Рабочая дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью «Всё в наших руках»
рабочая программа
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
для детей с умственной отсталостью
«Всё в наших руках»
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_vse_v_nashih_rukah_rabochaya_programma_2021g_2_1_1.docx | 76.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»
Принята на заседании педагогического Совета от «29» августа 2019 г. Протокол №1 | Утверждаю: Директор детского дома-интерната «Маленькая страна» ___________________ Марейчева С.М. «31» августа 2021г.Приказ №13-О |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
для детей с умственной отсталостью
«Всё в наших руках»
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации программы – 120 часов
Авторы-составители:
Воспитатели: Сафьянова М.Е.,
Крупенченко Е.М., Кирш М.А.
п. Крылово
2021г.
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………… …3
- Учебный план…………………………………………………... 6
- Содержание………………………………………………………6
3.1. Социально-коммуникативное развитие………………………6
4. Планируемые результаты освоения программы………………13
5. Диагностический инструментарий……………………………..14
- Материально – техническое обеспечение……………………..15
- Список литературы………………………………………….......16
- Приложение №1…………………………………………………19
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с общеразвивающей программой дополнительного образования «Всё в наших руках» государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна».
Данная программа разработана на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
- СП 2.4.3648 – 20 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Цели, задачи, принципы, методы и формы обучения.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
Главными приоритетами программы являются:
- обучение с целью адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни;
- укрепление здоровья;
- обеспечение благоприятных условий для развития всех детей;
- уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения.
ЦЕЛЬ программы: подготовка детей к сопровождаемому проживанию.
Задачи программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком в учреждении;
- формирование положительных личностных качеств;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование самостоятельности в быту;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка;
Принципы и подходы к формированию программы:
- принцип доступности;
- принцип индивидуальности;
- принцип свободного выбора и ответственности;
- принцип социализации и личной значимости;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип творчества.
Методы и формы программы:
В данной программе применяются следующие формы обучения:
- индивидуальная форма обучения;
- групповая и подгрупповая форма обучения;
- прогулка;
- развлечения, праздники.
Для проведения занятий с детьми применяются следующие методы:
- небольшой объем даваемой информации;
- доступность изложения в сочетании с достаточно крупной красочной наглядностью;
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- перенос полученных знаний, способов действия из одной ситуации в другую;
- метод проб;
- обучение с использованием натуральных материалов, объектов;
- зрительная ориентировка;
- закрепление изученного материала в играх.
Программа рассчитана на сто двадцать часов и составлена с учетом пятидневной учебной недели. Содержание занятий в программе изложено по часам. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, пальчиковая гимнастика, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся группами или подгруппами 30 минут, индивидуально от 10 до 15 минут.
Характеристика детей, для которых реализуется данная программа.
Дети имеют тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Для этой категории детей характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагментарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая;
- дети с УО имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.
Структура программы включает следующие направление:
- социально-коммуникативное развитие.
- Учебный план
№ | Название направления | Количество занятий в неделю | Итого в год |
1. | Социально-коммуникативное развитие | 3 | 120 |
Итого | 3 |
- Содержание
- Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений в формировании социально-бытовых умений и навыков, социальной адаптации и социализации к условиям социума. Социально-коммуникативное развитие происходит в процессе взаимодействия детей с ближним и дальним кругом человеческого окружения и рассматривается как основа формирования способов общения, ведущей деятельности, психологических новообразований, самостоятельности ребенка, личностных качеств, его общения со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие направлено:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие:
- Личная гигиена
- Одежда и обувь
- Оборудование кухни и кулинария
- Жилище
- Культура поведения
- Покупки
- Средства связи
- Транспорт
- Хозяйственно-бытовой труд
- Безопасность жизнедеятельности детей
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов /тем | Общее количество часов |
1. | Личная гигиена: 1.Уход за лицом и руками 2.Уход за полостью рта 3. Уход за волосами 4.Уход за телом 5. Предметы и средства личной гигиены 6. Закаливание организма | 25 5 5 5 5 3 2 |
2. | Одежда и обувь: 1. Виды одежды их назначение 2. Последовательность одевания, раздевания 3. Застёгивание, расстёгивание одежды (молнии, пуговицы, липучки, кнопки) 4. Виды обуви и их назначение 5. Головные уборы | 20 5 5 3 4 3 |
3. | Оборудование кухни и кулинария: 1. Продуктами питания (мясо, молоко, творог, сливочное масло, яйца, хлеб, сахар) 2. Овощи и фрукты 3. Виды посуды, предметы посуды (кухонной посудой, столовыми и чайными приборами) 4. Значение продуктов питания для здоровья человека | 15 5 4 4 2 |
4. | Жилище: 1. Виды домов (одноэтажные, двухэтажные, жилые, не жилые, кирпичные, деревянные) 2. Части комнаты 3. Мебель для дома | 5 2 2 1 |
5. | Культура поведения: 1. Правила поведения в общественных местах 2. Вежливые слова 3. Правила поведения за столом | 5 2 1 2 |
6. | Покупки: 1. Виды магазинов, их назначение (продовольственные, промтовары) 2. Представления о деньгах 3. Правила покупки товаров | 5 2 1 2 |
7. | Средства связи: 1. Основные средства связи (телефон) 2. Беседа по телефону 3. Пользование телефоном | 5 2 1 2 |
8. | Транспорт: 1. Виды транспорта (общественный, специальный, водный, воздушный, специальный) 2. Назначение транспорта | 5 3 2 |
9. | Хозяйственно-бытовой труд 1.Уход за одеждой (стирка, утюжка) 2. Уход за обувью 3. Уход за игрушками 4. Уборка помещений (стирать пыль с мебели, подоконников) 5. Бытовая техника (пылесос) | 20 4 4 5 4 3 |
10. | Безопасность жизнедеятельности детей 1. Безопасность на природе 2. Безопасность дома 3. Безопасность с незнакомыми людьми 4. Безопасность собственного здоровья 5. Безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре) 6. Безопасность на дорогах и улицах города | 15 3 3 2 2 2 3 |
Итого | 120 |
Личная гигиена
- формировать потребность в ежедневных гигиенических процедурах;
- формировать представления о частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги);
- формировать представление о частях лица (лоб, глаза, брови, ресницы, нос, рот, подбородок, щеки, уши);
- формировать у детей представление о предметах и средствах личной гигиены;
- формировать знание об их назначении;
- формировать умение открывать и закрывать кран;
- формировать навык пользования различными видами мыльниц (настенная мыльница с дозатором, дозатор для жидкого мыла);
- формировать умение мыть руки, соблюдая последовательность с использованием пиктограмм (засучить рукава, открыть кран, брать мыло, смочить кисти рук и мыло, намылить ладони, намыливать тыльную сторону кистей, смывать мыло под струей воды, закрывать кран, вытирать руки полотенцем);
- формировать умение находить собственное полотенце (с опорой на цветную картинку, геометрическую фигуру), снимать полотенце с крючка, вытирать руки развернутым полотенцем, возвращать полотенце на крючок;
- формировать умение сушить руки различными способами (потряхивание, вытирание бумажным и текстильным полотенцем, электрической сушилкой);
- формировать умение детей ухаживать за полостью рта, соблюдая последовательность с использованием пиктограмм (брать свою щетку, наносить пасту на зубную щетку, чистить зубы, споласкивать рот, выплевывать воду после полоскания, класть щетку на свое место);
- формировать умение пользоваться салфеткой, носовым платком;
- формировать умение мыть лицо, вытирать лицо полотенцем;
- формировать умение детей мыть свое тело, соблюдая последовательность с использование пиктограмм (брать свою мочалку, намыливать мочалку, используя гигиенические средства (гель для душа, жидкое мыло, мыть тело, споласкивать тело, вытирать свое тело полотенцем насухо);
- формировать умение мыть голову шампунем;
- формировать умение детей ухаживать за волосами (расчёсывать, сушить волосы феном, заплетать волосы);
- формировать умение ухаживать за своим телом (ухаживать за кожей лица и рук с помощью косметических средств (крем, лосьон, гигиеническая помада), пользоваться дезодорантом;
- формировать умение смотреть в зеркало на себя, устранять непорядок в своем внешнем виде;
- формировать умение справлять свои физиологические потребности (ходить в туалет, брать туалетную бумагу, подтирать себя)
Примерные темы занятий: «Здоровье и личная гигиена», «Части тела», «Части лица», «Мыло и вода – лучшие друзья», «Найди свое полотенце», «Чистые ручки», «Чисто умываемся», «Чистим зубки правильно», «Моем свое тело», «Помоем голову», «Расчеши волосы», «Свет мой зеркальце, скажи?» «Здоровые зубки», «В гостях у Феи Чистоты», «Учимся быть опрятными», «Новая расческа», «Парикмахерская», «Наше тело», «Уход за лицом и руками», «Уход за волосами», «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности», «Средства личной гигиены», «Уход за ногами», «Правила личной гигиены».
Одежда и обувь
- формировать умение показывать и называть предметы одежды, ее части;
- формировать умение различать одежду по назначению (домашняя, уличная, повседневная, праздничая, спортивная, школьная);
- формировать умение выбирать одежду в зависимости от бытовой ситуации (посещение спортзала, праздничных мероприятий);
- формировать умение различать верхнюю одежду (пальто, шапку, варежки) и надевать ее самостоятельно;
- формировать умение различать лицевую и изнаночную стороны одежды;
- формировать умение последовательности одевания с использование пиктограмм (трусы, майка, футболка, колготки, рубашка, платье, брюки);
- формировать умение застегивать и расстегивать одежду (пуговицы, молнии, кнопки, липучки);
- формировать умение подбирать одежду по сезону и назначению;
- формировать представление о видах обуви (ботинки, туфли сандалии, сапоги, кроссовки, тапки);
- формировать представление о назначении обуви (уличная, домашняя);
- формировать умение надевать тапки, туфли, ботинки.
Примерные темы занятий: «Одежда», «Виды обуви», «Одежда и обувь», «Оденемся на прогулку», «Разложи свои вещи», «Мы проснулись», «Научимся убирать наши вещи», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Наша обувь», «Завяжи бантик на ботинках», «Вдень шнурок», «Ложимся спать», «Застегни молнию», «У каждой вещи свое место», «У нас в шкафу порядок», «Последовательность одевания», «Что наденем в театр», «Волшебные пуговицы».
Оборудование кухни и кулинария
- формировать знание кухонной посуды, приборов, их назначение;
- формировать знание о столовой посуде, приборов, их назначении;
- формировать умение сервировать стол к обеду;
- формировать знания о чайной посуде, сервировка стола к чаепитию.
- формировать умение пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой;
- знакомить детей с продуктами питания (мясо, молоко, творог, сливочное масло, яйца, хлеб, сахар);
- формировать представления о блюдах из продуктов питания (каша, суп, котлеты, салат);
- учить детей различать и называть овощи (огурец, картофель, помидор, морковь, свекла и т.д.);
- учить детей различать и называть фрукты (яблоко, апельсин, груша, банан, виноград и т.д.);
- формировать представление о назначении и значении фруктов и овощей в жизни человека.
Примерные темы занятий: «Овощи и фрукты», «Дети обедают», «Продукты питания и где их приобрести», «Хлеб – всему голова», «Дети обедают», «Правила пользования столовыми приборами», «Посуда», «Кухонная посуда», «Чайная посуда», «Столовая посуда», «Правила пользования чайной посудой», «Правила пользования столовыми посудой», «Сервировка стола на обед», «Чаепитие».
Жилище
- формировать представления о доме;
- знакомить с помещениями в группе, их назначением (спальня, игровая комната, класс, комната социально-бытовой ориентировки);
- формировать представления о частях комнаты (окно, дверь, стена);
- формировать представления о мебели в доме;
- формировать представления о видах жилых помещений (комната, дом, квартира).
Примерные темы занятий: «Что находится в доме», «Где мы спим?», «Мой дом», «Мебель», «Мы хозяюшки на кухне».
Культура поведения
- учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста);
- воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения в помещении, на улице, в общественных местах (разговаривать спокойно, тихо вести себя, не мешать окружающим, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания)
- учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их значением;
- воспитывать выдержку, умение подождать, если взрослый занят с другим ребенком;
- приучать детей бережно обращаться с игрушками, личными вещами.
Примерные темы занятий: «Давайте познакомимся», «Уроки вежливости и доброты», «Как вести себя в общественных местах», «Как вести себя в транспорте», «Общение и культура поведения», «Береги свои личные вещи».
Покупки
- формировать представления об основных видах магазинов, их назначении;
- формировать представления о деньгах;
- формировать умение совершать небольшую покупку;
- формировать представление о понятии продавец – покупатель.
Примерные темы занятий: «Поход в магазин», «Магазин», «Виды магазинов», «Магазин игрушек», «Я покупаю продукты».
Средства связи
- формировать представления об основных средствах связи (телефон);
- формировать умение детей пользоваться стационарным телефоном;
- формировать умение детей пользоваться мобильным телефоном;
- формировать умение вести диалог по телефону.
Примерные темы занятий: «У меня зазвонил телефон», «Мобильный телефон», «Необычное письмо», «Куда пойдем?».
Транспорт
- формировать у детей представления об общественном транспорте (автомашина, поезд, самолет, пароход);
- различение транспорта по особенностям внешнего вида, по способу передвижения (автобус едет по дороге, поезд едет по рельсам, пароход плывет по воде).
Примерные темы занятий: «Светофор», «Помоги бабушке перейти дорогу», «Виды транспорта», «Транспорт», «На чем поедешь?».
Хозяйственно-бытовой труд
Уход за одеждой и обувью
- формировать умение складывать или вешать одежду в определенном порядке и месте (стул, полку шкафа, комод), развешивать одежду на крючок;
- формировать умение содержать свою полку с личными вещами в порядке;
- формировать умение стирать мелкие личные вещи руками (трусы, носки);
- формировать умение развешивать белье после стирки (на сушилку, на веревки);
- формировать умение пользоваться прищепками;
- формировать умение гладить личные вещи, при этом соблюдая правила техники безопасности;
- формировать умение составлять обувь по парам в ряд;
- формировать умение протирать обувь влажной тряпкой.
Уход за жилищем
- формировать умение ухаживать за игрушками (мыть, расставлять, собирать в ящик или коробку);
- формировать умение стирать пыль с мебели, подоконников;
- формировать умение расправлять свою постель;
- формировать умение пользоваться пылесосом.
Примерные темы занятий: «Мы испачкались немножко», «Сушим белье», «Постираем платочек», «Погладим белье», «Уход за обувью», «Каждой вещи – свое место», «Личные вещи», «Порядок в доме», «Пожужжим с пользой», «Наш помощник – пылесос», «Уход за игрушками», «Развесим белье», «Складываем свои вещи».
Безопасность жизнедеятельности детей
- формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
- формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
- формировать знания о телефонной связи, как предмете первой необходимости в критических ситуациях, знакомить с телефонными номерами служб - спасателей;
- расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
- формировать у детей знания о правилах поведения в группе, на улице, дороге, транспорте;
- развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
- дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, змея, насекомое, бывают ядовитые растения);
- формировать представления детей, о том, что контакты с животными могут быть опасны;
- формировать у детей элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый – двигаться;
- переходить улицу можно только со взрослым, держась за руку;
- формировать представления детей о правилах пожарной безопасности;
- способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка.
Примерные темы занятий: «Мы идём по улице», «Правила поведения на улице», «Как перейти дорогу?», «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Человек и его здоровье», «Для чего нужна зарядка», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», «Пожарная машина», «Осторожно - электроприборы», «Приключения спички – невелички», «Пожар в доме», «Правила поведения на дороге», «Бегущий светофор», «Красный, желтый, зелёный».
- Планируемые результаты освоения программы
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
- Диагностический инструментарий
Проверка качества знаний, умений и навыков, воспитанников по программе «Все в наших руках» проводится на основе разработанных диагностирующих материалов.
Цель: 1.Выявление уровня развития ребёнка с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.
2.Оценка развития навыков ребёнка с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости в динамике.
В течение учебного года осуществляется входящая, промежуточная и итоговая диагностика.
- Входящая диагностика, проводится в начале учебного года (октябрь).
- Промежуточная диагностика, проводится в конце первого полугодия (январь).
- Итоговая диагностика, проводится в конце учебного года(май).
Качественная оценка деятельности воспитанников проходит по 4 бальной системе освоения программы:
«0»-не владеет навыками
«1» -частично владеет, нуждается в постоянной помощи
«2» - владеет навыками, но необходим контроль взрослого
«3»-владеет навыками полностью
Обследование проводится в режиме работы детского дома-интерната «Маленькая страна», без специально отведенного для него времени, посредством бесед, наблюдений, индивидуальной работы с детьми, выставок творческих работ, конкурсов. Диагностика состоит из 31 вопросов (см. приложение №1)
- Материально-техническое обеспечение
Наименование оборудования | Количество |
1.Настенное зеркало 2.Мольберт 3.Магнитофон 4.Магнитная доска Наглядный и дидактический материал 1.Кубики 2.Пирамидки 3.Матрёшки 4.Мячи 5.Шары 6.Куклы 7.Разноцветные стаканчики 8.Конструктор-лего 9.Машины 10.Мишка 11.Зайка 12.Лисичка 13.Белка 14.Собака 15.Кошка 16.Вклыдыши 17.Мозаика 18.Лото 19.Лошадка 20.Корзина 21.Чистый просеянный песок 22.Прозрачные ёмкости с хранящимися сыпучими материалами (песок, фасоль, рис, камешки, жёлуди, каштаны) 23.Совочки, формочки, миски, ведёрки, сита, лейки 24.Игрушечные удочки с магнитами 25.Мелкие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки) 26.Шары надувные 27.Мыльные пузыри 28.Кукольные коляски 29.Детская кроватка 30.Пазлы 31.Фрукты 32.Овощи 33.Времена года. Осень 34.Времена года. Зима 35.Времена года. Весна 36.Времена года. Лето 37.Набор кукольной посуды 39.Домашние животные (набор) 39.Дикие животные (набор) 40.Домашние птицы (набор) 41.Шнуровки 42.Бутылочки 43.Пуговицы 44.Прищепки 45.Детская гладильная доска 46.Детская сушилка 47.Утюг (игрушка) 48.Пиктограммы 49.Пылесос (игрушка) Канцелярские товары 1. Цветная бумага 2.Белый и цветной картон 3.Кисти для клея (для рисования) 4.Клей 5.Пластилин 6.Краски 7.Стакан-непроливайка 8.Дощечки для работы с пластилином 9.Цветные карандаши 10.Цветные мелки 11.Альбомы 12.Салфетки 13.Фломастеры 14.Гуашь | 2 1 2 1 20 4 6 10 16 6 6 4 6 6 4 2 1 4 8 8 6 3 3 1 1 5 6 2 6 4 3 2 3 20 10 10 1 1 1 1 5 1 1 1 2 6 20 20 1 1 2 20 1 16 18 20 16 20 20 8 10 20 8 16 20 16 3 |
- Список литературы
- Авдеева И. С., Борисенко М.Г. «Помоги мне сделать самому». Санкт-Петербург «Паритет», 2003г.
- Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И.Г., Володина И.С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе в детском саду». Воронеж, 2005г.
- Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г.Г.// Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
- Закрепина А. Роль социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 66-73.
- Замский Х.С.: Умственно отсталые дети. - М.: Академия, 2008г.
- Исаев Д.И. «Умственная отсталость у детей и подростков», С-Пб., «Речь», 2003г.
- Карпухина Н.А. «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». Воронеж, 2010г.
- Колесникова Г.И.: Специальная психология и педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2010г.
- Комарова. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Лысова М.С. Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / Лысова М.С.// Современный детский сад: [методика и практика]. - 2011. - № 3.
- МаринчеваГ.С., В.И.Гаврилов «Умственная отсталость при наследственных болезнях», М., «Медицина», 1988г.
- Минько Н.Г. «Коррекционная педагогика и психология», М., «Просвещение», 2005г.
- Ньюмен С. «Игры и занятия с Особым ребенком», М., «Теревинф», 2009г.
- Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. «Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015г.-141с. - (коррекционная педагогика)
- Стаховская В.П., Г.И.Тихонова и др. «Поможем детям сохранить здоровье», Калининград «Янтарный сказ», 2007г.
- Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», М., «ВЛАДОС», 2004г
- Стребелева Е.А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» М, Просвещение, 2005г.
- Трофимова Н.М., С.П.Дуванова «Основы специальной педагогики и психологии», М., С-Пб, «ПИТЕР», 2006г.
- Шевченко С.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития», М., «Школьная пресса», 2005г.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и в обществе», СПб., «ДидактикаПлюс», 2002г.
- Шипицина Л.М., О.В.Защиринская «Азбука общения. Основы коммуникации», С-Пб., 1996г.
- Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. – «Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных образовательных учреждениях 1 и 2 вида» Пособие для учителя. Москва – центр Владос 2003г.
- Бгажнокова И М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта //дифектология, 1997г. №1
- Мастюкова, Моковнина А.П. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (под редакцией Селеверстова В.И.) Москва гуманит издательский центр Владос 2003г.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку»Книга для педагогов и родителей СПб: институт спец педагогики и психологии 1998г.
- Деменьтьева Н.Ф. и др Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами» М., 1996г.
- Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями М., 1996г.
- Обучение детей бытовым навыком из кн.: Бейкера Б.И. Братмана А. «Путь к независимости» / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск 1999г.
- Специальная школа. Направление и указание для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Пер. с нем., ред. Левина А., Власкевич Н. Минск 1996г.
- Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып.2./ под ред. Шипицинной Л.Н., Хилько А.А., Асикритов В.П. СПб., 1996
- Человек и природа. Программа по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып.2/ под ред. .Шипицинной Л.Н., Хилько А.А., Асикритов В.П. СПб., 1996
- Диагностика информирование навыков самообслуживания, хозяйственно бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск 1997г.
Приложение 1
Социально-коммуникативное развитие
№ | Задания и упражнения |
Личная гигиена | |
1. | «Вымой руки и лицо» Материал: зеркало, полотенце. Задание: ребенку предлагается помыть руки и лицо. |
2. | «Почистим зубки» Материал: зубная щетка, зубная паста, стакан с водой, зеркало. Задание: ребёнку предлагается почистить самостоятельно зубы. |
3. | «Моет голову» Материал: шампунь. Задание: ребёнку предлагается во время купания помыть самостоятельно голову шампуню. |
4. | «Моет тело» Материал: мочалка, гель для купания. Задание: ребёнку предлагается во время купания помыть своё тело мочалкой. |
Одежда и обувь | |
5. | «Покажи и назови» Материал: предметные картинки «Одежда и обувь». Задание: ребенку предлагается показать или назвать 2-3 предмета одежды, обуви. |
6. | «Найди пару» Материал: обувь - сапоги, ботинки, тапки, сандалии, кроссовки. Задание: ребенку предлагается подобрать нужную пару обуви. |
7. | «Оденем куклу на прогулку» Материал: кукла и одежда для неё. Задание: ребёнку предлагается подобрать нужную одежду для прогулки. |
Оборудование кухни и кулинария | |
8. | «Собери урожай» Материал: предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла) или муляжи. Задание: ребёнку предлагается по просьбе взрослого показать и назвать овощи и фрукты. |
9. | «Продукты питания» Материал: предметные картинки с продуктами питания- каша, суп, котлеты, салат. Задание: ребенку предлагается по просьбе взрослого показать или назвать нужный продукт питания. |
10. | «Угости куклу чаем» Материал: предметные картинки по теме «Посуда». Задание: ребенку предлагается показать или назвать 2-3 предмета посуды. |
Жилище | |
11. | «Наша группа» Материал: игрушечные предметы мебели: стол, стул, шкаф, диван. Задание: ребенку предлагается показать предметы игровой комнаты. |
12. | «Части дома» Материал: картинки из серии «Дом и его части» Задание: ребенку предлагается показать части дома (окно, дверь, стена, крыша, пол, труба). |
13. | «Где ты живешь?» Материал: предметные картинки по теме «Жилище» - спальня, игровая комната, туалетная комната, раздевалка. Задание: ребенку предлагается показать помещения своей группы. |
Культура поведения | |
14. | «Вежливые слова» Задание: ребенку предлагается поздороваться со взрослым с помощью жеста протягивая к нему руку или словесно «Здравствуйте!» и попрощаться со взрослым с помощью жеста помахав кистью или словесно «До свидания!» |
15. | «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Материал: сюжетные картинки. Задание: ребёнку предлагается выбрать те картинки, на которых показано, как правильно себя вести в общественных местах. |
16. | «Мы готовимся к обеду» Материал: пиктограмма «Алгоритм поведения за столом». Задание: ребёнку предлагается показать или рассказать о правилах культурного поведения за столом. |
Покупки | |
17. | «Поход в магазин» Материал: игрушечный магазин. Задание: ребёнку предлагается совершить небольшую покупку. |
18. | «В какой магазин пойдем?» Материал: набор картинок различных магазинов. Задание: ребенку предлагается по просьбе взрослого найти нужный магазин. |
Средства связи | |
19. | «Телефон» Материал: набор различных игрушек, телефон. Задание: ребёнку предлагается по просьбе взрослого найти телефон среди различных предметов. |
20. | «Мой помощник – телефон» Материал: набор цифр. Задание: ребёнку предлагается выбрать те цифры, которые обозначают номер телефона экстренной службы. |
21. | «У меня зазвонил телефон…» Материал: игрушка-телефон, зайчик. Задание: ребёнку предлагается показать, как пользоваться телефоном. |
Транспорт | |
22. | «Узнай и назови Материал: предметные картинки по теме «Транспорт». Задание: ребенку предлагается показать и назвать 3-4 вида транспорта. |
23. | «Машины» Материал: игрушки-машины. Задание: ребенку предлагается показать или назвать части машины (кабина, кузов, дверь, колёса, фары). |
| |
Хозяйственно-бытовой труд | |
24. | «Сложи свои вещи» Материал: личные вещи, стульчик или тумбочка. Задание: ребенку предлагается сложить свои вещи на стульчик или тумбочку. |
25. | «Собирает игрушки» Материал: игрушки. Задание: ребёнку предлагается самостоятельно собрать игрушки в контейнер для игрушек. |
26. | «Учимся расправлять постель» Материал: личная постель ребенка или кукольная постель. Задание: ребёнку предлагается расправить свою постель. |
27. | «Моя обувь» Материал: виды различной обуви. Задание: ребенку предлагается составит обувь по парам в ряд. |
Безопасность жизнедеятельности детей | |
28. | «Источники опасности» Материал: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов. Задание: ребенку предлагается выбрать предметы, которые могут быть источником опасности. |
29. | Материал: кукла, медицинский чемоданчик. Задание: ребёнку предлагается оказать первую помощь больной кукле. |
30. | «Наши друзья-животные» Материал: картинки с правильными и неправильными действиями при встрече с животными. Задание: ребёнку предлагается показать, как нужно правильно поступить при встрече с животными. |
31. | «Светофор» Материал: цветные картонные кружки «желтые, зеленые, красные», макет или картинка светофора. Задание: ребенку предлагается правильно расположить круги на макете светофора. |
Социально-коммуникативное развитие
№ п/п | Виды занятий | Количество часов |
1. | Личная гигиена | 25 |
2. | Одежда и обувь | 20 |
3. | Оборудование кухни и кулинария | 15 |
4. | Культура поведения | 5 |
5. | Жилище | 5 |
6. | Транспорт | 5 |
7. | Покупки | 5 |
8. | Средства связи | 5 |
9. | Хозяйственно-бытовой труд | 20 |
10. | Безопасность жизнедеятельности детей | 15 |
Итого | 120 |
Календарно- тематический план
Социально-коммуникативное развитие
Месяц | Содержание занятий | Часы |
Сентябрь | Личная гигиена (уход за лицом и руками) Одежда и обувь (виды одежды) Оборудование кухни и кулинария (продуктами питания - мясо, молоко, творог) Жилище (виды домов) ХБТ (уход за одеждой) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность на природе) Культура поведения (вежливые слова) | 2 3 2 1 2 2 1 |
13 | ||
Октябрь | Одежда и обувь (последовательность одевания, раздевания) Личная гигиена (уход за телом) Оборудование кухни и кулинария (продуктами питания – яйца и хлеб) Транспорт (виды транспорта) Жилище (части комнаты, спальня) ХБТ (уход за обувью) Средства связи (мобильный и стационарный телефоны) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность дома) Покупки (виды магазинов, их назначение) | 2 2 1 1 1 2 1 2 1 |
13 | ||
Ноябрь | Оборудование кухни и кулинария (виды посуды-чайная) Личная гигиена (предметы и средства личной гигиены) Культура поведения (правила поведения за столом) Жилище (части комнаты, игровая комната) ХБТ (уборка помещения) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность с незнакомыми людьми) | 1 2 2 1 1 2 1 |
10 | ||
Декабрь | Одежда и обувь (застегивание, расстегивание одежды) Личная гигиена (уход за лицом и руками) Средства связи (беседа по телефону) Оборудование кухни и кулинария (овощи) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность собственного здоровья) Транспорт (назначение транспорта) ХБТ (бытовая техника (пылесос) | 2 3 1 2 2 2 1 |
13 | ||
Январь | Жилище (мебель доме) Транспорт (правила дорожного движения) Личная гигиена (уход за полостью рта) Одежда и обувь (виды обуви, их назначение) ХБТ (уход за игрушками) | 1 1 3 2 2 |
9 | ||
Февраль | Личная гигиена (уход за волосами) Одежда и обувь (головные уборы) Средства связи (пользование телефоном) Оборудование кухни (виды посуды кухонная) Безопасность жизнедеятельности детей безопасность в чрезвычайной ситуации (при пожаре) Культура поведения (в общественных местах) ХБТ (уход за игрушками) | 2 2 1 1 2 2 2 |
12 | ||
Март | Покупки (представления о деньгах) Одежда и обувь (виды обуви и их назначение) Жилище (виды домов) Оборудование кухни и кулинария (виды посуды- столовая) Личная гигиена (закаливание организма) ХБТ (уход за обувью) | 1 2 1 2 2 2 |
10 | ||
Апрель | Средства связи (основные средства связи (телефон)) Одежда и обувь (виды и части одежды их назначение) Оборудование кухни и кулинария (фрукты) Покупки (правила покупки товаров) Личная гигиена (уход за полостью рта) ХБТ (уборка помещений) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность дома) Транспорт (виды транспорта, грузовой и легковой) | 1 2 2 1 2 2 2 1 |
13 | ||
Май | Покупки (правила покупки товаров) Оборудование кухни и кулинария (продукты питания-сливочное масло, сахар) ХБТ (уход за одеждой (стирка, утюжка) Личная гигиена (уход за волосами) Безопасность жизнедеятельности детей (безопасность на дорогах и улицах города) | 1 2 2 3 3 |
11 | ||
Итого | 120 |
Диагностика освоения дополнительной общеразвивающей программы
социально-коммуникативного развития «Всё в наших руках»
Фамилия и имя: ____________________________________________________
№ | Название параметра исследования | Окт. 20 | Янв. 20 | Май 20 | Окт. 20 | Янв. 20 | Май 20 |
1.Личная гигиена | |||||||
а) | «Вымой руки и лицо» (моет самостоятельно руки и лицо) | ||||||
б) | «Почистим зубки» (чистит самостоятельно зубы) | ||||||
в) | «Моет голову» (моет голову шампуню) | ||||||
г) | «Моет тело» (моет тело мочалкой) | ||||||
2. Одежда и обувь | |||||||
а) | «Покажи и назови» (показывает и называет 2-3 предмета одежды, обуви). | ||||||
б) | «Найди пару» (подбирает нужную пару обуви) | ||||||
в) | «Оденем куклу на прогулку» (подбирает одежду для прогулки) | ||||||
3.Оборудование кухни и кулинария | |||||||
а) | «Собери урожай» (показывает и называет овощи и фрукты) | ||||||
б) | «Продукты питания» (различает продуктов питания - каша, суп, котлеты, салат) | ||||||
в) | «Угости куклу чаем» (показывает и называет предметы посуды) | ||||||
| |||||||
а) | «Наша группа» (умеет узнать и назвать предметы мебели) | ||||||
б) | «Части дома» (показывает и называет части дом) | ||||||
в) | «Где ты живешь?» (помещения в группе, их назначения) | ||||||
| |||||||
а) | «Вежливые слова» (умеет поздороваться со взрослым с помощью жеста протягивая к нему руку или словесно «Здравствуйте!» и попрощаться со взрослым с помощью жеста помахав кистью или словесно «До свидания!») | ||||||
б) | «Что такое хорошо, а что такое плохо?» (умеет показать или рассказать, как правильно себя вести) | ||||||
в) | «Мы готовимся к обеду» (выполняет элементарные правила культурного поведения при приёме пищи) | ||||||
| |||||||
а) | «Поход в магазин» (умение совершать небольшую покупку) | ||||||
б) | «В какой магазин пойдем?» (имеет представление о видах магазинов) | ||||||
| |||||||
а) | «Телефон» (находит по просьбе взрослого среди различных предметов телефон) | ||||||
б) | «Мой помощник- телефон» (знает номер телефона экстренной службы) | ||||||
в) | «У меня зазвонил телефон» (показывает, как пользоваться телефоном) | ||||||
8. Транспорт | |||||||
а) | «Узнай и назови» (показывает или называет 3-4 вида транспорта) | ||||||
б) | «Машины» (показывает и называет части машины) | ||||||
9. Хозяйственно-бытовой труд | |||||||
а) | «Сложи свои вещи» (складывает свои вещи на стульчик или тумбочку) | ||||||
б) | «Собирает игрушки»(собирает самостоятельно игрушки) | ||||||
в) | «Учимся расправлять постель» (расправляет постель) | ||||||
г) | «Моя обувь» (умеет составлять обувь по парам в ряд) | ||||||
10. Безопасность жизнедеятельности детей
| |||||||
а) | «Источники опасности» (выбирает предметы, которые могут быть источником опасности) | ||||||
б) | (оказывает первую помощь больной кукле). | ||||||
в) | «Наши друзья-животные» (знает о правильном поведении в общении с животными) | ||||||
г) | «Светофор» (раскладывает сигналы светофора в правильной последовательности) | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...
Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью
Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)....
Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.В ста...
Рабочая программа по образовательной области "Физическое развитие" для детей с умственной отсталостью
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ) С ОВЗ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ) на 2020-2021 учебный годОбразовательная область «Физическое развитие»Раздел «Физиче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии план...