НОД "Чудо-вода" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД в контексте активизирующей модели. Активизирующая модель направлена на повышение уровня познавательной активности воспитанников, развитие у них предпосылок научного и творческого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_kontekste_aktiviziruyushchey_modeli.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в контексте активизирующей модели.
Тема: «Чудо – вода» (старшая группа)
Программные задачи:
- Выявить вещества, которые растворяются в воде.
- Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
- Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
- Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
- Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Ключевые научные понятия: фильтр, отфильтровать, растворитель.
Форма организации детей: опытно – исследовательская деятельность.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, воронки, марля, бумажные фильтры, мука, песок, растительное масло, чай, небольшие камешки, гуашь.
Структурные части занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационная | В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ. Перед тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними. | Правила работы с веществами: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути. |
Основная | Мотивация: капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с разными веществами. А если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними и можно ли потом получить обратно чистую воду. | |
Создание у детей уверенности в своей способности найти решение проблемы. - Ребята, а ведь вам каждый день приходится растворять какие – то вещества в воде. Подумайте какие? Если дети не могут догадаться, можно предложить им вспомнить, что они пили за завтраком. | Анализ собственного опыта решения подобных проблем. Мы пили чай, он был сладкий, значит, в воде растворяется сахар. Скорей всего, дети вспомнят, что когда мама варит суп, она добавляет соль. Значит, соль тоже растворяется в воде | |
- Посмотрите внимательно и скажите, какие вещества находятся на ваших столах. ( У детей первой группы: мука, чай; у детей второй группы : растительное масло, песок; у детей третьей группы: небольшие камни, гуашь.) | Обсуждение проблемы в группах. Дети в каждой группе получают определенные вещества, рассматривают их. Выдвигаются гипотезы – какие вещества растворятся в воде, какие нет. | |
- На ваших столах стаканчики с водой, добавляйте ваши вещества в воду, наблюдайте, попробуйте перемешать ложечкой. - Расскажите, какой получился результат? | Песок: придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне. Мука: растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка. Растительное масло: не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Чай: быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился. Камень: лежит на дне, цвет воды не изменил, но воды словно стало больше. Гуашь: растворилась в воде, при этом окрасила ее. | |
- Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Если дети затрудняются, можно напомнить им, как очищают воду в домашних условиях. - Рассмотрите предметы, которые находятся на ваших столах (марля и бумажные фильтры). | Дети выдвигают гипотезы по способам очистки воды. Дети изготавливают фильтры: в воронку кладут бумажные фильтры и сложенную в несколько слоев марлю. | |
- Переливайте воду, которую вы получили в первом эксперименте через изготовленный фильтр в другой стакан. Наблюдайте, что получилось. - Расскажите о результатах. | Чистая вода +песок: вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок. Чистая вода +мука: раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы муки. Чистая вода +растительное масло: от фильтровалось быстро, на фильтре видны его следы Чистая вода +чай: практически не от фильтровался. На фильтре оставил темные следы и чаинки. Получившийся отфильтрованный раствор коричневого цвета. Чистая вода + камень: вода в стакане чистая, камень остался лежать в воронке. Чистая вода + гуашь: практически не от фильтровался, фильтр окрасился. | |
Организация обсуждения результатов экспериментов. - Вода растворяет многие вещества, значит, она растворитель. - Можно ли пить загрязненную воду, после ее фильтрования? - Где можно использовать такую воду? | Некоторые выводы дети могут сделать самостоятельно, некоторые по наводящим вопросам воспитателя. - Вода растворяет многие вещества. - Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой. - Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд. | |
Заключительная | - капелька благодарит детей за помощь, и надеется, что детям понравилось сегодня работать с водой. - А что больше всего понравилось? Что показалось более интересным: смешивать вещества или фильтровать воду? - Хотели еще узнать о свойствах воды? - В следующий раз мы узнаем, можно ли использовать дуршлаг для переноски воды? | Дети высказывают свое мнение. |
Литература:
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Как воспитателю детского сада работать поФГТ. – М.: ЦДО Восхождение, 2013.
- Алямовская В.Г., Курашова В.П. с соавторами. Среда развития познавательных действий детей 3 – 7 лет. – М.: ЦДО Восхождение, 2014.
• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
- Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников» автор Н.В. Клочко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...