Сообщение "Роль доминантных занятий по привитию вокально - хоровых навыков в развитии речи дошкольников"
учебно-методический материал (старшая группа)
Доминантные занятия повышают интерес детей к отдельному виду деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через выбранный вид деятельности, формируют умения и навыки; позволяют музыкальному пуководителю найти верные варианты решения педагогических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rol_domin_zanyatiy.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Роль доминантных занятий по привитию вокально – хоровых навыков в развитии речи дошкольников»
Музыкальная ОД в детском саду - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей. Всем известны следующие виды ОД по художественно-эстетическому музыкальному развитию:
- Традиционная (типовая)
- Комплексная
- Тематическая
- Интегрированная
- Доминантная
Сегодня мы поговорим о доминантной ОД. Домина́нта (от лат. Dominans, что значит «господствующий», «преобладающий»). Доминантные занятия повышают интерес детей к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через выбранный вид деятельности, формируют умения и навыки; позволяют музыкальному руководителю найти верные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.
Сейчас было показано доминантное занятие, на котором преобладал определенный вид музыкальной деятельности - пение. Моё внимание при составлении конспекта было направлено на связь пения с развитием речи у дошколят. Ведь одной из годовых задач МДОУ является «осуществление комплексного подхода к развитию речи детей в разных видах деятельности с применением современных педагогических технологий в свете требований ФГОС ДО».
Поэтому задания для детей я подготовила речевые и песенные. Цель речевых упражнений заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным, привлекательным.
Занятие началось с валеологической песенки «Здравствуйте, ребята», обр. Ложкина. Чтобы голоса звучали свободно, напомнила детям о певческой постановке корпуса: встать прямо, подтянуться, головою не вертеть. В приветственной песенке дети вели диалог с музыкальным руководителем, имитировали голоса щенят и мышат, пропевая звукоподражания «гав –гав», «пи –пи». Для детей представляет определённую трудность сохранение правильной певческой установки долгое время, поэтому естественен переход к словесной игре «Снежок». Где надо было сочетать передачу снежка с произнесением текста в определённом темпе, не торопясь и не отставая.
Музыкальная ОД расширяет кругозор, активное обогащает словарный запас : дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки. Сегодня ребята слушали музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Баба Яга». Наводящими вопросами я постаралась помочь им подобрать определения, понять характер незнакомой музыки. А образ хулиганки Бабы Яги стал красной нитью в ходе занятия. Дальнейшие действия дети выполняли, чтобы нарядить ёлочку и выручить Снеговика, попавшего в беду.
При подготовке к занятию тщательно отбираю музыкальный репертуар, чтобы он был интересным и доступным для детей, используя принцип «от простого к сложному»: упражнение для формировании правильной осанки при пении сидя, дыхательное упражнение «Задувание свечи», логопедическую гимнастику, вокально – речевую игру «Снежный ком», «Зимнюю чистоговорку», знакомство с новой песней и повторение знакомой с использованием нового методического приёма «Спрячем мелодию», игру на музыкальных инструментах с сопровождением ритмодекломации, музыкальную игру «Ледяные фигуры».
При проведении упражнений учитываю следующие дидактические правила:
- Ставить перед детьми конкретную учебную задачу – объяснять, что они должны сделать ( например, спеть попевку на слог «ду», при этом губы вытянуть трубочкой);
- Показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай, как я». ( «Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание на замедление темпа после слова «миг»);
- Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспортируя его по полутонам или видоизменяя задачу (например, если первый раз спели тихо, второй раз предлагаю спеть громко);
- Включать вокально – хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развита. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Избегаю форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети старшего дошкольного возраста поют в более широком диапазоне. (По программе «От рождения до школы» диапазон песен для детей старшей группы начинается нотой «ре» первой октавы и заканчивается нотой «до» второй октавы.) Именно в этом диапазоне звучание голоса наиболее легкое, естественное. Поэтому для разучивания мною была выбрана очень удобная песня М. Иорданского «Голубые санки».
Огромную помощь в работе музыкальных руководителей оказывают современные методические пособия: фонопедические упражнения Емельянова, здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской, технология М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду». Именно последняя технология изучается мною подробно в этом учебном году, она стала и темой самообразования. Мною приобретен комплект наглядных пособий, разработанный Картушиной М.Ю. для использования с определённой дидактической целью. Ребенок в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто усваивают задачи, поставленные музыкальным руководителем.
Интернет – ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2016/03/23/vokalno-horovaya-rabotahttp://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/008_00_00_muzikalnoe_vospitaniе doshkolnikov_radinova_1998/011.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию культурно - гигиенических навыков и развитию речи в младшей группе
В данном занятии используется методика Глена Долмана по обучению чтению детей целыми словами ...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
Конспект доминантного занятия по развитию вокально-хоровых навыков для подготовительной группы «В гостях у Феи Загадок»
Материал создан в игровой форме для развития творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.Задачи: - Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с си...
Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...
Целью занятия является создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в совместной деятельности.
Целью занятия является создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в совместной деятельности....
Доминантное занятие по привитию вокально - хоровых навыков
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В данном занятии я представляю небольшой опыт работы по развитию вокально - хоровых навыков у детей старш...