Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»
материал

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде, а формируются под целенаправленным воздействием и руководством взрослых, как родителей, так и педагогов. Создание среды для проявления и развития способностей детей, стимулирование, выявление их достижений является приоритетной для всей системы образования. Особого внимания к себе требуют все дети, поэтому педагогу надо стремится понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx48.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Одарённому ребёнку – талантливый педагог»

Модель работы с одарёнными детьми

«Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют условия,

благоприятные для их развития».

Г.В. Плеханов

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования, выявления их достижений является приоритетной для всей системы образования начиная с муниципальной, региональной (приказ департамента образования от 12.04.2013 г. № 606 «Об утверждении региональной Модели выявления, поддержки и развития одарённых детей») и заканчивая федеральной (программа «Успех каждого ребенка» Национальный проект «Образование»).

Для воспитателя особенно важным является указание на возможность существования у ребенка скрытых, не выявленных талантов. Детей с очевидными способностями, явно выделяющихся среди сверстников своими успехами и демонстрирующих стабильно высокие результаты в определенных областях, заметить несложно. Они у всех на виду, с ними все хотят работать, их постоянно привлекают к участию в различных олимпиадах и конкурсах. Однако педагог должен быть мудр и предполагать внутренний потенциал у многих своих подопечных, именно поэтому особого внимания к себе требует каждый ребенок. Не случайно существуют две крайние точки зрения на детскую одаренность:

1) все дети являются одаренными, и при создании благоприятных условий любого здорового ребенка можно развить до уровня одаренности;

2) одаренные дети встречаются крайне редко, это явление уникальное.

Способности – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный, эмоциональный настрой.

В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми принципиальная позиция всех педагогов МАДОУ «Ягодка» состоит в том, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям. Данный, наиболее продуктивный для педагогической деятельности подход, отвечающий гуманистическим идеям, рассматривает каждого ребенка как уникальное творение природы и авансирующий всем детям наличие тех или иных способностей. Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).

По каким же признакам воспитатель может идентифицировать одаренного ребенка? Большинство практиков ответит на данный вопрос не задумываясь, ведь таких детей чаще всего можно выявить простым методом педагогического наблюдения. Одаренного ребенка отличают богатство словарного запаса, оригинальность мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлеченность какой-либо сферой деятельности (музыкой, спортом, живописью и т.д.), любознательность и высокая познавательная активность, интеллектуальные способности, способность к творчеству. Наблюдение за деятельностью ребенка и анализ выполняемых им действий позволяют увидеть и понять природу его таланта.

Компоненты модели разделены на 2 блока: 

Составляющие модели:

Определение точки роста (формирование интереса к занятиям определённого вида деятельности)

МАДОУ «Ягодка» предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый ребёнок может найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития детской одаренности. И здесь важно помочь ребёнку сделать первые шаги, суметь найти в его индивидуальности то «самое-самое», ту точку опоры, вершину таланта, которая и будет вести этого человечка затем по жизни, раскрывая все больше и больше грани его уникального дарования.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми;
  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности;
  • сфера дополнительного образования, где дети получают возможность индивидуального развития своих способностей. С её помощью для них создается ситуация успеха, у детей возникает возможность проявить себя, раскрыть свои таланты.

Данный комплекс условий позволяет детям познакомиться с различными видами деятельности. Однако следует помнить, что не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Чтобы развивалось дарование, надо, чтобы ребёнку нравилось. У одаренных детей есть познавательная потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Педагогу необходимо уметь вызвать в нем чувство удовольствия от деятельности, без которого нет таланта.

Психолого-педагогическая диагностика одаренности

Как отмечает А.И. Савенков, ребенок, значительно превосходящий сверстников по уровню интеллекта, креативности и уж тем более «высоко мотивированный», виден и без всякого специального тестирования. Одаренность явная или, как говорят чаще, «проявленная» потому так и называется, что видна невооруженным глазом.

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми, изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с помощью тестов, анкетирования. Для проявления детской одаренности необходимо использовать

следующие формы работы:

- конкурсы

– выставки детского творчества разной тематики;

- музыкальные шоу;

- спортивные соревнования;

- поэтические и литературные гостиные;

- викторины;

- интеллектуальные игры.

Диагностика одаренности детей проходит в три этапа:

1 этап - групповой мониторинг детей и отбор группы детей, показавших высокие и выше среднего результаты.

Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. Этап предполагает открытие, констатацию одаренности ребенка, его интересов и склонностей. Информация поступает от родителей, воспитателей, специалистов ДОО. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями. Несоответствие индивидуального статуса ребенка возрастным закономерностям развития и образовательным возможностям должно рассматриваться как усиление внимания к ребенку с целью определения индивидуального плана развития, построения развивающей работы.

2 этап - анализ результатов наблюдений воспитателей и анкетирования родителей. По оценке взрослых выявляются одаренные дети.

С помощью экспертных оценок педагогов и родителей можно получить дополнительную информацию об индивидуальной одаренности ребенка, а также выявить детей, высокий уровень способностей которых по каким – либо причинам не был раскрыт.

3 этап - индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, анкет, тестов.

На 3 этапе диагностики происходит уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других специалистов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. Для уточнения способностей детей используется пакет методик с целью определения уровня личностного развития ребенка в рамках четырех основных направлений дошкольного образования: социально -личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, психофизического.

Диагностические задания следует проводить в игровой форме в тот промежуток времени, когда ребенок продуктивно активен и занимается с желанием.

Далее обобщается вся информация о ребенке, разрабатывается индивидуальная программа развития одаренного ребенка.

Выбор методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности педагогов к работе с данными методиками.

Итак, одаренность ребенка может реализоваться в зависимости от взрослых, умеющих вовремя ее распознать и направить в нужное русло.

По результатам этого этапа формируются группы детей для дальнейшей работы.

Деятельность

Одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам. Главным принципом моей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.

Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. Функции педагога в работе с одарёнными детьми меняются. Мне наиболее близка позиция – педагог-коуч (англ. coaching - обучение, тренировки) - коуч - педагог не дает советов и жестких рекомендаций, не устанавливает однозначных оценок правильности, а ищет решения совместно с ребёнком.

В своей педагогической практике активно применяю следующие инновационные педагогические технологии, способствующие развитию творческой одаренности:

- технологии развития творчества (направлены на развитие воображения, способности импровизировать);

- метод проектов (позволяет интегрировать знания и умения, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда);

- информационно-коммуникационные технологии (представление результатов деятельности, применение электронных презентаций Power Point; использование возможности сети Интернет). Организация работы с одарёнными детьми в дистанционном режиме через общение с помощью видеосвязи, подготовка к участию в различных конкурсах, индивидуальные консультации.

Реализуется программа в психологически комфортной предметно-развивающей среде по принципу систематичного, постепенного и последовательного овладения знаниями, навыками и умениями.

Использую приемы создания творческой атмосферы:

- первоначально даю легкодоступные творческие задания;

- проявляю интерес к действиям ребят;

- признаю и поощряю множественность вариантов;

- раскрываю личностную значимость изучаемого и сделанного;

- поощряю чувство предвосхищения и ожидания.

Родители - союзники

Именно родители заинтересованы в развитии способностей своих детей. Родителям должна предоставляться всесторонняя информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития. Важно объяснить родителям значимость активной деятельности для развития практической одарённости. Одарённый ребёнок может получить адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.  Совместная деятельность помогает родителям испытать чувство гордости за успехи своего ребёнка.

Система творческих конкурсов, фестивалей, выставок

Наиболее распространённая форма отбора детей с одарённостью - конкурсы. Такие мероприятия помогают ребёнку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Я стремлюсь, чтобы как можно больше детей участвовали в конкурсах различного уровня и направления, выставках детского творчества.

У ребенка, проявлявшего способности в избранной им деятельности и не достигшего высоких результатов, может сформироваться комплекс неполноценности, блокирующий проявление истинной одаренности, если результат его труда недостаточно оценён, чтобы этого избежать, не отбить у ребёнка желания заниматься дальше, а наоборот, поддержать в стремлении участвовать в конкурсах, подбадриваю его следующими словами: «Если тебя не наградили, то ни в коем случае не считай себя побеждённым!».

Мастер

С целью стимулирования дальнейшего развития определённых навыков, социализации посредством полученных знаний использую такую форму организации образовательного процесса, как мастер-класс, где в роли мастера выступают сами дети. Данная деятельность помогает нивелировать психологические особенности одаренных детей, среди которых:

- очень большая чувствительность и уязвимость. Таких детей следует чаще хвалить, уделять им внимание (насколько возможно, без ущерба для других детей) и всегда следить за сказанным в их адрес, чтобы это ненароком не было воспринято ими как оскорбление;

- стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигают высшего уровня. И чрезмерно расстраиваются, если у них что-то не получается. Выступление в роли мастера позволяет занять позицию оценивающего и сосредоточиться на организации деятельности других ребят;

- нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели и очень переживают их недостижение. Для мастер-классов подбираем такие темы, реализации которых для самого мастера не составляет особого труда.

Социум.

Не менее важное значение для работы с одарёнными детьми имеет взаимодействие с социумом. Это различные экскурсии и творческие встречи с педагогами и воспитанниками ДШИ, сотрудниками библиотеки, педагогами и учащимися общеобразовательных школ, участие в концертах и игровых программах клуба «Строитель» и ГДК, участие в муниципальных соревнованиях и конкурсах и т.д., где одарённый ребёнок может самореализоваться.

Анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка.

На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят мониторинг успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована. 

Использование именно такой модели работы с одарёнными детьми, где тесно взаимодействуют все компоненты, позволяет нам добиваться серьёзных результатов. Наши воспитанники участвуют в конкурсах различного уровня и добиваются неплохих результатов.

Детская одаренность - сложное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. 

Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей.

Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны - в ее детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою одаренность для процветания родной страны. Безусловно, все они изначально очень разные: бойкие и спокойные, настойчивые и скромные, уверенные и не очень, но все они мечтают об одном - о светлом будущем и о счастливой России, в которой им жить. Очень важно не дать развеяться их мечте и уже сейчас оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. Важно помочь им найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.

Ведь одаренные дети - будущее России!

Список использованной литературы:

1. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие (Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А.);

2. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие. Творческие задания (Хромова И.В., Коган М.С.);

3. 4. Вообрази себе. Поиграем-помечтаем. Творческая книжка (Под ред. Л.E. Гринина, Л.H. Ситниковой);

5. Детская одарённость: развитие средствами искусства. (Савенков А.И.);

6. Психология социальной одарённости (под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»

для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу...

Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных....

ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»

ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми  образовательная область «Физическое развитие»...

Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства....