План работы по самообразованию на межаттестационный период
рабочая программа

Елена Александровна Бутько

Индивидуальный план повышения уровня самообразования на межаттестационный период по теме: "Развитие творческих способностей бетей дошкольного возраста посредчтвом нетрадиционных техник рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 18»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

воспитателя 1 кваллификационной категории

Бутько Елены Александровны

на межаттестационный период  2018-2021 год

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Зауральский, 2018

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: повышение профессиональной компетенции по проблеме самообразования.

Задачи:

  1. Совершенствовать и углубить свои знания путем изучения научной и методической литературы, интернет-ресурсов, передового опыта педагогов ДОУ по данной теме
  2. Выявить и проанализировать современные тенденции в области нетрадиционных техник рисования.
  3. Разработать рабочую программу для всех возрастных групп.
  4. Создать условия для реализации программы через пополнение  предметно-развивающей среды.
  5. Апробирование и внедрение программы саморазвития в рамках реализации Рабочей программы.
  6. Поделиться опытом работы по теме нетрадиционного рисования с педагогами ДОУ
  7. Проанализировать результативность внедрения программы по самообразованию.

Актуальность проблемы

Все дети любят рисовать, когда у них это хорошо получается. Первые неудачи могут отбить все желание к творчеству. Ведь для того, чтобы красиво рисовать, нужно уметь владеть карандашом, кисточкой, уметь правильно пользоваться красками. Не имея таких навыков, дети испытывают разочарование. Вот здесь-то и приходит на помощь нетрадиционное рисование. Это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами восхищает, удивляет, завораживает детей. В процессе творчества дети испытывают настоящий интерес. Сочетание разнообразных  техник дает положительные результаты, дети получают настоящее удовольствие от творческой деятельности. Ребенок может рисовать чем хочет и как хочет, и даже придумать свою необычную технику.  Кроме того, нетрадиционное рисование способствует развитию мелкой моторики, воображению; мотивирует к поиску новых способов изображения задуманного; дает свободу, воспитывает смелость; тренирует пространственное мышление, а самое главное – дает уверенность в своих способностях и силах. Поэтому применение техник нетрадиционного рисования в ДОУ положительно сказывается на психическом развитии дошкольников, взращивает интеллект и нестандартное мышление.

Форма самообразования: индивидуальная

Сроки реализации программы самообразования: межаттестационный период 2017-2021 год.

Источники самообразования: методическая литература, курсы повышения квалификации, мастер-классы, вебинары, интернет-ресурсы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта  на педагогических советах, мастер-классах, участие в профессиональном конкурсе.

Основные этапы работы по теме самообразования:

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Диагностический

2017 - 2018 уч. г.

Постановка проблемы, формулирование темы самообразования, выявление актуальности проблемы, изучение педагогической литературы по данной теме.

Прогностический

2018-2019 уч.г.

Определение целей и задач, разработка программы, планирование и прогнозирование результатов работы.

Практический

2019-2020 уч.г.

Реализация программы по самообразованию, накопление материалов, работа с воспитанниками их родителями и педагогами.

Обобщающий

2020-2021 уч.г.

Подведение итогов, оформление результатов работы, использование полученного опыта работы в дальнейшей педагогической деятельности и его распространение. Аттестация.

Предполагаемый результат:

  1. Расширить знания и практические навыки по данной теме, познакомиться с современными тенденциями в области нетрадиционного рисования.
  2. Пополнить  методическую копилку (картотеки, пособия, памятки, буклеты и пр.).
  3. Создать пространственную предметно-развивающую среды в группе ДОУ на основе различных видов искусства, предметного окружения.
  4. Познакомить дошкольников с техниками нетрадиционного рисования в соответствии с возрастными особенностями, показать их выразительные возможности.
  5. Вызвать у родителей интерес к творческой деятельности детей, привлечь их к совместному творчеству с детьми, а также повышение компетентности родителей в области нетрадиционного рисования.
  6. Привлечь внимание педагогов к проблеме нетрадиционного рисования в ДОУ и его положительное влияние на психическое развитие дошкольников; повысить их уровень компетенции в данной области.

Формы работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год (диагностический этап)

№ п/п

Направление деятельности

Содержание работы

Предполагаемый результат

1

Методическая работа

1. Изучение методической и научной литературы, интернет ресурсов по проблеме самообразования:

- Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез, 2019

- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.

- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. 

- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.

- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

- Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

2. Определение темы самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

3. Пополнение предметно-пространственной среды группы (создание уголка творчества для детей)

Получение новых знаний в области нетрадиционного рисования

2

Работа с родителями

  1. Беседа с родителями о значении детского творчества
  2. Диагностическая работа по определению потребности родителей в развитии творческих способностей детей

Выявление актуальности работы по данному направлению

Формы работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год (прогностический этап)

№ п/п

Направление деятельности

Содержание работы

Предполагаемый результат

1

Методическая работа

1. Изучение методической и научной литературы, интернет ресурсов по проблеме самообразования:

- Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез, 2019

- Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009

- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2009

- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.

- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

2.Определение цели и задач по теме самообразования.

3. Составление плана работы.

4. Разработка программы по самообразованию

Повышение  теоретического, научно-методического уровня

Систематизация и структурирование полученных на данном этапе знаний

2

Работа с детьми

  1. Знакомство с основными техниками нетрадиционного рисования.
  2. Пополнение развивающей среды группы новыми материалами для рисования

Выявление интереса к нетрадиционным видам рисования у детей

3

Работа с родителями

  1. Беседа с родителями о влиянии рисования на развитие детей в дошкольном возрасте
  2. Демонстрация  первых детских работ в нетрадиционных техниках рисования

Выявление интереса к нетрадиционным видам рисования у родителей

4

Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Значение нетрадиционного рисования для развития детей дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом часе

Формы работы по самообразованию на 2019-2020 уч. год

(практический этап)

№ п/п

Направление деятельности

Содержание работы

Предполагаемый результат

1

Методическая работа

1. Изучение методической и научной литературы, интернет ресурсов по проблеме самообразования:

- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 2011

- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

- Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009 г.

2. Разработка проектов по нетрадиционному рисованию с дошкольниками

3. Накопление дидактических материалов по теме самообразование (создание картотеки занятий, картотеки пальчиковых игр, игр на развитие творческих способностей; альбомов поэтапного рисования для детей; папки-передвижки «Развитие творческих способностей ребенка»)

4. Пополнение предметно-пространственной среды группы (внесение новых материалов для творчества детей)

5. Участие в районном конкурсе профессионального мастерства Педагог года «Педагог года в дошкольном образовании 2020».

Повышение  теоретического, научно-методического уровня

Создание методической базы на основе полученных знаний

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения

Повышение своего педагогического мастерства, обмен опытом.

2

Работа с детьми

1.Реализация краткосрочных проектов:

-  «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»;

- «Вместо кисточки - рука»;

- «Маленькие исследователи»;

- «Цветные карандашики».

2.Проведение занятий по нетрадиционному рисованию:

- «Волшебный лед»;

- «Деревья в лесу»;

- «Зимние узоры»;

- «Как краски в гости ходили»;

- «Украшение для матрешки»

Развитие художественно-творческих способностей детей группы раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования

Знакомство детей с новыми техниками  материалами рисования и их выразительными возможностями.

3

Работа с родителями

1.Проведение мастер-класса для родителей:

«Создание сенсорного планшета для занятий с детьми»

2.Консультации для родителей

- «Влияние нетрадиционного рисования на развитие дошкольников»;

-  «Инновационные ориентиры в развитии дошкольного образования: метод правополушарного рисования»;

- «Роль художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольника»;

- «Роль сенсорного развития в жизни дошкольников».

Привлечение родителей к созданию методических пособий, вызвать интерес к творческой деятельности

Повышение компетентности родителей. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

4

Работа с педагогами

1.Проведение мастер-класса для педагогов:

«Создание сенсорного планшета для занятий с детьми»

2.Консультации для педагогов:

- «Влияние нетрадиционного рисования на развитие дошкольников»

- «Роль нетрадиционного рисования в образовательной деятельности ДОУ»

3.Выступление на пед.часе:

- «Нетрадиционные техники рисования: правополушарное рисование»

4.Выступление в районном конкурсе профессионального мастерства Педагог года «Педагог года в дошкольном образовании 2020» (показ занятия, проведение мастер-класса, самопрезентация, публичное выступление)

Поделится опытом работы по теме самообразования с педагогами  ДОУ

Накопление нового опыта, получение новых знаний и умений.

Формы работы по самообразованию на 2020-2021 уч. год

(обобщающий этап)

№ п/п

Направление деятельности

Содержание работы

Предполагаемый результат

1

Методическая работа

1. Изучение методической и научной литературы, интернет ресурсов по проблеме самообразования:

- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2009

- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. 

- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009

- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011

2. Подведение итогов по самообразованию

3. Написание опыта работы по нетрадиционному рисованию на основе полученных знаний

4.Пополнение предметно- развивающей среды группы новыми материалами для творчества

5.Дальнейшая методическая работа по данной теме.

Получение новых знаний в области нетрадиционного рисования

Обобщение и систематизация материалов, накопленных в течение работы по проблеме самообразования

Получение новых знаний

2

Работа с детьми

  1. Реализация проектов «Мы - фантазеры»
  2. «Разноцветный мир творчества»
  3. Обобщающий проект «Такие разные техники»

2.Проведение занятий по нетрадиционному рисованию:

- «Яркие краски осени»;

- «Снежинки»;

- «Украшение для ёлочки»;

- «Праздничный салют»;

3. Создание коллажа «Морской пейзаж» (групповая работа)

4. Оформление выставки рисунков в группе

Побуждать детей самостоятельно применять техники нетрадиционного рисования на основе полученных знаний

Закрепление изученных техник и знакомство с новыми приемами нетрадиционного рисования.

Развить умение получать эстетическое удовольствие от своих рисунков.

3

Работа с родителями

1 Беседы по теме нетрадиционного рисования

2. Проведение открытого занятия по нетрадиционному рисованию «Мы рисуем вместе»

3. Организация выставки детского творчества

4. Экскурсия в группу с целью демонстрации наполненности группы творческими материалами

Приобщение родителей к детскому творчеству, совместное рисование с детьми

4

Работа с педагогами

1. Проведение занятия  с педагогами по использованию нетрадиционных техник рисования.

2.Консультация для педагогов: «Цветовосприятие и его роль в психическом развитии дошкольников»

3. Экскурсия в группу с целью демонстрации предметно-развивающей пространственной среды

4. Трансляция полученного опыта и знаний по теме самообразования  на пед.часе.

Показать на практики выразительные возможности техник рисования.

Повышение теоретического уровня педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня

Индивидуальный план работы педагога - психолога на межаттестационный период с 2015 по 2020 год по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Представлен индивидуальный план работы учителя-логопеда по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Представлен  индивидуальный план  работы по повышению профессионального  уровня...

Индивидуальный план работы по самообразованию в межаттестационный период

Индивидуальный план работы по самообразованию в межаттестационный период ...

Индивидуальный план работы по самообразованию в межаттестационный период на 2017– 2023 год

Цель: Повышение профессионального развития в межаттестационный период....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В материале указаны мероприятия по самообразованию,способствующие повышению компетенции педагога....