Чудо -вода
проект (подготовительная группа)

ГБОУ СОШ №14 « ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ »

 

Г.СЫЗРАНЬ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Чудо-Вода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнила:

                                                                                               Дмитриева Ольга Николаевна

                                       Воспитатель ГБОУ  СОШ№14 (центр образования) г.Сызрань

 

 

 

 

 

2014г

 

Проблема :Во время чтения сказки  «По щучьему велению…» Софья спросила  меня   «А почему лед в проруби белый?». Я предложила  ребятам  ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность детей, я задала ребятам провокационный вопрос: «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?». Большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение о разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды «Чудо-вода».

 Актуальность :Для того, чтобы расширить кругозор детей  подготовительной группы ,я использовала поисковый метод  творческого воображения детей и литературу книга «Что ,где, когда», детскую энциклопедию.

Цель проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
  • Развивать представления о свойствах и состояниях воды;
  • Развивать навыки элементарного экспериментирования
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

 

Методы и формы работы: занятия; чтение художественной литературы, беседы и наблюдения детей за водой, опытно экспериментальные исследования, консультации с родителями  «Забавные химические опыты на кухне»,

Участники проекта: Дети 6-7  лет и их родители.

По продолжительности: долгосрочный ( от 1 и более месяца)

По деятельности: исследовательско - творческий ,практико-ориентированный.

Сроки проведения: 20.01.2016г.- 11.03.2016г.

Вид проекта: групповой, коллективный, внутренний.

.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН   РАБОТЫ

 

Форма работы

Срок реализации

Время

Ответственный

 

1.

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

 

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

18.

 

Опыт «Вода прозрачная»

Опыт «У воды нет вкуса.»

 

Опыт «У воды нет запаха»

 

 

 

Опыт «Вода жидкая, может течь.»

 

 

Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются»

 

 

Опыт «Вода не имеет формы»

 

 

Беседа: «Вода вокруг нас».

 

 

Беседа: «Путешествие капельки»

 

Беседа: «Вода нужна всем».
 

 

Наблюдения за водой.

 

 

Наблюдения за сосульками.
 

 

Наблюдения за облаками

 

 

Художественная литература
"Речка зимой" 
В.Фетисов

 

Разучиваем стихотворение
 Н. Рыжовой   "Вода"

 

Уголок Знайки

Спроси у Глобусника

 

Центр «Мастерилка»

Тема «Аквариум для рыбок»

 

 

Игротека Игра 
« Какая бывает вода»

 

 

Дидактическая игра «Раскрась обитателей воды».

 

 

 

20.01.2016г

 

 

    

 21.01.2016г

 

 

22.01.2016г

 

 

 

 

23.01.2016-24.01.2016

 

 

 

27.01.2016-14.02.2016

 

 

 

 

 

 

17.02.2016

 

 

 

18.02.2016

 

 

 

 

19.02.2016

 

 

20.02.16-21.02.2016

 

 

24.02.2016

 

 

 

25.02.2016

 

 

 

26.02.2016

 

 

 

 

27.02.2016

 

 

 

 

28.02.2016

 

 

 

03.03.2016

 

 

 

04.03.2016

 

 

 

 

 

05.03.16-07.03.16

 

 

 

 

11.03.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

10.45-11-10

 

 

 

II половина дня

 

 

11.40-12.20

 

 

 

 

10.00-10.35

 

 

 

 

 

II половина дня

 

 

 

 

 

 

10.25-11.00

 

 

 

II половина дня

 

 

 

 

II половина дня

 

 

9.40-10.10

 

 

 

15.35-16.00

 

 

 

12.10-12.35

 

 

 

12.15-12.40

 

 

 

 

11.50-12.15

 

 

 

 

II половина дня

 

 

 

9.00-9.30

 

 

 

10.05-10.40

 

 

 

 

 

II половина дня

 

 

 

 

 

II половина дня

 

 

Дмитриева О.Н.

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

 

Дмитриева О.Н

 

 

 

Дмитриева О.Н.

 

 

 

Дмитриева О.Н.

 

 

 

 

 

Дмитриева О.Н.

 

 

 

 

 

Дмитриева О.Н.

 

 

 

 

 
 
Опыты.
 
 
1.Вода прозрачная.
 
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
 
2.У воды нет вкуса.
 
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: "Какая вкусная вода", хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
 
3.Уводы нет запаха
 
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
 
 
 
4.Вода жидкая, может течь.
 
Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое "жидкая", предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
 
 
 
5.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются
 
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
 
6.Вода не имеет формы
 
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в  тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

 

Беседы.
 
1.Беседа: "Вода вокруг нас".
 
Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
 
 Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём - голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.  Родник - это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

 

2.Беседа: "Путешествие капельки".
 
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
 
 Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки - море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик "море". Понаблюдать за испарением воды.

 

3.Беседа: "Вода нужна всем".
 
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
 
 Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход. Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

 

Наблюдения
 
1.Наблюдения за водой.
 
Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
 
2. Наблюдения за сосульками.
 
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
 
 Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она - гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы.
 
 
 
3.Наблюдения за облаками.
 
Цель: предложить детям понаблюдать за облаками. 
 
 Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
 
 
 
 
1. Художественная литература
"Речка зимой" 
В.Фетисов
 
 Нашу речку - рыбий дом -
 Застеклили крепко льдом.
 Смотрят рыбы из реки - 
 По стеклу бегут коньки
 И наносят линии
 На стекло на синее.
 Ходят с вывертом коньки
 С края к серединке.
 Подо льдом снуют мальки
 И глядят картинки.
 
 
2. Разучиваем стихотворение
 Н. Рыжовой   "Вода"
 
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море,  в океане.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить.
Без воды нам не прожить!
                                        
 
 
Уголок Знайки
 
Спроси у «Глобусника»
    Вода – это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лед, при ста градусах – в пар. Посмотрите на меня, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти пяти процентов человеческого тела составляет вода). Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно. 
 
 
 
 
Центр «Мастерилка»
 
Тема: «Аквариум для рыбок»
Цель:
<>1.2.3.4.пластилин, пластмассовая доска для лепки и специальные стеки для работы с пластилином.
 
 
 
 
Игра « Какая бывает вода»
Ход игры:
   Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая). 
 
 
 
Дидактическая игра «Раскрась обитателей воды».
 
Цель: Познакомит ребят с обитателями морского побережья и расскажет много интересных фактов из жизни прибрежных жителей моря.
 
 
 
 
                              
"Пожиратель мела"
 
    Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента. 
 

 

 
 
Памятка для родителей.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
 
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
   Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе, этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
   Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.н. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
   Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
   Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной  активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
   Так ли это?
   Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
   Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
   Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
   Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что    можно или как можно.
   С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для  него важнее всего.
  Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
 
 

Заключение

  • В ходе реализации проекта «Чудо-вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
  • Дети овладели  несложными способами экспериментирования с водой
  • У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
  • Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 

 

 

 

Презентация « Свойства воды»

Вопросы по теме «Вода»

«Энциклопедии» с закладками

Стихи о воде

Сказки рассказы о воде

Загадки о воде

Плакаты в защиту рек и воды «Где живет вода»

Правила поведения в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

1.А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

 

Москва ,2008г

 

2.А.П Самородова , Л.В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном  возрасте Тамбов,2006г

 

 

3.О.А .Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме Вода»»               Москва ,2013г

 

 

4.О.А. Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений Москва 2009г

 

  5.В.В.Щетинина «Неизведанное рядом».Занимательные опыты и эксперименты для    дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chyudo-voda.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №14 « ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ »

Г.СЫЗРАНЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема «Чудо-Вода»

                                             Выполнила:

                                                                                               Дмитриева Ольга Николаевна

                                       Воспитатель ГБОУ  СОШ№14 (центр образования) г.Сызрань

2014г

Проблема :Во время чтения сказки  «По щучьему велению…» Софья спросила  меня   «А почему лед в проруби белый?». Я предложила  ребятам  ответить на поставленный вопрос, и дети сказали, потому что на улице зима и лежит снег. Расширяя мыслительную деятельность детей, я задала ребятам провокационный вопрос: «Какой цветом будет лед, если заморозить красную или желтую воду?». Большинство детей приняли решение, что лед будет белый. Таким образом, было принято решение о разработке проекта по расширению знаний детей о свойствах воды «Чудо-вода».

 Актуальность :Для того, чтобы расширить кругозор детей  подготовительной группы ,я использовала поисковый метод  творческого воображения детей и литературу книга «Что ,где, когда», детскую энциклопедию.

Цель проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
  • Развивать представления о свойствах и состояниях воды;
  • Развивать навыки элементарного экспериментирования
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и формы работы: занятия; чтение художественной литературы, беседы и наблюдения детей за водой, опытно экспериментальные исследования, консультации с родителями  «Забавные химические опыты на кухне»,

Участники проекта: Дети 6-7  лет и их родители.

По продолжительности: долгосрочный ( от 1 и более месяца)

По деятельности: исследовательско - творческий ,практико-ориентированный.

Сроки проведения: 20.01.2016г.- 11.03.2016г.

Вид проекта: групповой, коллективный, внутренний.

.

ПЛАН   РАБОТЫ

Форма работы

Срок реализации

Время

Ответственный

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Опыт «Вода прозрачная»

Опыт «У воды нет вкуса.»

Опыт «У воды нет запаха»

Опыт «Вода жидкая, может течь.»

Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются»

Опыт «Вода не имеет формы»

Беседа: «Вода вокруг нас».

Беседа: «Путешествие капельки»

Беседа: «Вода нужна всем».

Наблюдения за водой.

Наблюдения за сосульками.

Наблюдения за облаками

Художественная литература

"Речка зимой"

В.Фетисов

Разучиваем стихотворение

 Н. Рыжовой   "Вода"

Уголок Знайки

Спроси у Глобусника

Центр «Мастерилка»

Тема «Аквариум для рыбок»

Игротека Игра

« Какая бывает вода»

Дидактическая игра «Раскрась обитателей воды».

20.01.2016г

     

 21.01.2016г

22.01.2016г

23.01.2016-24.01.2016

27.01.2016-14.02.2016

17.02.2016

18.02.2016

19.02.2016

20.02.16-21.02.2016

24.02.2016

25.02.2016

26.02.2016

27.02.2016

28.02.2016

03.03.2016

04.03.2016

05.03.16-07.03.16

11.03.2016

10.45-11-10

II половина дня

11.40-12.20

10.00-10.35

II половина дня

10.25-11.00

II половина дня

II половина дня

9.40-10.10

15.35-16.00

12.10-12.35

12.15-12.40

11.50-12.15

II половина дня

9.00-9.30

10.05-10.40

II половина дня

II половина дня

Дмитриева О.Н.

 

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н

Дмитриева О.Н.

Дмитриева О.Н.

Дмитриева О.Н.

Дмитриева О.Н.

Опыты.

1.Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: "Какая вкусная вода", хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.Уводы нет запаха

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

4.Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое "жидкая", предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

5.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые - не растворяются

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

6.Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд - это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в  тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Беседы.

1.Беседа: "Вода вокруг нас".

Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

 Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём - голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.  Родник - это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

2.Беседа: "Путешествие капельки".

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

 Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки - море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик "море". Понаблюдать за испарением воды.

3.Беседа: "Вода нужна всем".

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

 Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход. Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

Наблюдения

1.Наблюдения за водой.

Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

2. Наблюдения за сосульками.

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.

 Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она - гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы.

3.Наблюдения за облаками.

Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.

 Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

1. Художественная литература

"Речка зимой"

В.Фетисов

 Нашу речку - рыбий дом -

 Застеклили крепко льдом.

 Смотрят рыбы из реки -

 По стеклу бегут коньки

 И наносят линии

 На стекло на синее.

 Ходят с вывертом коньки

 С края к серединке.

 Подо льдом снуют мальки

 И глядят картинки.

2. Разучиваем стихотворение

 Н. Рыжовой   "Вода"

 

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море,  в океане.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить.

Без воды нам не прожить!

                                       

Уголок Знайки

Спроси у «Глобусника»

    Вода – это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лед, при ста градусах – в пар. Посмотрите на меня, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти пяти процентов человеческого тела составляет вода). Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно.

Центр «Мастерилка»

Тема: «Аквариум для рыбок»

Цель:

  1. Продолжать учить создавать общие композиции («Аквариум»).
  2. В процессе работы развивать фантазию, воображение детей.
  3. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.
  4. Воспитывать любовь к животным.

Материал: стеклянная банка с крышкой, разноцветный пластилин, пластмассовая доска для лепки и специальные стеки для работы с пластилином.

Игра « Какая бывает вода»

Ход игры:

   Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос "какая бывает вода?" и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

Дидактическая игра «Раскрась обитателей воды».

Цель: Познакомит ребят с обитателями морского побережья и расскажет много интересных фактов из жизни прибрежных жителей моря.

                             

"Пожиратель мела"

    Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента.

Памятка для родителей.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

   Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе, этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

   Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.н. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

   Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

   Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной  активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

   Так ли это?

   Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

   Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

   Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

   Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что    можно или как можно.

   С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для  него важнее всего.

  Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Заключение

  • В ходе реализации проекта «Чудо-вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
  • Дети овладели  несложными способами экспериментирования с водой
  • У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи).
  • Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Презентация « Свойства воды»

Вопросы по теме «Вода»

«Энциклопедии» с закладками

Стихи о воде

Сказки рассказы о воде

Загадки о воде

Плакаты в защиту рек и воды «Где живет вода»

Правила поведения в природе

Список используемой литературы.

1.А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Москва ,2008г

2.А.П Самородова , Л.В. Теплякова «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном  возрасте Тамбов,2006г

3.О.А .Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме Вода»»               Москва ,2013г

4.О.А. Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений Москва 2009г

  5.В.В.Щетинина «Неизведанное рядом».Занимательные опыты и эксперименты для    дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное Интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на тему: "Чудо водичка"

Мультимедийное пособия для закрепляющих занятий по экологии или Окружающий мир. Расчитано для детей среднего и старшего возраста....

Методическая разработка проекта "Чудо-водичка"

Вопросы экологического воспитания занимают одно из важных мест в системе дошкольного образования. Вода - доступный, интересный и глубокий объект для изучения и формирования экологических и гигиеническ...

НОД "Чудо-вода" (старшая группа)

Конспект НОД в контексте активизирующей модели. Активизирующая модель направлена на повышение уровня познавательной активности воспитанников, развитие у них предпосылок научного и творческогомышл...

Открытое мероприятие ФЦКМ "Чудо вода"

Комплексное занятиедля детей средней группы«Чудо вода»     Программные задачи:Закрепить знания о неживой природе – воде.Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет (прозрачность), ...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Чудо-вода"

Вашему вниманию предлагается конспект опытно-экспериментального занятия, которое направлено на развитии у старших дошкольников любознательности, творческого мышления...

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)

Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1.     Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2.     Развивать любознатель...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»

Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...