Программа развития творческих способностей "Сундучок идей"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Современные малыши-большие выдумщики. Как воплотить в жизнь их фантазии?В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: бумажные салфетки и пластилин.Любой рисунок можно превратить в сказочную картину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduchok_idey.docx | 501.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В этот период ребёнок проходит путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать много трудностей и отклонений в ходе его психического развития.
Современные малыши – большие выдумщики. Кроме того они неутомимые деятели. Как воплотить в жизнь их фантазии и использовать их энергию?
В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: обычные бумажные салфетки и пластилин. Любой рисунок, даже самый детский, можно превратить в красочную картину.
А если ещё связать эту деятельность с развитием речи, окружающим миром или музыкой, получается великолепная подготовка ребёнка к успешному обучению в школе: развитию мышления, памяти, мелкой моторики рук, творческих способностей и т.п.
Любая тема по развитию речи может быть связана с практической деятельностью и музыкой. Это развивает воображение и фантазию. Поддерживает стремление детей видеть красивые предметы и явления в окружающем мире, формирует эстетическое отношение к нему. Учит составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания.
Даже самые крошечные работы приводят детей в восторг. Их гордость за себя не знает границ.
Работа с салфетками (бумагокручение) и пластилином (пластилинография) относятся к нетрадиционной технике изобразительной деятельности – мозаичной аппликации. А изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Мозаичная аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и мозаичной аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и мозаичной аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по мозаичной аппликации, а особенно нетрадиционные её техники, в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной (кружковой) или самостоятельной деятельности детей, что недостаточно способствует полноценному развитию творческих способностей.
Наш детский сад использует в работе программу И. А. Лыковой « Цветные ладошки». Эта программа направлена на всестороннее развитие изобразительной деятельности дошкольников. И содержит в себе замечательные разработки занятий по всем видам работ. Но, к сожалению, количество предлагаемых И. А. Лыковой занятий не совпадает с сеткой непосредственно образовательной деятельностью в детском саду в каждой возрастной группе.
Исходя из этого, мы разработали программу по дополнительной образовательной деятельности по мозаичной аппликации. Система работы рассчитана на 4 года обучения детей-дошкольников. В данном случае представляем программу на старшую группу детского сада.
Цели и задачи
1. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации. Учить «входить в образ».
2. Организовывать наблюдения в природе для уточнения зрительных впечатлений.
3. Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
4. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов.
5. Учить детей синхронизировать работу обеих рук; координировать работу в системе «глаз-рука».
6. Развивать мелкую моторику рук, для этого учить работать пальцами.
7. Развивать внимание, мышление, память.
8. Развивать речь (описание, составление рассказа), обогащать словарный запас.
9. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало.
10. Учить детей грамотно отбирать содержание аппликации (лес, водоём, луг и др., «населять» соответствующими животными и растениями).
11. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.
12. Обогащать представления детей об окружающем мире живой и неживой природы.
13. Развивать чувство формы и пропорций.
14. Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции.
Старшая группа.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи |
1. | 21.09.2021 | Заюшкин огород | Уточнить представление детей об овощах, учить детей, закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; поговорить об осенних работах людей в огородах и садах; развивать внимание, память, мелкую моторику; обогащать словарный запас детей; развивать творческие способности детей средствами мозаичной аппликации; воспитывать уважение к природе, бережное отношение к ней. |
2. | 12.10.2021 26.10.2021 | Хлеб всему голова! | Рассказать детям о важном и нелегком труде людей, которые растят хлеб, воспитывать уважение к людям данной профессии, учить с помощью аппликативных техник изображать различные мучные изделия, учить красиво оформлять свою работу, развивать моторику и воображение. |
3. | 09.11.2021 23.11.2021 | Кто под листиком живет? | Уточнить представления детей о насекомых, их строении, повадках, внешнем виде, воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); |
4. | 07.12.2021 | На дне морском | совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); закреплять знания детей об обитателях моря; развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации «бумагокручение»: создание образов морских животных; воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. |
5. |
21.12.2021 | Елочка красавица, всем нам очень нравится! | развивать у детей эмоциональное отношение к образу игрушки; синхронизировать работу обеих рук; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим развивать умение сотрудничать с другими детьми; воспитывать уважение к своему и чужому труду |
6. | 11.01.2022 | Волшебный лес (коллективная работа) | учить создавать в аппликации композицию из нескольких предметов; развивать воображение и фантазию; развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации; |
7. | 08.02.2022 | Чудо-дерево | продолжать учить изображать в аппликации дерево; закреплять знания детей о деревьях; развивать творческое воображение и фантазию детей; воспитывать бережное отношение к родной природе, аккуратность, самостоятельность, усидчивость. |
8. | 22.02.2022 15.03.2022 | Необычные цветы небывалой красоты | совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики: складывание салфеточного жгутика способом «подковка» и наклеивать его на шаблон цветка волшебной полянки; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом; развивать познавательный интерес, мелкую моторику, творческое воображение детей; воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе. |
9. | 05.04.2022 19.04.2022 | Быстрые ракеты, хвостатые кометы | учить изображать в аппликации небесное тело: комету на основе образного представления о внешнем виде («голова» в виде шара или звезды и огненный хвост); воспитывать интерес к познанию окружающего мира познакомить детей с понятиями: космос, звёзды, вселенная; небесными телами |
10. | 17.05.2022 24.05.2022 | Цыплята и одуванчики | учить передавать в аппликации образ одуванчика в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов, по представлению и с натуры; учить передавать в аппликации разные позы цыплят (стоит, клюёт, смотрит вверх); развивать наблюдательность, речь детей (придумывание сказок про цыплят); |
Диагностика развития творческих способностей детей на начало учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
1.Творческая активность | 4 человек 26,7% | 7 человека 46,6 % | 4 человек 26,7 % |
2. Освоение различных техник и материалов | 3 человека 20 % | 7 человек 46,6 % | 5 человек 33,4 % |
3. Развитие фантазии и воображения | 3 человека 20 % | 8 человека 53,3 % | 4 человек 26,7 % |
Дополнительную образовательную деятельность по развитию творческих способностей посещает 15 детей старшей группы.
Анализ дополнительной образовательной деятельности за 2020 – 2021 учебный год по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Сундучок идеей».
Дополнительная образовательная деятельность по развитию творческих способностей проводилась в течение всего года по графику: второй и четвёртый понедельник каждого месяца в 15.30 ч. Место проведения: групповая комната.
Задачи ДОД «Сундучок идей»:
● Формирование сенсорных способностей детей;
● Формирование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета, явления;
● Обучение техническим приёмам и способам аппликатирования в нетрадиционных техниках: пластилинография и бумагокручение;
● Формирование способностей оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных аппликативных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого;
● Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
● Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка;
● Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения;
● Воспитание стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
● Поддержку взаимосвязи между занятиями мозаичной аппликацией и другими видами деятельности;
● Приобщение к искусству: работа с репродукциями картин, иллюстрациями, прослушивание музыки;
● Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
● Создание условий для совместной деятельности детей, вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни.
В старшей группе расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Диагностика развития творческих способностей детей на конец учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
1. Творческая активность | 8 человек 53,3 % | 7 человек 46,7 % | 0 человек 0 % |
2. Освоение различных техник и материалов | 7 человек 46,7 % | 8 человек 53,3 % | 0 человек % |
3. Развитие фантазии и воображения | 10 человек 66,7 % | 5 человек 33,3 % | 0 человек % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...