Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
материал
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 719.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраста.
Добрый день! Уважаемые коллеги, сегодня я хочу вас познакомить с использованием Даров Фребеля в работе с детьми раннего возраста. За основу была взята парциальная программа «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров».
Данная Программа была разработана для подготовки детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением. Авторы Программы считают очень важным на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении, что позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров.
Но для начала, мне бы хотелось немного напомнить о создателе данной системы Фридрихе Фребеле. Это известный немецкий педагог, который является авторомвыражения «детский сад» и было придумано оно в 1840 году. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.
Так Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он назвал эти пособия «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом знакомстве помочь.Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме.На всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование! Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком (они прилагались к игре).
А теперь вернемся к Программе «От Фребеля до робота». Название программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: где на первой ступени дети осваивают игровой набор «Дары Фрёбеля», на втором – конструируют с разнообразными видами конструкторов, а третьем занимаются робототехникой. Все необходимые для занятий конструкторы представлены в Программе в перечне необходимого оборудования. Данная Программа рассчитана на дошкольников с 3 до 7 лет.
Но еще в 19 веке Елизавета Николаевна Водовозова в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» перечисляет направления для целенаправленного умственного развития, среди которых имеются развивающие игры с материалом Фридриха Фрёбеля. По её мнению, для старших дошкольников эти материалы достаточны и обеспечивают удовлетворение потребностей в изучении ряда дисциплин: геометрия, конструирование, арифметика и др. Но первый набор предлагается ребенку уже с начала первого года его жизни, а последующие вводятся позже, по мере готовности ребенка к новым знаниям.Первый дар представляет собой набор из 8 цветных мячиков(красный, желтый, голубой, зеленый, белый, фиолетовый, оранжевый, черный). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета. Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой цвет, так как он меньше всего напрягает зрение. Мячик вешается у колыбели двухмесячного малыша. В качестве мячика можно использовать легкий клубок ниток. С точки зрения Фрёбеля форма шара имеет сакральное значение для первого знакомства, ведь именно такую форму имеют все огромные небесные тела и даже зарождение жизни происходит из ячеек округлой формы.В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики вразличные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.
Поэтому я решила, что использование первого Дара для игр с детьми раннего возраста обязательно расширит их сенсорное восприятие.
К Дарам Фребеля прилагается учебно-методический комплект по использованию игрового набора в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО, который состоит из карточек, распределенных по разным образовательным областям и содержащих игровые задания для детей. Но сначала я просто познакомила детей с мячиками, дала их потрогать и произвести любые действия с ними. Дети их раскачивали, прятали, одевали вместо бус. Увидев, что первый дар вызывает у детей интерес, я решила написать рабочую программу на основе первого Дара Фребеля. В данной Программе я постаралась выстроить игровые занятия с мячиками таким образом, чтобы детский интерес к данному дару не угасал, а наоборот усиливался, так как каждый раз, мы используем данный дар по-разному. На слайде вы видите карточку, на которой представлена игра «Карусели». Обратите внимание, что на обратной стороне указано подробное содержание работы, а также модификации данной игры.
Далее на слайде представлены еще варианты игр с данным даром. Первая игра «Тише, мыши» где задача детей уберечь свой хвостик от кота, а вторая игра «Дорожное движение». Данную игру целесообразно проводить после проведения вводного занятия по правилам дорожного движения. Дети могут составлять светофор из цветных мячиков, а также могут показывать только один из цветов на который разрешается движение, или запрещается.
Как было сказано ранее, комплект первого дара состоит из 8 мячей. Конечно, тут же встал вопрос о том, что не всем детям их хватало. Поэтому я решила самостоятельно довязать мячи, но использовала при этом разнообразные нитки. Одни были плюшевые, другие с длинным ворсом. Таким образом, я не только доукомплектовала данный набор, но с помощью тактильных ощущений расширила у детей сенсорное восприятие. Конечно же сразу стали возникать идеи как еще можно с данным даром играть. Так при написании Программы я отталкивалась и от сезонных изменений и от наблюдений за детьми. Программа рассчитана на один год. Занятие в рамках Программы я провожу 1 раз в неделю. Но это не значит, что в остальные дни дети не могут играть с даром. Мячи находятся в доступе для свободной игры, и дети постоянно придумывают что-то своё, основываясь на том опыте, который они получили в рамках реализации Программы. По детям я вижу огромный интерес, который они проявляет при играх с данными мячиками.
Далее я расскажу, как мы играли с мячиками. На занятиях по лепке мы лепили ёжика, а с помощью мячиков, мы провели игру малой подвижности.
Следующая наша игра называлась «Подбери по цвету». Ребятам, нужно было найти дом для мышки определенного цвета.
После я предложила ребятам украсить веточки осенними листьями. Дети взяли мячики зеленого, желтого и красного цвета и создали осеннее дерево.
В игре «Часики» мы знакомились со свойствами мячика. Мы сначала раскачивали их вправо и влево, а потом, когда часики останавливались, мячики тоже останавливались.
На занятии по элементарному экспериментированию мы с детьми красили снег, но предварительно мы поиграли в цветные снежки с мячиками. А затем ребята брали пипетку того же цвета, как и снежок.
В данной игре мы с ребятами прятали колобки от лисы в домике. Каждый мячик должен был спрятаться в домик нужного цвета. Данное игровое пособие я увидела у инструктора по физической культуре и предназначено оно для закрепления навыка метания, но мы использовали его по - своему.
Конечно же мы не обошли стороной, такой прекрасный праздник как Новый год. Дети с удовольствием украсили нашу ёлочку разноцветными шариками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».
Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей строить дом из лего по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения рук и мелкую моторику, повторение красног...
Отчет по апробации парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"
Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"....
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров" « По морям, по волнам»
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"« По морям, по волнам»...
Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста
Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....
Работа с детьми по внедрение парциальной программы "От Фребеля до робота- растим будущих инженеров"
Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникаль...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития инт...
Конспект образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему «Роботы будущего» в подготовительной группе
Цель:Формировать навык видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части...