Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"
статья по развитию речи (младшая группа)

Светлана Михайловна Маркина

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Маркиной Светланы Михайловны

Тема:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

2021.г.

Актуальность:

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Поэтому, я считаю, что театрализованная игра сочетает в себе средства и способы развития творческих и коммуникативных способностей ребенка, а также позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель: Способствовать развитию речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Побуждать интерес к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.

2. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

3. Воспитать умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4.Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

5. Учить концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле четкого произношения слов

6. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок, способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

7. Закреплять представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам

Ожидаемые результаты:

  •  Повышение интереса к художественной литературе.
  • Повышение темпа развития речи в целом за счет включения детей в творческую деятельность.
  • Речевое раскрепощение ребёнка, позитивное взаимодействие детей в коллективе.

Раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности.

План проведения игровой театрализованной деятельности с детьми второй младшей группы №6 на 2019-2020 учебный год

Сентябрь

1

Показ настольного театра игрушек «Поезд» Цели: Расширение представления детей о пассажирском транспорте. Учить передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой. (Бондаренко 39)

2

Развлекательная программа «Здравствуйте!»  Цели: Формировать у детей живой интерес к театральной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство. Побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

3

«Гоп-гоп» Цели: Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней. Развивать двигательную активность детей. Формировать у детей желание и умение использовать все окружающее пространство в процессе игры, развивать их имитационные способности.

4

«Прогулка по лесу» Цели: Учить детей эмоционально проговаривать фразы. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление. Воспитывать коммуникативные качества.

Октябрь

1

«Осень» Цели: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающее эмоциональное состояние человека. Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях. Стимулировать детей и их инициативу в театрализованной игре.

2

«Что принес нам еж?».  Цели: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения. (№21. Стр. 25).

3

«Корзина фруктов» Цели: Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство. Воспитывать эмоционально-образвное восприятие содержания небольших стихотворений. Помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах, интонациях.

4

«Урожай» Цели: учить отождествлять  себя с театральным персонажем. Развивать внимание. Учить сочетать движения и речь. Воспитывать партнерские отношения в игре. Закреплять знания об окружающем.

Ноябрь

1

Игра-путешествие «Путешествие в деревню» Цели: Закрепить знания детей о домашних животных, понятие «деревня». Развивать воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражание. Развивать умение согласовывать движения со словами. Воспитывать желание участвовать в совместных играх

2

«Веселые зайчата» Цель: Формировать активное, доброжелательное отношение к окружающим; познакомить детей с пиктограмами; развивать мимическую выразительность; развивать мелкую моторику пальцев рук. (№9, стр 14)

3

«Птички» Цель: Совершенствовать навыки управления настольными куклами. Учить понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов. Побуждать самостоятельно искать выразительные жесты, движения, для создания образа. (ДВ 1. 2003 стр 105).

4

«В гостях у Бабушки-Загадушки». Цели: учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражания повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным. (№11 стр. 16)

Декабрь

1

«Наши любимые игрушки»  Цели: Развивать коммуникативные навыки. Вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений. Развивать фантазию, эмоциональную память. воспитывать дружелюбные отношения в игре. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать персонажей театрального действия.

2

«Почему медведь спит зимой?»  Цель: Формировать  умение концентрировать внимание на театральной кукле,  участвующей в диалоге. Учить понимать душевое состояние человека и персонажа, изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений. Развивать инициативу и самостоятельность действий в передаче отдельных черт характера персонажей. Вызвать желание по собственной инициативе участвовать в драматизации сказки. (ДВ 1. 2003 стр 107)

3

«Все ребята хороши» Цели: Учить делать логическое упражнение на нужном слове, четко проговаривать при этом каждое слово; учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией; развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание; формировать умение работать с воображаемым предметом; развивать наблюдательность, фантазию. (№16 стр.21)

4

Сказка «Снегурочка» Цели:  продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. (№15 стр.20)

5

«Зимнее путешествие». Цели: Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. (№12 стр. 17)

Январь

1

«Маша обедает» Цель: Закрепить навыки управления настольными куклами, участвующими в диалоге. Учить отличать положительные и отрицательные черты характера человека и изображать их с помощью мимики и жестов. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств. Показать детям настольный театр. (ДВ 1. 2003 стр 104)

2

«На чем поедем в гости?»  цели: формировать у детей представление об элементарных этических нормах. Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться. Развивать способности работать с воображаемыми предметами, развивать фантазию и память. развивать умения четко произносить звуки и фразы.

3

«К нам гости пришли, дорогие пришли» цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. (№24 стр. 28).

Февраль

1

Настольный театр «Волк и семеро козлят» Цель: Учить детей слушать сказки, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание. (Бондаренко138)

2

Инсценировка стихотворения И. Сурикова «Зима» Цель: вызвать у детей желание инсценировать стихотворение и запомнить его .

3

Сказка «Бычок-черный бочок, белое копытце» Цель: Учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании ее отрывков, воспитывать интонационную выразительность речи. (Бондаренко 56)

4

Театр би-ба-бо «Теремок» Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку. Запоминать и интонационно-выразительно произносить слова и фразы из текста в процессе театрализации. (Бондаренко163)

5

Пальчиковый театр «Лиса и заяц» Цель: учить разыгрывать с помощью пальчикового театра знакомые сказки, развивать способность воспроизводить последовательность событий. (Бондаренко150)

Март

1

Сказка «О глупом мышонке» Цели: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. (№18. Стр. 23)

2

Игра «Представьте себе». Цели: Формировать у детей необходимый запас эмоций;  обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представление о театральной деятельности; способствовать возникновению партнерских взаимоотношений в игре; учить длинному выходу. (№14. Стр. 18)

3

Театрализованная игра «Кто в гости пришел?».  Цели: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. (310 стр15).

4

«Заюшкина избушка» Цели: продолжать работать над интонационной выразительностью, развивать артикуляционный аппарат; учить детей слушать сказки; побуждать к участию в театрализованной игре; формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему миру. (№17 стр. 22)

Апрель

1

«Поход к рекам» Цели: Развивать память физических ощущений; учить интонационно выразительно проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомические навыки. (№19 стр.23)

2

«Воробушки» Цель: Поддерживать желание играть с настольными куклами в коллективе, добиваясь синхронности речи и кукловождения. Побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения. Учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и движений. (ДВ 1. 2003 стр 107)

3

Театрализованная игра «Экскурсия в весенний лес»

4

«На болоте две подружки, две зеленые лягушки» Цели: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций. (№25 стр 29).

Май

 1

Игра-путешествие «Путешествие на луг» Цели: закрепить знания детей о флоре и фауне луга. Развивать артистизм, воображение, речь детей. Формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2

«Солнце ласково смеется» Цели: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

3

«Насекомые» Цели: Развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки. Развивать творческие способности детей. побуждать детей к активному участию в театральном действии. Учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста.

4

«Театр рук» Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу. (№23. Стр 27.)

Основные направления работы:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

. Формы работы с детьми

•        игра

•        импровизация

•        инсценировки и драматизация

•        объяснение

•        рассказ  детей

•        чтение воспитателя

•        беседы

•        просмотр видеофильмов

•        разучивание произведений устного народного творчества

•        обсуждение

•        наблюдения

•        словесные, настольные и подвижные игры.

•        пантомимические этюды и упражнения.

  • пальчиковые гимнастика
  • упражнения на развитие речевого дыхания

вывод

На конец учебного года, при повторном мониторинге детей, было выявлено, что самый лучший результат у детей в области развития речи. У 64 % детей высокий уровень развития речи, на начало, для сравнения,всего у 6%. Увоспитанниковобогатился словарный запас, речь стала выразительнее, повысился уровень коммуникативных навыков, дети стали свободнее общаться со взрослыми и сверстниками.

Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности является эффективным методом развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предполагаю дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, условия реализации ФГОС ДО. Делится опытом с коллегами о важности включения театрализованной игры в НОД различных видах деятельности. Взаимодействие с родителями в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

Презентация на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности" 2021г

Развитие речи детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада посредством театральной деятельности детского экологического театра «ЭкоДобро»....

План по самообразованию воспитателя по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи....

План самообразования музыкального руководителя Тема:" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности"».

Тема: Развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности»....

Самообразование педагога по теме: ««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем».

Самообразование педагога по теме:««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений с помощью картинок и схем»....

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...