Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин" (средняя группа)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_srednyaya_gruppa.docx | 530.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разны м м направления (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
В программе представлены различные разделы, но основными являются:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Новизна и педагогическая целесообразность программы
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Интегрирование различных образовательных областей в процессе обучения по программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются имеющимися знаниями, но и углубляют их. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Игра – необходимый спутник детства. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь, становясь в ходе образовательной деятельности строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель – создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений на основе лего - конструирования.
Задачи программы:
- Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
- Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
- Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
- Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
- Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
- Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий Lego – конструированием дети:
- Развивают мелкую моторику рук;
- Развивают память, внимание, умение сравнивать;
- Учатся фантазировать, творчески мыслить;
- Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
- Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
- Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Средняя группа
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором Лего: знакомятся с дополнительными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. План анализа образца:
- Рассмотреть объект в целом.
- Выделить цвета деталей.
- Назвать детали лего-конструктора.
- Установить пространственное расположение частей постройки.
С января добавляется конструирование по образцу, элементарной схеме. На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной. Примерное распределение занятий на год:
- Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
- Конструирование по замыслу
Средняя группа | ||
Октябрь | «Грибная полянка» | Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя две детали одной) |
«Осенний лес» | Учить детей строить деревья из конструктора по образцу, выбирать правильную последовательность. | |
«Гусенок» | Учить строить из конструктора гусенка, разучить стихотворение про гусят. | |
«Птицы» | Учить детей строить по схеме, передовая строение птицы. | |
Ноябрь | «Одноэтажный дом» | Ознакомить детей с основными частями конструкции домика – стены, окна, пол, крыша. Развивать умения следовать инструкциям педагога. |
«Построим магазин» | Продолжать знакомить с основными частями конструкции магазина – стены, крыша, пол, окна, дверь, стеллажи. | |
Моделирование фигур людей «Друзья» | Ознакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры. Закрепить понятия «длинный» - «короткий» | |
«Мы едем, едим…» | Вспомнить основные виды транспорта, учить строить грузовой автомобиль, учить основные элементы автомобиля | |
Декабрь | «Елочка» | Анализировать строение дерева, закреплять прием постройки, снизу вверх учитывая способы крепления. |
«Лесной домик» | Учить строить дом, распределять детали лего-конструирование правильно, развивать воображение. | |
«Любимое животное» | Закреплять умение передавать характерные особенности животного, называть и показывать детали конструктора. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. | |
Январь | «Построим зимнюю детскую площадку» | Закрепить навыки построения замкнутой ограды и красивых ворот. Обучить соединению разных частей постройки. |
«Дом для моей семьи» | Продолжать учить строить по замыслу, учить анализировать образцы конструкции. Воспитывать бережное отношение к постройке. | |
«Кошкин дом» | Продолжать знакомить детей с конструктором, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию, вариантами их скрепления. | |
Февраль | «Автомобиль» | Анализировать строение предметов, учить выделению основных частей, ознакомить с правилами перехода через улицу. |
«Военная техника» (самолет) | Рассказывать о профессии летчика, учить строить выделяя основные части, распределять правильно детали. | |
«Государственный флаг» | Формировать навыки, в какой последовательности надо собирать, учить какие детали лучше использовать. | |
«Военная техника» (пушка) | Продолжать учить работать в коллективе, играть вместе в сюжетно-ролевую игру. | |
Март | «Подарок для мамы» | Познакомить детей с первыми весенними растениями, закреплять умение опираться на схемы, учитывая способы крепления деталей. |
«Веселый петушок» (модель петушка) | Развивать внимание, умение отгадывать загадки, работать по схеме. | |
Выставка детских работ | Закрепить умение конструировать | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. | |
Апрель | «Ферма» | Закрепить умение строить объемные конструкции. Строить по схеме, работать парами. |
«Бабочка» | ||
«Ракета, космонавты» | Рассказать о космических ракетах и космонавтах, учить строить ракету. | |
«Корабли» | Дать обобщенное представление о кораблях, учить способом конструирования, закреплять навыки, учить сочетать в постройке детали по форме и цвету. | |
Май | «Праздничный салют» | Учить детей создавать сюжетную композицию на плоскости |
«Символ победы» | Изготовление георгиевской ленты | |
«Мой двор» | Систематизировать знания детей о родном селе, учить работать в парах, сооружать совместную постройку. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему. |
Диагностика
Используемая литература:
1. Методическое пособие «Лего-конструирование в детском саду» Е. В.
Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
2. Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» -
Нытва, 2008
3. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера,
2006
4. В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение
сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического
образования, 2012
5. В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр
педагогического образования, 2012
6. Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы)
- М., Просвещение, 2012
7. Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модифицированная парциальная программа по обучению грамоте в старшей группе
Пояснительная запискаСовременная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольно...
Парциальная программа по музыкальному воспитанию в средней группе «Звонкие голоса»
Программа написана для детей средней группы, с учётом возрастных особенностей детей этого возраста....
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе.
Парциальная программа по обучению грамоте в подготовительной группе составлена с учетом ФГОС ДО и включает в себя все разделы.Данная программа разработана на основе методического пособия "Обучени...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию «Солнышко приходит в гости к нам» в рамках реализации парциальной программы «Добрая старина» во второй младшей группе.
Цель: приобщать детей к русскому народному фольклору, побуждать детей к общению, развивать речь.Задачи:• Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);• Продолжать знакомить ...
парциальная программа по развитию речи в средней группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...
Парциальная программа по развитию речи в старшей группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...
Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе
Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...