Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Влияние сказок на развитие речи дошкольников"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: формирование грамматического строя речи посредством сказки.
Задачи:
- Овладение словарным запасом, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие памяти, воображения. Закрепление умения запомнить и правильно воспроизвести последовательность событий в произведении.
Оборудование:
Набор иллюстраций, набор геометрических фигур из картона, набор золотых монет из картона, волшебная коробочка с сюрпризом, костюм Буратино.
Предварительная работа: Чтение сказки «Лиса и Журавль».
Ход занятия:
Звучит музыка.
Воспитатель: Дети, на адрес детского сада пришла посылка и телеграмма от Буратино, в которой он сообщил, что направлялся к нам с вот этой замечательной волшебной коробочкой, в которой находится сюрприз для нас, а по пути Лиса Алиса и Кот Базилио стащили у него золотой ключик, которым открывается эта коробочка. И если мы произнесем заклинание… Телеграмма оборвалась!!! Что же делать??? Неужели Лиса и Кот добрались и до телеграммы??? Давайте же быстрее произнесем заветные слова. Кто знает, какие слова произносил Буратино на поле чудес, когда сажал монеты???
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте покружимся и произнесем: «Крекс, пекс, фекс». Звучит волшебная музыка.
Воспитатель: А где же мы оказались? Наверное, мы перенеслись на поле чудес. Ой, ребята, какой-то листик! Да, это же продолжение телеграммы: «Найдите на поле чудес золотые монеты, каждая из монет несет свое задание, выполнив которые мы получим золотой ключик и откроем заветную коробочку». Ребята, а сколько монет было у Буратино?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, оглянитесь, нет ли тут где золотых. Нет. Еще раз произносим «Крекс…». Да вот же золотой!!! А сейчас, дети, нам нужно ответить на загадки, о каких сказках и сказочных героях в них идет речь, а потом проверить правильность ответов в соответствии с приготовленными картинками:
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили? (Гуси - лебеди и баба - Яга)
Серый, рыбки я немало,-
Говорит лиса,- поймала.
-Научу тебя я, волк,
Слушай и бери ты в толк,
Способ этот очень прост:
Нужно сунуть в прорубь хвост(Лисичка-сестричка и волк)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!.. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупке ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила. (Дюймовочка)
Хрю-хрю-хрю — каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)
Колотил да колотил по тарелке носом -
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль)
Воспитатель: Эту сказку «Лиса и журавль» мы с вами, ребята, прочитали. И я хочу проверить, внимательно ли вы ее слушали. Давайте же произнесем наше заклинание: «Крекс…»… Ребята, а вот и следующий золотой. И нам предлагается ответить правильно на вопросы викторины.
Что сделала лиса после того, как они подружились с журавлем?
Захотела съесть его
Пригласила его пожить у неё
Решила угостить его ˅
Выгнала его из дома
Что наварила Лиса Журавлю?
Суп
Компот
Манная каша ˅
Кисель
Во что положила лиса кашу?
В миску
В чашку
В тарелку ˅
В кастрюлю
Понравилось ли каша Журавлю?
Да, он её хвалил
Нет, он её даже не попробовал ˅
Да, но мало досталось
Нет, она была пересолена
Чем в ответ угощал журавль лису?
Окрошкой ˅
Кашей
Борщом
Компотом
Куда журавль положил своё угощенье?
В кастрюлю
В ведро
В кувшин ˅
В кружку
Почему лисе не удалось попробовать угощение?
Журавль быстро съел всё сам
Лисья голова не пролезала ˅
Лиса была сыта
У журавля было много других гостей
"Взяла лису досада. Думала, что наестся..."
На три дня
На пять дней
На целую неделю ˅
На месяц вперёд
Какая пословица здесь уместна?
Как волка не корми, он всё в лес глядит
Как аукнется, так и откликнется ˅
Бережёного Бог бережёт
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Как лиса и журавль стали потом относиться друг к другу?
Они продолжали дружить
Они раздружились ˅
Они стали ходить друг к другу каждый день
Лиса обиделась, а журавль нет
Воспитатель: Дети, еще раз произносим «Крекс…». Воспитатель с детьми находят третью монету.
Воспитатель: А теперь, дети, ответьте, как вы понимаете смысл пословиц, поговорок и новых слов:
«Нашла коса на камень». Дети: не могут договориться, уступить.
«Несолоно хлебавши». Дети: ни с чем, голодный.
«Как аукнется, так и откликнется»? Дети: как ты относишься к людям, так и они к тебе.
«Званый пир». Дети: обед в гостях.
«Стряпала». Дети: варила, готовила.
«Не обессудь». Дети: не вини, не суди.
«Потчевать». Дети: угощать.
«Досада». Дети: обида.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! А чтобы найти четвертую монету, давайте еще раз произнесем «Крекс…». Воспитатель с детьми находят четвертую монету.
Воспитатель: А теперь, дети, давайте поиграем в игру «Скажи по-другому».
Позвала Лиса Журавля в гости. Дети: пригласила.
Наварила Лиса вкусной манной каши. Дети: приготовила.
Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Дети: варила.
Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Дети: кормить.
На другой день является Лиса к Журавлю. Дети: приходит.
Журавль сделал окрошку. Дети: наготовил.
С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь. Дети: закончилась.
Дети находят пятую монету, и воспитатель предлагает им правильно расставить картинки по сказке «Лиса и журавль» и придумать названия к каждой картинке.
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Все задания вы выполнили правильно. Теперь должно же что-то произойти!!!
Под музыку выбегает Буратино и приносит золотой ключик. Открывается коробочка с сюрпризом, в которой находятся геометрические фигуры. Из них складываются фигуры лисы и журавля.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что же им понравилось больше всего. Дети отвечают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»
Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе по развитию речи
Цель: Совершенствование лексико-грамматических средств языка на основе произведения Р.Киплинга «Слоненок».Задачи:Образовательные:· Совершен...
Конспект открытой НОД в подготовительной группе №11 по развитию речи «В поисках сокровища»
Цели: формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.Задачи:Образовательные задачи:формировать образную речь.умения подбирать образные выражени...
Конспект открытой НОД в подготовительной группе №12 по развитию речи «В поисках сокровища»
Конспект открытой НОД в подготовительной группе №12по развитию речи«В поисках сокровища»...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение....
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по развитию речи «По дорогам сказок»
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный ...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества, развивать творческое воображение. Задачи:Обучающие:Продолжать учить детей согласовывать прил...