Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
статья по коррекционной педагогике

Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.

В статье представлены основные наиболее распространенные и, предположительно, наиболее доступные виды альтернативной и дополнительной  коммуникации:

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Основные системы альтернативной и дополнительной коммуникации в  группе для детей с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Многие годы исследований показывают, что использование альтернативных систем коммуникации отнюдь не мешает развитию речи, более того, при использовании таких систем развитие речи даже ускоряется.

Мной были выделены следующие наиболее распространенные и, предположительно, наиболее доступные виды альтернативной и дополнительной  коммуникации:

Система общения при помощи обмена карточками (PECS). 

Система была разработана для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельному инициируемому общению. Теоретическая основа система сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в  области дополнительной коммуникации.

Основной целью использования системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS является обучение ребенка общению. Под общением понимается взаимодействие как минимум двух людей, заключающееся в обмене информацией.

Система общения при помощи системы МАКАТОН.

Языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

Дактилология. 

Форма речи и общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, каждая дактилема – это особое положение пальцев, воспроизводящее знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту. Каждое положение пальцев при этом означает букву.

Глобальное чтение.

Суть метода заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания. Одновременное восприятие информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определенные нейронные связи и механизмы. Глобальный метод обучения является наиболее физиологичным, так как строится по тем же законам, что и обучение устной речи.

Практический ЭТАП

       

Система общения при помощи обмена карточками (PECS).

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS направлена в первую очередь на обучение детей функциональной коммуникации. Важно помнить, что многие дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) избегают использования речи, т.к. она не имеет для них функционального значения. Вместо этого они могут кричать, падать на пол, толкать руку взрослого к интересующему предмету и т.д. Как только дети начинают использовать функциональную коммуникацию при помощи карточек PECS, у них появляется стимул начать использовать речь, так как у нее тоже появляется своя функция.

Еще один важный аргумент в пользу использования данного метода – сокращение у детей нежелательного поведения. Ребенок научится выражать свои желания, а  педагог с помощью визуального расписания сможет объяснить ребенку последовательность ближайших событий.

Важная составляющая обучения использованию карточек – ребенок учится инициировать общение,  а не просто отвечать на вопросы из разряда: «Что ты хочешь?»

Система общения при помощи системы МАКАТОН.

Макатон — очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.

Элементы системы Макатон и русской жестовой речи были взяты за основу жестов в обучении детей группы.

Жест – простой знаковый символ, может обозначать предмет, действие, признак предмета. Жест можно легко и быстро показать, его достаточно легко считывают взрослые, педагоги довольно легко запоминают новые жесты, которые появляются в речи ребенка во время занятий.

Дактилология.

Дактильная система и дактильный алфавит были выбраны в качестве средства дополнительной коммуникации. С помощью пальцев рук ребенок может составить букву, с которой начинается имя педагога, самого ребенка, других детей. Таким образом, у ребенка появится возможность обратиться именно к конкретному взрослому/ребенку. Такое использование дактильного алфавита должно существенно обогатить арсенал коммуникационных средств неговорящего ребенка.

        

Глобальное чтение.

Использование элементов системы глобального чтения помогают ребенку запоминать образ слова, соотнося его сначала с картинкой, а затем с действием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра (далее - Программа) МАОУ «Прогимна...

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной программы для обучающегося с расстройствами аутистического спектра с задержкой психического развития. (со вторым уровнем тяжести)

Система и критерии оценки результатов освоения Адаптированной образовательной  программы для обучающегося  с расстройствами аутистического спектра с  задержкой психического развития.(со...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (УО и РАС) на 2023-2024 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (УО и РАС) на 2023-2024 учебный год...