проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Как появилась Вихоревка?"
проект (подготовительная группа)
проект "Как появилась вихоревка?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ob_istorii_rodnogo_goroda.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» г. Вихоревка Иркутской обл.
Информационно – поисковый проект
Тема: Знакомство старших дошкольников с историей г. Вихоревка
через познавательную деятельность.
Срок реализации: краткосрочный 1 неделя
Возраст детей: 6-7 лет
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Ашабокова Н. А.
2020 г
Тип проекта: информационно - поисковый. Дети вместе с взрослыми собирают информацию о родном городе и реализуют ее в соответствии с проектом, ориентируясь на социальные интересы. Оформление и дизайн группы по теме исследования.
Образовательная область: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
По срокам: краткосрочный, рассчитан на 1 неделю.
Проблема проекта: Важной частью воспитания старшего дошкольника является приобщение ребёнка к истории родного города. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим своеобразием родного края. Результаты диагностирования показали, что знания о родном городе у детей сформированы недостаточно. Это и послужило основанием для выбора главной цели – разработать проект. Проверить и описать педагогические условия эффективного процесса формирования первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование первичных исторических представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию интереса детей к прошлому и настоящему своего города.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Дать информацию родителям о важности знакомства детей с прошлым и настоящим родного города.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
- Формулируется проблема, определяется тема, цели и сроки.
Планируются предстоящие дела.
Аналитический:
- Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Составляют алгоритм действий.
Основной:
- Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуются основные совместные действия.
Рефлексивный:
- Задаются вопросы детям: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?
- Работа с родителями: Родителям было предложено пройти анкетирование на тему «Важно ли знакомить детей с настоящим и прошлым нашего города?», нарисовать свою улицу для игры «Прогулка по городу по знакомым улочкам». Принести фотографии самого любимого места ребенка нашего города для оформления альбома «Любимые места нашего города».
- Работа педагога: провела диагностику с детьми по теме «Что знаете о своем городе, провела с родителями анкетирование «Важно ли знакомить детей с прошлым и настоящим нашего города?». Подбор необходимого материала для д/и «Профессии моих родителей», атрибутов для подвижных традиционных игр наших бабушек и дедушек, создание альбома «Мы потомки своих первостроителей», изготовление папок передвижек «Достопримечательности нашего города», «история нашей земли – Вихоревки», оформление краеведческого центра в группе.
- Совместная деятельность родителей и детей: Родителям было предложено совместно со своими детьми нарисовать свою улицу и подготовить рассказ, принести фотографии для альбома.
- Предполагаемые результаты: создание краеведческого центра «Прошлое и настоящее моего города»
- Презентация проекта.
Этапы проектирования
Этапы проектирования | Действия родителей | Деятельность детей |
Подготовительный | Формулируют проблему, определяют тему, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела. | Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел. |
Аналитический | Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Составляют алгоритм действий. | Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной | Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, музей, чтение литературы, оформление, изготовление, беседы, обсуждения). | Участвуют в экскурсии по городу к историческим местам, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. |
Презентационный | В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. | Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный | Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? | Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующего проекта. |
Освоение проектных действий
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы и темы. Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха. | Помощь в анализе и синтезе по просьбе группы. Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение, консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта. | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы). |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). |
Защита проекта
| Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Формы совместной деятельности в рамках проекта в образовательной деятельности
Образовательная деятельность | Действия детей | Действия воспитателей | Формы взаимодействия с семьей |
1 блок «История Вихоревки» Тематический день: «Мы – потомки первостроителей» цель: знакомить детей с историей возникновения города, историческими местами, географическим положением. | |||
1.Беседа «История возникновения города» | Участвуют в беседе. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. | Папка-раскладушка «История создания нашего города» | Сбор исторических фотографий о городе |
2.Рассматривание альбома «Откуда пошла она – земля таежная «Вихоревка» | Принимают участие в создании альбома. | Создание альбома «Откуда пошла она – земля таежная «Вихоревка» | Сбор исторических фотографий о городе |
2 блок «Культура и традиции нашего города» Тематический день: «Знаменитые люди» цель: формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города. | |||
Просмотр фильма «Моя маленькая страна – Вихоревка» | Слушают песни о родном городе, чтение стихов. | Подбирает песни и стихи о городе. | Рисуют совместно с детьми семейный герб |
Дистанционное выступление библиотекаря с рассказом о культуре и традициях наших бабушек и дедушек | Играют в п\ игры советского времени «Хали – Хало», «Жмурки», «Лягушка», «Резиночки», «Фанты». | Готовит атрибуты к подвижным играм. | Посещение совместно с детьми культурных массовых мероприятий города |
3 блок «Улицы и их история» Тематический день: « Наших улиц имена». | |||
1.Познавательная игра «Прогулка по городу по знакомым улочкам» | Д\и «Угадывай улицу города» | Подготовка выставки рисунков | Рисуют вместе с детьми свою улицу |
2.Составление рассказа «Вот моя улица» | Дети рисуют «Вот моя улица, вот мой дом» | Готовит выставку рисунков | Подготовка сообщения вместе с ребенком «Вот моя улица» |
4 блок «Исторические объекты города Вихоревки». Тематический день «Памятники нашего города» цель: дети получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы. | |||
Просмотр презентации «Исторические достопримечательности г.Вихоревка» | Экскурсия совместно со взрослым к достопримечательностям города. | Подготовка консультации «Знакомим детей с памятными местами нашего города» | Сбор фотографий о любимом месте города семьи. |
Коллективная работа «Карту – схема нашего города» | Дети изготавливают карту – схему города | Готовит папку передвижку «Памятники Вихоревки» | Прогулка с детьми к историческим памятникам города. |
5 блок « Предприятия города и труд людей» Тематический день: «Подвиг – работать там, где больше всего нужен» цель: дается представление о предприятиях и их продукции, а также роли города в целом регионе. | |||
Д\И игра «Профессии нашего города» | Экскурсия в музей, библиотеку, пажарную станцию. | Изготовляет Д\и «Профессии нашего города» | Сбор фотографий своих профессий. |
Ст\и «Наш детский сад» | Дети строят из крупного лего по схеме «Детский сад» | Готовит схемы для построек крупных обьектов города | Сбор фотографий зданий, где работают сами родители. |
Выводы:
Благодаря проделанной работе дети стали больше интересоваться своим городом, его жителями, достопримечательностями и памятными местами. Усвоили домашний адрес, ориентируются в родственных отношениях, знают символы родного города. Научились узнавать и называть знакомые улицы, здания, памятники. Проявляется эрудированность в вопросах исторического прошлого города.
Данные контрольного этапа показали эффективность проделанной нами работы. Высокий уровень формирования представлений отмечен у 60% детей, средний 40%, низкий уровень не выявлен.
Родители также отмечают положительные результаты и позитивные сдвиги в познании своих детей; выражают благодарность за вовлеченность в проект и предоставленный материал об истории родного города.
Изменилось мировоззрение многих родителей о своевременности и необходимости формирования исторических представлений у дошкольников об историческом прошлом города.
Таким образом, результаты деятельности позволяют нам констатировать эффективность проделанной работы по формированию исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Ильина Л.Н. « Нравственно — патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду».-М Сфера, с2003. -226с.
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социально действительностью». М.ТЦ Сфера, 2004. 126с.
3. Новицкая Н,Ю. « Патриотическое воспитание в детском саду» М :ТЦ «Сфера» 2003- 192с.
4. Алёшина Н.В. « Знакомим дошкольников с родным городом» М.: ТЦ «Сфера»,1999-112 с..
5. Полокова Т.В. «Знакомим с малой родиной». М. ТЦ Сфера 2006.с.158..
6. Абросимова Г.Н. « Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо- туристской деятельности М.:АРКТИ.2004.- 208с.
7. Н,В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»- М:ЦГЛ 2004.- 256с.
8.О.Н. Юденко «Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности» дис. Канд. психол. наук \Юденко О.Н. Иркутск 2000. 172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"
Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...
Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...
Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...
Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста». Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...