Выступление на тему «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр»
презентация к уроку (средняя группа)

Берилова Оксана Валерьевна

Отчет о проделанной работе по теме "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления25.06 КБ
Файл презентация1.27 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ: детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

города Асино Томской области

Выступление

на тему

«Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами,

посредством дидактических игр»

Подготовила:

Берилова Оксана Валерьевна, воспитатель

I квалификационной категории

Асино 2020

Слайд 2

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления.В. Сухомлинский писал:"В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с.; с. 131-132).

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире.

Слайд 3

Существует много разнообразных приемов, методов и технологий, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.

Я считаю, что сложные шахматные знания будут легче усваиваться в специфической для дошкольников деятельности, а именно в игре.Поэтому, целью моей работы является прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры.

При помощи интернета я  изготовила ряд дидактических игр по ознакомлению детей с шахматной доской и шахматными фигурами.

Цель:прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры.

Задачи:

  1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, название шахматных фигур.
  2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у воспитанников младшего дошкольного возраста.
  3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

Слайд 4

На первом этапе мы познакомились с шахматной доской.

- рассматривали ее: узнали, что она состоит из белых, черных полей, которые чередуются между собой;

- рассматривали форму доски, полей;

- изучали понятия: вертикаль, горизонталь, диагональ.

Слайд 5

Для закрепления этих понятий применяла дидактические игры: «Составь шахматную доску» (из квадратов размером2 на 2 см), что способствуют овладению пространственным ориентированием на плоскости.

«Горизонталь» - Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль» - То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

Слайд 6

Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко,в этом нам помогли такие игры как:

- «Кубик»: на гранях приклеила изображения фигур и по очереди бросала детям, а они называли фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.

Слайд 7

-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятала фигуры, и дети по очереди на ощупь определяли их название.

Слайд 8

Также способствовали запоминанию шахматных фигуртакие игры:

«Узнай по силуэту» - дети должны узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее.

Слайд 9

Круги Луллия «Найди пару»

Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги. На 1 круге - картинки с изображением представителей животного мира, людей, предметов, на 2 круге – шахматная фигура. Ребенок должен сопоставить изображения и найти пару.

Слайд 10

«Сложи картинку» Дети собирают изображение предмета из отдельных частей; соотносят образ представления с целостным образом реального предмета, действуя путём прикладывания.

Слайд 11

«Шахматное лото».

Детям раздаются по 1 карточке, где нарисованы фигуры и фишки.Ведущий достает из мешочка и говорит, какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот ставит фишку на карточку. Выигрывает тот, кто закрыл все фигуры карточки.

Слайд 12

«Белые и черные»

На столе стоят все шахматные фигуры. Дети по заданию педагога выбирают все белые или все черные фигуры. Также можно выбрать все пешки, ладьи и т.д.

Слайд  13

Обучение игры в шахматы осуществляю:

  1. в совместной деятельности во время режимных моментов; 
  2. в самостоятельной деятельности.

Для этого созданы все условия в группе. Имеется шахматный уголок Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к шахматам.

Всю работу организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаю ребёнку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.

Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой, и помогаю освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее).

Слайд 14

Работа с родителями

Для родителей была подготовлена консультация «Шахматы в жизни дошкольника»

Слайд 15

Родителей заинтересовала эта тема и одна из мам - рукодельниц предложила другим мамам связать шахматные фигуры. Сестренка одного из мальчиков связала шахматную доску. Так в нашей группе появились необычные шахматы изготовленные  «своими руками».

В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры «Шахматы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр» Подготовила: Берилова Оксана Валерьевна, воспитатель I квалификационной категории

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти»

Слайд 3

Цель: прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры. Задачи: Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, название шахматных фигур. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

Слайд 4

Первое знакомство с шахматам и

Слайд 5

Дидактическая игра: «Составь шахматную доску»

Слайд 6

«Кубик»

Слайд 7

«Волшебный мешочек»

Слайд 8

Дидактическая игра «Узнай по силуэту»

Слайд 9

Круги Луллия «Найди пару»

Слайд 10

«Сложи картинку»

Слайд 11

«Шахматное лото»

Слайд 12

«Белые и черные»

Слайд 13

Шахматный уголок

Слайд 14

Работа с родителями Консультация для родителей «Шахматы в жизни дошкольника»

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по речевому развитию на тему: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [ Б ]"

Цель: Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [Б].Задачи:Обучающие:1. упражнять детей в отчетливом произнесении согласного а [б] звук, в правильном воспроизведении звукоподражаний, сл...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [у]»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Зн...

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]»

Непосредственно образовательная деятельностьна тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:" Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством"...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Конспект ООД в младшей группе Тема:Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устнным творчеством"...