Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ
консультация

Рогачева Людмила Александровна

Краткое описание  принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткое описание  принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ

               При создании развивающего пространства в образовательной организации,  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это обеспечивает  эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями  дошкольного образования на современном этапе. Все предметы  интерьеров  и оборудования  гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

Основные принципы построения развивающей среды.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей.

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

Принцип открытости – закрытости.  Среда готова к изменению, корректировке, развитию.

Принцип «половых и возрастных различий» как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

 Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек  и в труде, и в игре. Обязательными являются средства, активизирующие познавательную деятельность: развивающие и дидактические игры, учебно – игровые пособия, демонстрационный материал, интерактивные средства обучения  (интерактивная доска, проекторы, ноутбуки и планшетные компьютеры) и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных центров. Игровые центры групп условно разделены на 3 части:

-  рабочую зону;

-  зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием

пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек);

-  зону спокойной по преимуществу деятельности;

Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают

возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, так как детям

дошкольникам свойственно «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.

Особое внимание уделено рабочей зоне, которая легко видоизменяется за счет разного расположения столов: соединяется в общий рабочий стол или компонуется для работы двух детей, для индивидуальной деятельности. Так же рабочая зона используется:

- как «мастерская» (для непосредственно организованной мною продуктивной деятельности);

- как «лаборатория» (для непосредственно организованной исследовательской деятельности);

- как место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми;

Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования. Созданная  предметно – развивающая среда формирует познавательно – побудительный мотив к деятельности, стимулирует познавательную и речевую активность детей. Основные цели организации центров активности:

- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов

Предметно-развивающая среда группы содержательно – насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Критерий 3.11.5 (Пространство свободного доступа, обеспечивающего социально – коммуникативное развитие воспитанников от 3 до 7 лет: центры социальной интеграции

Центры математического и сенсорного развития оснащены дидактическими, развивающими и логико-математическими играми, направленными на развитие логических действий на сравнение, узнавание, воссоздание.  Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый —  лишний», «Поиск  девятого», «Найди отличия», «Слева –  справа, сверху – снизу», «Цифры», «Часть и целое», «Сложи узор» «Математический планшет», «Математическая  мозаика» и.т.д. В данных  центрах имеются «Волшебный ларчик» Воскобовича, магнитные доски с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур. Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы и выдвижные ящики.

Центры природы и экспериментирования  созданы для обогащения представлений детей о многообразии природного мира , воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Они оснащены мини – лабораториями (сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, песочными часами, лейками, опрыскивателями …), которые содержатся в контейнерах и могут использоваться в условиях природной среды, календарями погоды и природы, алгоритмами, картотеками и альбомами для проведения опытов и экспериментов, наборами для игр с песком и водой, фигурками для обыгрывания, наборами природных материалов для творчества, муляжами овощей, ягод и фруктов, дидактическими и развивающими играми, направленными на формирование у дошкольников целостной картины мира путём взаимодействия со стихиями мира. Также центры оформлены продуктами продуктивной деятельности воспитанников и их родителей. Здесь же представлены энциклопедии, познавательная литература, картинный материал, альбомы о природном мире, наборы полезных ископаемых. Весь имеющийся материал грамотно помогает организовать работу по реализации регионального компонента ООП ДО.

Центры нравственно – патриотического воспитания оборудованы в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Дети получают представления о Российской символике, политической и общественной жизни нашей страны. Знакомятся со странами и народами, населяющими планету. Особое место занимают русские народные промыслы. В центрах имеются альбомы с образцами Гжели, Хохломы Городца, Дымки, альбомы «Города России». Мини – центры краеведения представлены образцами предметов старины и народных промыслов как России в целом, так и родного города. В оборудованном в отдельном помещении музее «Русская изба» вниманию дошкольников представлены прялки, сундуки с набором национальных костюмов и предметов быта – чугунки, рубели, самовары, ухваты… Музей оформлен с соблюдением русских традиций. Также имеются комплекты художественной литературы, наборы презентаций, аудио – записи и видеоуроки.

Развивающая среда по социально – коммуникативному развитию также включает в себя художественные мастерские, отличающиеся разнообразными изобразительными материалами для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Эти центры творчества дают детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, позволяют обогащать их тактильные ощущения.

  • белая и тонированная  бумага разного формата  и фактуры
  • цветной картон,
  • восковые мелки, пастель, сангина, уголь
  • карандаши,
  • акварель, гуашь и кисти
  • трафареты
  • образцы для рисования
  • пластилин, глина, доски, стеки
  • бросовый и природный материал для художественного труда
  • предметы декоративно  - прикладного искусства
  • предметы дизайна

В центре конструирования  с помощью конструкторов различных модификаций дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения, обыгрывая их набором мелких игрушек и предметов- заместителей.  Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В обстановку кроме предметов, предназначенных для детей определённой возрастной группы, включаются некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития». При построении предметно-развивающей среды учитывается, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного оборудования, которые имеются в группе. Использование его наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. 

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Критерий 3.11.6 (Пространство свободного доступа, обеспечивающего социально – коммуникативное развитие воспитанников от 3 до 7 лет: информационно – библиотечные центры.

Информационно – библиотечный центр оборудован в отдельном помещении, в которое имеют доступ все воспитанники и сотрудники ОУ. Центр оснащён ноутбуком, проектором, экраном  и принтером для распечатки иллюстраций и создания книг воспитанниками (детская типография).  Книги из центра можно взять домой или в групповую ячейку. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль художественной литературы для дошкольников педагоги детского сада с большим вниманием отнеслись к её подбору: в центре  есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья, сказки народов Севера, энциклопедии по окружающему миру. Имеются произведения местных поэтов и писателей, которые являются частыми гостями центра.  После прочтения художественных произведений с детьми детально анализируются  художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовая обстановка, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить детей слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться.

Критерий 3.11.7  (Пространство свободного доступа, обеспечивающего речевое развитие воспитанников от 3 до 7 лет: студия речевого творчества

Студия речевого творчества оборудована в отдельном помещении. Работу студии ведёт учитель – логопед. Студия укомплектована техническими и интерактивными средствами обучения. В студии имеются различные виды театров (настольный, театр теней, перчаточный, пальчиковый, театр марионеток…),  театральный реквизит, маски, театральные костюмы, аудио и видеозаписи художественных и музыкальных произведений, видеоуроки. Мощным стимулом для речевого творчества  ребенка является привитый с самого раннего возраста интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народному творчеству. Именно впечатления действительности, переплетаясь с воспринятыми ребенком образами искусства, вызывают желание самому придумать, сочинить и рассказать другим свою собственное стихотворение, рассказ или сказку. Литературные персонажи в центре "оживают" не только в драматизациях,  спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Поэтому студия укомплектована произведениями художественной литературы, иллюстрациями к ним, репродукциями художников, имеется демонстрационный материал, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми. Также собраны наборы предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов. Обучение чтению в студии ведётся с использованием кубиков и таблиц Зайцева, мнемотаблиц и алгоритмов. В центре размещаются временные тематические фотовыставки. Каждому ребенку представлена свобода выбора средств, для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, разыгрывают сюжеты, выступая в роли и артистов и режиссёров,  рисуют запомнившиеся сюжеты. Продукты деятельности воспитанников с удовольствием включаются в различные конкурсы, концерты, праздники и выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)

Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...

Принципы организации предметно-пространственной развивающей среды

Принципыорганизации предметно-пространственной развивающей среды...

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группы

Использование мебельного модуля «Магазин» для организации предметно-пространственной развивающей среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной...

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды...

Использование предметно - пространственной развивающей среды "Фиолетовый лес" В.Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками

Цель мастер - класса: внедрить технологию В. В.Воскобовича «Фиолетовый лес» в педагогическую деятельность воспитателей....

Принципы взаимодействия воспитателя с методистом по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОО

Принципы взаимодействия воспитателя с методистом  по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОО...