Программа творческого кружка "Театральный сундучок"
методическая разработка (старшая группа)

Информация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_teatr.deyat_.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №142”

Программа

кружковой деятельности

«Театральный сундучок»

в старшей группе

                                                    Составила: Коробка Н.Н.

                                                                          воспитатель

Воронеж, 2021г.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Цель— развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Формированию условий для развития творческого потенциала каждого участника постановочной деятельности.

Совершенствованию артистических навыков в плане переживания и воплощения образов, исполнительских умений ребят.

Формированию простейших образно-выразительных умений, обучению подражанию сказочным животным.

Активизации словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи, интонационного строя, навыков вести диалоги.

Обучению элементам выразительных средств художественно-образного типа (мимике, интонации, пантомимике).

Развитию интереса к постановочно-игровой деятельности.

Формы работы с детьми:

игра

инсценировки и драматизация

рассказ детей

чтение воспитателя

беседы

разучивание произведений устного народного творчества

обсуждение

наблюдения

словесные, настольные и подвижные игры.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Основные направления программы:

1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

3. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Как вести себя в театре.

Организация деятельности и режим кружка:

Кружок проводится один раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15. 40-16. 05ч., продолжительностью 20 минут.

Требования к подготовке.

Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:

Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.

Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).

Выступать перед  детьми и родителями с инсценировками.

Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.

Календарно-тематическое

планирование кружковых занятий

Сентябрь

1. Тема. Знакомство с понятием театр (показ картин, фотографий).

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

3. Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».

Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира»«билетера»«зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Октябрь

1. Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

2. Тема. Знакомство с плоскостным театром. Картинки на фланелеграфе.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с театром на фланелеграфе; навыками владения этим видом театральной деятельности.

3. Тема. Теневой театр. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят».

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с театром теней; навыками владения этим видом театральной деятельности.

4. Тема. Куклы бибабо.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с техникой управления куклой бибабо; навыками владения этим видом театральной деятельности.

Ноябрь

1. Тема. Игры-драматизации с куклами бибабо. Создание мини-этюдов.

Цель: совершенствовать навыки владения умением изобразить героя; развивать моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.

2.Тема. Рассказывание сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»? Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу». Этюды «Котенок просит молока», «Щенок встретился с котенком»

Цели : вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям; формировать умение проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей.        

3. Тема. А. Барто «Игрушки», прибаутки.

Цели: развивать интерес и бережное отношение к игрушкам; поддерживать желание слушать стихи, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. (Н. Ф. Губанова "Театр. деят. дошкольн." с.47)

4. Тема. Сказки из сундука.

Цель: познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее, пробудить обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах. (Н. Ф. Губанова "Театр. деятельн. дошк." с.181)

Декабрь

1. Тема. Чтение сказки «Под грибом».

Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

2. Тема. Распределение ролей в сказке «Под грибом».

Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.

3. Тема. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Подготовка афиши

Цель: продолжить формировать эмоциональную выразительность речи детей; развивать воображение

4. Тема. Выступление со сказкой "Под грибом" перед малышами.

Цель: учить детей принимать на себя роли сказочных героев; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных.

Январь

1.Тема. Чтение стихотворения «Очень жить на свете туго без подруги или друга!».  Словесная игра «Скажи о друге ласковое слово». Слушание песни «Если с другом вышли в путь», муз. В.Шаинского

Цель: создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально положительный фон игры.

2. Тема. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.

3. Тема. Культура и техника речи. "Забавные стихи"

Цель: учить произносить фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно).

Февраль

1. Тема. Знакомство с настольным театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: продолжать знакомить детей с кукольным театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; воспитывать любовь к театру.

2. Тема. Чтение сказки "Репка".

Цель: продолжать учить слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, внимание, усидчивость; воспитывать доброжелательные отношения между детьми

3. Тема. Распределение ролей. Работа над речью.

Цель: учить детей дружно и согласованно договариваться; воспитывать чувство коллективного творчества; соизмерять свои возможности, развивать речевое дыхание, учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

4. Тема. Инсценировка сказки "Репка". (настольный театр – для детей своей группы).

Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.

Март

1. Тема. Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

Цель: продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

2. Тема. Чтение стихотворения В.Антоновой "Зайки серые сидят". Подготовка масок (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

Цель: развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты; воспитывать аккуратность в работе; развивать творчество и фантазию.

3. Тема. Подготовка спектакля по стихотворению.

Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

4. Тема. Инсценировка спектакля "Зайки серые сидят" "для своей группы".

Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Апрель

1.Тема. Музыкальная игра «Мы играли, танцевали» имитация сопровождения песенки на детских музыкальных инструментах.

Цель:развивать интерес детей к сценическому искусству; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками;  - совершенствовать внимание, память, наблюдательность.        

2. Тема. Сказка «Заюшкина избушка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.

3. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.

4. Тема. Репетиция спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

Май

1. Тема. Показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для родителей).

Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

2.Тема.  Мимические этюды у зеркала. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».

(упражнения на выразительность движений).

3.Тема. Эмоции

Цель : порадовать детей;  создать эмоционально положительное отношение к эмоциям друзей;  научить детей выступать перед зеркалом; развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями;  побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. (Исполнение знакомой песни перед зеркалом. Этюд «Какой красивый…!»)        

4. Мониторинг

Цель - оценить театрально игровую деятельность детей.

Список литературы

Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.: 2011г.

Н.Ф. Губанова "Театрализованная деятельность дошкольников".

А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.

3.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: 1983г.

ГА. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчески проект «Сундучок со сказками домовёнка Кузи»

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возмож...

Программа кружка "Бабушкин сундучок"

Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста....

Творческий проект "Сундучок идей "

Проект представляет собой многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации проекта у дошкольников разв...

Рабочая программа творческого кружка "Сундучок идей".

Рабочая программа  творческого кружка "Сундучок идей". что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно п...

Программа развития творческих способностей "Сундучок идей"

Современные малыши-большие выдумщики. Как воплотить в жизнь их фантазии?В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: бумажные салфетки и пластилин.Любой рисунок можно превратить в сказочную к...

Творческая гостиная "Сундучок семейных ценностей"

Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям. Способствовать объединению, активизации и раскрытию потенциала  благоприятного семейного микроклимата....