Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Гафурьянова Альфия Рамазановна

2016 - 2017 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016-2017g.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

                                                   воспитателя

Гафурьяновой А.Р

за 2016 - 2017учебный год

Работа начата: 01.09.2016 г.

Завершение работы: 31.05.2017 г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Актуальность.

    Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  • представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

В результате работы над темой самообразования, разработала:

  • картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
  • картотеку артикуляционной гимнастики;
  • картотеку дыхательных упражнений;
  • картотеку пальчиковых игр;
  • памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • лэпбук по развитию речи «Речевичек»
  • выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Этапы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Была проведена следующая работа:

  Изучение нормативно-правовых документов

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564);

 Изучение организационно методической литературы по теме самообразования

  • Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.- сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева, - Волгоград: Учитель. - 2018 г.
  • Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста:учебное методическое пособие. Челябинск: Из-во «Челяб.гос.пед.университета., 2015 г.
  • Райзберг Б.Г. Экономика для детей: учебное пособие в играх.- М.: 1999 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. – М.: Вакоша,2019 г.
  • Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов – на – Дону. ООО «Феникс»,2018 г

Практические выходы:

Месяцы

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Анкетирование родителей

октябрь

Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах.

Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для  развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация «Уровень развития речи детей 4-5 лет»

Памятка «Условия для успешного речевого развития»

ноябрь

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей:

«Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи

Создание картотеки для педагогов «Дидактические игры, проблемные ситуации для работы по технологии ТРИЗ

Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

декабрь

Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

Выступление с темой: «Изготовление дидактических игр из подручных материалов и их использование в речи детей 3-4 лет»

январь

Показ театрализованного представления по сказке «Курочка ряба», «Репка», «Колобок».

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра.

Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста».

Выступление на родительском собрании с темой: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех»

февраль

Составление описательного рассказа по образцу воспитателя.

Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

Консультация для педагогов «Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка»

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

март

Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр.

Пересказы с использованием мнемотаблиц

Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц)

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

апрель

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

Обмен опытом с коллегами.

Оформление стенда в приемной «Советы логопеда»

май

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»

Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Выводы:

Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.

В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»

Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения...

Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.

Гендерное воспитание  детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание  является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...