Рабочая дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности для детей с умственной отсталостью «Познавай-ка»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна»
Принята на заседании педагогического совета от «29» августа 2019г. Протокол №1 | Утверждаю: Директор детского дома-интерната «Маленькая страна» ___________________ Марейчева С.М. «29» августа 2019 г Протокол №11-О |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
для детей с умственной отсталостью
«Познавай-ка»
Возраст обучающихся: 5-18 лет
Срок реализации программы – 170 часов
Авторы-составители:
Воспитатели: Сафьянова М.Е.,
Крупенченко Е.М., Кирш М.А.
п. Крылово
2019 г.
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………….……….3
- Учебно-тематический план……………………………………………….7
- Содержание программы……………………………………….…..……..11
3.1 Социальное развитие…………………………………………..……..11
3.2 Формирование продуктивных видов деятельности ……………….15
3.3 Физическое развитие……………………………………….……..….20
- Диагностический инструментарий………………………………………24
- Материально-техническое обеспечение…………………………...……25
- Список литературы………………………………………………...……..27
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе общеразвивающей программы дополнительного образования «Познавай-ка» государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Маленькая страна» от 5 до 18 лет.
Программа создана с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с УО и обеспечивает равные возможности для полноценного развития этих детей независимо от ограниченных возможностей здоровья.
Целенаправленное обучение детей с умственной отсталостью с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей будет способствовать расширению их социального и интеллектуального потенциала, формированию позитивных личностных качеств.
Цель: создание условий для познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью и обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей их эмоционального благополучия.
2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3. Формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Принципы реализации программы
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуальности.
- Принцип свободного выбора и ответственности.
- Принцип социализации и личной значимости.
Формы организации образовательного процесса и методы
В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:
- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям педагога;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;
- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т.п., с целью формирования временных представлений;
- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Реализация программы будет осуществляться на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Коррекционно-развивающие занятия для детей с УО строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. При этом учитывается, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит постепенно и концентрически. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.
Содержание рабочей программы включает: «Социальное развитие», «Формирование продуктивных видов деятельности», «Физическое развитие».
Программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Характеристика детей, для которых реализуется программа.
Дети имеют тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Для этой категории детей характерны следующие особенности познавательного развития:
- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;
- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической;
- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;
- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;
- восприятие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагментарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;
- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;
- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;
- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая;
- дети с УО имеют интеллектуальный дефект и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество учебных занятий (34 недели) – 170
Виды занятий | Количество занятий | |
1-3. 4-5. 6-7. 8-9. 10-12. 13-14. 15-16. |
Самообслуживание Умывание и мытье рук Уход за волосами Уход за телом Здоровые зубы Приём пищи Пользование туалетом Одевание и раздевание, складывание | 68 16 3 2 2 2 3 2 2 |
17-19. 20-22. 23-24. 25-26. | Одежда и обувь Предметы одежды Предметы обуви Головные уборы Виды одежды | 10 3 3 2 2 |
27-29. 30-32. 33-34. 35-36. 37-38. | Питание Продукты питания Овощи и фрукты Предметы посуды Сервировка стола Значение продуктов питания для здоровья человека
| 12 3 3 2 2 2 |
39-41. 42-44. 45- 48. | Культура поведения Вежливые слова Правила поведения за столом Культура поведения в обществе | 10 3 3 4 |
49-50. 51-52. 53-55. | Жилище Виды жилых помещений Дом и его части Мебель для дома | 7 2 2 3 |
56-59. 60-61. 62-64. | Транспорт Виды транспорта, основные части машины Профессия-шофёр Правила дорожного движения | 9 4 2 3 |
65-66. 67-68. | Средства связи Телефон Беседа по телефону | 4 2 2 |
2. Формирование продуктивных видов деятельности | 68 | |
1. 2-4. 5-7. 8-10. 11-13. 14-17. | Изобразительная деятельность Лепка Знакомство с пластилином Раскатывание пластилина между ладонями прямыми движениями. Скатывание маленьких шариков из пластилина (миска с вишенками, зернышки для птичек, листья на деревьях). Лепка предметов круглой и овальной формы. Сплющивание, расплющивание. Лепка предметов из двух-трех частей. | 17 1 3 3 3 3 4 |
18. 19-21. 22-24. 25-28. 29-31. 32-34. | Аппликация Знакомство с бумагой. Выкладывание изображения предметов из 3—4 частей одинаковой формы, но разных по величине и цвету (пирамидка, неваляшка, снеговик). Наклеивание геометрических фигур (украсим полотенце, домик для птичек, автобус). Расположение готовых форм на треугольной, квадратной, круглой и овальной основах по краю и по углам. Располагать фигуры чередуя по величине. Наклеивание предметов из нескольких одинаковых форм (кругов) (бусы на елку, гусеница, веселый цирк). | 17 1 3 3 4 3 3 |
35. 36-38. 39-40. 41-42. 43-44. 45-46. 47-49. 50-51. | Рисование Знакомство с карандашом и бумагой. Рисование предметов круглой, овальной, четырехугольной форм (красками, карандашами –колечки, разноцветные мыльные пузыри, мячи, домик). Рисование коротких штрихов и линий (красками, карандашами - идет дождь). Рисование прямых линий сверху вниз (красками, карандашами -красивые лесенки, красивый полосатый коврик, ниточки для шарика). Рисование способом прикладывания ворса кисти к бумаге. Раскрашивание шаблонов, дополнение их деталями (платье, обувь, любимая игрушка) Рисование ватными палочками (веточка рябины, мухомор, яблоко с листочком). | 17 1 3 2 2 2 2 3 2 |
52. 53-56. 57-60. 61-64. 65-68. | Конструирование Знакомство со строительным материалом. Сооружение построек из кубиков. Сооружение построек из кирпичиков. Сооружения из кубиков и кирпичиков. Простейшие постройки по образцу взрослого (мебель, башенка, машинка). | 17 1 4 4 4 4 |
Физическое развитие | 34 | |
1. 2. 3. 4. 5. | 1. Развитие основных движений Ходьба Бег. Прыжки. Ползание, лазанье. Катание, бросание, ловля, метание | 12 4 2 2 2 2 |
1. 2. 3. | 2. Общеразвивающие упражнения Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнение для ног. | 12 4 4 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | 3. Подвижные игры С бегом С прыжками С лазанием С бросанием и ловлей На ориентировку в пространстве | 10 2 2 2 2 2 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости в возрасте от 5 до 18 лет.
Реализацию содержания коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории планируется осуществлять по следующим направлениям:
- Социальное развитие
- Формирование продуктивных видов деятельности
- Физическое развитие
Продолжительность групповых занятий не более 25 минут, индивидуальных занятий 7-15 минут, перерыв между занятиями - не менее 10 минут.
Количество занятий в неделю - 5 занятий. Общее количество в год – 170 занятий.
- Социальное развитие
Содержание занятий включает в себя следующие разделы: «Самообслуживание», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Средства связи»,
Примерное содержание занятий
Самообслуживание
- Формировать умение чистить зубы, выполняя ряд последовательных действий: удерживать в руках зубную щетку и тюбик, откручивать (открывать) колпачок тюбика, выдавливать зубную пасту на щетку, полоскать рот;
- формировать умение пользоваться туалетом (пользоваться туалетной бумагой, выходить из туалета чистыми);
- формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
- формировать умение пользоваться расческой;
- формировать умение мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
- формировать навык одевания, раздевания и обувания;
- формировать умение доставать одежду из шкафа, снимать с вешалки;
- формировать умение складывать и вешать одежду (на стул, на полку шкафа, на спинку стула, на плечики);
- формировать умение аккуратно расставлять обувь по местам;
- формировать умение шнуровать обувь;
- формировать умение застегивать пряжки и молнии на одежде;
- формировать умение пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) во время приема пищи;
- формировать умение пользоваться салфеткой после приема пищи;
- формировать умение сервировать стол к чаепитию;
- формировать умение убирать за собой игрушки, личные вещи;
- упражнять в наведении порядка на рабочем месте;
- формировать умение поддерживать порядок в личной тумбочке, шкафу, комнате для проживания.
Одежда и обувь
- Знакомить с предметами одежды и обуви;
- учить различать сезонную одежду и обувь;
- формирование умения подбирать одежду по сезону;
- формирование умения рассматривать, показывать одежду и обувь на себе;
- формировать представления о видах одежды (повседневная, праздничная, спортивная);
Питание
- Знакомить детей с основными продуктами питания (хлеб, масло, мясо, яйцо, овощи, фрукты, сахар и т.д.).;
- формировать представления о блюдах из продуктов питания (каша, суп, котлеты, салат, компот, кисель, чай, бутерброд, пирожки и т.д.);
- учить детей различать и называть овощи (огурец, картофель, помидор, морковь, свекла и т.д.);
- учить детей различать и называть фрукты (яблоко, апельсин, груша, банан, виноград и т.д.);
Культура поведения
- Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста);
- воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения в помещении, на улице, в общественных местах (разговаривать спокойно, тихо вести себя, не мешать окружающим, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания);
- учить детей понимать слова нельзя, можно, нужно и действовать в соответствии с их значением;
- воспитывать выдержку, умение подождать, если взрослый занят с другим ребенком;
- приучать детей бережно обращаться с игрушками, личными вещами.
Жилище
- Формировать у детей умение ориентироваться в помещении своей группы;
- знакомить с помещениями в группе, их назначением (спальня, игровая комната, туалет и т.д.);
- Знакомить детей с обстановкой помещений группы: игровая комната (в ней есть столы, стулья, шкафы), спальня (в ней стоят кровати, тумбочки), туалетная комната (в ней есть шкафчики, умывальники и т.д.);
- формировать представления о видах жилых помещений (комната, дом, квартира).
Транспорт
- Формировать у детей представления об общественном транспорте (автомашина, поезд, самолет, пароход);
- различение транспорта по особенностям внешнего вида, по способу передвижения (автобус едет по дороге, поезд едет по рельсам, пароход плывет по воде);
- учить показывать и называть части машины, автобуса (кабина, кузов, дверь);
- формировать у детей элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый – двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, держась за руку.
Средства связи
- Знакомить детей со средствами связи – телефоном и его назначением;
- формируем умения навыки и пользования телефоном (набрать номер, сообщить информацию, вести диалог по телефону).
Примерные темы занятий:
«Оденем куклу на прогулку», «Поручение», «Зеркало и расчёска», «Учим куклу одеваться по погоде», «Сервировка стола», «Мы идём по улице», «Правила поведения на улице», «Как перейти дорогу?», «Уроки Айболита», «Чистим зубки», «Приведи себя в порядок», «Моем, моем трубочиста», «Напоим куклу Машу чаем», «Угадай что это?», «Маша растеряша», «Чистый носик», «Веселый поезд», «Почини машину», «Угадай, на чем поедем», «Как гудит машина?», «Самолет», «Наш дом», «Найди свой стул», «Уложи куклу спать», «Угадай чего не стало», «Кто в домике живёт?», «Наведем порядок», «Где живёт Маша?», «Кукла Катя и телефон», «Позвоним Мишке».
Планируемые результаты:
- показывает части тела и лица на себе, на кукле;
- показывает предметы одежды, обуви, мебели;
- умеет выполнять элементарные действия по созданию порядка в жилище;
- умеет соблюдать последовательность мытья рук, чистки зубов, мытья тела, использование полотенца, расчёски, зеркала;
- следит за своим внешним видом;
- имеет представление о предметах посуды, умеет сервировать стол;
- имеет представление о значении продуктов питания для здоровья человека;
- умеет различать продукты питания;
- показывает, как вести себя во время приема пищи;
- знает вежливые слова и правила поведения в общественных местах;
- знают и показывают разные виды транспорта и их основные части;
- показывает, как пользоваться средством связи – телефоном.
- Формирование продуктивных видов деятельности
Программа «Формирование продуктивных видов деятельности» реализуется через следующие направления:
- Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
2. Конструирование.
Примерное содержание занятий
Изобразительная деятельность
Лепка
- Воспитывать интерес к лепке;
- знакомить со свойствами пластилина: мягкий, можно отделить кусочки, лепить из него;
- формировать умение отрывать комочки от целого куска, скатывать прямыми и круговыми движениями (карандаши, столбики для заборчика, шарики);
- формировать умение соединять концы столбика, скатанного прямыми движениями, в виде кольца (баранки, колечки);
- формировать умение лепить знакомые предметы круглой и овальной формы (яблоко, шарики);
- формировать умение сплющивать комки пластилина между ладонями, делать углубления на поверхности формы пальцами (лепешки, печенье, колесики);
- формировать умение соединять 2 – 3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки);
- формировать умение использовать для нанесения рисунка палочку;
- приучать детей правильно пользоваться пластилином: лепить на доске, не разбрасывать.
Аппликация
- Воспитывать у детей интерес к аппликации;
- знакомить детей с материалом для аппликации (бумага, клей-карандаш, салфетка и т.д.);
- знакомить детей с правилами техники безопасности при работе с клеем;
- формировать умение раскладывать и составлять на листе бумаги изображения предметов, состоящих из 2 – 3 частей одинаковых и разной формы и величины, подготовленных взрослым, затем наклеивать их;
- формировать умение аккуратно намазывать готовые формы на клеенке, пользоваться салфеткой;
- формировать умение составлять узоры из геометрических элементов (подготовленных взрослым) на четырехугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме, величине;
Рисование
- Воспитывать у детей интерес к рисованию;
- знакомить с бумагой, карандашом, краской, гуашью, фломастерами, мелками, формировать умение правильно их использовать;
- знакомить с цветами: красный, зеленый, желтый, белый, черный, синий;
- учить рисовать пальчиками, ладошками, ватными палочками;
- учить проводить мазки, прямые, вертикальные и горизонтальные линии (длинные дорожки, травка наклонилась от ветра);
- подводить детей к изображению предметов, имеющих округлые формы (облако, снежный ком, шары, лужи и др.);
- учить детей закрашивать рисунки кистью (краски, гуашь);
- учить ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура;
- учить детей закрашивать рисунок карандашами, фломастерами;
- учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов, соотносить их по величине;
- учить изображать круглую, овальную, четырехугольную формы (фрукты, овощи, дома и т.д.).
Конструирование
- Формировать умение сооружать постройки по образцу и алгоритму из крупного и строительного материала с использованием деталей различных цветов;
- учить накладывать кубик на кубик, выстраивать в ряд одинаковые детали, ставить кирпичики вертикально в ряд на длинную грань, а затем на короткую);
- сооружать простейшие постройки по образцу взрослого (мебель, башенка, машинка);
- развивать способность различать строительные детали (куб, кирпичик, пластина, брусок);
- формировать умение создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти (4-5 элементов);
- называют знакомые предметные и сюжетные постройки, используют их в игре (строят дома, гаражи, лесенки, отдельные предметы мебели и обыгрывают их);
- учить разбирать постройки и аккуратно складывать детали в коробку.
Примерные темы занятий:
«Морковка для зайчонка», «Зернышки для курочки», «Заборчик», «Бусы на елочку», «Дождик кап-кап», «Баранки», «Дорожка», «Радуга - дуга», «Воздушные шарики», «Яблоко», «Елка в лесу», «Лесенка», «Колеса для машины», «Лучики для солнышка», «Волшебный карандаш», «Травка», «Мостик», «Вот зима, кругом бело», «Ягоды рябины», «Рисуем ладошками», «Волшебные пальчики», «Мир красок», «Одуванчики на лугу», «Салют», «Кубик на кубик», «Построй домик», «Дорожка из кубиков», «Домик для мишутки», «Волшебные кубики», «Машинки», «Волшебный мешочек», «Мебель для куклы Кати», «Матрёшка», «Разноцветные пирамидки», «Весёлые капельки», «Домик для мышат», «Дорожка из камешков», «Ворота и заборчик», «Собери кубики», «Комната для куклы Кати», «Башня».
Планируемые результаты освоения программы:
- Умеют готовить рабочее место к выполнению лепных поделок;
- пользуются доской для пластилина;
- умеют соотносить изображения и постройки с реальными предметами, создают по просьбе взрослого лепные поделки, пользуясь приемами раскатывания, вдавливания, сплющивания;
- владеют совмещенными действиями со взрослым при работе с карандашом;
- умеют проводить карандашом и кистью длинные и короткие линии, вертикальные и горизонтальные, рисовать предметы и явления с помощью прямых и округлых линий (травка, дождик, солнышко);
- умеют закрашивать красками и карандашами внутри контура предмета;
- умеют делать мазки, штрихи;
- правильно держат кисть, набирают краску на кисть;
- рисуют пальчиками, ладошками, ватными палочками;
- проявляют аккуратность при работе с краской;
- знакомы с круглой формой (круг, клубок, солнышко);
- самостоятельно работают с кистью, клеем;
- по словесной инструкции воспитателя берут определенную заготовку (большую, маленькую, красную, зеленую);
- размещают геометрические фигуры на узкой полосе, квадрате, круге, треугольнике;
- составляют из заготовок простые объекты (грибочек, домик, дерево, фрукты и т. д.) и знакомые сюжетные композиции (чайный сервиз, воздушные шарики, праздничная гирлянда и т. д.);
- понимают и соблюдают последовательность выполнения задания;
- различают конструкторы разного вида и назначения;
- создают по просьбе взрослого предметные и сюжетные конструкции (постройки по образцу, представлению, памяти, речевой инструкции из 6-7 элементов);
- различают строительные детали (куб, кирпичик, брусок).
- участвуют в выполнении коллективных построек;
- разбирают постройки и аккуратно складывают детали в коробку.
3.3 Физическое развитие
Примерное содержание занятий
Основные движения
Ходьба
- Ходьба на месте;
- ходьба по прямой дорожке по залу;
- ходьба по кругу;
- ходьба с флажком или шариком по прямой дорожке по залу;
- ходьба с прохождением «ворот» (вертикальных препятствий);
- ходьба по линиям, по меткам;
- ходьба врассыпную;
- ходьба по веревочке;
- ходьба с заданной длиной шага;
- ходьба с переноской предметов в руках;
- ходьба на носках;
- ходьба с перешагиванием через предметы;
- ходьба в колонне по одному и парами.
Бег
- Бег на месте;
- бег по прямой дорожке по залу;
- бег на месте, но темп движения меняется от медленного к быстрому;
- бег на месте в заданном темпе;
- бег с высоким подниманием бедра («как лошадка скачет»);
- произвольный бег (ребенок самостоятельно выбирает темп движений, длину шага и направление бега);
- бег в колонне по одному;
- игры и эстафеты для закрепления навыков бега.
Прыжки
- Подпрыгивание на двух ногах;
- выполнение подскоков на месте совместно со взрослым, держась за руки.
- выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу;
- перепрыгивание через линию, начерченную на полу, шнур и т. п., сгибая колени и отталкиваясь обеими ногами;
- перепрыгивание «через ручеек», «с кочки на кочку», «по камешкам», спрыгивать с высоты (не более 20 см);
- подскоки на мячах – прыгунах.
Ползание, лазанье
- Ползание на четвереньках в заданном направлении;
- ползание на четвереньках по доске, положенной на пол;
- ползание по скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками;
- ползание на четвереньках в заданном направлении;
- ползание на животе (под веревку, арку, палатку.).
Катание, бросание, ловля, метание
- Бросание мяча вверх, об землю и ловля его двумя руками;
- ловля мяча;
- отбивание мяча о землю двумя руками;
- бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его;
- катание мячей, обручей друг другу, между предметами.
- различные способы метания на дальность и в цель (бросок от груди, из-за спины через плечо, прямой рукой снизу, прямой рукой сверху).
«Общеразвивающие упражнения»
Упражнения для рук и плечевого пояса
- Поднимание рук вперёд, вверх, в стороны, скрещивание их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать руки.
- хлопки перед собой, над головой, размахивать руками вперёд-назад, вниз- вверх;
- упражнения с предметами.
Упражнения для туловища
- Повороты вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему);
- наклоны вперёд и в стороны;
- сгибание и разгибание ног, сидя на полу;
- поднимание и опускание ног, лёжа на спине;
- стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для ног.
- Ходьба на месте;
- сгибать одну ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя;
- приседание, держась за опору, потягивание с поднятием на носки;
- выставлять ногу на пятку;
- шевеление пальцами ног (сидя);
- упражнения с предметами.
«Подвижные игры»
С бегом: «К куклам в гости», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Бег по кругу», «Паровоз и вагоны», «Воробышки и автомобиль», «Принеси предмет», «Лохматый пёс», «Поезд».
Игры с прыжками: «Солнечные зайчики», «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Зайка беленький сидит», «Через ручеёк».
С ползанием и лазаньем: «Кто скорее доберётся до флажка?», «Доползи до погремушки», «Обезьянки», «Наседка и цыплята».
С бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Догони мяч», «Попрыгунчики», «Мяч — соседу».
На ориентировку в пространстве: «Найди своё место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано», «Прятки», «Где звенит?».
Планируемые результаты освоения программы:
- Находят свое место в шеренге по сигналу;
- ходят на носках, пятках;
- согласовывают темп ходьбы со звуковыми сигналами;
- ходят, держась за руку взрослого, при поддержке взрослого;
- выполняют по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;
- умеют поднимать и опускать руки, ноги;
- умеют ползать в прямом направлении, до предмета, самостоятельно по побуждению взрослого и при помощи взрослого;
- ползают вперёд и назад по гимнастической скамейке;
- попадают в цель с расстояния 1-2 м;
- бросают и ловят мяч;
- отталкивают от себя мячик, машинку, при помощи взрослого, по побуждению взрослого;
- ловят воздушный шар, подвязанный мяч, простой мяч, при помощи взрослого;
- прыгают на двух ногах и на одной ноге;
- выполняют и знают комплекс упражнений утренней зарядки;
- самостоятельно участвуют в знакомой подвижной игре;
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
В течение года проводится социально-педагогическая диагностика, которая включает в себя различные виды контроля результатов обучения:
Входный контроль – проводится в начале учебного года (октябрь) для выявления сформированности основных линий развития и всех видов детской деятельности. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), зоны его ближайшего развития (возможности ребенка при выполнении заданий с помощью взрослого), а также предполагает фиксацию статуса воспитанника «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Промежуточный контроль - проводится в середине учебного года (январь).
Во время проведения промежуточного контроля отслеживаются знания
тематического содержания программы. Сведения доводятся до родителей в
индивидуальных беседах.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года (май). По результатам диагностики отслеживается положительная динамика освоения детьми программы.
Для этого используется специальная методика.
Цель: выявление уровня сформированности умений и навыков детей с умственно отсталостью при освоении дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности «Познавай-ка».
Оценка уровня знаний, умений и навыков обучающихся оценивается по 4-х бальной системе:
- – не владеет навыками;
1– частично владеет, нуждается в постоянной помощи;
2– владеет навыками, но необходим контроль взрослого;
- – владеет навыками полностью.
5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование | Количество |
Кукольный театр Мольберт | 1 1 |
Наглядный, демонстрационный и раздаточный материал
| 10 1 3 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 50 1 30 11 30 30 10 1 3 5 5 5 5 3 2 2 3 5 1 2 1 |
ТСО | |
Магнитофон | 1 |
Телевизор | 1 |
Флэш карта | 1 |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева И. С., Борисенко М.Г. Помоги мне сделать самому. – СПб.: Паритет, 2003.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Союз, 2003.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе в детском саду. – Воронеж, 2005.
- Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала/ Цветы. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и специальная психология. /Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО Аспект, 2005.
- Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). / Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
- Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г.Г.// Специальное образование, 2012.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2008.
- Исаев Д.И. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003.
- Кирилова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей младшей логопедической группы (ОНР). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», в ясельной группе (1,5 – 2 года) детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2013.
- Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Комаров Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.
- Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Методика по формированию основных социальных навыков и умений у подростков-инвалидов в группах с воспитателем (14-16 лет). АНМЦ «Развитие и коррекция». – М, 2003.
- Методика формирования половозрастных ролей у подростков-инвалидов (14-18 лет). АНМЦ «Развитие и коррекция». – М, 2003.
- Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Ньюмен С. Игры и занятия с Особым ребенком. – М.: Теревинф, 2009.
- Петрова И.М. Аппликация для дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Подвижные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Поделки из соленого теста и пластилина. – Нижний Новгород: Доброе слово, 2011.
- Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. _ М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010.
- Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3–7 лет. – С-Пб:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Шапкова Л.В. Подвижные игры с детьми с нарушениями в развитии». – М.: Просвещение, 2005
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: азвитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.), – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 –3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приложение 1
Социальное развитие
Диагностические игры и упражнения |
1.Дидактическая игра «Найди и покажи» Материал: наборное полотно, зубная паста, щетка, полотенце предметные картинки. Задание: ребенку предлагается показать изображение на картинке (предметы личной гигиены). |
2.Дидактическая игра «Почистим зубки» Материал: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало. Задание: предлагается ребенку почистить самостоятельно зубы. |
3.Дидактическая игра «Найди пару» Материал: обувь - сапоги, ботинки, кукла. Задание: предлагаю ребенку подобрать нужную пару обуви. |
4.Дидактическая игра «Покажи правильно» Материал: зеркало, кукла. Задание: ребенку предлагается показать и назвать части тела и лица на себе, на кукле. |
5.Дидактическая игра «Покажи и назови» Материал: предметные картинки по лексическим темам. Задание: ребенку предлагается показать и назвать 1-2 предмета одежды, обуви, посуды, мебели. |
6.Дидактическая игра «Собери урожай» Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). Задание: предлагается ребенку по просьбе взрослого показать и назвать овощи и фрукты. |
7.Дидактическая игра «Наша группа» Материал: игрушечные персонажи: стол, стул, шкаф, телевизор. Задание: ребенку предлагается показать предметы игровой комнаты. |
8.Дидактическая игра «Узнай и назови» Материал: презентация со звуками машин, картинки. Задание: ребенку предлагается узнать по звуку транспорт, показать и назвать 1-2 транспорта. |
9.Дидактическая игра «Вежливые слова» Задание: ребенку предлагается поздороваться со взрослым с помощью жеста протягивая к нему руку или словесно «Здравствуйте!» и попрощаться со взрослым с помощью жеста помахав кистью или словесно «До свидания!» |
Формирование продуктивных видов деятельности
Диагностические игры и упражнения |
1. Дидактическая игра «Солнышко» Материал: лист бумаги, карандаш. Задание: ребенку предлагается нарисовать карандашом предмет округлой формы (солнышко, яблоко, апельсин, тарелка и т.д. - |
2.Игра «Листопад» Материал: лист бумаги, гуашь, кисточка. Задание: взрослый предлагает нарисовать красками листочки, путем примакивания кисти к листу бумаги. ("Ёлочки с игрушками", "Дождик", "Снежинки"). |
3.Дидактическая игра «В гостях у волшебной кисточки» Материал: лист бумаги, краски, кисточка. Задание: ребенку предлагается нарисовать предмет округлой формы (солнышко, яблоко, апельсин, тарелка и т.д. |
4.Дидактическая игра «Травка» Материал: лист бумаги, карандаш. Задание: ребенку предлагается провести карандашом короткие линии сверху – вниз. |
5.Дидактическая игра: «Сшили Тане сарафан» Материал: альбомный лист, гуашь. Задание: предложить ребенку нанести отпечаток пальцем в определенном месте(колечке), выбирая цвет краски в соответствии с цветом колечек. |
6.Игра «Булочки» Материал: пластилин, красивая кукла, круглая булочка. Задание: предлагается ребенку раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями. |
7.Игра «Крошки для курочки» Материал: заводная курочка, тесто или мягкий пластилин. Задание: формировать способ действия – отщипывание. |
8.Игра «Баранки для матрешки» Материал: баранки, пластилин или тесто, игрушки - матрешки. Задание: предлагается ребенку раскатывать тесто прямыми движениями между ладонями. |
9.Занятие «Ваза с конфетами» Материал: нарисованная ваза, вырезанные разноцветные кружочки средней величины – это круглые «конфетки», клей-карандаш, салфетки. |
10.Занятие «Мячики» Материал: мячи, разного цвета и величины, картонная полоска - "дорожка", кружки разного цвета и величины из цветной бумаги, клеящий карандаш, салфетки, аппликация-образец "Мячики на дорожке". Задание: предлагается ребенку наклеить мячи на дорожку. ("Овощи в корзинке", "Фрукты в вазе", "Шарики на ёлке", "Коврик для мамы") и т. д. |
11.Игра «Построим забор» Материал: кирпичики, петушок. Задание: взрослый предлагает ребенку построить забор. |
12.Игра «Построй дорожку из кирпичиков» Материал: кирпичики, игрушечный мишка. Задание: предлагается ребенку построить дорожку из кирпичиков. |
13.Игра «Построй башню» Материал: шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе). Задание: взрослый предлагает ребенку выбрать кубики и построить башню. |
14.Игра «Построй домики» Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета. Задание: взрослый предлагает ребенку построить домик. |
Физическое развитие
Диагностические игры и упражнения |
1.Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком». Материал: игрушка - зайчик, морковка. Задание: предлагается ребенку взять морковку и выполни задание зайчика:
|
2.Игра «Догони мяч» Материал: мячи разных размеров. Задание: предлагается ребенку догнать мяч и принести его взрослому. |
3.Игра «Лови мяч» Материал: мячи разной величины. Задание: предлагается ребенку ловить мячи разной величины. |
4.Игра «По ровненькой дорожке» Материал: дорожка здоровья Задание: предлагается ребенку пройти по дорожке со сменой шага. |
5.Упражнение «Кати ко мне» Материал: мяч. Задание: предлагается ребенку прокатить мяч напротив сидящему ребенку. |
6.Упражнение «Прыжки на двух ногах» Задание: предлагается ребенку попрыгать на двух ногах. |
7.Упражнение «Пройди – не упади» Материал: гимнастическая скамейка. Задание: предлагается ребенку пройти по скамейке. |
8.Упражнение «Спрыгни со скамейки» Материал: гимнастическая скамейка. Задание: предлагается ребенку спрыгнуть со скамейке приземляясь на две ноги. |
9.Упражнение «Перепрыгни из ямки в ямку» Материал: 3-4 обруча. Задание: предлагается ребенку перешагнуть из обруча в обруч. |
10.Подвижная игра: «У медведя во бору» Материал: игрушка- медведь. Задание: выполнение словесной инструкции взрослого. |
Диагностика освоения дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности «Познавай-ка»
Фамилия и имя: ____________________________________________________
№ | Название параметра исследования | Окт. 20 | Янв. 20 | Май 20 | Окт. 20 | Янв. 20 | Май 20 | |||
| ||||||||||
1 | 1. Дидактическая игра «Найди и покажи» (умеет найти и показать предметы личной гигиены). | |||||||||
2 | Дидактическая игра «Почистим зубки» (почистить самостоятельно зубы). | |||||||||
3 | Дидактическая игра «Найди пару» (подобрать нужную пару обуви). | |||||||||
4 | Дидактическая игра «Покажи правильно» (показывает и называет части тела и лица на себе, на кукле). | |||||||||
5 | Дидактическая игра «Покажи и назови» (показывает и называет 1-2 предмета одежды, обуви, посуды, мебели). | |||||||||
6 | Дидактическая игра «Собери урожай» (показывает и называет овощи и фрукты). | |||||||||
7 | Дидактическая игра «Наша группа» (умеет показать предметы игровой комнаты. | |||||||||
8 | Дидактическая игра «Узнай и назови» (узнаёт по звуку транспорт, показывает и назвать 1-2 вида транспорта. | |||||||||
9 | Дидактическая игра «Вежливые слова» (умеет поздороваться со взрослым с помощью жеста протягивая к нему руку или словесно «Здравствуйте!» и попрощаться со взрослым с помощью жеста помахав кистью или словесно «До свидания!») | |||||||||
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||||||
10 | Дидактическая игра «Солнышко» (рисует карандашом предмет округлой формы) | |||||||||
11 | Игра «Листопад» (рисует красками листочки, путем примакивания кисти к листу бумаги) | |||||||||
12 | Дидактическая игра «В гостях у волшебной кисточки» (нарисовать предмет округлой формы) | |||||||||
13 | Дидактическая игра «Травка» (рисует карандашом короткие линии сверху – вниз). | |||||||||
14 | Дидактическая игра: «Сшили Тане сарафан» нанести отпечаток пальцем в определенном месте(колечке), выбирая цвет краски в соответствии с цветом колечек. | |||||||||
15 | Игра «Булочки» (раскатывает тесто круговыми движениями между ладонями). | |||||||||
16 | Игра «Крошки для курочки» (отщипывание пластилина) | |||||||||
17 | Игра «Баранки для матрешки» (раскатывает тесто прямыми движениями между ладонями) | |||||||||
18 | Занятие «Ваза с конфетами» (наклеить кружочки на вазу). | |||||||||
19 | Занятие «Мячики» (наклеить мячи на дорожку) | |||||||||
20 | Игра «Построим забор» (построить забор из кирпичиков) | |||||||||
21 | Игра «Построй дорожку из кирпичиков» (построить дорожку из кирпичиков) | |||||||||
22 | Игра «Построй башню» (построить башню из кубиков) | |||||||||
23 | Игра «Построй домики» (построить домик из кубика и призмы) | |||||||||
III. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||||
24 | Дидактическая игра «Поиграем с зайчиком» (спрячь морковку за спину; подними над головой). | |||||||||
25 | Игра «Догони мяч» (догнать мяч и принести его взрослому) | |||||||||
26 | Игра «Лови мяч» (ловит мячи разной величины) | |||||||||
27 | Игра «По ровненькой дорожке» (идёт по дорожке со сменой шага) | |||||||||
28 | Упражнение «Кати ко мне» (прокатить мяч напротив сидящему ребенку) | |||||||||
29 | Упражнение «Прыжки на двух ногах» (прыгает на двух ногах) | |||||||||
30 | Упражнение «Пройди – не упади» (пройти по скамейке) | |||||||||
31 | Упражнение «Спрыгни со скамейки» (спрыгнуть со скамейки приземляясь на две ноги) | |||||||||
32 | Упражнение «Перепрыгни из ямки в ямку» (перешагнуть из обруча в обруч) | |||||||||
33 | Подвижная игра: «У медведя во бору» (выполнение словесной инструкции взрослого) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Волшебная ручка» для детей от 6 до 7 лет.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у...
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка»
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Любознайка» для детей 5-6 лет...