План работы по самообразованию на период 2020-2023г.
учебно-методический материал
План работы по самообразованию на период 2020-2023г. "Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_2020-2023.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш»
Программа самообразования
воспитателя Абрамовой Елены Викторовны
на период с 2020- 2023
Мегион 2020 г.
Тема: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание.
Художественное слово является действенным средством воспитания моральных качеств личности. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей, средствами художественной литературы.
Цель: Повышение педагогической компетенции в вопросе социально- нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
- Поиск эффективных формы форм работы с родителями по социально-нравственному воспитанию
Основные направления реализации программы.
- Расширение образованности.
- Повышение педагогической компетентности.
- Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
- Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
- Участие в различных конкурсах.
- Транслирование опыта практических результатов в педагогическом сообществе.
- Самостоятельный поиск педагогической информации в системе Интернет.
- Посещение музеев, выставок, театров, с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- Оформление собственных методических наработок.
- Повышение квалификации.
- Разработка и проведение открытых мероприятий;
- Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по социально -нравственному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы.
Этапы реализации Программы:
2020-2021 год
- Изучение методической литературы по данной теме. В течении года
- Изучение опыта по данной теме, В течении года
представленного в интернет- сообществе.
- Составление перспективного плана работы с детьми Октябрь
- Подбор художественной литературы,
иллюстрированного материала. Создание
картотеки сказок для работы с детьми Ноябрь- декабрь
- Подбор дидактического материала по данной теме В течении года
- Разработка плана работы с семьей по проблеме
социально-нравственного воспитания
дошкольников средствами художественной литературы Январь
- Составление плана работы с социальными партнерами Февраль
- Создание предметно развивающей среды по данной теме В течении года
2021-2022 год
- Анкетирование родителей по данной теме Сентябрь
- Проведение родительских собраний Октябрь, март
- Освоение различных методов и приёмов
в работе с детьми по данной теме В течении года
- Участие различных конкурсах В течении года
- Работа с социальными партнерами В течении года
- Реализация проекта по данной теме В течении года
- Пополнение предметно развивающей среды
по данной теме В течении года
2022-2023 год
- Обобщение и систематизация материалов по
социально-нравственному воспитанию
дошкольников средствами художественной
литературы Сентябрь – ноябрь
- Распространение педагогического опыта в
сетевом педагогическом сообществе,
на сайте ДОУ в сети Интернет,
педагогических советах В течении года
- Участие различных конкурсах В течении года
- Работа с социальными партнерами В течении года
- Реализация проекта по данной теме В течении года
- Пополнение предметно развивающей среды
по данной теме В течении года
- Анализ и оценка достигнутых изменений
профессиональных качеств. Апрель- Май
Перспективный план работы с детьми и их родителей
на три учебных года 2020- 2023.
2020-2021 год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
ноябрь | Беседа с детьми на тему «О чем нам говорят книги» Просмотр видео «Что такое библиотека» Чтение воспитателем произведение В.Осеева «Волшебное слово» | Родительское собрание на тему «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» |
декабрь | Чтение и беседа по прочитанным произведениям Я. Аким «Первый снег», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка» | Памятка для родителей «Есть много способов, чтобы расширить мир вашего ребенка. Любовь к книгам – лучший из всех.» |
январь | Чтение и беседа по прочитанным произведениям Н. Некрасов «Мороз – воевода» В. Бианки «Бесплатные столовые» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения «Мы кормушку смастерили» З. Александрова. |
февраль | Экскурсия в библиотеку. Просмотр и беседа мультфильма «Мешок яблок» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | Совместное творчество ребенка и родителя рисунок добрых дел из понравившегося произведения. |
март | Чтение худ. литературы и беседы по прочитанному с Батюшкой | Пополнение предметно развивающей среды, изготовление масок. |
Апрель- май | Просмотр детского театра по произведению «Муха- цокотуха» | Проектная деятельность на лето «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни» |
2021-2022 год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь-октябрь | Мониторинг Чтение и беседа по прочитанным произведениям С. Михалков «Осень в лесу» А. Мусатов «Откуда хлеб пришел» | Анкетирование родителей по данной теме Родительское собрание. Защита летних проектов «Узнаю хорошее из книги- делаю это в жизни» |
ноябрь | Чтение и беседа по прочитанному произведениям Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» К. Ушинский «Коровка» | Совместное творчество ребенка и родителя, полюбившиеся животные из произведений (почему) Совместная деятельность родителя, ребенка и воспитателя в создании альбома «Вот такие, герои полюбившихся книг» |
декабрь | Просмотр спектакль детского театра «Очень хитрая лиса» Участие в олимпиадах и конкурсах. | Консультация для родителей «Как приобщит детей к театру» |
январь | Чтение и беседа по прочитанному произведениям А. Фомин «Подружки». Е. Зайцев «Уроки Айболита» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения З. Александрова «Птичья елка» |
февраль | Чтение и беседа по прочитанному произведениям З. Александрова «Дозор» А. Барто «Есть такие мальчишки» | Совместное чтение ребенка и родителя произведения В. Маяковский «Вот какой рассеянный», |
март | Чтение стихотворений Югорских писателей. | Родительское собрание |
Апрель- май | Участие в олимпиадах и конкурсах. Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок. | Семейная игра квест «По мотивам сказок» |
2022- 2023 год.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь- октябрь | Мониторинг Участие в олимпиадах и конкурсах | Родительское собрание Пополнение предметно развивающей среды. |
ноябрь | Чтение и беседы по прочитанным произведениям Я. Таяц «Моя мама пахнет хлебом» Ш. Галиев «Три копейки на покупку» | Совместная деятельность по проектной работе. |
декабрь | Чтение и придумывание загадок, скороговорок, считалок. Игра- батл (по загадкам, скороговоркам, считалкам) | Защита своих проектов. |
январь | Участие в олимпиадах и конкурсах Чтение и беседы по прочитанным произведениям М. Пришвин «Лесные хоромы» С. Козлов «Зимняя сказка» | Совместная работа ребенка, родителя и воспитателя в создании альбома «Стихи и рассказы о красоте и богатстве Югорского края» |
февраль | Заучивание и проигрывание сценок из произведений, про добро и зло, любовь, дружбу. Показ- выступление перед другими группами. | Совместная творчество родителя и ребенка, создание элементов декора, масок, инвентаря. |
март | Чтение и беседы по прочитанным произведениям Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | Родительское собрание |
Апрель-май | Проигрывание понравившихся сценок из произведений. Участие в олимпиадах и конкурсах. Мониторинг | Совместное творческая работа родителя и ребенка, проигрывание сценок из произведений. |
Список литературы:
Космачева, М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / М. Н. Космачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45516/ (дата обращения: 28.11.2021).
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС/ Р. С. Буре. М.: «Мозайка-Синтез», 2015.
Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм.// Дошкольное воспитание. — 2006. № 10. С. 82–85.
Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. — М.:ТЦ Сфера, 2013.
Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы по самообразованию в меж аттестационный период
каждому педагогу когда-то придется столкнуться с аттестацией. Когда я получила первую категорию - я перед собой поставила задачу: создать план в меж аттестационный период. Это необходимо для аттестаци...
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя Т.А.Пилясовой в межаттестационный период 2015-2019 г.г. по теме: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 250 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАНОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНАУТВЕРЖДАЮЗАВЕДУЮЩАЯ МАДОУ № 250 _____________Ч.М.Мурадимо...
«ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» на период с 2015 года по 2019 год
План работы по самообразованию на период с 2015 года по 2019 год...
Индивидуальный план работы по самообразованию на период с 2015 по 2020 год
Тема самообразования: «Игровая деятельность как средство развития речи детей»...
Индивидуальный план работы по самообразованию на период с 2020 по 2025 год
Тема: «Развитие интеллекта дошкольников в процессе развивающей дидактической игры»....
План работы по самообразованию на межаттестационный период
Индивидуальный план повышения уровня самообразования на межаттестационный период по теме: "Развитие творческих способностей бетей дошкольного возраста посредчтвом нетрадиционных техник рисования...
Индивидуальный план работы по самообразованию в межаттестационный период на 2017 - 2021 уч.гг.
План по самообразованию...