Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
статья (средняя группа) по теме

Якунина Оксана Константиновна

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с одаренными детьми в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_mou_sosh.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Якунина О.К.,

педагог-психолог,

МБДОУ детский сад №29 «Рябинушка»

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности  и настойчивости.     Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём,  чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.  Кто-то  сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей».   На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно, креативность;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.  

Не творческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций. В Федеральных государственных требованиях отмечается: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники вовлекаются в проектную деятельность, создание собственных проектов, творческое решение практических задач, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:    

 1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов  (методика для родителей и педагогов А.И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)

 2. Психолого–педагогическое сопровождение  одарённых дошкольников, которое  предполагает:  

- составление  индивидуального  маршрута развития;

- создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;

- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;

- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.

3.  Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности:  индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности.  Участие в интеллектуальных играх,   конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).    

4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов  в образовательной области «Познание». Контроль над  участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

5. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  дошкольного учреждения,  публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).

6. Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

7. Работа с педагогическим коллективом:     обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.  В течение ряда лет дошкольное учреждение взаимодействует с МОУ «СОШ №16» с УИОП. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.

Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение тематических недель. Применяются  самые разнообразные методы и формы их проведения:  конкурсы, КВН, интеллектуальные игры, разнообразные проекты. Так в 2011-2012 году в рамках тематической недели «Я – исследователь» дети старших и подготовительных групп представили презентации своих проектов «Жизнь вулканов», «Деньги – прошлое, настоящее и будущее», «Почему трамвай едет?», «Как появилась пожарная машина и чем она отличается от современных пожарных машин».

Ещё одной формой работы по воспитанию детей, способных к интеллектуальной деятельности, является участие их в конкурсах разных уровней, где ребята показывают высокие результаты.

Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок,  благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»

для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...

Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.

Огромные возможности открываются перед  человеком  в  случае  максимального  использования  и  развития заложенных  в  нем  природных  данных....

ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»

ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми  образовательная область «Физическое развитие»...

Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе

Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства....