета, который зависит от индивидуальных особенностей, предшествующего опыта)
- Осмысленность (смысловое значение предмета)
- Активность (восприятие одного предмета на фоне остальных).
Основные виды восприятия:
- зрительное,
- осязательное,
- слуховое,
- обонятельное,
- вкусовое;
- восприятие пространства, движения, времени.
Для развития восприятия необходимо развивать – наблюдательность, пространственное мышление, трудовую и продуктивную деятельность[8].
«Восприятие», «художественно-эстетическое восприятие», «восприятие художественных произведений искусства», «культурно-исторический подход к восприятию», «формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности», «художественное воспитание» – все эти темы изучались известными педагогами, психологами и деятелями наук.
Теоретические основы художественного восприятия обозначены у Выготского Л. С. в его исследовании «Психология искусства». В понимании автора, художественное восприятие – это комплексная деятельность сознания, которая сочетает: художественные чувства, воображение, образное мышление и представление о предмете. В процессе приобщения к миру искусства у детей возникают чувства и эмоции, которые являются основным компонентом развития художественно-эстетического восприятия. Выготский называет их «умными эмоциями». В основе художественного творчества стоит колоссальный труд по освоению художественного мира искусства, преобразовывая полученный опыт через призму своего мировоззрения и приходя к новому[9].
Развитие восприятия прекрасного как прямой путь приобщения к искусству исследовано Н. П. Сакулиной («Рисование в дошкольном детстве») и Л. А. Венгером («Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте»). По мнению Л. А. Венгера, в дошкольном возрасте ознакомление со свойствами предметов происходит за счет ориентировочно-исследовательских или сенсорных действий. В процессе игровой деятельности ребенок исследует объект, определяя его характерные качества – цвет, форму, величину, затем описывает его свойства, таким образом, происходит сенсорное развитие дошкольника, направленное на формирование восприятия окружающего мира, познания его сущности, на основе чувственного опыта[10].
В исследованиях Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой описывается опыт организации дошкольной деятельности детей в изобразительной области для развития восприятия. В дошкольном детстве в изобразительной деятельности уделяется особое внимание развитию восприятия, ощущений, формированию зрительных представлений. В рисовании, лепке, аппликации передача образа, явления окружающего мира происходит за счет характерных свойств и качеств, определяемых на начальном этапе развития ребенка. Это – форма, цвет, размер. При этом необходимо выражать свое понимание, отношение к предмету, находить творческое прочтение и оригинальную трактовку, не забывая об узнаваемости этого предмета окружающими вокруг детьми и взрослыми[11].
Восприятию изобразительного искусства как самостоятельного вида деятельности посвящены исследования В. С. Мухиной («Возрастная психология») и Т. С. Комаровой («Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду», «Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста»).
Важной задачей в формировании всесторонне развитой гармоничной личности ставит перед собой «примерная основная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). В содержании программы особо отмечены занятия изобразительной деятельностью, восприятие произведений искусства, знакомство с видами и жанрами искусств.
Проблемой художественного общения в восприятии произведений искусства занимались Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Р. М. Чумичева, Б. М. Неменский. Художественное общение, по словам авторов – это процесс образного общения двух сторон – создателя художественного произведения и созерцателя. Художественное общение является важным условием воспитания и адаптации личности в обществе, помогает формированию умственных способностей, духовных качеств.
Программы и методические пособия, приобщающие детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства, представлены Б. М. Неменским, Л. А. Неменской, О. А. Куревиной, Л. Г. Савенковой, Т. А. Копцевой, Ю. Ф. Катхановой, Е. А. Медведевой и др.
Авторами программ музейной педагогики являются Л.Г. Савенкова («Полихудожественное образование как условие введения ребёнка в культуру»), И. Б. Сенновская, Н. В. Антипова, Л. П. Михеева, М. Н. Мацкевич и др.
Среди авторов программ и пособий по художественно-эстетическому развитию дошкольников (предшколы нового поколения) следует выделить Н. А. Чуракову, О. В. Малаховскую и др. Создатели концептуальных основ и программ ставили перед собой определенные цели и задачи. Развитие эстетических чувств, ориентировка в пространстве художественных произведений искусства, установление причинно-следственных связей, развитие наблюдательности, пространственных представлений, проявление творческого самовыражения, инициативы и самостоятельности. Этому способствуют комплекс занятий по обогащению сенсорного и чувственного опыта[12].
Большой вклад в развитие музейной педагогики внес отдел Государственного Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» (главной задачей которого является развитие художественно-эстетического восприятия детей) и его коллектив (Столяров Б. А. – заведующий отделом, Вербенец А. М., Зуева А. В., Зудина М. А, Коршунова О. А.).
Особенности проведения занятий художественно-эстетической направленности в дошкольном образовании
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовательном учреждении включает в себя:
- развитие художественно-эстетических способностей во всех видах и жанрах искусства таких как, литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, фольклор, народные промыслы и т.д.;
- развитие эстетического восприятия и художественного вкуса, для воспитания гармоничной, творческой, индивидуальной личности.
В образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» входят - приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), прикладное искусство, народное декоративное творчество, конструктивная деятельность, музыкальная, танцевальная, театрализация, знакомство с художественной литературой.
Виды деятельности в дошкольном возрасте:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательная
- Исследовательская
- Предметная
- Двигательная
- Художественно-эстетическая
- Трудовая.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию в дошкольном образовании необходимо задействовать все виды детской деятельности:
- использовать новые технологии, в том числе ИКТ
- увлекать детей игрой и экспериментами
- исследовать объекты искусства
- строить занятие с принципом вариативности, интеграции и новизны
- побуждать к созданию сюжетных или декоративных композиций и образов[13].
Структура и составление конспекта занятия
1. Определение программного содержания занятия, основываясь на · образовательную программу дошкольного образования, индивидуальные особенности детей, уровень их подготовки, тематический план и т.д., включающее образовательные (обучающие), развивающие и воспитательные задачи.
2. Постановка целей и задач в соответствии с выбранной темой.
3. Подбор игр, упражнений или заданий, позволяющих решить поставленные задачи.
4. Подбор материалов, атрибутов, которые потребуются для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. По необходимости запланировать и провести предварительную работу. Диагностировать уровень подготовки, уточнить знания, умения и навыки воспитанников по данной теме (это могут быть беседы, игры, наблюдения и т.д.)
5. Необходимо учитывать деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, выстраивать индивидуальную работу в соответствии с их особенностями и потребностями.
Занятие начинается с вводной части, которая длится три - пять минут и включает в себя: организационный момент (приветствие, привлечение внимания детей к педагогу, сюрпризный, заинтересовывающий момент); разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен; сообщение темы занятия. Вызвать интерес к занятию, желание участвовать в предстоящей деятельности.
Основная часть состоит из последовательной смены разных видов детской деятельности, связанных одним сюжетом или темой. В художественно-эстетической направленности подразумевается выполнения творческого задания по замыслу или по образцу педагога. Обязательным организационным моментом на данном этапе является обсуждение техники безопасности при использовании инструментов и материалов. По мере утомления детей проводится физкультминутка, подбор которой осуществляется также исходя из темы занятия и особенностей развития детей.
Итоговая часть (три - пять минут) включает в себя: обобщение занятия, полученного опыта; обсуждение впечатлений, эмоций[14].
[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», пункт 5. (http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1, дата обращения 20.10.2020).
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
[3] См. об этом подробнее: Абраухова, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО. Учебное пособие. – Москва: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
[4] Большой психологический словарь. – М., СПб.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. – 409 с.
[5] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 1084 с.
[6] Большая советская энциклопедия. - М., 1969 – 1978.
[7] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
[8] См. об этом подробнее: Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
[9] См. об этом подробнее: Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,1998. - 480 с.
[10] См. об этом подробнее: Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Автореферат дис. на соискание учен. степени д-ра пед. наук. – М., 1968. - 37 с.
[11] См. подробнее об этом: Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. - 214 с.
[12] См. об этом подробнее: Чуракова, Н. А. Кронтик в музее. Как там - внутри картин? – М.: Академкнига, 2018. - 71 с.
[13] См. подробнее об этом: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
[14] См. об этом подробнее: Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"
"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»
Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...
Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)
Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Пересказ сказки Бориса Житкова « Храбрый утенок» Задачи: формировани...
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы)Тема: Чтение сказки В. Зотова «Муравей»Задачи: Уточнять и расширять представления детей об ...