Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_her_22-23.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 от _________20__ года | СОГЛАСОВАНО: Старший воспитатель МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В. ________________20__года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В. _______________20___года Приказ № ____ |
Программа с одарёнными детьми
по художественно-эстетическому развитию
«Юный художник»
в старшей группе
МДОУ «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка»
2022г. - 2024г.
Воспитатели:
Рахматалиева Х.А.
Бессчастнова А.Н.
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ.
№ | Наименование раздела | Стр |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Актуальность | 3 |
1.3 | Цели программы | 3 |
1.4 | Задачи программы | 3 |
1.5 | Направления реализации программы | 3 |
1.6 | Принципы и подходы к реализации программы | 4 |
1.7 | Предполагаемые результаты | 4 |
1.8 | Формы подведения итогов реализации дополнительной программы | 4 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание образовательной деятельности | 4 |
2.2 | Учебный план | 5 |
2.3 | Календарно - тематическое планирование | 5 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Методическое обеспечение программы: | 6 |
3.2 | Методическое оснащение занятий: | 6 |
3.3 | Список литературы | 7 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Актуальность.
Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося, вреда. Данная программа включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости:
1.3. Цель программы:
- создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
- совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
1.4. Задачи программы:
- учить детей видеть красоту окружающего мира;
- учить детей выражать свои чувства через творчество;
- развивать цветовое восприятие;
- способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета;
- развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения
предметов на листе бумаги с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и
величине;
- формирование элементов самостоятельной деятельности, положительного отношения к себе, человеку.
1.5. Направления реализации программы.
Программа направлена на:
- формирование у дошкольников художественной культуры, как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого;
- формирование «культуры творческой личности» развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
- организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
1.6. Принципы и подходы к реализации программы:
- Принцип поэтапности (от простого к сложному) «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
- Принцип динамичности каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
- Принцип выбора творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений.
- Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка.
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
- Принцип взаимодействия с образовательными областями:
- познавательное развитие (сенсорное развитие);
- социально –коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие (музыка, художественная литература).
1.7. Предполагаемые результаты:
Инструменты мониторинга.
Мониторинг целевых ориентиров проводится два раза в год: вводный с 01.09.
(две недели) и итоговый (последние две недели мая) каждого учебного года.
Инструментарий педагогической диагностики:
- Ребёнок создаёт модели одного и того же предмета из разных материалов
по рисунку и словесной инструкции педагога.
Основные диагностические методы педагога:
- наблюдение
- проблемная ситуация
- беседа
1.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- организация выставок для родителей;
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в конкурсах различного уровня.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно – игровой деятельности, высказывание собственных
эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы.
2.2. Учебно-тематический план.
Вид организованной образовательной деятельности | Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательных ситуаций | Форма организации образовательного процесса | Возраст детей |
Художественно – эстетическое развитие | 35 | 1 | 20 | подгрупповая, индивидуальная. | 5-7 лет |
2.3. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Кол-во занятий | |
Сентябрь | 1 | Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. | 1 | |
2 | Любимая игрушка | 1 | ||
3 | Путешествие по радуге | 1 | ||
4 | Осенние листья | 1 | ||
Октябрь | 1 | Что за чудо эти сказки | 1 | |
2 | Как прекрасен этот мир | 1 | ||
3 | Невиданный зверь | 1 | ||
4 | Натюрморт | 1 | ||
Ноябрь | 1 | Милая мамочка | 1 | |
2 | Подарки для друзей | 1 | ||
3 | Мир глазами детей | 1 | ||
4 | Зимняя улица «Первый снег» | 1 | ||
Декабрь | 1 | Зимняя сказка. « Дерево в инее» | 1 | |
2 | Зимние развлечения | 1 | ||
3 | Дед и баба вылепили Снегурочку | 1 | ||
4 | Веселый праздник «Новый год» | 1 | ||
Январь | 2 | Дворец снежной Королевы | 1 | |
3 | Рождественские чудеса | 1 | ||
4 | Поёт зима, аукает | 1 | ||
Февраль | 1 | Волшебные узоры | 1 | |
2 | Снеговик | 1 | ||
3 | Наши защитники | 1 | ||
4 | Я – художник | 1 | ||
Март | 1 | Разноцветные рыбки | 1 | |
2 | Подарок маме | 1 | ||
3 | Аленький цветочек | 1 | ||
4 | Жар – птица | 1 | ||
Апрель | 1 | Звездное небо | 1 | |
2 | Граттаж «Космический коллаж» | 1 | ||
3 | Какого цвета весна | 1 | ||
4 | Волшебный замок | 1 | ||
Май | 1 | Вишня в цвету | 1 | |
2 | Музыка и движение (просмотр отрывка балета «Лебединое озеро» | 1 | ||
3 | Разноцветные бабочки | 1 | ||
4 | Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. | 1 | ||
ВСЕГО | 35 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Методическое обеспечение программы.
Программа составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-7 лет.
Срок реализации: сентябрь – май 2024 года Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
• принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
• принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
• принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
• принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
• принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
• принцип интеграции различных видов деятельности;
• принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
• декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
• нормативные документы: « Закон об образовании»;
• устав ДОУ, локальные акты, образовательная программа ДОУ.
Формы организации работы с детьми:
Данная программа рассчитана на два года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.
В календарно-тематическом планировании представлены 35 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 мин
Возраст детей 5 – 7 лет
Продолжительность ОД 20мин
Количество ОД в неделю 1
Количество ОД в месяц 4
Количество ОД в год 35
3.2. Методическое оснащение занятий.
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий (средства): телевизор, магнитофон, ноутбук, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия: альбомы, схемы рисования, изобразительный материал.
В уголке необходимый материал для работы:
- Листы бумаги.
- Гуашь.
- Простые и цветные карандаши
- Кисточка с коротким ворсом (тычок).
- Восковые мелки;
- Фломастеры;
- Щётка и стека.
- Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, поролон)
- Салфетки
- Баночки для воды
- Репродукции картин Шишкин, Репин, Левитан…
Имеется необходимый дидактический материал:
• картотека физминуток, подвижных игр, пословиц и загадок о животных и временах года.
Работа с родителями:
Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми.
3.3. Литература:
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (методические рекомендации) Москва «Цветной мир» 2013г.
- И.А.Лыкова «Цветные ладошки» (парциальная программа) Москва «Цветной мир» 2015г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Москва «Цветной мир» 2013г.
- Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. Карапуз,1999.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Карапуз - Дидактика, 2007.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. Серия «Дошкольное образование».
- Журавлёва И. В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарён-ными детьми. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»
для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности "Семицветик" для старшего дошкольного возраста
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких вида...
Программа с одаренными детьми по художественно-эстетическому направлению «Юный художник» для детей от 3 до 4 лет
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или не...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложе...
Программа с одаренными детьми по художественно-эстетическому направлению «Юный художник»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...
Программа с одарёнными детьми имеющими художественно-эстетические способности «Цветные ладошки»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах де...
Программа с одарёнными детьми имеющими художественно – эстетические способности «Цветные ладошки» для старшего дошкольного возраста
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...