Выступление на тему «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр»
презентация к уроку (средняя группа)
Отчет о проделанной работе по теме "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами, посредством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 25.06 КБ |
презентация | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ: детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»
города Асино Томской области
Выступление
на тему
«Знакомство детей младшего дошкольного возраста с шахматами,
посредством дидактических игр»
Подготовила:
Берилова Оксана Валерьевна, воспитатель
I квалификационной категории
Асино 2020
Слайд 2
Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления.В. Сухомлинский писал:"В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Кишинев: Лумина, 1978. – 240 с.; с. 131-132).
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире.
Слайд 3
Существует много разнообразных приемов, методов и технологий, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры.
Я считаю, что сложные шахматные знания будут легче усваиваться в специфической для дошкольников деятельности, а именно в игре.Поэтому, целью моей работы является прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры.
При помощи интернета я изготовила ряд дидактических игр по ознакомлению детей с шахматной доской и шахматными фигурами.
Цель:прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры.
Задачи:
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, название шахматных фигур.
- Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у воспитанников младшего дошкольного возраста.
- Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.
Слайд 4
На первом этапе мы познакомились с шахматной доской.
- рассматривали ее: узнали, что она состоит из белых, черных полей, которые чередуются между собой;
- рассматривали форму доски, полей;
- изучали понятия: вертикаль, горизонталь, диагональ.
Слайд 5
Для закрепления этих понятий применяла дидактические игры: «Составь шахматную доску» (из квадратов размером2 на 2 см), что способствуют овладению пространственным ориентированием на плоскости.
«Горизонталь» - Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль» - То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
Слайд 6
Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко,в этом нам помогли такие игры как:
- «Кубик»: на гранях приклеила изображения фигур и по очереди бросала детям, а они называли фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.
Слайд 7
-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятала фигуры, и дети по очереди на ощупь определяли их название.
Слайд 8
Также способствовали запоминанию шахматных фигуртакие игры:
«Узнай по силуэту» - дети должны узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее.
Слайд 9
Круги Луллия «Найди пару»
Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги. На 1 круге - картинки с изображением представителей животного мира, людей, предметов, на 2 круге – шахматная фигура. Ребенок должен сопоставить изображения и найти пару.
Слайд 10
«Сложи картинку» Дети собирают изображение предмета из отдельных частей; соотносят образ представления с целостным образом реального предмета, действуя путём прикладывания.
Слайд 11
«Шахматное лото».
Детям раздаются по 1 карточке, где нарисованы фигуры и фишки.Ведущий достает из мешочка и говорит, какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот ставит фишку на карточку. Выигрывает тот, кто закрыл все фигуры карточки.
Слайд 12
«Белые и черные»
На столе стоят все шахматные фигуры. Дети по заданию педагога выбирают все белые или все черные фигуры. Также можно выбрать все пешки, ладьи и т.д.
Слайд 13
Обучение игры в шахматы осуществляю:
- в совместной деятельности во время режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности.
Для этого созданы все условия в группе. Имеется шахматный уголок Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к шахматам.
Всю работу организую с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Предлагаю ребёнку игры, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.
Привлекаю малоактивных детей, заинтересовываю их игрой, и помогаю освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи (узнать силуэт фигуры, найти ее изображение, наложить на силуэт, назвать ее).
Слайд 14
Работа с родителями
Для родителей была подготовлена консультация «Шахматы в жизни дошкольника»
Слайд 15
Родителей заинтересовала эта тема и одна из мам - рукодельниц предложила другим мамам связать шахматные фигуры. Сестренка одного из мальчиков связала шахматную доску. Так в нашей группе появились необычные шахматы изготовленные «своими руками».
В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры «Шахматы».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Александрович Сухомлинский «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти»
Цель: прививание интереса к игре в шахматы с помощью игровых технологий; формирование начальных представлений о правилах игры. Задачи: Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, название шахматных фигур. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление у детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.
Первое знакомство с шахматам и
Дидактическая игра: «Составь шахматную доску»
«Кубик»
«Волшебный мешочек»
Дидактическая игра «Узнай по силуэту»
Круги Луллия «Найди пару»
«Сложи картинку»
«Шахматное лото»
«Белые и черные»
Шахматный уголок
Работа с родителями Консультация для родителей «Шахматы в жизни дошкольника»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по речевому развитию на тему: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [ Б ]"
Цель: Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [Б].Задачи:Обучающие:1. упражнять детей в отчетливом произнесении согласного а [б] звук, в правильном воспроизведении звукоподражаний, сл...
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [у]»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».Цель: Зн...
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]»
Непосредственно образовательная деятельностьна тему: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста со звуком [д]» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»...
Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»
Конспект ООД в младшей группе Тема:" Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством"...
Конспект ООД в младшей группе Тема: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»
Конспект ООД в младшей группе Тема:Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устнным творчеством"...
Конспект обязательной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: Знакомство детей младшего дошкольного возраста с народным искусством «В гостях у домовёнка Кузи»
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию...
Проект: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством посредством сказок"
Краткосрочный проект. Младшая группа....