Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рунова Виктория Александровна

 

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста.

На данный момент проект охватывает следующие темы:

¨ Символика России

¨ Природа России

¨ Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.

¨ Русские традиции

Проект предполагает развитие творческих и познавательных способностей детей.

Представленный проект предназначен для воспитания будущих патриотов и истинных граждан своей страны путём воздействия на эмоциональную сферу развития дошкольников.

Работа про проекту рассчитана как минимум на полный учебный год.

 

   Цель проекта:

- показать многогранность патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- раскрыть своеобразие формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. «Природа России»

    Программное содержание.

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, к русской природе.
Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

   Материал к занятию.

 1. Иллюстрации и репродукции русских пейзажей.

 2. Аудиозаписи с песнями о русской природе.

 3. Бумага, цветные карандаши или гуашь (акварель).

    Ход занятия.

    Наша сегодняшняя беседа будет посвящена нашей Родине, тому, с чего она начинается. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, послушав стихи Виктора Афанасьева

Здесь начинается рай

Путь наш – полями, лесами…

Все наше милое – здесь:

 Мы и душой и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

– Что же, – нам скажут, – за диво

 Сосны да ели, да рожь...

 Так ли уж это красиво,

 Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

 – Все здесь родное, все наше–

 Небо, природа, народ!..

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

    Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором: – Россия.

Евгений Санин

Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп.

Край надежды и печали,

Стон дубов и слезы верб...

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Все тут мило: от березы

До высоких облаков.

Край родной: твои дубравы,

Нивы, села, города –

Память подвигов и славы

Войн и слез, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Подсчитать я не берусь.

Только низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

    У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским».

– Подумайте и ответьте, про что можно сказать «русский», «русская»? 
(русская природа, русская песня, русский характер, русские люди и др.)

Воспитатель слушает ответы детей, отмечает наиболее удачные высказывания, обобщая их, читает стихотворение Евгения Санина.

Романс о России

Русские дороги.

Русские дома.

Русские пороги.

Русская зима.

Русские закаты.

Русский клёв ерша.

Русские солдаты.

Русская душа.

Русские глаза.

Русские святыни.

Русская слеза.

Русские морозы.

Русские поля.

Храмы и березы:

Русская земля!

Воспитатель включает аудиозапись песен о красоте русской природы.

Воспитатель. Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?

 Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, воспитатель продолжает разговор.

Ответов на этот вопрос может быть много:

 — Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

 — Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

 — Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

 — Земля, которую наши предки защищали от врагов.

 — Родина – это наш край, город, район, улица.

 — Родина – это место, где живут близкие и дорогие — нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

 — Это место, где стоит наш детский сад, наш дом, наша школа.

 — Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

    Воспитатель обращает внимание детей на приготовленные к беседе фотографии и репродукции русских пейзажей.

    Посмотрите на эти фотографии красивых русских пейзажей, вспомните места нашего края, в которых вам приходилось гулять.

– Что видим мы на русских пейзажах?

    На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.

– Есть ли в русском пейзаже что-нибудь будоражащее фантазию: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли?

    Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины.

.– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?

    Дети размышляют, отвечают на вопросы. Воспитатель обобщает детские ответы.

 - Ребята, а еще у России есть природные символы. Это белая берёза, ромашка и бурый медведь.

    Завершить занятие можно предложением нарисовать пейзажи русской природы.



Предварительный просмотр:

  1. «Путешествие по России»

    Цель:

1. Закрепить знания детей о разнообразии природы России.

2. Воспитывать любовь к своей Родине.

3. Вызывать чувство восхищения красотой русской природы.

4. Продолжать знакомить с пейзажной живописью.

5.Активизация словаря: иллюстрации, пейзаж, Россия, россияне, названия деревьев, злаки.

    Материал: иллюстрации с изображениями русской природы – лес, река, поле, море, горы. Альбомные листы, гуашь (акварель), кисти для рисования №4, 3.

Ход занятия. Чтение стихотворения:

Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей стране. Как называется наша страна? – Россия. А мы с вами?.. – россияне.

- Давайте с вами пойдём в лес. Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, сколько разных деревьев. А кто знает, какие деревья растут в лесу? – ель, сосна, берёза, клён, липа, дуб и др. А вы ходите гулять в лес? С кем? Что понравилось в лесу? Что там видели?

- Пойдемте дальше. Вышли мы из леса, и попали на полу (луг). Широко раскинулось русское поле. До самого горизонта! Кто знает, что такое линия горизонта? – видимая граница между небом и землёй. А что растёт на поле? – злаки: пшеница, рожь, кукуруза и др. А что делают из злаков? – пекут хлеб, варят кашу.

- А теперь мы сядем на поезд и поедем на речку (дети изображают езду на поезде). Кто из вас бывал на речке? Что вы там делали? С кем вы там были?

- А сейчас я приглашаю вас сесть на большой корабль и поплыть по морю (дети изображают морскую волну). Кто из вас отдыхал на море? На чём вы туда ехали? С кем? Что понравилось на море? А кто скажет, чем отличаются (похожи) море и река? – река узкая, море широкое, большое; в море вода солёная. Вам понравилось море?

- А сейчас давайте сядем в самолёт (дети изображают полет на самолёте) и полетим в горы. Как красиво в горах! Кто знает, почему на горных вершинах лежит снег? – наверху всегда холодно, поэтому там всегда лежит снег.

- Послушайте еще одно стихотворение:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

      Что мы Родиной зовём?

      Поле с тонким колоском,

      Наши праздники и песни,

     Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Тогда давайте вернёмся в нашу группу и нарисуем пейзажи, которые вам понравились. А что такое пейзаж? – это рисунок (изображение) картины природы.

    Занятие завершается рисованием пейзажей (гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками).



Предварительный просмотр:

  1. История флага Российского

    Цель.  Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей государственного флага России; со значением цветов триколора.  

    Ход занятия. 

    Ребята, сегодня я вам расскажу о том, как появился и изменялся флаг нашей страны – триколор.

   (Кто скажет, какие цвета на российском флаге? А кто знает, что они обозначают?).

   Белый, синий и красный цвета почитались в России издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

    Давным-давно у нашей страны не было одно общего флага. Каждый правитель (царь или князь) правил под своим флагом или как раньше говорили «стягом». На стягах изображались лица святых. И вот царь, которого прозвали Грозным, решил объединить всех русских князей под одним общим для всей России флагом.

    (Ребята,  а как вы думаете, почему Ивана Грозного так прозвали?).

    Долгое время флаг выглядел так (см. иллюстрации).

    При царе Петре I были два государственных флага: андреевский и триколор. Да-да – именно тогда в первый раз и появился наш хорошо знакомый всем триколор.

    А при последнем царе Николае II флаг России стал выглядеть так (см. папку).

    Около ста лет назад изменилась наша страна и стала называться Советский Союз. Изменилась страна, изменился и флаг. Он стал красным с изображением серба и молота.

    Еще через 70 лет наша страна опять изменилась, и государственным флагом снова стал триколор.

   Послушайте, какое стихотворение про флаг и герб написал поэт:

   «Свободно реет в небе синем

   Трехцветный флаг моей России.

   И город вскинул два крыла

   На гербе лик двуглавого орла».

    А теперь, ребята, давайте возьмем карандаши и нарисуем наш Российский флаг (можно предложить нарисовать флаг любой эпохи).



Предварительный просмотр:

  1. История Российского герба

    Цель. Воспитывать у детей любовь к своей Родине – России; познакомить детей с историей российского герба. Провести сравнение изображения современного герба с дореволюционными.

    Оборудование. Иллюстрации гербов России: времен Ивана Грозного, Петра I, дореволюционный, советский, российский герб.

   Картинки для раскрашивания с изображениями гербов, цветные карандаши или фломастеры.

     Ход занятия. Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали историю российского флага, а сегодня я вам расскажу о том, как появился и изменялся герб нашей страны – триколор.

    Когда-то давным-давно у нашей страны не было общего для всех герба. Каждый князь правил от своего имени и ставил печати с изображением своего родового герба.

    А во времена отца Ивана Грозного, Ивана Третьего, впервые появились изображения золоченого двуглавого орла на важных государственных документах. Выглядел этот герб так (см. иллюстрации).

    При Иване Грозном в центре двуглавого орла появилось изображения Георгия Победоносца.

    (А кто скажет, на каком гербе есть изображение Георгия Победоносца? На московском.).

    Это означало, что Москва стала столицей всей Руси. И выглядел этот греб так (см. иллюстрацию).

         В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. В 1700 году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником. Следует отметить, что уже с 1710 года   над орлом стали изображать императорские короны.  С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый  или черный. (см. иллюстрации).

     Почти через двести лет император Александр Третий утвердил новый вид герба, где к основному двуглавому орлу прибавились титульные герба других народностей, которые присоединились к России. (см. иллюстрации).

        После революции и образования СССР в 1924 году был принят Государственный герб СССР.   На каждом витке красной ленты  помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на языках союзных республик, а русский вариант перекочевал на центральную перевязь. В 1956 году число девизов на гербе достигло 15. (см. иллюстрации).

    А    5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. В 1993 году, Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба. 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла закон "о Государственном гербе Российской Федерации", подписанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет  всей Российской Федерации,  ее частей. В лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

     Заключение. Вот мы и познакомились с историей российского флага и герба.

    А закончим мы наше занятие картинками-раскрасками, где нарисован российский герб разных времен. Давайте их раскрасим и устроим выставку для ваших родителей.  А про гербы вы своим мамам и папам расскажете сами.



Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия-рассказа  по патриотическому воспитанию

 в старшей (подготовительной) группе

«Москва во время Великой Отечественной Войны»

Цель.

 Познакомить детей с жизнью родного города в условиях войны.

Воспитывать чувство гордости за свой город, свою Родину.

Помочь детям понять смысл и значение даты «День битвы за Москву».

Познакомить со значение слова «ветераны».

Материал. Иллюстрации и фотографии Москвы во  время войны, аудиозапись песен военных лет: «Вставай страна огромная», марш «Прощание славянки», «День Победы».

 Ход занятия.

Звучит марш «Прощание Славянки».

Воспитатель. Ребята, прозвучал марш, под этот марш солдаты уходили на войну защищать нашу Родину. А кто мне скажет, кого мы называем ветеранами? (это наши прадедушки и прабабушки). А почему мы их называем ветеранами? (Потому что они воевали на войне). Значит ветераны – это люди, которые или воевали с врагами на фронте, или работали на заводах и фабриках.

На заводах и фабриках во время войны работали в основном женщины и дети – они помогали нашим воинам приближать час Победы.

Сегодня я вам расскажу, как жили люди в нашем городе во время войны.

    «Когда фашисты дошли до границ Москвы, то все большие заводы, фабрики, театры, музеи, а так же многих жителей города (в основном детей) отвезли далеко-далеко от фронта – эвакуировали в тыл.

    Жители Москвы делали всё для спасения своего города: специальными сетками закрывали самые красивые здания (чтобы на них не сбрасывали бомбы) – маскировали, заклеивали бумагой окна (чтобы их не выбило взрывной волной), по вечерам окна затягивали темной тканью и старались не включать свет (чтобы враг не видел, куда бросать бомбы).

    Вокруг Москвы были выкопаны рвы, окопы, земляные насыпи. Чтобы не пропустить в город танки, из железных балок были сделаны «ежи». Если танк наезжал на такой «ёж», то ломался. А все важные здания в городе были под охраной. (Показ иллюстраций).

    А ещё в первый год войны в ноябре на Красной площади был военный парад, с которого солдаты сразу уезжали на фронт и вступали в бой. В первые дни войны была написана песня «Вставай страна огромная!» (послушайте её). Вот под эту песню солдаты и уходили в решающий бой, который начался через месяц после парада 6 декабря 1941 года. Наши доблестные воины со всех сторон дали такой отпор фашистам, что они не выдержали и стали отступать от границ нашей Москвы.

    Поэтому мы каждый год в начале декабря приглашаем в гости ветеранов и показываем им концерт, чтобы сказать «спасибо» за наше мирное, счастливое детство.

    А после войны на Красной площади прошел ещё один парад «Парад Победы».

    Звучит запись песни «День Победы».



Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия-рассказа

 «Памятники Москвы героям Великой Отечественной Войны»

(старший дошкольный возраст)

    Цель. Познакомить детей с памятниками Москвы, посвященными Великой Отечественной Войне.

    Задачи:

 1. Рассказать о памятниках ВОВ.

 2. Продолжать знакомить детей с событиями и подвигами героев ВОВ.

 3. Формировать чувство гордости за свою страну и родной город.

 4. Познакомить детей со смыслом фразы, написанной на Могиле Неизвестного солдата.

    Материал: Иллюстрации (слайды) памятников, посвященных ВОВ, карта Москвы, цветные карандаши, листы бумаги.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, я уже рассказывала вам о том, как жили люди в Москве во время Войны. (А когда началась война? А когда закончилась?).

    Сегодня я расскажу вам о памятниках, посвященных героям и событиям этой войны.

    Благодарные жители нашего города возвели после Победы много памятников ВОВ. (Кто-нибудь знает, какие памятники в Москве посвящены ВОВ?) (ответы детей).

     Далее воспитатель представляет иллюстрации (слайды) и рассказывает о «Могиле Неизвестного солдата» и вечном огне (Кто был на Могиле Неизвестного солдата? Где она находится?), о Парке Победы (Кто ездил с родителями в Парк Победы?), о памятнике «Ежи» на Ленинградском шоссе, о памятнике Г.К.Жукову. (А вы знаете, кто такой Г.К.Жуков?).

    В конце занятия можно предложить детям самим придумать и нарисовать памятники, посвященные событиям и героям Великой Отечественной Войны.

    Занятие можно провести в форме «путешествия».



Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия

«Ордена и медали ВОВ»

    Цель. 1. Познакомить детей с основными орденами и медалями ВОВ.

               2. Подвести к понятию выражения «награда за подвиг».

               3. Закрепить знания о событиях ВОВ.

    Материал: иллюстрации с изображениями орденов и медалей; фотографии ветеранов; аудиозаписи с песнями «Дорога на Запад», «День Победы».

    Ход занятия.

- Ребята, после праздника «Битва за Москву» вы у меня спрашивали, что за украшения на груди ветеранов. Это ордена и медали. (Как вы думаете, что это такое?) Правильно – это награды. (А за что человека, солдата могут наградить?).

- Солдат награждают за подвиги, за самоотверженность в бою – это ордена, а еще награждают за участие в особенно важных сражениях – это медали. В наше время ветеранам так же вручают награды к важным, памятным датам и праздникам, таким, как День Победы.

- Вот перед вами самый главный орден – это Орден Победы – им награждали командиров Армии за успешно проведение наиболее важных военных операций. Кстати, вручать его начали еще в 1943 году. (А когда закончилась война?).

- А это Орден Отечественной войны – им награждали рядовых солдат и младших командиров, проявивших в боях за Родину храбрость, стойкость и мужество. (А что, по-вашему, означают «стойкость, храбрость и мужество?)

- Орден «Герой Советского Союза» (А почему «Советского Союза»? Кто знает?), или «Звезда героя» - ей награждались за совершение подвига или большие заслуги во время боевых действий. Этим орденом награждали и в мирное время. (Как вы думаете, кого бы могли наградить «Звездой Героя» в наше время?).

- Медаль «За Отвагу»- ей награждали за храбрость в бою рядовых солдат и младших офицеров.

- Медаль «За оборону Москвы» - этой медалью наградили всех участников обороны Москвы.

- Медаль «За взятие Берлина» (Скажите, а кого награждали этой медалью?)

- Ветераны очень гордятся своими наградами и поэтому в праздники их надевают.

- Медали делали из простого металла или из серебра, а ордена из золота, серебра и драгоценных камней.

- Каждая семья, каждый человек должен беречь ордена и медали ветеранов.

- Послушайте стихотворение, которое написал  Анатолий Жигулин:

Медалью за Победу
Играет оголец.
С войны награду эту
Привез его отец.

А впрочем, та победа
Девятого числа —
Не от отца, от деда
Ко внуку перешла...

Мы много испытали.
Но остаются в силе
И медные медали,
И слезы на могиле.

Смешались годы, даты
С бурьяном и травой.
Спокойно спят солдаты
Больших и малых войн.

Уснули, отстрадали,
Цветами проросли.
Лишь медные медали
Кочуют по Руси.

И в близком и в далеком
Геральдика проста:
Всевидящее око,
Лучистая звезда.

Как будто их единый
Художник рисовал —
За взятие Берлина,
За Шипку-перевал.

- Ребята, давайте попробуем сами придумать и нарисовать награды для героев «Самому смелому», «Главному герою», «За Победу». Самые лучшие рисунки мы подарим нашим ветеранам, когда они снова придут к нам в гости.

      После стихотворения можно дать прослушать аудиозапись песни «День Победы», под которую дети могут промаршировать. Перед показом медали «За взятие Берлина» включается песня «Дорога на Запад», во время которой дети могут сделать танцевальные движения.



Предварительный просмотр:

  1. Конспект экскурсии в музей Боевой Славы в ДОУ

Цель.  1. Познакомить детей с музеем Боевой Славы в ДОУ.

2. Рассказать детям о защитниках Москвы.

3. Продолжать формировать чувство гордости и уважения по отношению к ветеранам ВОВ.

Материал: экспонаты музея.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сегодня мы пойдём в Музей! (А кто скажет, что такое музей? Как надо вести себя в музее?) Ответы детей. Инструкции по поведению в музее.

- Вот мы и пришли в наш Музей. Музей у нас маленький. Давайте посмотрим, что же тут есть? (Дети перечисляют то, что видят вокруг себя).

Воспитатель подводит детей к макету «Защита Москвы».

- Здесь (на макете) мы с вами видим поле боя. Это бой за нашу столицу, за Москву! Далее воспитатель рассказывает по макету о том, какие бои велись под Москвой.

- А на этом стенде мы с вами видим фотографии солдат, которые участвовали в тех боях. Посмотрите, какие они были молодые! А рядом мы видим фотографии тех же солдат, но уже пожилых, стареньких, с наградами – и это наши часты гости – ветераны!

Далее воспитатель подводит детей к группе малых скульптурных форм, к макетам памятников, посвященных событиям ВОВ (стелла «Ника», «Могила Неизвестного солдата», «Ежи»).

- Кто мне скажет, что это? (Памятники). Правильно, а какие это памятники? Как они называются? Где они находятся? (Ответы детей)

- На этом наша экскурсия сегодня заканчивается. Вам понравилось в музее? У меня есть предложение: давайте вместе сделаем новые экспонаты в наш музей. Подумайте и скажите, что вам хотелось бы здесь увидеть в следующий раз.

На следующем занятии дети приносят в музей макет-карту «Дорога памяти», которую сделали совместно с воспитателями и родителями. Приглашают детей из других групп, или младших школьников, или ветеранов в музей и проводят экскурсию для гостей.



Предварительный просмотр:

  1. Конспект занятия «Русский национальный костюм»

Цель. 1. Развитие интереса к русскому народному костюму.

           2.Познакомить детей с элементами русского народного костюма.

           3.Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Материал: две куклы в русском национальном костюме – мужском и женском, иллюстрации, цветные карандаши.

Ход занятия.

   Воспитатель под русскую народную музыку вносит в группу кукол в русском национальном костюме – Машу и Ванюшу.

- К нам сегодня приходили гости и принесли новые игрушки – куклы. Но как-то странно, необычно они одеты… А одеты они в русский костюм. Именно так в старину в нашей стране одевались женщины и мужчины. И сегодня я познакомлю вас с элементами такой одежды и символами, которыми их украшали.

- Но наши гости принесли нам не только кукол, но и рисунки русской одежды – повседневной, праздничной, детской.

- Давайте посмотрим на куклу Машу – что на ней одето? (Ответы детей). Это женская повседневная одежда: рубаха, кушак, порты, онучи, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой. Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка, закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. Онучи – это длинные куски ткани, которые обматывали вокруг ноги вместо чулок и носок. Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Лапти плели из тонких полосок коры деревьев – лыка.

- А на Ванюше одет мужской костюм. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами и поверх одевали лапти. (Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов.) (Ответы детей)

- Ребята мы с вами знаем очень много потешек, прибауток, загадок о человеке, об одежде. Давайте сейчас поиграем и расскажем прибаутки да потешки об элементах русского народного костюма.

    Дети встают в круг, воспитатель называет элементы русского народного костюма, дети говорят потешки, прибаутки, загадки.

- Посмотрите, как украшены костюмы. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это вода, круг – солнышко. Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.

-  Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» - т.е. оберегала человека. Узор – это заклинание в виде знаков.

- Ребята, среди рисунков русского костюма я нашла конверт, где написано (Кто прочтёт, что на нём написано?) (СЮРПРИЗ). Давайте посмотрим, что же это за сюрприз. А это раскраски. Давайте возьмём цветные карандаши и  попробуем раскрасить русские костюмы.

Так же в конце занятия можно предложить нарисовать, украсить аппликацией, плоскостной лепкой элементы русского костюма.



Предварительный просмотр:

  1. Знакомство с русскими народными промыслами.

«Игрушки дымковские и филимоновские»

Цель. 1. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и

        традициями.
          2. Сравнить дымковскую и филимоновскую игрушку.

      3.Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Материал: игрушки:  дымковская, филимоновская, карта России, пластилин (глина), гуашь, бумага для рисования (шаблоны дымковской или филимоновской игрушек), раскраски.

Ход занятия:

– Ребята, давайте посмотрим на карту. Это карта России. Посмотрите какая большая наша страна и много в ней сёл и городов, много в ней и ремёсел, и не только для труда они годны, но и для забавы. Богата наша Русь-матушка. Посмотрите, что я вам принесла. А кто знает, где эти игрушки сделаны?

    Представление дымковской игрушки

Есть в России уголок, где из труб идёт дымок.
Кто хоть раз попал туда - не забудет никогда.
Знаменита деревушка яркой глиняной игрушкой
И свистулькой звонкой, с голосочком тонким.
Пёстрыми фигурками, кошечками мурками.
Веселит, ласкает взор пёстрый радужный узор.
Просто загляденье, всем на удивленье.
Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

- Кто из вас подскажет, где делают такие игрушки?
- Правильно. Это дымковская игрушка.

         Представление филимоновской игрушки.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
- Верно узнали, это филимоновская свистулька.

    Игра «что общего и разного» в игрушках  (они сделаны из глины, расписаны красками, но узоры разные и основные цвета рисунка тоже разные). В конце занятия детям можно предложить слепить из пластилина (глины) игрушку, раскрасить готовый шаблон, нарисовать орнамент (детям среднего возраста можно предложить раскрасить изображения).  



Предварительный просмотр:

.«Изделия хохломские и городецкие»

Цель. 1. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и

            традициями.
          2. Сравнить хохломскую и городецкую роспись.

           3.Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Материал: изделия с хохломской и городецкой росписью, карта России, гуашь, бумага для рисования (шаблоны хохломских и городецких изделий), раскраски.

Ход занятия:

– Ребята, посмотрите, у нас на карте появилось еще два места, где есть интересные виды народных промыслов. Посмотрите, что я вам принесла. Кто мне скажет, что это такое и где это сделано?    Представление хохломской посуды – ложки, миска, тарелка.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Удивленья,

В мир волшебной Хохломы.

Представление городецких изделий – доска, блюдо.

Городецкая роспись - как ее нам не знать. 
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. 
Здесь такие букеты, что нельзя описать. 
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

Желтый вечер, черный конь, 
И купавки, как огонь, 
Птицы смотрят из ларца – 
Чудо-роспись Городца! 

    Игра «что общего и разного» в городецких и хохломских изделиях (они сделаны из дерева, расписаны красками, покрыты лаком, но узоры разные и основные цвета рисунка тоже разные).

    В конце занятия детям можно предложить, раскрасить готовый шаблон, нарисовать орнамент (детям среднего возраста можно предложить раскрасить изображения).  



Предварительный просмотр:

  1. «Гжель и Жостов»

Цель. 1. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и

            традициями.
               2. Сравнить особенности гжельской и жостовской росписи.

           3.Вызвать интерес к русскому народному творчеству.

Материал: изделия с росписью гжель и жостово, карта России, гуашь, бумага для рисования (шаблоны изделий гжели и жостово), раскраски.

Ход занятия:

– Ребята, а у нас снова на карте появилось еще два места, где тоже есть своя особенная роспись. Посмотрите, что я вам принесла. Кто мне скажет, что это такое и где это сделано?    Представление изделий гжели – фигурки животных, посуда.

В тихом Подмосковье река Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конёк.
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому, чудо творят.

А цвета синие да голубые.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе, её названье Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите нигде вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку легко перенесла.

   

Представление жостовских подносов.

Букеты сказочных цветов 
Глядят на нас с подносов звонких, 
И шелк волшебных лепестков 
И трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло, 
И хмурый день наполнен светом, 
Когда в руках ожившим летом 
Горит такое мастерство.

Знаменитый Жостовский букет! 
Красно-алые бутоны 
В изумрудах листьев тонут. 
Незабудки и пионы 
Обрамляют розы омут. 

Есть на жостовском подносе 
И букет, в ночи горящий, 
Птица-жар, что весть приносит. 
Есть поднос, плоды дарящий..

    Игра «что общего и разного» в росписи гжели и жостова (они сделаны из разных материалов, расписаны красками, но основные цвета и композиция рисунка разные).

    В конце занятия детям можно предложить, раскрасить готовый шаблон, нарисовать орнамент (детям среднего возраста можно предложить раскрасить изображения).  



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями

по формированию патриотических чувств у детей

ДОУ №____на__________уч.год

Наименование мероприятия

Темы

Задачи

Сроки исполнения

Ответственные

Общее родительское собрание

Роль семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников.

Обозначить способы совместной работы родителей и педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию детей.

Сентябрь

Заведующая, ст.воспитатель

Групповое родительское собрание

1.Возможности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию ребёнка.

2.Любовь к Родине закладывается в детстве.

1.Познакомить родителей с результатами анкетирования, диагностики и наблюдений педагогов за поведением, отношением детей к нравственным проблемам и ситуациям.

2.Познакомить родителей с их ролью в воспитании и привитии гражданско-патриотических чувств детям.

3.Активизировать родителей к решению проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Ноябрь, март

Воспитатели старшей и подготовительной к школе групп

Собрание родительского комитета старшей и подготовительной к школе групп

Формы и приёмы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по патриотическому воспитанию детей.

Определить совместно с родителями наиболее приемлемые формы работы по данному направлению.

Сентябрь, январь, апрель

Заведующая, ст.воспитатель, воспитатели групп

Психолого-педагогическому консультирование родителей

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.

В течение учебного года

Психолог, ст.воспитатель, воспитатели групп

Организация тематических мероприятий

Проведение совместных праздников, встреч с ветеранами ВОВ, досугов.

1.Воспитывать у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.

2.Познакомить детей с традициями и играми разных народов.

3.Воспитывать чувство гордости за родную страну.

В течение учебного года

Родители, родительские комитеты, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель

Оформление информационных стендов, пополнение экспозиции в музее Боевой славы, изготовление стенных газет, плакатов, организация выставок совместных творческих работ.

История родного города, района. Что такое мир? Русские промыслы. Битва за Москву. Защитники Отечества. Моя Россия. День Победы.

Систематизировать и проиллюстрировать накопленный материал по героико-патриотической тематике

В течение учебного года

Ст.воспитатель, родительский комитет.



Предварительный просмотр:

Примерное планирование работы по патриотическому и правовому воспитанию

ДОУ №__на________уч.год

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные за выполнение

Работа с педагогическим коллективом

Задачи годового плана:

Права и обязанности ребёнка.

  1. Состояние гражданственности и патриотизма в современной России.
  2. Социализация и интеграция ребенка в общество через усвоение прав и обязанностей перед членами общества.
  3. Воспитание у детей принципов действенного патриотизма, гордости за свою страну.

1.Косультация «Принципы подбора экспонатов в Музее Боевой славы».

2.Проведение открытых занятий в старшей и подготовительной к школе группах по формированию патриотических чувств.

3.Семинар-практикум «Воспитательно-образовательная работа в Уголке Боевой славы».

4.Консультация «Что такое отечественная культура».

В течение учебного года.

Октябрь

Ноябрь-Декабрь

Январь

Февраль

Заведующая

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Работа с детьми

1.Изготовление подарков для ветеранов ко Дню Битвы за Москву.

2.Проведение досуга «Музыкальная летопись войны»

3.Организация и проведение встреч с ветеранами ВОВ, совместных концертов, бесед, досугов перед праздниками «Битва за Москву», «День Защитника Отечества», «День Победы».

4.Проведение спортивно-патриотических праздников в честь Дня Победы и Дня защиты детей.

Ноябрь-Декабрь

Апрель

Декабрь, февраль, май

Май, июнь

Ст.воспитатель, воспитатели

Ст.воспитатель

Заведующая ДОУ, ст.воспитатель, родительский комитет, воспитатели, музыкальный руководитель

Ст.воспитатель, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель, воспитатели

Работа с родителями

1.Родительские собрания «Растим патриотов».

2.Создание информационных папок с материалами по патриотическому воспитанию детей.

3.Сбор материалов о членах семьи – участниках ВОВ (письма, фотографии и др.)

4.Выставка совместных работ детей и родителей по теме «Этих дней не смолкнет слава!».

5.Организация педагогической библиотеки для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».

6.Совместная подготовка к встречам с ветеранами ВОВ.

Октябрь-ноябрь

Декабрь-май

Февраль-май

Апрель

Октябрь-апрель

Декабрь, февраль, май

Воспитатели

Воспитатели, ст.воспитатель

Воспитатели, род.комитет

Воспитатели

Ст.воспитатель

Воспитатели, род.комитет, музыкальный руководитель

Работа со школой

1.Проведение семинара «Изучение и анализ уровня сформированности знаний о событиях ВОВ»

2.Подбор методического и дидактического материала для работы с детьми по данной тематике.

3.Проведение совместных занятий (уроков) по темам? «Память Москвы о ВОВ», «Москва во время войны», «Ордена и медали», «Дети Великой войны».

4.Подготовка и организация экскурсии воспитанников детского сада в школьный музей «Боевой славы»

Октябрь

Октябрь-февраль

Январь, март, апрель

Октябрь

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель, завуч по нач.школе

Ст.воспитатель, воспитатели, учителя нач.школы

Заведующая, ст.воспитатель, завуч по нач.школе

Оформление патриотиче-ских уголков в группах

1.Подготовка выставки-экспозиции фотоматериалов ко Дню Битвы под Москвой.

2.Выставка рисунков родителей и детей старших групп на военную тематику.

3.Экспозиция макетов боевых действий ВОВ.

4.Выставка творческих работ родителей и детей по теме «Творчество разных народов»

Январь

Февраль

Март

Апрель

Ст.воспитатель,  воспитатели

Воспитатели

Ст.воспитатель, воспитатели

Воспитатели

Работа с обществен-ными организаци-ями

1.Концерт для ветеранов ВОВ детей подготовительной к школе группы в Управе района.

2.Приглашение ветеранов ВОВ и тружеников тыла на праздники «День битвы за Москву», «День Защитника Отечества», «День Победы».

3.Создание документального фильма о работе ДОУ по формированию патриотических чувств дошкольников.

4.Привлечение общественных организаций района для создания условий по формированию патриотических чувств детей.

Декабрь

Декабрь, февраль, май

В течение уч.года

В течении уч.года

Ст.воспитатель, муз.руководитель

Заведующая, ст.воспитатель

Заведующая

Заведующая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Россия – территория гостеприимства»

Целью данного проекта является приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям гостеприимства в России и других странах, развитие патриотических чувств в рамках реализации проекта "Россия -...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...