«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
методическая разработка по теме

Миронова Юлия Витальевна

Районное методическое объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kmo-odarennye_deti.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Таким благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

В настоящее время в педагогике резко усилился интерес к изучению проблем одаренности. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Забота об одарённых детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ образованию, корректирует или коренным образом изменяет его цели и задачи.

Главная цель, которая раньше определялась как: формирование личности гармонично развитой, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения: предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад «березка» п.ханымей пуровского района

Кустовое методическое объедение

                             доклад

«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»

подготовила:

воспитатель II квалификационной категории

миронова юлия витальевна

Ханымей 2013

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно, креативность;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

Не творческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций. В Федеральных государственных требованиях отмечается: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей формирования у детей познавательных интересов через развитие познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники вовлекаются в проектную деятельность, создание собственных проектов, творческое решение практических задач, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:    

 1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов  (методика для родителей и педагогов А.И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативность Торренса и др.)

 2. Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников, которое  предполагает:  

- составление  индивидуального  маршрута развития;

- создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;

-  помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности:  индивидуальные творческие задания;

- работа в детской лаборатории;

- организация проектной деятельности;

 - участие в интеллектуальных играх,   конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов  по образовательной области «Познание». Контроль над  участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  дошкольного учреждения,  публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).

5. Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

6. Работа с педагогическим коллективом:     обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.

При создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,  благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»

для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных....

ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»

ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми  образовательная область «Физическое развитие»...

Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства....