Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возрастаодарённых в области изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_her_22-23.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

ПРИНЯТА  на

Педагогическом совете

Протокол № 1

от _________20__ года

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В.

________________20__года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

«Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В.

_______________20___года

Приказ № ____



Программа с одарёнными детьми

по художественно-эстетическому развитию

«Юный художник»

в старшей группе

МДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка»

2022г. - 2024г.

                                                                                                      Воспитатели:

                                                                                                                       Рахматалиева Х.А.

                                                                                                                       Бессчастнова А.Н.

2022г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Актуальность

3

1.3

Цели программы

3

1.4

Задачи программы

3

1.5

Направления реализации программы

3

1.6

Принципы и подходы к реализации программы

4

1.7

Предполагаемые результаты

4

1.8

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы

4

II

Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности

4

2.2

Учебный план

5

2.3

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Методическое обеспечение программы:

6

3.2

Методическое оснащение занятий:

6

3.3

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  1.  Актуальность.

Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося, вреда. Данная программа включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости:

1.3. Цель программы:

  • создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их

самореализации в соответствии со способностями;

  • совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.

1.4. Задачи программы:

  • учить детей видеть красоту окружающего мира;
  • учить детей выражать свои чувства через творчество;
  • развивать цветовое восприятие;
  • способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета;
  • развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения

предметов на листе бумаги с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и

величине;

  • формирование элементов самостоятельной деятельности, положительного отношения к себе, человеку.

1.5. Направления реализации программы.

Программа направлена на:

  • формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;
  • формирование «культуры творческой личности» развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
  • организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.

1.6. Принципы и подходы к реализации программы:

  1. Принцип поэтапности (от простого к сложному) «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
  2. Принцип динамичности каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
  4. Принцип выбора творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений.
  5. Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка.
  6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
  7. Принцип взаимодействия с образовательными областями:
  • познавательное развитие (сенсорное развитие);
  • социально –коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие (музыка, художественная литература).

1.7. Предполагаемые результаты:

Инструменты мониторинга.

Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный с 01.09.

(две недели) и итоговый (последние две недели мая) каждого учебного года.

Инструментарий педагогической диагностики:

  • Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов

по рисунку и словесной инструкции педагога.

Основные диагностические методы педагога:

  • наблюдение
  • проблемная ситуация
  • беседа

1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:

  • организация выставок для родителей;
  • участие в тематических мероприятиях;
  • участие в конкурсах различного уровня.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности.

Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно – игровой деятельности, высказывание собственных

эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы.

2.2.  Учебно-тематический план.

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Возраст детей

Художественно – эстетическое развитие

35

1

20

подгрупповая, индивидуальная.

5-7 лет

2.3. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

2

Любимая игрушка

1

3

Путешествие по радуге

1

4

Осенние листья

1

Октябрь

1

Что за чудо эти сказки

1

2

Как прекрасен этот мир

1

3

Невиданный зверь

1

4

Натюрморт

1

Ноябрь

1

Милая мамочка

1

2

Подарки для друзей

1

3

Мир глазами детей

1

4

Зимняя улица «Первый снег»

1

Декабрь

1

Зимняя сказка. « Дерево в инее»

1

2

Зимние развлечения

1

3

Дед и баба вылепили Снегурочку

1

4

Веселый праздник «Новый год»

1

   Январь

2

Дворец снежной Королевы

1

3

Рождественские чудеса

1

4

Поёт зима, аукает

1

  Февраль

1

Волшебные узоры

1

2

Снеговик

1

3

Наши защитники

1

4

Я – художник

1

    Март

1

Разноцветные рыбки

1

2

Подарок маме

1

3

Аленький цветочек

1

4

Жар – птица

1

Апрель

1

Звездное небо

1

2

Граттаж  «Космический коллаж»

1

3

Какого цвета весна

1

4

Волшебный замок

1

Май

1

Вишня в цвету

1

2

Музыка и движение (просмотр отрывка балета «Лебединое озеро»

1

3

Разноцветные бабочки

1

4

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

                                                                         ВСЕГО

35

 

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.        

3.1. Методическое обеспечение программы.

   Программа составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-7 лет.
Срок реализации: сентябрь – май 2024 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
• принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
• принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• принцип интеграции различных видов деятельности;
• принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
• декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
• нормативные документы: « Закон об образовании»;

• устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ.

Формы организации работы с детьми:

Данная программа рассчитана на два года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.

В календарно-тематическом планировании представлены 35 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 мин

Возраст детей 5 – 7 лет

Продолжительность ОД 20мин

Количество ОД в неделю 1

Количество ОД в месяц 4

Количество ОД в год 35
3.2. Методическое оснащение занятий.
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий (средства): телевизор, магнитофон, ноутбук, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, изобразительный материал.

В уголке необходимый материал для работы:

  1. Листы бумаги.
  2. Гуашь.
  3. Простые и цветные карандаши
  4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).
  5. Восковые мелки;
  6. Фломастеры;
  7. Щётка и стека.
  8. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, поролон)
  9. Салфетки
  10. Баночки для воды
  11. Репродукции картин Шишкин, Репин, Левитан…

Имеется необходимый дидактический материал:

картотека физминуток, подвижных игр, пословиц и загадок о животных и временах года.

Работа с родителями:

Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми.

3.3. Литература:

  1. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
  2. И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
  3. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
  4. Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. Карапуз,1999.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Карапуз - Дидактика, 2007.
  6. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. Серия «Дошкольное образование».
  7. Журавлёва И. В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарён-ными детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»

для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...

Программа с одаренными детьми по художественно-эстетическому направлению «Юный художник» для детей от 3 до 4 лет

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...

Программа с одаренными детьми по художественно-эстетическому направлению «Юный художник»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Программа с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...