Конспект открытого занятия «Рукотворный и нерукотворный мир»
план-конспект занятия (старшая группа)

Булахова Оксана Михайловна

Цель: формирование у детей элементарных представлений о рукотворном и нерукотворном (природном) мире; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Подвести детей к пониманию того, что предметы – это результат творческой деятельности человека.
  • Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
  • Закрепить значение экономической концепции «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо».
  •  Повторить значение понятия «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
  • Формировать знания детей о значении воды в жизни человека. Познакомить детей со свойствами воды. Учить беречь и экономить воду.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. 

  • Презентация для детей ««Рукотворный и нерукотворный мир».

Раздаточный материал. 

  • Письмо от Буратино; картинки природного и рукотворного мира.
  • Для опытов: одноразовые стаканчики, тарелочки, ложечки, вода.

Ход:

Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.

-Ребята, у вас хорошее настроение? Предлагаю вам его еще больше поднять: давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся друг с другом мизинчиками.

- Раздается звук сообщения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булахова О.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41

комбинированного вида

 Московского района

Конспект

открытого занятия «Рукотворный и нерукотворный мир»

Тип занятия: обобщение знаний

Цель: формирование у детей элементарных представлений о рукотворном и нерукотворном (природном) мире; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Подвести детей к пониманию того, что предметы – это результат творческой деятельности человека.
  • Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
  • Закрепить значение экономической концепции «хочу» и «надо», уяснить различия между «хочу» и «надо».
  •  Повторить значение понятия «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
  • Формировать знания детей о значении воды в жизни человека. Познакомить детей со свойствами воды. Учить беречь и экономить воду.

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. 

  • Презентация для детей ««Рукотворный и нерукотворный мир».

Раздаточный материал. 

  • Письмо от Буратино; картинки природного и рукотворного мира.
  • Для опытов: одноразовые стаканчики, тарелочки, ложечки, вода.

Ход:

Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.

-Ребята, у вас хорошее настроение? Предлагаю вам его еще больше поднять: давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся друг с другом мизинчиками.

- Раздается звук сообщения.

- Ой, ребята, нам на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Но прежде чем мы узнаем от кого оно, нужно отгадать загадку.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (ответ детей)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мальвина меня многому научила, она задала мне очень трудное домашнее задание: изучить предметы рукотворного и нерукотворного мира, их значении в жизни человека. Для этого нужно выполнить несколько сложных заданий. Ребята, помогите мне, пожалуйста! До свидания. Буратино».

-Да, трудное задание задал нам Буратино. Но мы не привыкли отступать. Поможем Буратино? (Ответы детей.) Только мы не будем писать ему ответное письмо, мы ему отправим фотоотчет по электронной почте.

Для этого, я думаю, нам нужно отправиться в далекое путешествие, потому что только в дороге можно увидеть много нового и интересного. Но собраться нужно тщательно.

Дидактическая игра «Собери рюкзак в дорогу».

- Ребята, на столе лежат карточки с изображением различных предметов, выберите, пожалуйста, каждый по одному предмету, который вам понадобится в пути. (Дети выбирают и складывают в один рюкзак.)

Беседа на тему «Что нужно взять с собой в дорогу? »

- Что мы возьмем с собой в дорогу?

- Для чего нужна одежда?

- Что еще понадобится нам в дороге?

- Для чего нужна еда (пища)?

- Для чего нужна посуда?

- Ребята, а если в дороге нас застанет дождь, что нам нужно взять в дорогу?

- Ребята, дорога длинная, трудно в путешествии, когда устают ноги. Что мы должны взять с собой, чтобы удобно было ногам?

-Ребята, а почему вы выбрали именно эти предметы? Правильно, потому что главные потребности человека - это пища, вода, одежда, обувь. А все ли эти предметы сделаны руками человека?

- Ребята, как вы думаете, стоит ли брать в дорогу стулья, кровати, кресло, стол?

- А, может, без мебели вообще можно обойтись?

- Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам в дороге такие предметы, как магнитофон, видеокамера, альбом, краски?

- Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу!

- Рюкзак мы собрали, а теперь надо решить, на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. Какие виды транспорта вы знаете? Для чего человек изобрел транспорт?

- Если мы полетим на самолете, мы ничего не увидим с высоты. Если поплывем на пароходе, не увидим ничего, кроме моря. На велосипеде – медленно. Поедем на автобусе. (слайд 2) ( Дети рассаживаются в два ряда)

Дидактическая игра «Посмотрите и ответьте». Пока мы едем давайте поиграем.

- Буратино прислал нам много картинок, посмотрите, что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей) (слайд 3)

-А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей) (слайд 4)

- Человек окружил себя огромным количеством разнообразных предметов, большинство из которых он создал своим разумом и своими руками. Природа тоже постаралась для нас. Для чего нам нужны предметы рукотворного и нерукотворного мира?

- Ребята, если вы все такие наблюдательные, то вы, наверное, заметили, что человек многие предметы создал по подобию природных объектов. Посмотрите на картинки и скажите, на кого они похожи.

Дидактическая игра «На что похоже». Воспитатель называет объект рукотворного мира.(На экране).

Вопросы:

- Как называются все желания человека? (Потребности) .

- Что значит потребность, от какого слова оно произошло? (требуется)

- На какие три группы можно разделить все потребности?

Ответы детей:

- Одни предметы помогают человеку удовлетворять его естественные жизненные потребности (дома, мебель, посуда, одежда и т. п.) Другие являются источником радости, комфорта, красоты и эстетического наслаждения (картины, книги, изделия народного промысла и т. п.) Третьи предметы помощники, которые необходимы человеку в труде (инструменты, станки, предметы быта и т. п.)

- Для чего нам нужны музыкальные инструменты? (Ответы детей)

Физкультурная пауза

Игра «Рукотворный, нерукотворный мир». 

Следующая станция «Экспериментальная».

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды) .

Вода главная потребность человека. Без воды ему не обойтись.

- Сейчас мы с вами в лаборатории и проведем небольшой эксперимент с водой.

- Послушайте маленькую историю о речке и помогите мне закончить эту историю.

«Жила – была речка. Вода в этой реке была: (а какая она была)

Опыт:

- Положите ложечку в стакан. Ее видно? Почему? Какого цвета вода? (Прозрачная) .

- А есть ли у воды запах?

- А какой у нее вкус?

- Перелейте воду из стакана в стакан. (Она льется, ее можно переливать в любую посуду. Вода струится, журчит, звенит) .

- Какие формы может принимать вода?

Вода в речке была чистая, прозрачная, без вкуса и запаха. Ее можно было пить. Но люди перестали беречь воду. Они построили большой завод на берегу реки. И в речку из труб начали сливать разные вредные, ядовитые отходы. Стали мыть машины, бросать мусор. И вода в реке стала грязной и плохо пахнуть. И тогда человек задумался, как же пить эту воду? И решил…

-Что же решил человек?

Надо охранять чистоту воды, не загрязнять ее, не бросать в реку мусор, не мыть машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных и растений. А чтобы очистить речку от грязи, человек построил станции для очистки воды – вода проходит через фильтры –специально очищающие устройства, и чистая вода снова стала приходить к нам в дом.

- Кому нужна грязная вода?

- А кому нужна чистая вода? (Всему живому: людям, животным, растениям нужна чистая хорошая вода. Поэтому нужно беречь воду от загрязнения и экономно расходовать, напрасно не лить, закрывать кран).

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествовать? Но нам надо выполнить еще последние задание, отправить фотоотчет Буратино на электронную почту, приступим к выполнению последнего задания.

Выводы: Помогли Буратино выполнить все задания. Узнали, что такое рукотворный и нерукотворный мир. Сколько вокруг сделано человеком интересного и полезного. Человек творит руками все то, что облегчает и улучшает его жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...