Использование предметно - пространственной развивающей среды "Фиолетовый лес" В.Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками
консультация
Цель мастер - класса: внедрить технологию В. В.Воскобовича «Фиолетовый лес» в педагогическую деятельность воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa_mo.docx | 21.32 КБ |
master-klass_ispolzovanie_predmetno-prostranstvennoy_sredy_fioletovyy_les.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3»
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:
«Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками»
Подготовила:
Касаткина К.С.
Воспитатель
Кетово 2020 г.
Мастер класс для педагогов ДОУ «Использование предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при взаимодействии с дошкольниками»
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками посредством игр В.В. Воскобовича.
Задачи: познакомить педагогов с развивающей технологией В.В. Воскобовича, ее
особенностями, формами и методами работы с детьми; развивать творческий, познавательный интерес к играм В.В. Воскобовича; воспитывать уважение к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Ход мастер-класса
В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, ведущая форма деятельности в детском саду – игра, познавательная и исследовательская деятельность (п.1.2. ФГОС ДО). Играя, педагог создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно–эстетическое развитие» и «речевое развитие». Организация предметно–пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).
Сегодня мы поговорим о развивающих играх В.В. Воскобовича, которые способствуют реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии со Стандартом. Мы рассмотрим использование развивающего пространства «Фиолетовый лес».
Как вы думаете, почему В.В. Воскобович использует именно фиолетовый лес?
Почему не зеленый?
Педагоги размышляют, отвечают.
Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал. Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку. Методика рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей.
Как вы думаете, это все задачи, которые можно решить с помощью использования данной среды?
Педагоги отвечают.
На самом деле, использование предметной среды «Фиолетовый лес» создает условия решения почти бесконечного числа задач воспитательно-образовательного характера. Я для вас попыталась скорректировать и выделить основные:
- ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);
- развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
- развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
- развитию аргументированной и доказательной речи.
Итак, сказочная область – Фиолетовый лес, а главный персонаж « Малыш Гео».
« Однажды Малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету – день идет, два идет – и вдруг, откуда ни возьмись, Красный зверь. Испугался Гео, побежал, а Красный зверь за ним. И тут Гео слышит: «Напугай Красного зверя Оранжевым криком»…» Так начинается методическая сказка В.В.Воскобовича о приключениях Малыша Гео в Фиолетовом лесу.
Попробуем и мы заглянуть в сказочный « Фиолетовый лес»…
Игровая ситуация «Осень в Фиолетовом лесу» ( 4-7 лет)
Задание: Послушайте рассказ и «нарисуйте» осень в Фиолетовом лесу. Измените ситуацию на панно соответствии с повествованием.
«Наступила осень в лесу: листья на деревьях меняют свой цвет, некоторые из них
опадают. Набежали тучи, пошел дождь.»
Придумайте продолжение рассказа с использованием дополнительных съемных элементов ( животных и птиц).
Как, вы, думаете, развитию, каких образовательных областей способствовала данная игровая ситуация?
Через данную игровую ситуацию дети знакомятся с окружающим миром.
Игровая ситуация «Разложи листочки» ( 3- 5 лет).
Королева Мурана прислала приглашение на бал. Попасть на бал смогут только самые смышленые ребята. Поэтому Мурана на входе в свою страну поставила замок с шифром, а чтобы его открыть, нужно правильно разложить листочки в шифровке, тогда дверь откроется. Давайте поможем ребятам попасть на бал. Послушайте задание : разложите большие листочки в большой круг, маленькие – в маленький.
Догадайтесь: какие листочки положить в пересечение кругов (средние, оставшиеся).
Посчитайте количество каждых листьев и составьте шифр (например, 5-3-5).
В этой ситуации развивается внимание, мышление, умение распределять листочки в круги по одному признаку - размеру.
Игровая ситуация «Помоги найти птиц» ( 4- 7 лет).
Жители Фиолетового леса устроили праздник. На нем было так шумно, что все птицы испугались и разлетелись. Когда праздник закончился, в лесу стало тихо. И все поняли, что птиц не стало. Как быть? Как вернуть птиц в лес?
Давайте попробуем отыскать птиц в лесу и сосчитать их, но только глазами.
Придумайте продолжение истории.
А, что здесь мы развивали?
Сейчас я продемонстрировала вам игры на развитие психических процессов.
Игровая ситуация «Следы Незримки Всюся» (3-7 лет)
Незримка Всюсь решил запутать свои следы, чтобы никто в Фиолетовом лесу не
догадался куда он пошел. Давайте попробуем разгадать его шаги и повторить их
(ходьба правой и левой ногой, прыжки на правой ноге, на двух ногах, на левой ноге).
Данная игра относится к образовательной области физическое развитие.
Игровая ситуация «Помоги мышатам сосчитать листочки» ( 4-6 лет)
Мышата решили украсить свой дом листочками. Маленький мышонок нашел 2 зеленых листочка, а большой мышонок насобирал красных листочков. Принесли они их домой, и решили узнать, сколько же они принесли листочков. Но никак не могли сосчитать. Давайте поможем мышатам сосчитать листочки. Найдите цифру, обозначающую количество. Сосчитайте, сколько листочков получилось. Запишите задачу с помощью цифр и знаков.
В данной игре мы развиваем умение использовать цифры и знаки, закрепляем счет до 5 и умение решать простые задачи.
Игровая ситуация «Буквы потерялись»( 4-6 лет).
Лопушок спешил к нам в гости и нес буквы «А» и «У». Но он так торопился, что растерял буквы по дорожкам Фиолетового леса. Давайте поможем ему найти буквы «А» и «У».
Позовите букву «А»: АААААА, а теперь букву «У»: УУУУУУ. Из чего мы можем их составить? Составьте из листочков разного цвета буквы «А» и «У». Назовите из каких элементов состоят эти буквы? Вспомните слова, начинающиеся на «А» и «У».
Вывод: Играя в эту игру, мы закрепляем знание букв и звуков и умение составлять образы букв.
Данная игра относится к образовательной области речевое развитие.
Игровая ситуация «Смешиваем цвета» (5-7 лет).
Гномы Красный-Кохле, Желтый - Желе, Зеленый - Зеле, Синий - Селе стали хвастаться, что в Фиолетовом лесу для них всегда найдутся листочки их любимых цветов – красного, желтого, зеленого и синего. «Ох»- сказал Охле, «Фи»- ответил Фи. Расстроились Охле и Фи. И тут, гном Зеле сказал, что если бы у него не было листочка зеленого цвета, он бы его сделал из листочков двух других цветов. Как можно помочь гномам Охле и Фи найти свои цвета листочков?
Составьте нужные цвета из имеющихся листочков. Придумайте окончание истории.
Вывод: с помощью данной ситуации мы развиваем наблюдательность, закрепляем знания о получении дополнительных цветов из четырех основных.
Сейчас мы поиграли в игру направленную на художественно – эстетическое развитие.
Игровая ситуация «Добрые слова»( 5-7 лет)
Волшебный цветок поведал историю: «Солнце загрустило, оттого что никто ему давно не говорил добрых слов, не хвалил. Оно расстроилось и спряталось за облако, стало темно и грустно всем жителям». Верните радость в Фиолетовый лес, а для этого произнесите добрые слова (с каждым словом появляется животное). Облака постепенно исчезают. Радостно и красиво стало в лесу, у всех стало веселое настроение. Солнышко решило отблагодарить за помощь и каждому послало теплый лучик добра прямо в сердце . Положите правую руку на грудь и почувствуйте это тепло, которым можно поделиться со всеми окружающими.
Через данную игровую ситуацию происходит социально-коммуникативное развитие.
Играя в разнообразные игры, мы убедились, что в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.
В конце хочется отметить «+» данной среды:
1. дает возможность уединения и проектирования собственного пространства;
2. способствует развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями;
3. создана для детей от 6 месяцев до 7 лет и старше;
4.обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе детского сада и школы.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – повышение уровня профессионального мастерства педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками посредством игр В.В. Воскобовича . Задачи – познакомить педагогов с развивающей технологией В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»; воспитывать уважение к авторским играм, желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности.
Почему лес должен быть фиолетовым? Автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и излечивает от бессонницы.
«Фиолетовый лес» способствует: Ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром ); Развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения ); Развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации , классификации ; Развитию аргументированной и доказательной речи.
«Плюсы» развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича даёт возможность уединения и проектирования собственного пространства; способствует развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями; создана для детей от 6 месяцев до 7 лет и старше; обеспечивает реализацию различных образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».
Презентация мастер-класса для педагогов на тему: «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»)...
Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича («Коврограф Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками».
Конспект мастер-класса для педагогов....
«Создание предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей развитие внимания дошкольников»
Внимание детей дошкольного возраста как зеркало отражает, что именно в окружающем мире интересует ребёнка, и как он взаимодействует с окружающими его вещами. Среди психических явлений внимание занимае...
Принципы организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ
Краткое описание принципов организации и использования предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ...