Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
статья (средняя группа) по теме
Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с одаренными детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_mou_sosh.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Якунина О.К.,
педагог-психолог,
МБДОУ детский сад №29 «Рябинушка»
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно, креативность;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии дошкольников и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий воспитатель не сможет воспитать творческого дошкольника. Меняется жизнь – меняется дошкольное образование. Вызов времени требует инноваций. В Федеральных государственных требованиях отмечается: содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской деятельности. Дошкольники вовлекаются в проектную деятельность, создание собственных проектов, творческое решение практических задач, в том числе с использованием мультимедийных технологий.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ребенка. Диагностика потенциальных возможностей детей. Использование метода экспертных оценок, наблюдения. Применение психологических тестов (методика для родителей и педагогов А.И. Савенкова «Карта одаренности»; анкета для родителей, авторы В. Шебеко, А. Булах; тест креативности Торренса и др.)
2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:
- составление индивидуального маршрута развития;
- создание комфортной развивающей среды, помогающей гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей;
- осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
- содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми.
3. Помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания, работа в детской лаборатории, организация проектной деятельности. Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Вовлечение воспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям о посещении детьми кружков, студий).
4. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых детей: система мониторинга достижения планируемых результатов в образовательной области «Познание». Контроль над участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
5. Поощрение одарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, публикации в СМИ (Газета «Педагог. Вожатый. Родитель»).
6. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и воспитателя. Беседы, тренинги, индивидуальные консультации специалистов ДОУ. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).
7. Работа с педагогическим коллективом: обучающий семинар по вопросам работы с одарёнными детьми: «Исследовательская деятельность дошкольника: теория, проблемы, пути решения», консультации «Проектная деятельность как фактор развития личности ребенка», «Технология проектирования в детском саду», «Вариативность использования интегрированного метода обучения». Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
8. Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. В течение ряда лет дошкольное учреждение взаимодействует с МОУ «СОШ №16» с УИОП. Вместе с младшими школьниками проводятся интеллектуальные игры, организуются совместные проекты. Это позволяет увидеть оригинально мыслящих детей, уделять внимание развитию их способностей.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение тематических недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, КВН, интеллектуальные игры, разнообразные проекты. Так в 2011-2012 году в рамках тематической недели «Я – исследователь» дети старших и подготовительных групп представили презентации своих проектов «Жизнь вулканов», «Деньги – прошлое, настоящее и будущее», «Почему трамвай едет?», «Как появилась пожарная машина и чем она отличается от современных пожарных машин».
Ещё одной формой работы по воспитанию детей, способных к интеллектуальной деятельности, является участие их в конкурсах разных уровней, где ребята показывают высокие результаты.
Опыт работы дошкольного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитывается одаренный ребенок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.
Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...
доклад «Выявление и индивидуальная работа с одарёнными детьми по художественно – эстетическому развитию»
для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу...
Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»
Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...
Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных....
ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»
ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»...
Программа с одарёнными детьми по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» в старшей группе
Программа «Юный художник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, одарённых в области изобразительного искусства....