Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
занимательные факты
Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Публикакация | 14.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
С. Б. Меньшикова
УрГПУ, МБДОУ детский сад №561
г. Екатеринбург, 2019 г.
Народное песенное творчество
В музыкальном воспитании детей
С давних времён складывают люди напевные сказы и песни, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью, задушевностью и, вместе с тем, им присущи глубина и значительность художественного замысла.
«Покажите мне народ, у которого больше было бы песен». Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни пеленается, женится, и хоронится русский человек»,- писал Н. В. Гоголь. Народные песни и напевы являются символами различных жизненных явлений и чувствований. И то, что они проходят сквозь душевный строй ряда поколений и что они столь длительно испытываются на прочность, превращает их в необычайно стойкие «звуковые отложения». В их ритмах люди ощущают свои жесты, позы и движения во время работы или игры, в мелодической сопряжённости тонов, содержащей исконные попевки, их комбинации люди, вследствие одинакового раздражения, испытывают одинаковые чувства. Отсюда вполне понятны свойства народной песни: касание «глубоких изгибов человеческой души», деликатность, нежность, всепрощение, тонкий и едкий юмор, стальная воля, «могучий и широкий размах мышления». Поэтому представляется немыслимым воспитание подрастающего поколения без приобщения его к народно-песенному наследию.
Неоценимы музыкально-педагогические достоинства народно-песенного материала. Народные напевы рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Мелодический рисунок народных песен органически связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь с речевым интонированием.
В течении веков в народно-песенном творчестве сложился целый арсенал песен для детей: колыбельных, игровых, плясовых и т.д. Педагогическое чутьё подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно их заинтересовать. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчёркивали высокие педагогические качества произведений детского фольклора: глубокое проникновение в тонкую психику ребёнка, учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых нравоучений. Народные песни для детей имеют большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, передают яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.
Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие добрых слов, прекрасных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у детей желание проговаривать слова народных песен складно, выразительно, одновременно способствуя развитию у них чувства ритма, формированию вокально-хоровых навыков (плавного звуковедения, чёткой дикции, цепного дыхания, ансамблевых навыков и т.д.).
В разных областях России существует своя уникальная народная музыка. Она имеет отличительные черты: лад, интонации, ритм, обрядовые традиции, особенности музыкальных инструментов и национального костюма. Очень важно, чтобы дети знали и любили народную музыку своего родного края. Среди наиболее известных народных песен Урала можно назвать лирические: «Ой вы, горы», «На горе, на горенке», «Ты взойди красно солнышко», хороводные и игровые: «По блюду серебряному», «Вейся плетень», «Берёзонька белая», шуточные: «Комара женить мы будем», «Задумал старый дед», «Пчёлка златая» и др.
Народное песенное творчество сегодня осознаётся как самобытный фактор преемственности поколений и развития духовности молодёжи. Развитие современного общества становится возможным только тогда, когда сохраняется национальная культура, самобытные традиции, корнями уходящие вглубь многовековой истории народа. Именно народные песни могут и должны составлять основу воспитания детей, служить стержнем познания окружающего мира и самого себя, ибо представляют собой уникальную педагогическую систему, основанную на нерасторжимом единстве пользы и красоты.
С.Б.Меньшикова,2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Консультации для родителей о воспитании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, овладение основами гигиенической культуры, памятка для родителей по формированию навыков ...
Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Развитие культурно-гигиенических навыков...
Районное методическое объединение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Конспект музыкального занятия в старшей группе. Тема: «Развитие творчества, инициативы, навыков самостоятельности у дошкольников на музыкальных занятиях».
Комплексное развитие музыкальности детей объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины мира....
Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ
Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....
Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ
Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....
Игры на развитие чувства ритма для младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Развитие чувства ритма в детском саду...