Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

 

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  

Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позволяет более успешно обеспечивать преодоление многих проблем и дальнейшее развитие общественной жизни государства. Чувство патриотизма, желание бескорыстно помогать согражданам, соотечественникам составляют психологическую основу формирования потребности человека участвовать в решении острых социальных проблем. Важно искать и находить эффективные, новые по содержанию и формам модели, способы, педагогические средства патриотического воспитания. Все это свидетельствует о необходимости  и актуальности работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.

 Развитие дошкольного образования на современном этапе определяется гибкостью и быстротой реагирования на запросы общества. Процесс обновления напрямую связан с развитием инноваций, проектирования, внедрения эффективных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребенка и качество образования в целом, поэтому инновационная проектная деятельность дошкольных образовательных учреждений является действенным фактором модернизации всей системы образования. Основы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_metod_proektov_v_patrioticheskom_vospitanii_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  

Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позволяет более успешно обеспечивать преодоление многих проблем и дальнейшее развитие общественной жизни государства. Чувство патриотизма, желание бескорыстно помогать согражданам, соотечественникам составляют психологическую основу формирования потребности человека участвовать в решении острых социальных проблем. Важно искать и находить эффективные, новые по содержанию и формам модели, способы, педагогические средства патриотического воспитания. Все это свидетельствует о необходимости  и актуальности работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания. ______________________________________________________________

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У  Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

_________________________________________________________________

Важными  для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.______________________________________________________________

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности, радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

________________________________________________________________

Целостная концепция формирования гражданина  в современных условиях не достаточно разработана. В связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

_________________________________________________________________

Развитие дошкольного образования на современном этапе определяется гибкостью и быстротой реагирования на запросы общества. Процесс обновления напрямую связан с развитием инноваций, проектирования, внедрения эффективных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребенка и качество образования в целом, поэтому инновационная проектная деятельность дошкольных образовательных учреждений является действенным фактором модернизации всей системы образования. Основы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. ___________________________________________________________

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить содержание, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Обосновать сущность, значение и возможности метода проектов, условия успешного  применения в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать проект, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, апробировать его  и проанализировать полученные результаты    

        ____________________________________________________________

        С целью изучения влияния проектной деятельности детей на уровень сформированности их знаний по патриотическому воспитанию, нами, было проведено экспериментальное исследование,  которое  проводилось на базе  детского сада «». Экспериментальная работа длилась 4 месяца – с октября 2012 года по январь 2013 г. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет, их родители и педагоги детского сада.

_______________________________________________________________

Экспериментальное исследование мы начали с проведения анализа предметно-развивающей среды детского сада и группы. Было выявлено, что в  группе имеется центр патриотического воспитания, где размещена государственная символика Российской Федерации и Республики Татарстан; имеются куклы в национальных татарских и русских костюмах; представлены образцы предметов быта татарского и русского народа,  тематические альбомы: «Моя малая Родина», «Родной край», «Моя Казань», библиотека сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с орнаментом татарского и русского костюма; на ознакомление с различными профессиями.

В игровом уголке собраны атрибуты к  сюжетно-ролевым играм. В ходе анализа выявлено, что предметно развивающая среда дошкольного учреждения соответствует программным требованиям и целям патриотического воспитания дошкольников, но  мало уделяется внимания такой теме как «Родная страна».

_________________________________________________________________Работа по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы  планируется педагогами в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  Васильевой и программой по патриотическому воспитанию в детском саду Марины Юрьевны Новицкой «Наследие». Проводится работа с детьми в основном в форме групповых занятий, экскурсий, игровой деятельности.                                      

_________________________________________________________________Нами был проведён констатирующий эксперимент с целью выявления  исходного уровня знаний по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Для решения поставленной цели был разработан диагностический инструментарий, основанный на методике проведения диагностики знаний по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы по программе Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой – «Мы живём в России. Подготовительная группа».

________________________________________________________________

Используя разработанный материал, мы провели диагностику исходного уровня патриотических представлений у детей подготовительной к школе группы. Методика эксперимента состояла из серии  контрольных заданий: «Родная семья»,  «Родной город», «Родная республика», «Родная страна»,  «Родная природа», «Родная культура»  ______________________________________________________________

(таблица) На основе данного диагностирования нами сделаны выводы: уровень сформированности знаний по патриотическому воспитанию у детей не достаточен.

_________________________________________________________________

 (диаграмма )

В основном знания детей находятся на среднем уровне. Относительно низкие результаты по вопросам связанным со знаниями о родной стране, видимо, это связано с малой осведомленностью детей о России, о природных богатствах нашей Родины, о её культуре, народных традициях и обычаях, недостаточно продумана работа воспитателей детского сада. _________________________________________________________________

Проведённое диагностическое обследование, дало нам возможность определить пути и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о нашей Родине. С этой целью был проведен формирующий этап эксперимента, используя с детьми проектную деятельность. На данном этапе работа проводилась с  теми же детьми подготовительной  группы детского сада «Рябинушка» в количестве 20 человек.  В работе с детьми мы частично использовали программу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России» - Зеленовой , Осиповой  и методических пособий Кондрыкинской – «Дошкольникам о Москве», «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».        _________________________________________________________________Опираясь на итоги диагностики констатирующего эксперимента, взяв за основу комплекс методов и приёмов, разработанных Зеленовой, Осиповой, Кондрыкинской, а также методику осуществления проектной деятельности с детьми, нами был разработан проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия – Родина моя!». Участники проекта: дети подготовительной группы в количестве 20 человек, их  родители,и педагоги детского сада. Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

_________________________________________________________________Центральное место в проекте  было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций, макетов). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа.

________________________________________________________________Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей: сбор экспонатов, иллюстраций.

_________________________________________________________________

Дети не просто собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию. В ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми. Тщательно анализировались и те моменты деятельности, в которых наблюдался спад заинтересованности и активности детей.

________________________________________________________________

Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий из семейного архива для оформления фотовыставки «Природные просторы нашей страны!». Итогом  проектной деятельности стало активное участие в подготовке литературно – музыкального праздника «Что мы Родиной зовём?».

_________________________________________________________________

Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. Всё это стало основой сотрудничества, общения с воспитателями, родителями и сверстниками, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию. Таким образом, проведённая нами работа на формирующем этапе эксперимента, была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены  в контрольном этапе эксперимента.

_____________________________________________________________

(таблица)  Где мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента. После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей подготовительной к школе группы. Полученные данные показали, что уровень сформированности знаний по патриотическому воспитанию у детей  после проведения формирующих занятий изменился.

_________________________________________________________________

(диаграмма)    Он стал значительно выше, чем был до проведения данных занятий.

_________________________________________________________________

(таблица) Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в приобретении знаний и умений детей. Показатели улучшились. Многие дети легко оперируют знаниями о родной стране, знают её название, герб и флаг; называют столицу своей страны и могут рассказать о некоторых исторических событиях своей Родины; знают особенности её природы и культуры.  Значительно снизился показатель детей с низким уровнем развития и увеличился показатель детей с высоким уровнем развития.  

_________________________________________________________________(Диаграмма)

 По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень сформированности знаний по патриотическому воспитанию, чему способствовала проведенная нами экспериментальная работа и позволила добиться хороших результатов.

_________________________________________________________________

        Проведенный педагогический эксперимент дал  положительные результаты.  

Процесс  патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста стал более эффективным при использовании метода проектов, направленного на процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование  патриотического отношения к стране и государству с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "МОЯ РОССИЯ"

Данный проект рассчитан на работу с детьми со среднего дошкольного возраста. На данный момент проект охватывает следующие темы:¨ Символика России¨ Природа России¨ Великая Отечественная Война 194...

Статья "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общес...

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

       Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять  достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:  "С чего начинается Родина"...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.

Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...