Дополнительная общеобразовательная программа Ложкари
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_lozhkari.docx | 72.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Детский сад «Развитие»
«ПРИНЯТО»: Методическим советом Протокол № 202 г. | «УТВЕРЖДАЮ»: заведующий МБДОУ «Детский сад «Развитие» И. А. Бунина 202 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
«Ложкари» (ансамбль ложкарей)
Направление: художественно-эстетическое.
Уровень программы: стартовый, ознакомительный.
Срок реализации программы: 2 года.
Возрастная категория: 4-6 лет.
Статус программы: адаптированная.
Составитель:
Плотникова Елена Александровна,
музыкальный руководитель
с. Новая Усмань, 2021
Содержание:
1. Пояснительная записка (характеристика).
1.1.Актуальность программы.
1.2. Направленность и уровень программы.
1.3. Цель и задачи программы.
1.4. Категория воспитанников.
1.5.Формы и режим занятий .
1.6. Срок реализации программы.
1.7.Планируемые результаты (целевые ориентиры).
2. Содержание программы.
2.1. Тематический план.
2.2. Содержание тематического плана.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
4. Организационно – педагогические условия реализации программы.
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
4.2. Материальнотехнические условия.
Приложения.
Календарный тематический план.
Календарный учебный график.
- Пояснительная записка (характеристика).
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки с течением времени стали употребляться в народном музицировании. Теперь это – русский народный инструмент. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках.
Зародившись в далеком прошлом, искусство игры на этом инструменте до сих пор сохраняет многие свои традиционные черты. Специальных нотных записей для исполнения на ложках не было. Искусство игры на них зависело от фантазии исполнителя, а также от того, что можно было перенять у разных умельцев. Таким образом, накапливался опыт и приемы игры на самобытном народном инструменте.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
- Актуальность программы.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовной культуры, развитие прочных связей с историей и бытом русского народа.
- Направленность и уровень программы.
Направленность – Художественно-эстетическая (ансамбль ложкарей), способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей дошкольного возраста.
Уровень программы - стартовый, ознакомительный.
Организационная модель проектирования дополнительной (общеразвивающей) программы «Ложкари» (ансамбль ложкарей)
Уровень | Показатели | Специфика реализации |
СТАРТОВЫЙ | Групповая программа | |
Количество воспитанников | 10-15 человек | |
Возраст воспитанников | 4-6 лет | |
Срок реализации программы | 2 учебных года | |
Режим занятий | 25 минут в неделю | |
Min объем программы | 36 часов | |
Особенности состава воспитанников | Однородный (средний и страший дошкольный возраст); Постоянный: С участием воспитанников с ООП, ОВЗ | |
Форма занятий | Очная | |
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная форма |
- Цель и задачи программы
Цель: обогащение духовной культуры детей через приобщение к игре на русских народных инструментах.
Задачи:
- расширять и обогащать знания детей о народной культуре;
- развивать музыкальные способности: чувства ритма, звуковысотный и тембровый слух;
- формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах;
- формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения;
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
- формировать целеустремленность, ответственность, дисциплинированность;
- развивать творческую активность, художественный вкус, приобщать к самостоятельному осмысленному музицированию.
1.4 Категория воспитанников.
Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить и различить музыку по характеру - веселую, радостную, спокойную. Ребёнок различает звуки по высоте (звуки высокие и низкие), громкие, тихие; в пьесе две части (одна быстрая, а другая медленная). Он может определить, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1— си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.
Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в полной мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.
Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.
Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские способности. Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности. С удовольствием прислушиваются и проявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям. Могут вспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии. Согласуют движения с метроритмом и формой музыкального произведения.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности.
Возраст 5-6 лет. Возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Ребенок может контролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности, согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет ассиметричные, разнонаправленные движения, может выполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого), имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, импровизирование ритма). При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.
- Формы и режим занятий.
Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Репертуар программы позволяет выстраивать занятия вокруг определенной темы, объединять их сюжетом, сказкой или игрой.
Режим занятия: 1 (один) раз в неделю – 25 минут.
- Срок реализации программы.
Срок реализации программы - 2 (два) учебных года, по 36 часов в год.
- Планируемые результаты (целевые ориентиры).
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Целевые ориентиры дополнительного образования.
ФЗ 273-Ст. 75, п.1 – Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (обеспечивает): | ||
Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых | Организацию свободного времени детей | |
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья | Адаптацию к жизни в обществе | Профессиональную ориентацию |
Выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности | Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании | |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». |
Целевые ориентиры настоящей программы отвечают правовым нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.
- уметь играть индивидуально и слаженно в ансамбле;
- применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х ложках и других музыкальных инструментах;
- слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему;
- слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле;
- знать название народных музыкальных инструментов и различать их по звучанию;
- знать традиции Родного края.
- Содержание программы.
2.1. Тематический план. 1 год.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
Раздел «История возникновения деревянных ложек». | |||||
1. | Тема «История исполнительства на ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
2. | Тема «Беседа о русских народных музыкальных инструментах» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
3. | Тема «Ложка - ударный народный инструмент» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
4. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Виды народного декоративно-прикладного искусства». | |||||
5. | Тема «Знакомство с традициями народного творчества» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
6. | Тема «Гжель, хохлома, городецкая роспись, жостово». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
7. | Тема «Дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
8. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Приёмы игры на деревянных ложках». | |||||
9. | Тема «Основные приемы игры на деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
10. | Тема «Сказка о ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
11. | Тема «Особенности применения и использования ударных инструментов : ложки» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
12. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Загадки, дразнилки, музыкальные игры, потешки Детский фольклор». | |||||
13. | Тема «Сказка о деревянной ложке. Ольга Кельнер» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
14. | Тема «Музыкальные игры» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
15. | Тема «Считалки, дразнилки, скороговорки в сопровождении деревянных ложек» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
16. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Знакомство с другими народными инструментами». | |||||
17. | Тема «Рубель и трещотки» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
18. | Тема «Кугиклы, маракасы и калюки» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
19. | Тема «Шаркунок и коробочка» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
20. | Тема «Бубен, треугольник, балалайка» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
21. | Тема «Музыкальные инструменты народного оркестра» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
22. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Способы игры на 2-х ложках». | |||||
23. | Тема «Хлопок – 5 исполнительских приёмов» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
24. | Тема «Ансамбль, синхронность движений» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
25. | Тема «Приёмы «глиссандо», «тремоло» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
26. | Тема «Ритмические игры, сочетание между собой различных приемов игры на деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
27. | Тема «Танцевальные движения во время игры на ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
28. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Песня, танец, марш». | |||||
29. | Тема «Песня в сопровождении деревянных ложек » | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
30. | Тема «Танец. Хореографические постановки в процессе игры на деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
31. | Тема «Марш. Элементы маршевых движений» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
32. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Концертное выступление». | |||||
33. | Тема «Русские народные костюмы» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
34. | Тема «Исполнение сказок и музыкальных сказок с элементами хореографии и распределение по ролям персонажей» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
35. | Тема «Преодоление волнения на сцене» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
36. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Итого | 36 | 28 | 8 |
2.1. Тематический план. 2 год.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
Раздел «История исполнительского мастерства игры на деревянных ложках». | |||||
1. | Тема «Значение ударных инструментов в сохранении народных традиций» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
2. | Тема «Беседа о русских народных музыкальных инструментах» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
3. | Тема «Ложка – как символ самобытности русской культуры и традиций» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
4. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Виды народного декоративно-прикладного искусства». | |||||
5. | Тема «Знакомство с традициями народного творчества» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
6. | Тема «Гжель, хохлома, городецкая роспись, жостово». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
7. | Тема «Дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
8. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Приёмы игры на спаренных деревянных ложках». | |||||
9. | Тема «Основные приемы игры на спаренных деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
10. | Тема «Сказка о трех ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
11. | Тема «Особенности применения и использования ударных инструментов :спаренные ложки» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
12. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Детский фольклор». | |||||
13. | Тема «Частушка в сопровождении спаренных деревянных ложек» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
14. | Тема «Музыкально- ритмические игры» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
15. | Тема «Считалки, дразнилки, скороговорки в сопровождении деревянных ложек» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
16. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Знакомство с русским народным оркестром». | |||||
17. | Тема «Фольклорные ансамбли» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
18. | Тема «Инструменты русского народного оркестра» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
19. | Тема «Ложкари в составе русского народного оркестра» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
20. | Тема «Знаменитые ложкари» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
21. | Тема «Интерактивное Путешествие в музей деревянной ложки. Березино. Беларусь » | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
22. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Способы игры на 2-х и 3-х ложках». | |||||
23. | Тема «Основные исполнительские приёмы игры на 3-х ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
24. | Тема «Ансамбль, синхронность движений» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
25. | Тема «Приёмы «глиссандо», «тремоло» на спаренных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
26. | Тема «Ритмические игры, сочетание между собой различных приемов игры на спаренных деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
27. | Тема «Танцевальные движения во время игры на спаренных деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
28. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Песня, танец, марш». | |||||
29. | Тема «Самостоятельное пение и сопровождение игрой на спаренных ложках » | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
30. | Тема «Танец. Хореографические постановки в процессе игры на спаренных деревянных ложках» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
31. | Тема «Марш. Пунктирный ритм. Элементы маршевых движений» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
32. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Раздел «Работа над музыкальным произведением» | |||||
33. | Тема «Постановка рук, основные приёмы.» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
34. | Тема «Хореографические элементы в работе над музыкальным произведением» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
35. | Тема «Целостность музыкального произведения, соединение отработанных элементов» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение |
36. | Итоговое занятие по пройденным темам | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение |
Итого | 36 | 28 | 8 |
2.2. Содержание тематического плана
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
Раздел «История возникновения деревянных ложек». | ||||||
1. | Тема «История исполнительства на ложках». Теория: Рассказ о том, как деревянная ложка стала шумовым музыкальным инструментом. Первые музыканты исполнители на деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
2. | Тема «Беседа о русских народных музыкальных инструментах». Теория: Знакомство с русскими народными шумовыми музыкальными инструментами:деревянные ложки, трещётка, рубель, карусель, коробочка, хлопушка. Слушание музыкальных моментов в исполнении этих инструментов. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
3. | Тема «Ложка - ударный народный инструмент». Теория: Подробное знакомство с музыкальной деревянной ложкой. Понятие «Ударный инструмент». Просмотр фрагмента музыкального выступления профессионального ансамбля ложкарей г. Екатеринбург. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
4. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Беседа-концерт «Деревянная ложка и её друзья» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Виды народного декоративно-прикладного искусства». | ||||||
5. | Тема «Знакомство с традициями народного творчества». Теория. Русский фольклор, народные песни, русские сказки, пословицы, поговорки, народные праздники. Беседы об обычаях русского народа. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
6. | Тема «Гжель, хохлома, городецкая роспись, жостово». Теория: Видео презентация о промыслах русского народа. Рассказ об отличительных чертах каждого вида росписи. Слайд- викторина «Угадай-ка». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
7. | Тема «Дымковская игрушка, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка». Теория: Глиняная игрушка- особый вид народного творчества. Рассказ о том, как появились игрушки в ремесленных центрах Дымково, Филимоново и Каргополь. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
8. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Сказка о ремеслах. | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Приёмы игры на деревянных ложках». | ||||||
9. | Тема «Основные приемы игры на деревянных ложках». Теория. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
10. | Тема «Сказка о ложках». Теория. Интерактивная сказка ( с использованием проектора) о том, как деревянная ложка из предмета кухонной утвари превратилась в музыкальный шумовой инструмент. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
11. | Тема «Особенности применения и использования ударных инструментов : ложки». Теория. Песни из русского фольклора (заклички, прибаутки, потешки, песенки, пестушки) с использованием деревянных ложек. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
12. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика «Сыграем на ложках» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Загадки, дразнилки, музыкальные игры, потешки Детский фольклор». | ||||||
13. | Тема «Сказка о деревянной ложке. Ольга Кельнер». Теория. Сценка для детского спектакля. Распределение ролей, разбор и подготовка. Постановка сказки. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
14. | Тема «Музыкальные игры». Теория. Русские народные музыкальные игры с использованием деревянных ложек. «Шел козел по лесу» - достаточно ритмичная игра, в которой легко применять деревянные ложки. «Кучер и лошадки» - ложки имитируют стук копыт в игре. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
15. | Тема «Считалки, дразнилки, скороговорки в сопровождении деревянных ложек». Теория. Веселые стихи с четким ритмическим рисунком в игровой форме применяются для освоения основных приемов игры на деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
16. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Концерт-беседа «Детский фольклор» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Знакомство с другими народными инструментами». | ||||||
17. | Тема «Рубель и трещотки». Теория. Знакомство с музыкальным инструментом. История возникновения. Прослушивание музыкальных моментов с участием данных инструментов. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
18. | Тема «Кугиклы, маракасы и калюки». Теория. Знакомство с музыкальным инструментом. История возникновения. Прослушивание музыкальных моментов. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
19. | Тема «Шаркунок и коробочка». Теория. Знакомство с музыкальным инструментом. История возникновения. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
20. | Тема «Бубен, треугольник, балалайка». Теория. Знакомство с музыкальными инструментами. История возникновения. Роль в оркестре. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
21. | Тема «Музыкальные инструменты народного оркестра». Теория. Знакомство с музыкальными инструментами. Роль в оркестре. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
22. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Музыкальная гостиная «В мире музыкальных инструментов» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Способы игры на 2-х ложках». | ||||||
23. | Тема «Хлопок – 5 исполнительских приёмов». Теория. Освоение способов игры на двух ложках: «Тарелочки»,»Солнышко», «Лошадка», «Молоточек», «Зеркальце». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
24. | Тема «Ансамбль, синхронность движений». Теория. Понятие «Ансамбль, синхронность». Музыкально-ритмические разминки и упражнения на синхронность движений. «Тра-та-та» - разминка с произношением. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
25. | Тема «Приёмы «глиссандо», «тремоло». Теория. Знакомство с приёмами игры на деревянных ложках «глиссандо» и «тремоло», просмотр видео-ролика с выступлением профессионального ансамбля ложкарей, демонстрация данных приемов. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
26. | Тема «Ритмические игры, сочетание между собой различных приемов игры на деревянных ложках». Теория. Ритмические игры с музыкальным сопровождением, в которых произвольно сочетаются различные приёмы игры на ложках. Гармоничное соединение различных приёмов игры на деревянных ложках, переходы, паузы, перестановки. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
27. | Тема «Танцевальные движения во время игры на ложках». Теория. Выполнение движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично, в сочетании с игрой на деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
28. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика «Весело играем – всех потешаем» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Песня, танец, марш». | ||||||
29. | Тема «Песня в сопровождении деревянных ложек ». Теория. Выразительное исполнение песен народного репертуара в сочетании с игрой на деревянных ложках. Одновременное воспроизведение игры и пения и поочередное сочетание. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
30. | Тема «Танец. Хореографические постановки в процессе игры на деревянных ложках». Теория. Выполнение танцевальных движений и перестроений на танцевальном пространстве в процессе исполнения музыкального произведения. Выход, сольные партии, введение в игру на деревянных ложках поочередно по подгруппам. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
31. | Тема «Марш. Элементы маршевых движений». Теория. Точная передача ритмического рисунка в марше, выделяя сильную долю. Сочетание маршевых движений с игрой на деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
32. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Беседа-концерт «Три кита в музыке». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Концертное выступление». | ||||||
33. | Тема «Русские народные костюмы». Теория. Интерактивная экскурсия в «Музей русского народного костюма и быта» в г. Москва | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
34. | Тема «Исполнение музыкальных сказок с элементами хореографии и распределение по ролям персонажей». Теория. Разбор музыкальных сказок, распределение ролей и сочетание постановки с игрой на деревянных ложках. Введение музыкального выступления на деревянных ложках в постановку музыкальной сказки. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
35. | Тема «Преодоление волнения на сцене». Теория. Беседа о волнении, о доброжелательном зрителе, о возможностях исполнителя. Оценка своего собственного выступления, состояния. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
36. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Музыкальная гостиная «Мы для вас сейчас сыграем». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Итого | 36 | 28 | 8 |
2.2. Содержание тематического плана. 2 год.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации (контроля) | |||
Всего часов | Теория | Практика | ||||
Раздел «История исполнительского мастерства игры на деревянных ложках». | ||||||
1. | Тема «Значение ударных инструментов в сохранении народных традиций». Теория: Беседа о самобытных ударных инструментах русского народа, тесно связанных с бытом. Через игру на шумовых инструментах дети познают наши исторические корни, прикасаются к народной музыке, начинают любить её, возникает потребность общаться с музыкой чаще. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
2. | Тема «Беседа о русских народных музыкальных инструментах». Теория: Знакомство с редкими русскими народными музыкальными инструментами: , рожок, жалейка, брёлка, бубенцы. Слушание музыкальных моментов в исполнении этих инструментов. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
3. | Тема «Ложка – как символ самобытности русской культуры и традиций». Теория: Интерактивная беседа о символе русской культуры – деревянной ложке, об изготовлении, росписи, пословицах. Использование слайдов и видео-роликов по данной теме. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
4. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Беседа-концерт «Ложки расписные» . | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Виды народного декоративно-прикладного искусства». | ||||||
5. | Тема «Знакомство с традициями народного творчества». Теория. Русский фольклор, народные песни, русские сказки, пословицы, поговорки, народные праздники. Беседы об обычаях русского народа. (Закрепление материала прошлого года) | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
6. | Тема «Гжель, хохлома, городецкая роспись, жостово». Теория: Видео презентация о промыслах русского народа. Беседа о каждом виде росписи с детьми. (Закрепление материала прошлого года). | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
7. | Тема «Дымковская свистулька, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка». Теория: Глиняная игрушка- особый вид народного творчества. (Закрепление материала прошлого года). | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
8. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. «Путешествие в страну русских мастеров». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Приёмы игры на спаренных деревянных ложках». | ||||||
9. | Тема «Основные приемы игры на спаренных деревянных ложках». Теория. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения. Постановка рук во время игры на спаренных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
10. | Тема «Историяо трёх ложках». Теория. Интерактивная история ( с использованием проектора) о том, как можно играть на трех ложках, на пяти ложках одновременно и более. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
11. | Тема «Особенности применения и использования ударных инструментов : спаренные ложки». Теория. Песни из русского фольклора (заклички, прибаутки, потешки, песенки, пестушки) с использованием деревянных ложек. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
12. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика «Удивляют ложкари!» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Детский фольклор». | ||||||
13. | Тема «Частушка в сопровождении спаренных деревянных ложек». Теория. Русские народные частушки, проигрыш между пением. Ритмичное исполнение проигрыша русской народной частушки на спаренных деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
14. | Тема «Музыкально-ритмические игры». Теория. Музыкальные игры с использованием деревянных ложек. «Как у наших у ворот», «Полянка», игра «Карусель» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
15. | Тема «Считалки, дразнилки, скороговорки в сопровождении деревянных ложек». Теория. Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка». | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
16. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Концерт-беседа «Детский фольклор» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Знакомство с русским народным оркестром». | ||||||
17. | Тема «Фольклорные ансамбли». Теория. Беседа о фольклорных ансамблях, демонстрация видео-роликов выступлений фольклорных ансамблей на экране. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
18. | Тема «Инструменты русского народного оркестра». Теория. Знакомство с основными инструментами русского народного оркестра, видео экскурсия «Путеводитель по русскому народному оркестру» | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
19. | Тема «Ложкари в составе русского народного оркестра». Теория. Знакомство с отдельной группой ударных шумовых инструментов в оркестре: ложкарей. Прослушивание музыкальных моментов с их участием. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
20. | Тема «Знаменитые ложкари». Теория. Знакомство с профессиональными коллективами, ансамблями ложкарей. Ансамбль «Сибирский наигрыш» г. Прокопьевск; «Уральские ложкари» г.Екатеринбург. Видео демонстрация фрагментов их выступлений. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
21. | Тема «Интерактивное Путешествие в музей деревянной ложки. Березино. Беларусь ». Теория. Видео экскурсия в «Музей деревянной ложки» Березино. Беларусь. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
22. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. «Мы в оркестре играем» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Способы игры на 2-х и 3-х ложках». | ||||||
23. | Тема «Основные исполнительские приёмы игры на 3-х ложках». Теория. Знакомство с основными приемами игры на спаренных ложках, на 3-х ложках: Дуга, Солнышко, Прятки, Рука-колено, Потолочек. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
24. | Тема «Ансамбль, синхронность движений». Теория. Закрепление понятия «Ансамбль, синхронность». Музыкально-ритмические разминки и упражнения на синхронность движений во время исполнения на трех деревянных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
25. | Тема «Приёмы «глиссандо», «тремоло» на спаренных ложках. Теория. Закреплнеие приёмов игры на деревянных ложках «глиссандо» и «тремоло», а также знакомство с этими приёмами, но уже на трёх ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
26. | Тема «Ритмические игры, сочетание между собой различных приемов игры на спаренных деревянных ложках». Теория. Ритмические игры с музыкальным сопровождением, в которых произвольно сочетаются различные приёмы игры на спаренных ложках. Гармоничное соединение различных приёмов игры на деревянных ложках, переходы с двух ложек на три, паузы, перестановки. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
27. | Тема «Танцевальные движения во время игры на спаренных деревянных ложках». Теория. Выполнение движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично, в сочетании с игрой на деревянных спаренных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
28. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика «От зари до зари – веселы Ложкари». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Песня, танец, марш». | ||||||
29. | Тема «Самостоятельное пение и сопровождение игрой на спаренных ложках ». Теория. Выразительное исполнение песен народного репертуара в сочетании с игрой на спаренных двух или трех деревянных ложках. Одновременное воспроизведение игры и пения и поочередное сочетание. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
30. | Тема «Танец. Хореографические постановки в процессе игры на спаренных деревянных ложках». Теория. Выполнение танцевальных движений и перестроений на танцевальном пространстве в процессе исполнения музыкального произведения. Выход, сольные партии, введение третьей ложки. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
31. | Тема «Марш. Пунктирный ритм. Элементы маршевых движений». Теория. Знакомство с пунктирным ритмом в марше, выделяя сильную долю. Сочетание маршевых движений с игрой на деревянных спаренных ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
32. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Беседа-концерт «Три кита в музыке». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Раздел «Работа над музыкальным произведением» | ||||||
33. | Тема «Постановка рук, основные приёмы». Теория. Закрепление приёмов игры на спаренных деревянных ложках, на трех ложках. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
34. | Тема «Хореографические элементы в работе над музыкальным произведением». Теория. Работа с эпизодами целостного музыкального произведения, движение рук при исполнении на спаренных ложках, перестроения, парные эпизоды. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
35. | Тема «Целостность музыкального произведения, соединение отработанных элементов». Теория. Соединение уже готовых эпизодов в музыкальное произведение, работа над целостностью и скоростью воспроизведения. | 1 | 1 | 0 | Педагогическое наблюдение | |
36. | Итоговое занятие по пройденным темам. Практика. Музыкальная гостиная «Мы для вас сейчас сыграем». | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение | |
Итого | 36 | 28 | 8 |
- Формы аттестации и оценочные материалы.
Критерии оценки развития исполнительского навыка детей включает в себя следующие компоненты: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, правильная постановка рук и инструмента( деревянные ложки, спаренные ложки), согласованность действий, сыгранность (ансамбль), динамика интереса воспитанников к народному творчеству, готовность участия детей в конкурсах и мероприятиях разного уровня.
Эмоциональная отзывчивость является показателем развития интереса, вкуса, представлений о русском народном творчестве, творческой активности, выразительности исполнения. Интерес к народному музыкальному творчеству, кроме учета показателей эмоциональной отзывчивости, выявляется непосредственно после работы над музыкальным произведением.
Музыкально-образовательные знания детей определяются по ответам на систему вопросов о русских народных музыкальных инструментах, об исполнителях - ложкарях, ансамблях и оркестрах.
Показателем выразительного исполнительства является умение детей слушать и слышать музыку, переживать выраженные в ней чувства, различать смену нюансов динамики, акценты, смену характера частей, фраз, чтобы творчески передать музыкальный образ во время игры на деревянных ложках.
4 Организационно – педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указа Президента РФ от 7 мая 2021 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; ∙ Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утверждённая постановлением правительства РФ от 23 мая 2015 №497;
- Концепции развития дополнительного образования (утверждена распоряжением Правительством РФ от 4 сентября 2014 г. №1726) и плана мероприятия по ее реализации на 2015- 2020 гг.;
- Распоряжения правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей (утв. Президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г. №11)»;
- Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «О направлении информации»;
- Указа президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Национального проекта «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность»;
- Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №467);
- Конституции Российской Федерации, ст. 43, 72;
- Конвенции о правах ребенка (1989 г.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Устава МБДОУ «Детский сад «Развитие» с. Новая Усмань Воронежской области от 21.03.2019 г. № 321;
- Положение о порядке приема, перевода, отчисления и восстановления воспитанников МБДОУ «Детский сад «Развитие» с. Новая Усмань Воронежской области от 08.11.2019 г.;
- Положение о дополнительном образовании в МБДОУ «Детский сад «Развитие» с. Новая Усмань Воронежской области от 08.11.2019 г.;
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, воспитанников МБДОУ «Детский сад «Развитие» с. Новая Усмань Воронежской области от 08.11.2019 г.;
- Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ «Детский сад «Развитие» с. Новая Усмань Воронежской области от 08.11.2019 г.
Основная литература:
- Ботякова О.А. Солнечный круг: Детский народный календарь в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – Санкт-Петербург «Детство- Пресс», 2004. (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).
- Гармошечка-говорушечка, сост. С.И.Мерзлякова: выпуск 1-6. Музыкально-литературные композиции на материале русских народных песен, прибауток, сказок, пословиц, поговорок для детских садов.- М.: «Музыка», 1980-1990.
- Дошкольное воспитание: Научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003-2007.
- Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет.садов. – М.: Просвещение, 1986.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
- Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. – М.: Гном-пресс, 2000.
- Мерзлякова С.И. Комалькова Е.Ю. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые. – М., 2001.
- Мерзлякова С.И., Мерзлякова Т.Л. музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Наш веселый хоровод. В 3 выпуск М., 2002.
- Музыка в детском саду. Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова. Выпуск 1-4. М., 1984-1990.
- Музыкальный руководитель: Иллюстрированный методический журнал для музыкального руководителя. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004-2007.
- Михайлова М.А. А у наших у ворот- развеселый хоровод. Народные праздники, игры и развлечения. – Ярославль: Академия развития, 2001..
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние (зимние, весенние, летние) праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М., 2000.
- Ребенок в детском саду: Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004-2007.24. Рякина И.В. Народные праздники. Екатеринбург. – Изд-во Т.И. Возяковой, 2002.
- Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. КРАСНА ИЗБА… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: «Детство-пресс», 2000.
- Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство- Пресс», 2000.
- Яковишина Е.И. Русская народная песня для детей: В помощь музыкальным работникам дошкольных образовательных учреждений, учителям пения начальной и средней школы. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
4.2. Материальнотехнические условия
- Соответствие СанПинН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Соответствие правилам пожарной безопасности.
- Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
- Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой.
- Учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
- Музыкальный зал, компьютерная техника.
- Аппаратура, необходимая для составления презентаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...