Программа по дополнительному образованию "Волшебное оригами"
рабочая программа (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная  общеразвивающая  программа

«Волшебное оригами»

для детей 6-7 лет

на 2020 – 20201 учебный год

Составитель: Серегина Л.В.

                          воспитатель

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка

Актуальность программы………………………………………………………..3

Направленность программы……………………………………………………..3

Цель, задачи программы………………………………………………….……...4

Возраст детей, участвующих в программе……………………………………..4

Срок реализации программы…………………………………………………....4

Формы и режим занятий программы……………………………………….…..4

Планируемые результаты…………………………………………….………….4

Раздел II. Содержание программы

Учебно – тематический план ……………………………………………………5

Календарно – тематический план………………………………………………..5

Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации

Методическое обеспечение программы………………………………………..9

Раздел IV. Формы подведения итогов реализации программы и

способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации программы………………………….11

Способы определения результативности. Диагностика…………………......11

Список используемой литературы………………………………………....….11

Приложение …………………………………………………………………….12

Раздел I.   Пояснительная записка

Актуальность
             

        Актуальность дополнительной образовательной программы «Волшебное оригами» заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал.

          Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными. Практическую значимость дополнительной образовательной программы определяет деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно.

Направленность  программы художественно-эстетическая.

   Основным направлением Программы «Волшебное оригами» является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.  Оно ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной музыкальной и др.). Занимаясь по программе «Волшебное оригами», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения.

Цель программы:

 всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

  • знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • обучать различным приемам работы с бумагой;
  • формировать умения следовать устным инструкциям.
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать пространственное воображение;

Возраст детей, участвующих в программе

 Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет.

В  этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на 1 год (36 занятий).

Формы и режим занятий.

Проведение занятий планируется 4 раза в месяц фронтально,

продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.

Планируемые  результаты:
 - дети научатся различным приёмам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую    моторику;

Раздел II. Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

                                                   

                                                           ТЕМА

всего

занятий

1

Путешествие в бумажную страну.

2

2

Знакомство с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги

2

3

Базовая форма «Воздушный змей»

15

4

Базовая форма «Треугольник»

9

5

 Базовая форма «Книжечка»

5

6

 Базовая форма «Конверт»

3

Всего занятий

36

Календарно-тематический план

N п/п

Дата

Тема занятия

Программное содержание

1.

 

  2.

04.09

11.09.

Путешествие в бумажную страну

Познакомить с новым свойством бумаги – сминаемостью. Развивать конструктивное мышление, сообразительность. Заинтересовать детей работой с бумагой.

3.

   4.

18.09

25.09.

Знакомство с оригами

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами»; с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.

5

02.10.

Ёлка

(С.Соколова Школа оригами с. 11)

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку.

6

09.10

Воздушный змей  (С.Кирсанова С. Стр.49)

Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей»

Учить преобразовывать базовую форму в поделку.

7

16.10.

Ёлочка

(С.Соколова Школа оригами с. 10)

Закреплять знания о технике оригами, учить делать правильные, четкие сгибы. Расширять знания о деревьях. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей»

8

23.10

Берёза  (С.Соколова Школа оригами с. 17)

Расширять знания о деревьях. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей

9

30.10

Старое дерево

(С.Соколова Школа оригами с. 18)

Расширять знания о деревьях. Учить детей создавать образ из базовых заготовок «Воздушный змей».

10

06.11

Листочки (С.Соколова Школа оригами стр. 103)

Развивать навыки точных, аккуратных сгибов. Учить детей создавать композицию из квадратов с отогнутыми уголками к центру и базовой формы «воздушный змей»

11

13.11

Веточка рябины (С.Соколова Школа оригами с. 110)

Выявить умение распознавать геометрические предметы. Обогащать словарь детей (диагональ, вертикаль, горизонталь). Учить детей складывать базовую форму «конверт».

12

20.11

Домик

 (С.Соколова Школа оригами Стр.20)

Учить детей складывать базовую форму «книжка».

13

27.11

Теремок (С.Соколова Школа оригами Стр.21)

Закреплять умение детей складывать базовую форму «книжка». Продолжать учить делать правильные, четкие сгибы. Развивать творческие способности уверенность в своих силах.

14

04.12

Щенок. (С.Соколова «Школа оригами» стр. 29)

Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

15

11.12

Котёнок. (С.Соколова «Школа оригами» стр. 31)

Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей» Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

16

18.12

Лисичка – сестричка (С.Соколова «Школа оригами» стр. 34)

Создавать работу из двух базовых форм «треугольник» и «воздушный змей». Учить выполнять складку «молния».

17

25.12

Ёлочка новогодняя

(С.Соколова Школа оригами стр.12)

Познакомить детей с новым вариантом ёлочки. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы.

18

15.01

Серая Шейка (С.Соколова «Школа оригами с. 35»)

Учить складывать динамическую модель – птицу. Продолжать учить делать четкие правильные сгибы, выполнять внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали.

19

22.01

Рукавичка (С.Соколова школа оригами  с. 44)

Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей  изготавливать детали моделей животных сказки.

20

29.01

Зайчик. (С.Соколова школа оригами с. 154)

Учить детей складывать бумагу по словесному указанию воспитателя. Используя базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей животных сказки.

21

05.02

Снеговик

 (Школа оригами С.Соколова с. 129.)

Используя новую базовую форму «двойной квадрат», учить детей изготавливать детали моделей снеговика соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, следуя словесному указанию воспитателя.

22

12.02.

Автомобиль (С.Соколова школа оригами, с. 108)

Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях, делать складку – «молния».

23

19.02

Самолёт

Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях

24

26.02

Тюльпан (С.Соколова школа оригами, с.111)

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память

25

05.03

Сердечко

Отрабатывать выполнение базовой формы «конверт»

26

12.03

Цветик – семицветик (С.Соколова школа оригами, с.65)

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память.

27

19.03

Кораблик

Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Учить преобразовывать базовую форму в поделку.

28

26.03

Лягушка

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить преобразовывать базовую форму в поделку.

29

02.04

Кит

Учить детей создавать образ из базовой заготовки «Воздушный змей».

30

09.04

Рыбка вуалехвост (С.Соколова школа оригами с. 58-59)

Создать рыбку из двух  базовых форм: «треугольник» и «воздушный змей»  путем составления целого из частей.

31

16.04

Бабочки (С.Соколова школа оригами с.133)

Закреплять умение сгибать квадрат в разных направлениях.

32

23.04

Веточки в вазе (С.Соколова «Школа оригами» стр. 104)

Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Создавать образ из базовой формы «треугольник».

33

30.04

Мозаика из воздушного змея

«Гвоздика»  (С.Соколова школа оригами с.157)

Создать из базовой формы «воздушный змей» мозаику, путем составления целого из частей.

34

14.05

Луговой цветок  (С.Соколова школа оригами с.73)

Развивать умение делать точные и аккуратные сгибы, уверенность в своих силах и способностях. Создавать образ из базовой формы «треугольник».

35

21.05

Георгин  (С.Соколова школа оригами с.69)

Отрабатывать выполнение базовой формы «Конверт». Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память.

36

28.05

Ваза с ромашками (С.Соколова школа оригами с.114)

Отрабатывать выполнение разных  базовых форм. Учить преобразовывать базовую форму в поделку. Развивать навык точных аккуратных сгибов. Развивать творческие способности, воображение, память

Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы.

    Данная программа является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методического пособия «Школа оригами» С. Соколовой.  

       Обучение искусству оригами начинается освоения с базовых форм «треугольник», «воздушный змей», «книжка», «конверт». База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Изучив технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.

             Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Структура занятия:

1. Подготовка к деятельности.

2. Введение в тему занятия (загадки, стихи…)

3. Показ образца.

4. Рассматривание образца и анализ.

 5. Практическая часть.

 6. Показ педагогом процесса изготовления работы.

7. Самостоятельное изготовление детьми работы.

8. Оформление образца.

 9. Анализ работ детей.

Методами успешной реализации программы является:

• Словесный (беседа, рассказ, сказка, загадки, стихотворение

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

• Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий,

таблиц, .

Также необходимым м успешной реализации программных задач

является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание

доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Программа разработана с учетом основных принципов:

  1.  Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала

«от простого к сложному», в соответствии с познавательными

возрастными возможностями детей).

  1.  Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
  2.  Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного,

раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий).

  1.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности

дошкольников).

  1.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и

возможностей их достижения).

  1.  Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:

окружающим миром, развитием речи).

Материально-методическое обеспечение программы

Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В образовательной деятельности используются столы, иллюстрации к занятиям, карты – схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека. Для художественно-творческой деятельности детей имеется:

- Бумага обычная

-Бумага цветная

-Ножницы

-Клей

-Карандаши

-фломастеры

Раздел IV. Формы подведения итогов реализации программы и способы определения их результативности

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы:
- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок детских работ.

Способы определения результативности. Диагностика.

 Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи: индивидуализации образования.

 График проведения диагностики:

1) 1-2 неделя сентября;

2)  3-4 неделя апреля.

Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.

 

 Список  использованной литературы

1. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. – «Гном-Пресс», 2005.

2. Кирсанова С.В.  «Оригами» Детство пресс Санкт-Петербург, 2013.

 3. Коротеев И. А. Оригами для малышей. – М, «Просвещение», 1996.

4. Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка-Пресс», 2010.

 5. Сержантова Т. Б. 365 моделей оригами. – М, «Айрис Пресс», 2005.

6. Соколова С. Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство     Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

7.  Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.

8. Соколова С. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. Детство-Пресс: 2020.

Приложение 1.

Способы определения результативности. Диагностика.

Педагогическое обследование проводится с использованием методик Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.

 

Инструментарий для обследования (Диагностические задания) 

Задание №1

Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам. Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.

Задание №2 

Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали. Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.

Задание № 3 

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

 Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Задание № 4 

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба). Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию сгиба).

Задание № 5 

Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по - прямой.

Задание № 6 

Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.

Педагог предлагает ребёнку цветной лист квадратной формы.

Инструкции:

- согни его по диагонали

- полученный треугольник сложи пополам.

-разверни поделку, чтобы раскрывающиеся стороны были сверху

-отогни верхние острые углы в разные стороны

- приклей бумажные усики

- готовую бабочку укрась кружочками из  цветной бумаги или раскрась

Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (техника оригами)

ФИО ребенка

Складывает лист бумаги прямоугольный лист (пополам) квадратный лист (по диагонали)

Знает геометрические фигуры, геометрические понятия

Умеет резать ножницами по прямой линии

Умеет следовать инструкции

Общее количество баллов

Уровень

Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей старшего дошкольного возраста

 Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов)

 Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими попрямой. Следует устным инструкциям

Средний уровень: (от 10 до 15 баллов) Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.

 Низкий уровень: (ниже 9 баллов) Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"

Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки....

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей от 5 до 7 лет «Кораблик» (оригами).

Занимательное дело оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осущес...

ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами»....

Дополнительная программа художественно-эстетического направления «Оригами»

Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"

Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....