Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
воспитателя
Гафурьяновой А.Р
за 2016 - 2017учебный год
Работа начата: 01.09.2016 г.
Завершение работы: 31.05.2017 г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Актуальность.
Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».
Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
В результате работы над темой самообразования, разработала:
- картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
- картотеку артикуляционной гимнастики;
- картотеку дыхательных упражнений;
- картотеку пальчиковых игр;
- памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
- лэпбук по развитию речи «Речевичек»
- выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.
Этапы:
1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.
3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Была проведена следующая работа:
Практические выходы:
Месяцы | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
сентябрь | Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи. | Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». | Анкетирование родителей |
октябрь | Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах. Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества | Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Консультация «Уровень развития речи детей 4-5 лет» Памятка «Условия для успешного речевого развития» |
ноябрь | Освоение и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей: «Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи | Создание картотеки для педагогов «Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ | Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. |
декабрь | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | Выступление с темой: «Изготовление дидактических игр из подручных материалов и их использование в речи детей 3-4 лет» | |
январь | Показ театрализованного представления по сказке «Курочка ряба», «Репка», «Колобок». Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра. | Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста». | Выступление на родительском собрании с темой: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех» |
февраль | Составление описательного рассказа по образцу воспитателя. Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни). | Консультация для педагогов «Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка» | «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» |
март | Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр. Пересказы с использованием мнемотаблиц | Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц) | Индивидуальные беседы и консультации с родителями. |
апрель | Проведение мониторинга речевого развития дошкольников. | Обмен опытом с коллегами. | Оформление стенда в приемной «Советы логопеда» |
май | Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим» | Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». | Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей. |
Выводы:
Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.
В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689717-1445004755.jpg)
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»
Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1196722-1579611079.jpg)
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1110425-1551017480.jpg)
Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста" (средняя группа)
отчет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1286129-1604528843.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-1377427-1642072837.jpg)
Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/23/picture-1503008-1703343192.png)
План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204514-1578558431.jpg)
План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»
План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...