НОД "Чудо-вода" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Соловьева Ирина Леонидовна

Конспект НОД в контексте активизирующей модели. Активизирующая модель направлена на повышение уровня познавательной активности воспитанников, развитие у них предпосылок научного и творческого

мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_kontekste_aktiviziruyushchey_modeli.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в контексте активизирующей модели.

Тема: «Чудо – вода» (старшая группа)

Программные задачи:

  • Выявить вещества, которые растворяются в воде.
  • Выявить вещества, которые не растворяются в воде.
  • Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
  • Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
  • Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
  • Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  • Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
  • Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Ключевые научные понятия: фильтр, отфильтровать, растворитель.

Форма организации детей: опытно – исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, воронки, марля, бумажные фильтры, мука, песок, растительное масло, чай, небольшие камешки, гуашь.

Структурные

части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационная

В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ. Перед  тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними.

Правила работы с веществами: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Основная

Мотивация: капелька просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с разными веществами. А если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними и можно ли потом получить обратно чистую воду.

Создание у детей уверенности в своей способности найти решение проблемы.

- Ребята, а ведь вам каждый день приходится растворять какие – то вещества в воде.  Подумайте какие?

Если дети не могут догадаться, можно предложить им вспомнить, что они пили за завтраком.

Анализ собственного опыта решения подобных проблем.

Мы пили чай, он был сладкий, значит, в воде растворяется сахар.

Скорей всего, дети вспомнят, что когда мама варит суп, она добавляет соль. Значит, соль тоже растворяется в воде

- Посмотрите внимательно и скажите, какие вещества находятся на ваших столах.

( У детей первой группы: мука, чай; у детей второй группы : растительное масло, песок;

у детей третьей группы: небольшие камни, гуашь.)

Обсуждение проблемы в группах.

Дети в каждой группе получают определенные вещества, рассматривают их.

Выдвигаются гипотезы – какие вещества растворятся в воде, какие нет.

- На ваших столах стаканчики с водой, добавляйте ваши вещества в воду, наблюдайте, попробуйте перемешать ложечкой.

- Расскажите, какой получился результат?

Песок: придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.

Мука: растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка.

Растительное масло: не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки.

Чай: быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.

Камень: лежит на дне, цвет воды не изменил, но воды словно стало больше.

Гуашь: растворилась в воде, при этом окрасила ее.

- Можно ли теперь воду очистить от разных веществ? Как это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно напомнить им, как очищают воду в домашних условиях.

- Рассмотрите предметы, которые находятся на ваших столах (марля и бумажные фильтры).

Дети выдвигают гипотезы по способам очистки воды.

Дети изготавливают фильтры: в воронку кладут бумажные фильтры и сложенную в несколько слоев марлю.

- Переливайте воду, которую вы получили в первом эксперименте через  изготовленный фильтр в другой стакан.

Наблюдайте, что получилось.

- Расскажите о результатах.

Чистая вода +песок: вода в стакане кажется почти чистой, на фильтре много песчинок.

Чистая вода +мука: раствор по-прежнему имеет мутноватый цвет. На фильтре видны следы муки.

Чистая вода +растительное масло: от фильтровалось быстро, на фильтре видны его следы

Чистая вода +чай: практически не от фильтровался. На фильтре оставил темные следы и чаинки. Получившийся отфильтрованный раствор коричневого цвета.

Чистая вода + камень: вода в стакане чистая, камень остался лежать в воронке.

Чистая вода + гуашь:

практически не от фильтровался, фильтр окрасился.

Организация обсуждения результатов экспериментов.

- Вода растворяет многие вещества, значит, она растворитель.

- Можно ли пить загрязненную воду, после ее фильтрования?

- Где можно использовать такую воду?

Некоторые выводы дети могут сделать самостоятельно,  некоторые по наводящим вопросам воспитателя.

- Вода растворяет многие вещества.

- Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

- Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

Заключительная

- капелька благодарит детей за помощь, и надеется, что детям понравилось сегодня работать с водой.

- А что больше всего понравилось? Что показалось более интересным: смешивать вещества или фильтровать воду?

- Хотели еще узнать о свойствах воды?

- В следующий раз мы узнаем, можно ли использовать дуршлаг для переноски воды?

Дети высказывают свое мнение.

Литература:

  • Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Как воспитателю детского сада работать поФГТ. – М.: ЦДО Восхождение, 2013.
  • Алямовская В.Г., Курашова В.П. с соавторами. Среда развития познавательных действий детей 3 – 7 лет. – М.: ЦДО Восхождение, 2014.

•       Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

•        «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

  • Опыт работы «Опытно-экспериментальная деятельность старших  дошкольников» автор Н.В. Клочко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...