Рабочая программа творческого кружка "Сундучок идей".
рабочая программа
Рабочая программа творческого кружка "Сундучок идей".
что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка Новизна и отличительная особенность программы Программа «Сундучок идей» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sunduchok_idey.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Рабочая программа творческого кружка «Сундучок идей»
Возрастная категория воспитанников: дети 5-6 года.
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм.)
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (рисование, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка
Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Сундучок идей» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
1.1. Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов
Задачи:
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;
- развивать мелкую мускулатуру рук, пальцев;
- прививать точность и аккуратность в выполнении работ;
- учить самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона, ткани;
- учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
- закреплять умение работать по схеме;
- развивать сенсорное восприятие;
- развивать речевую активность;
- развивать тонкую моторику рук;
- укреплять мышцы пальцев и кистей;
- способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
- воспитывать желание достигать поставленные цели.
1.2. Мониторинг освоения результатов
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10.Использует в работе разные способы ручного труда.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны уметь:
- Использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении.
- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;
- уметь работать с любым пластическим материалом.
В течение года:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
II Содержательный раздел
2.1. Перспективный план
Ноябрь
№ | Занятие | Цель |
1. | « Бабочки» | Аппликация с использованием резанных цветных ниток. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. |
2. | "Осень золотая" | Рисование. Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции. |
3. | "Белые грибы" | Мозаичная аппликация из бросового материала. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно работать с крупой. |
4. | «Мышка-норушка» Оригами. | Объемная фигурка из бумаги. Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. |
5. | Открытка для мамы» | Рисование: Учить рисовать. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца |
6 | "Цветик-семицветик»
| Пластилинография. Познакомить с сказкой Катаева «Цветик-семицветик». Учить создавать из пластилина цветок. Повторить основные цвета. |
7 | "Слоник" | Аппликация. Учить спользовать в работе шаблоны, уметь их обводить, учить составлять изображение предмета из нескольких частей, развивать мелкую моторику пальцев учить аккуратному наклеиванию, правильно пользоваться клеем и кисточкой. |
8 | "Котенок" | Рисование. учить изображать кошку с помощью геометрических фигур, передавая расположение и форму частей тела, их величину, пропорции закреплять навыки рисования тычком жесткой полусухой кистью, развивать изобразительные умения, точность движения рук |
Декабрь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Зайчик» | Рисование. Учить рисовать поролоновой губкой. Помочь детям освоить способ рисования поролоновой губкой. Учить располагать рисунок на листе. Воспитывать любовь к животным. |
2. | Роспись на тарелке | Рисование |
3. | "Еловая ветка" | Аппликация. Учить детей с помощью аппликации изображать еловую веточку с игрушками. Расширять знания о хвойных деревьях, пробуждать интерес к природе. Развивать умение работать с ножницами, осваивать пространство листа. |
3. | «Снеговик». | Учить делать поделку, используя носок. Закреплять умение пользоваться ножницами. Воспитывать желание делать красивую поделку Носок, крупа, нитки, тесьма, пуговицы. |
4. | «Елочка пожеланий». | Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
5 | "Белые медведи" | Работа с пряжей. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
6 | "Красный нос -Дед Мороз" | Поделка из подручных материалов. Развивать интерес к творчеству. |
7 | "Олени" | Объемная аппликация. Развивать умение соединять части фигуры, возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля) |
8 | "Новогодняя елочка" | Рисование. Учить передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями |
Январь
№ | Занятие | Цель |
1. | «Новогодние шары так прекрасны и важны» | Пластилинография. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать к творчеству. |
2. | «Подвижные зайчата» | Бумажная пластика. Познакомить с новым способом склеивания игрушки из колец разной величины. |
3. | "Снегири" | Рисование. Способствовать расширению представлений о зимующей птице - снегире. Задачи: образовательные: • продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей |
4. | Рисование пеной для бритья | Монотипия познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- монотипия, ее особенностями и выразительными возможностями |
5 | "Зимний пейзаж" | Рисование. Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции. |
6. | Фоторамка из пазл | Учить делать поделку из бросового материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение. плотный картон, старые пазлы, клей |
Февраль
№ | Занятие | Цель |
1. | «Пингвин» | Рисование. Цель: учить вырезать по контуру, совершенствовать навыки рисования . Развивать фантазию, умение составлять узор. |
2 | "Ночь" | Рисование. Продолжать учить детей работать с красками. Учить тонировать лист бумаги, создавать композицию. |
3. | «Самолёт | Аппликация. Цель: учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. |
3. | «Флаг России» | Лепка. Формировать у детей умение работать с пластилином. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. |
4. | «Подарок для папы». | Открытка. Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. |
5 | "Дельфин" | Оригами. Продолжать учить детей создавать поделки в технике оригами. |
6 | "Театр на палочках" | Учить работать с бросовым материалом. Создать театр на палочках для мороженого. Развивать интерес к творчеству. |
7 | "Зоопарк" | Лепка. Продолжать учить работать с пластилином. Создать животных для игры в зоопарк. |
8 | "Корзина с цветами" | Конструирование из бумаги. Учить создавать корзинку из бумажных полосок. Развивать мышление, усидчивость, мелкую моторику. |
Март
№ | Занятие | Цель |
1. | «Открытка для мамы»- объёмная аппликация. Ватные диски. | Цель: учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания. |
2 | "Озорной бегемотик" | Рисование. Учить создавать рисунок карандашом, размещать композицию на листе бумаги. |
3. | Оригами "Бабочка" | Продолжать учить работать с бумагой, делать бабочку в технике оригами. |
4 | "Венок из пряжи" | Учить использовать бросовый материал (остатки ниток для вязания) для изготовления интересных поделок. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Воспитывать художественный вкус, аккуратность. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству. |
5. | «Бумажные шляпки». Конструирование | Формировать умение детей создавать шляпку. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук. |
6. | «Рыбка». Аппликация. | Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. |
7 | "Смешарики" | Лепка. Учить детей лепить героев мультфильма. Развивать интерес к работе с пластилином. Закреплять различные способы лепки при изготовлении сувенира, развивать самостоятельность и творческое мышление Воспитывать культуру труда, заботу о близких и эстетические чувства |
Апрель
№ | Занятие | Цель |
1. | «Лягушка» | Оригами. Цель: Учить работать с бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. |
2. | «Тигренок» | Рисование. Организовать для детей увлекательное занятие, раскрыть творческие способности ребенка и помочь воплотить задуманное. Подарить минуты радости для дошкольников от творческой работы. |
3. | Изготовление космического корабля, модуль (коллективная работа). | Закрепить навыки коллективной работы, умения распределять обязанности, планировать процесс деятельности. Формировать нравственно-патриотические чувства; вызвать гордость за свою страну и достижения ученых, космонавтов. |
4. | «Сверкающее солнышко» | Развивать у детей фантазию, эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук, навыки работы с клеем и красками. |
5 | Изготовление браслетов из коктельных трубочек | Формировать склонность к творческим возможностям, развивать аккуратность и терпение в работе, поощрять творчество и нестандартные решения при выполнении работы, овладеть новыми технологиями. |
6 | Оригами"Лисичка" | Учить создавать лисичку из бумаги в технике оригами. |
7 | «Облако» из манки. | Аппликация. Продолжать знакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны. |
8 | "Медузы" | Аппликация. Учить заготавливать шаблон по самостоятельно Формировать умения следовать устным инструкциям Развивать визуальную и тактильную память, логическое и пространственное воображение Развивать глазомер, мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев |
Май
№ | Занятие | Цель |
1. | Пасхальная открытка «Цыпленок» «Пасхальные яйца» - различные техники | Разучить стихотворение о цыпленке. Закреплять навыки работы с красками. |
2. | «Причёски»- объёмная аппликация | Учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера. |
3 | Оригами "Птичка" | Обучать анализу конструкции и выполнению ее из бумаги Развивать глазомер, творческое воображение, ловкость движений пальцев и координацию Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость, аккуратность. |
3 | "Подводный мир" | Рисование. Формировать умение изображать в рисунках обитателей подводного мира нетрадиционной техникой рисования по средствам мелкой моторики. |
4. | «Пчелы» | Аппликация Цель: учить складывать бумагу, вырезать геометрические фигуры. Воспитывать аккуратность. |
5. | «Подсолнух». Аппликация из пластилина и крупы. | Аппликация. Цель: учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции |
6 | "Летнее вдохновение" | Рисование. развитие у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования. |
7 | «Сиреневый букет» | Рисование мыльными пузырями. Прививать интерес детей к изобразительной деятельности и разнообразить их досуг. ... |
8 | Рисование на природном камне | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. |
План перспективный, поэтому темы занятий и время изготовления поделок может меняться.
III. Организационный раздел
Организация занятий
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
Программа предполагает проведение одно занятия в неделю в режиме дня, четыре занятия в месяц. Продолжительность занятия 1 час. Программа разработана на 7 месяцев обучения для детей 5-7 лет. Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организация и проведение выставок.
3.2. Оборудование, материалы.
- Краски – гуашь, акварель; тушь.
- Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
- Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды; свечи, мелки восковые.
- Палочки или старые стержни для торцевания.
- Матерчатые салфетки;
- Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
- Ткань, вата, бинт.
- Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий,
- Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.
- Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
- Клей ПВА и «Кристалл», клей карандаш, клеевой пистолет.
- Ножницы, кисточки, линейки, и пр.
- Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
Список литературы.
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
4. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
5. maam.ru›…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
6. stranamasterov.ru›Источник›Ежики из соленого теста
7. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г
8. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
9. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
10. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.
11. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.
12. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого кружка "САМОДЕЛКИН"
Нетрадиционное рисование, пластилинография, аппликация......
Рабочая программа творческого кружка "Умелые ручки"
Ручной труд, аппликация.......
Рабочая программа творческого кружка «Бисерная сказка»
Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии учащихся. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они уча...
Рабочая программа творческого кружка "Разноцветные пальчики" для детей раннего возраста
Развитие цветовосприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционным способом - рисование пальчиками....
Рабочая программа творческого кружка "Веселый пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
Развитие у детей мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев, а так же развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Рабочая программа творческого кружка "Квиллинг" для детей старшего дошкольного возраста
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....
Рабочая программа кружка "Сундучок идей" для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка разработана для развития у детей умения работать руками, фантазии, для познания свойств различных материалов, совершенствования мелкой моторики рук, развития глазомера, развит...