Парциальная программа по кружковой работе "Разноцветные салфетки"
рабочая программа (младшая группа)

Балдакова Татьяна Александровна

Бумажные салфетки - очень простой и необычный материал для детского творчества, доступный малышам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа по кружковой работе «Разноцветные салфетки».

                                         Первая младшая группа.

  Пояснительная записка.

  В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.  Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше! Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Занятия салфеточной аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Бумажные  салфетки - очень  простой и необычный  материал  для  детского творчества, доступный малышам. Салфетка намного  мягче, чем простая  или  цветная бумага, а  это  означает, что  она  легко может  принять форму, которую  ей придает  ребенок. В работе  можно использовать  не  только прием  сминания  кусочков  салфетки,  но  другие -  прием  скручивания  в жгутики, прием  обрывания. Также разнообразная цветовая гамма  и  фактура  салфеток  позволяет  творить, выдумывать и  реализовать  свои мысли.                                             Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста средствами салфеточной аппликации.

Задачи:

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера;
  • расширение активного и пассивного словаря детей,  развитие речевых навыков;
  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип систематичности и последовательности.

Кружок проводится 1 раз в неделю. Занятия проходят в форме игры.  Для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказочные сюжеты, подвижные и пальчиковые игры,  игрушечные персонажи.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • Игровой (сюрпризный момент, использование игрушек, сказочных персонажей и т.д.)
  • словесный (устное изложение, потешки, стихи, отрывки из сказок и т.д.)
  • наглядный (показ действий, готовых образцов, картинок и т.д.)
  • практический (совместная работа с педагогом, самостоятельное выполнение работ.).

 Ожидаемый результат.

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  основными приемами в технике «салфеточная аппликация»: согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Самое главное, у детей развивается   умелость рук, мелкая моторика; расширится активный и пассивный словарь детей; обогатится сенсорный опыт, появится желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

проведение выставок работ детей – в группе, в детском саду.

                                   

                           Перспективный план на год.

Месяц

     Тема

         Программные задачи

Материал

Сентябрь

1.«Цветные салфетки».

2.«Мячик для куклы».

3.«Выглянуло солнышко».

4.«Грибы».

Познакомить детей со свойствами бумажных салфеток (мнётся, скатывается, отрывается, скручивается, можно приклеить); со способами работы с ними.

Учить детей из куска салфетки скатывать ладонями, круговыми движениями комок; обыгрывать готовый комок – мяч с куклой. Закрепить форму комка – шарик.

Продолжать учить детей скатывать шарик (ладонями). Учить приклеивать (обмакивая в тарелку с клеем) на заданное место. Закреплять умение слышать и выполнять просьбу взрослого, знание жёлтого цвета.

Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть (гриб).

Продолжать учить детей скатывать шарик круговыми движениями (ладонями), приклеивать на заданное место. Формировать правильную позу при выполнении работы.

Салфетки разного цвета; основа – белый картон; клей. Различные детские работы, выполненные в технике «Бумажная аппликация».

Цветные салфетки (по ¼ части на каждого ребёнка)

Салфетки жёлтого цвета (1/4 часть); заготовки для работы – картон белого цвета с нарисованными лучами.

Основы – картон белого цвета с наклеенной ножкой гриба (на каждого ребёнка); салфетки жёлтого цвета (1/4ч); клей в тарелочке.

Октябрь

1.«Зёрнышки для цыплят».

2.«Цветочная поляна». Серединки к цветам. Коллективная работа.

3.«Цыплята».

4.«Яблоки на дереве».

Учить детей сминать из салфеток пальчиками маленькие комочки, более плотные; использовать усиленные движения пальчиками. Развивать сенсорные способности; обогащать активный словарь детей.

Продолжать учить скатывать из салфеток более плотные круглые комочки разного размера. Учить приклеивать серединку в соответствии с величиной цветка (к маленькому -маленькую, к цветку побольше, серединку покрупнее).  Побуждать называть цвет, величину цветов, форму серединки цветка.

Развивать моторику рук, пальцев при скатывании из салфеток больших и маленьких шариков; обогащать сенсорный опыт путём выделения величины (большой – маленький), формы. Учить наклеивать на заданное место шарики (друг к другу). Развивать и обогащать речь детей. Воспитывать аккуратность при работе.

Продолжать учить скатывать из салфеток шарики  пальчиками (более плотные); приклеивать на отмеченное место на дереве. Учить замечать красоту природы. Развивать мелкую моторику, сенсорные способности.

Салфетки жёлтого цвета (1/4 часть делится ещё на 4 маленьких части). Игрушечные цыплята, тарелочки для зёрнышек.

Салфетки жёлтого, красного цвета; разного размера. Панно с цветами; клей.

Салфетки жёлтого цвета, разной величины. Карандаши (красный, коричневый) для дорисовывания образа цыплёнка взрослым. Игрушка – цыплёнок; основа – картон зелёного цвета на каждого.

Основа – картон с изображением дерева с листочками (на каждого ребёнка); кусочки салфеток красного цвета. Клей.

Ноябрь

1 и 2 занятие.

«Осеннее дерево». Приём обрывания.

3 и 4 занятие.

«Бусы для куклы Кати».

Учить детей отрывать маленькие кусочки салфеток от большой салфетки (приблизительно одинаковые по размеру), создавать образ осеннего дерева. Продолжать учить обмакивать их слегка в клей и приклеивать. Учить замечать красоту осеннего дерева.  

Продолжать учить сминать бумажные салфетки в комочки разной величины, наклеивать их на контур (верёвочка для бус). Закреплять знание основных цветов. Развивать эстетическое восприятие, сенсорные способности. Воспитывать аккуратность при выполнении работ.

Основа–белый кар-тон с наклеенным деревом без листьев. Салфетки жёлтого, зелёного, красного цвета; клей.

Кусочки салфеток разного цвета и размера. Кукла. Основа – белый картон с нарисованной верёвочкой. Клей.

Декабрь

1 и 2 занятие.

«Зима пришла – слепим снеговика».

3 и 4 занятие.

«Нарядная ёлочка»

Знакомить  детей  с  сезонными  изменениями  в  природе зимой; продолжать учить сминать бумажные салфетки в комочки разной величины, составлять из них изображение снеговика и наклеивать на основу.

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки; скручивать кусочки салфеток (бусы для ёлки); упражнять в сминании бумажных салфеток в комочки – шарики; украшать ёлочку готовыми изделиями.

Разные по величине кусочки белых салфеток; клей.

Силуэты ёлочек (на каждого ребёнка); цветные салфетки; игрушечная наряженная ёлка).

Январь

3 и 4 занятие.

«Зайка беленький сидит»

Учить детей от большой салфетки отрывать небольшие кусочки, приблизительно одинаковые по размеру; круговыми движениями пальчиков скатывать их в комочки средней плотности, обмакивать в клей, приклеивать на основу /силуэт зайца/. Расширять знания о зайце (зимой меняет серую шубку на белую). Развивать связную речь, помогать отвечать на простые и более сложные вопросы.

Картонный силуэт зайца (на каждого ребёнка; белые салфетки; клей.

Февраль

4 занятия.

«Зима в лесу».

Коллективная работа.

Упражнять детей в сминании бумажных салфеток в комочки, приблизительно одинаковой величины, обмакивать в клей, приклеивать на основу, прижимая комочки плотно друг к другу. Формировать представления о зимних природных явлениях (идёт снег, снег лежит на земле, деревьях). Расширять знания о животных. Развивать аккуратность в работе.

Панно с изображе-нием деревьев, ёлочек, силуэтов животных: зайца, белки, лисы; разноцветные салфетки, клей.

Март

1 и 2 занятия.

«Цветы для мамы»

3 и 4 занятия

«Украсим платье для куклы»

Учить сминать комочки овальной формы (лепестки, листья); упражнять в сминании круглых. Учить составлять из них изображение цветка. Закрепить знание основных цветов. Активизировать и обогащать словарь детей. Воспитывать  внимательное отношение к маме.

Упражнять в сминании и скатывании круглых и овальных комочков; учить составлять их них узоры для украшения платья; закреплять умение аккуратно наклеивать на основу, плотно прижимая комочки друг к другу. Закреплять умение различать цвета, правильно их называть. Развивать эстетическое восприятие.

Основа на1/2 листа наклеено изображение комнатного растения – горшок с зелёными листья-ми; цветные салфетки основных цветов, клей.

Силуэты платьев; бумажные салфетки разного цвета; клей.

Апрель

1 и 2 занятия

«Весеннее дерево».

3 и 4 занятия

«Насекомые»

Упражнять в скатывании комочков овальной формы, обмакивать в клей и наклеивать на дерево хаотично (появились первые листочки). Развивать эстетическое восприятие, аккуратность в работе. Формировать элементарные представления о весне, о деревьях. Активизировать и обогащать речь детей.

Учить скатывать из салфеток бумажные жгутики; упражнять в скатывании разных по форме и величине комочков. Развивать умение украшать силуэты насекомых. Формировать умение аккуратно пользоваться клеем. Расширять представления о насекомых. Обогащать словарь детей.

Основа – белый картон /1/2 листа/ с изображением дерева /ствол, ветки/; салфетки зелёного цвета.

Силуэты насекомых; цветные салфетки, клей. Картинки с изображением насекомых.

Май

1 занятие

«Праздничный салют».

2 и3 занятия

«Весенняя полянка».

Коллективная работа.

Упражнять в умении отрывать от целого куска небольшие кусочки, скатывать разные по форме комочки; наклеивать комочки «огоньки» по цвету полоски, на верхний край полоски. Развивать эстетическое восприятие; закреплять цвета, пространственное расположение. Активизировать речь детей.

Привлечь детей к созданию общей картины. Упражнять детей в скатывании комочков, разных по форме, величине, цвету; в составлении из них цветов. Развивать умение располагать цветы на всей плоскости листа. Учить видеть красоту природы в разное время года.

Цветные салфетки; клей; основа – белый картон с цветными полосками салюта.

Общее панно с изображением 2 -3 цветочков, травы. Салфетки разного цвета, клей.

Литература

  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.
  • НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа кружковой работы "Цветная фантазия"

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструиров...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа кружковой работы «Разноцветные ладошки»

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести детей в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Парциальная программа кружковой работы «Чудеса своими руками»

Формирование развития  творческих  способностей  детей дошкольного возраста  при  работе  с  нетрадиционным материалом – макаронными изделиями....

Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин"(вторая младшая)

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при ...

Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин" (средняя группа)

     Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и  интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности ...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...