ПЛАН-ПРОГРАММА дополнительному образованию «ОРИГАМИ +»
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Клименко Виталина Вячеславовна

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Оригами +"158 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Энергетик» г. Нерюнгри

ПЛАН-ПРОГРАММА

дополнительному образованию

 «ОРИГАМИ +»

Количество лет обучения – 3 года

Количество учебных часов за каждый год обучения – 30

Возраст детей: 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет

Автор: Клименко Виталина Вячеславовна

На основе методического пособия: С.Ю.Афонькин, Е.Ю.Афонькин «Уроки оригами в школе и дома», Москва, «Аким», 1995 г.;

Т.Б.Сержантова «365 моделей оригами», Москва, Ральф, Айрис-пресс, 1992 г.

Пояснительная записка

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и логического мышления ребёнка, а уровень развития мелкой моторик – один из показателей готовности к школьному обучению. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Программа «Оригами +» направлена на решение важной задачи в воспитании маленького ребёнка – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, развитие воображения и связной речи ребёнка.

«Оригами» - название японского искусства складывания бумаги, образовано от японского «oru» (складывать) и «kami» (бумага). Для оригами требуется лишь листок бумаги, что делает его одним из наиболее доступных искусств. Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы в руках оказывается готовая фигурка, с которой можно поиграть, преподнести её в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными куклами – героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что в руках у ребёнка был лист бумаги. Несколько поворотов… и птица начинает махать крыльями! И лягушка скачет по столу!

Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет дошкольникам легко, играя, осваивать сложные математические понятия.

Особенностью предлагаемой программы является введение на занятиях приёма «обыгрывания» изготовленной модели в собственных сказках или небольших рассказах.

Цель программы: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами работы с бумагой по технологии «Оригами».

Задачи

Обучающие:

  1. Обучить способам складывания бумаги.
  2. Формировать навыки обращения с изобразительным материалом (владение техническими приёмами в работе с бумагой, чтение схем).
  3. Обогащать словарный запас ребёнка.
  4. Учить сочинять истории, небольшие сказки при использовании изготовленной оригамной модели.
  5. Расширять кругозор детей о предметах и явлениях, которые предстоит конструировать.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность детей:
  • воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия;
  • поддерживать взаимосвязь между занятиями по конструированию из бумаги и с окружающим миром.
  1. Развивать мелкую моторику и связную речь.
  2. Развивать внимание и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру деятельности.
  2. Воспитывать у детей интерес к конструктивной деятельности, стремление к овладению способами действия.
  3. Воспитывать чувство личной ответственности за сделанное изделие.
  4. Воспитывать и развивать художественный вкус и интерес к сочинительству.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет, рассчитана на 3 года обучения: для детей 4-5 лет, для детей 5-6 лет, для детей 6-7 лет.

Занятия по данной программе проводятся индивидуально, по запросу родителей.

Режим работы по каждому году обучения: 1 занятие в неделю, исходя из 4 занятий в месяц по 20-25 минут каждое (в зависимости от возраста ребёнка). Ежеквартально оформляется выставка текущих работ.

Структура занятия:

1

Организационный момент

Эмоциональный настрой, подготовка рабочего места к занятию.

2

Вступительная беседа

Предполагает активное участие ребёнка в познании нового. Инструктаж выполнения модели.

3

Практическая работа

Непосредственное изготовление модели по технике «Оригами»

4

Обыгрывание игрушки

Ребёнок совместно с педагогом придумывает необычные истории, небольшие сказки с участием изготовленной модели, организует режиссёрскую игру.

5

Рефлексия

Ребёнок повторяет технологию складывания, анализирует трудности.

Форма работы

Индивидуальные занятия включают в себя следующие формы: занятие-игру, сказки, беседы, дидактические игры, выставки текущих работ.

В подготовку к занятиям включают помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, схемами, изображающими последовательность изготовления той или иной модели.

Методы обучения

  1. Словесные (устное изложение, беседа, анализ схемы)
  2. Наглядные (показ, схематическое изображение, исполнение образца изделия педагогом, наблюдение, работа по образцу)
  3. Практические (изготовление пособия в технике оригами)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

  1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения (инструктаж)
  2. Репродуктивные методы обучения (работа по образцу)
  3. Частично-поисковые методы обучения (изготовление пособия по чертежу без показа готового изделия)
  4. Исследовательские методы обучения (исследование текстуры бумаги, создание собственной модели по самостоятельно придуманной схеме)

Содержание работы:

Учебно-тематический план

I год обучения

Общие задачи на год обучения:

  • Познакомить с искусством оригами
  • Учить формировать квадрат, делить его на две равные части
  • Познакомить с геометрическими понятиями: «квадрат», «прямоугольник», «треугольник», «угол»
  • Закрепить навыки безопасности пользования ножницами
  • Развивать связную речь, наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческое воображение
  • Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца
  • Прививать интерес к работе с бумагой

№ П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

I КВАРТАЛ

1

Знакомство с искусством «оригами». Показ различных моделей, сделанных по технике «оригами».

1

2

Знакомство с технологией работы с бумагой: сгибание бумаги по воображаемой линии; сгибание квадрата пополам, совмещая углы и стороны

Знакомство с базовой формой «косынка» или «треугольник».

4

3

Изготовление модели по технике «оригами» «Ёлка». Сочинение истории «Сказка о том, как у ёлки иголки выросли»

1

4

Изготовление модели по технике «оригами» «Гриб».

Обыгрывание сказки В.Сутеева «Под грибом»

1

5

Изготовление модели по технике «оригами» «Кошелёк».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1

6

Изготовление модели по технике «оригами» «Бабочка»

Сочинение сказки «Бабочка и ветерок»

1

7

Изготовление модели по технике «оригами» «Веер».

Сюжетно-ролевая игра «На балу»

1

II КВАРТАЛ

1

Знакомство со способом изготовления квадрата из прямоугольного листа бумаги: разрезание бумаги по сгибу

2

2

Знакомство с технологией работы с бумагой: совмещение смежных сторон, сгибание боковых острых углов в разных направлениях, закрепление складки....

3

3

Изготовление модели по технике «оригами» «Рыбка».

Сюжетно-ролевая игра «Аквариум»

1

4

Изготовление модели по технике «оригами» «Лягушонок»

Речевая игра «Доскажи, лягушонок, словечко»

1

5

Изготовление маски по технике «оригами» «Лиса»

Рассказывание любимой сказки о лисе

1

6

Изготовление маски по технике «оригами» «Собака»

Составление рассказа «Каких я видел собак»

1

7

Изготовление маски по технике «оригами» «Курочка»

Сочинение истории «Как курочка друзей искала»

1

III КВАРТАЛ

1

Изготовление маски по технике «оригами» «Зайчик»

Сочинение истории «Почему заяц шубку меняет»

1

2

Изготовление маски по технике «оригами» «Кошечка»

Речевая игра «Ну-ка, котёнок, скажи ласково»

1

3

Изготовление маски по технике «оригами» «Медведь»

Обыгрывание сказки «Два жадных медвежонка»

1

4

Изготовление маски по технике «оригами» «Волк»

Составление загадок о сером хищнике

1

5

Изготовление модели по технике «оригами» «Воздушный змей»

Придумывание рассказа «Как мы запускали воздушного змея» с опорой на сюжетные картинки

1

6

Изготовление модели по технике «оригами» «Самолётик»

Составление рассказа «Как озорной самолётик всех насмешил»

1

7

Изготовление модели по технике «оригами» «Лодочка с парусами»

Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

1

К концу первого года обучения дети будут знакомы с некоторыми способами складывания бумаги. Смогут параллельно с педагогом сложить несложный предмет или игрушку.

II год обучения

Общие задачи на год обучения:

  • Продолжать знакомить с искусством оригами
  • Учить «читать» схемы изготовления моделей по технике «оригами», создавать оригами, выполненные многократным складыванием углов.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Подвести детей к пониманию и запоминанию необходимых терминов и понятий
  • Закрепить навыки безопасности пользования ножницами
  • Развивать связную речь, наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение
  • Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца
  • Подводить детей к самостоятельному занятию по складыванию оригами

№ П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

I КВАРТАЛ

1

Знакомство с базовой формой «треугольник». Показ различных моделей, сделанных по технике «оригами».

1

2

Знакомство со схемама изготовления моделей «оригами»

2

3

Изготовление модели по технике «оригами» «Грибок».

Обыгрывание сказки В.Сутеева «Под грибом»

1

4

Изготовление модели по технике «оригами» «Домик».

Обыгрывание сказки «Теремок»

1

5

Изготовление модели по технике «оригами» «Самолёт».

Составление рассказа «Как озорной самолётик всех насмешил»

1

6

Изготовление модели по технике «оригами» «Вертушка».

Сочинение истории «Как вертушка подружилась с ветерком»

1

7

Изготовление модели по технике «оригами» «Синица».

Речевая игра «Расскажи, синичка, что умеешь делать»

1

8

Изготовление модели по технике «оригами» «Ворона»

Придумывание рассказа «Как мы помогали вороне» с опорой на сюжетные картинки

1

9

Изготовление модели по технике «оригами» «Кролик».

Сюжетно-ролевая игра «На ферме»

1

II КВАРТАЛ

1

Знакомство с базовыми формами «двойной треугольник», «конверт»

1

2

Чтение схем изготовления моделей «оригами»

1

3

Изготовление модели по технике «оригами» «Акула»

Разыгрывание ситуации «Случай в океанариуме»

1

4

Изготовление модели по технике «оригами» «Скалярия»

Сюжетно-ролевая игра «Аквариум»

1

5

Изготовление модели по технике «оригами» «Лебедь»

Речевая игра «Назови ласковые слова»

1

6

Изготовление маски по технике «оригами» «Ёлочка»

Рассказывание о новогодней ёлке

1

7

Изготовление маски по технике «оригами» «Кошелёчек»

Составление рассказа «Как моя сестра Иринка играла в «магазин»»

1

8

Изготовление маски по технике «оригами» «Утка»

Сочинение истории «Как уточка друзей себе искала»

1

III КВАРТАЛ

1

Изготовление маски по технике «оригами» «Головастик»

Сочинение истории «Как мы спасали головастиков»

1

2

Изготовление маски по технике «оригами» «Бабочка»

Сочинение сказки «Бабочка и цветок»

1

3

Изготовление маски по технике «оригами» «Утёнок»

Обыгрывание сказки В.Сутеева «Утёнок и цыплёнок»

1

4

Изготовление маски по технике «оригами» «Пилотка»

Рассказывание «Как я ходил на парад»

1

5

Изготовление маски по технике «оригами» «Мордочка зайчика»

Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка»

1

6

Изготовление маски по технике «оригами» «Пароход»

Рассказывание «Как мы пускали пароходики» по серии сюжетных картинок

1

7

Изготовление модели по технике «оригами» «Розы»

Сюжетно-ролевая игра «В магазине «Цветы»

1

8

Изготовление модели по технике «оригами» «Тюльпан»

Сюжетно-ролевая игра «В магазине «Цветы»

1

9

Изготовление модели по технике «оригами» «Кошелёк»

Составление рассказа «Как мы играем»

1

К концу второго года обучения дети смогут самостоятельно «прочитывать» схемы и складывать игрушки или какие-либо другие предметы

III год обучения

Общие задачи на год обучения:

  • Продолжать знакомить с искусством «оригами»
  • Учить оперировать основными понятиями моделирования «оригами»
  • Учить вкладывать внутрь боковые треугольники и стороны
  • Закрепить умение «читать» схемы изготовления моделей по технике «оригами»
  • Закрепить умение выполнять «складку», навыки безопасности пользования ножницами
  • Развивать связную речь, наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение
  • Воспитывать умение самоконтроля и самооценки
  • Создавать осознанный интерес к «оригами»

№ П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

I КВАРТАЛ

1

Знакомство с базовыми формами «рыба», «двойной квадрат»

1

2

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Бабочка»

Составление сказки «Как я хотел стать бабочкой»

1

3

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Большой дом». 

Рассматривание иллюстраций «Дома разные»

1

4

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Сова».

Речевая игра «Во все стороны гляди, что увидишь, назови»

1

5

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Ворона».

Описание вороны

1

6

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Салфетка»

Вспомнить правила этикета «Для чего нужна салфетка»

1

7

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Веер».

Сюжетно-ролевая игра «На балу»

1

8

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Синичка»

1

9

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Снегирь»

1

II КВАРТАЛ

1

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Пингвин»

1

2

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Собака»

1

3

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Котёнок»

1

4

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Зайчик»

1

5

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Воробей».

Вспомнить скороговорку-чистоговорку «Андрей-воробей»

1

6

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Ёлка»

Сочинение истории «Почему у ёлки колючие иголки»

1

7

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Голубь»

Сравнение голубя и вороны

1

8

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Цветок»

Составление рассказа «Какие цветы растут на клумбе»

1

9

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Лилия»

Речевая игра «Лилия, опиши предмет»

1

III КВАРТАЛ

1

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Журавлик»

Сочинение истории «Как журавлик собирался на юг»

1

2

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Лиса»

Рассказывание любимой сказки о лисе

1

3

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Медведь»

Речевая игра «Ну-ка, мишка, скажи ласково»

1

4

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Белка»

Придумывание сказки «Как белка училась дружить»

1

5

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Краб»

Рассматривание иллюстраций с изображениями крабов

1

6

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Лошадка»

Придумывание рассказа «Как мы катались на лошадке» с опорой на сюжетные картинки

1

7

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Жираф»

Составление истории «Высокий житель зоопарка»

1

8

Чтение схемы и изготовление модели по технике «оригами» «Слон»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

1

К концу третьего года обучения дети будут владеть элементарными навыками работы с бумагой в технике «оригами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План программа по дополнительному образованию "Театрализованная деятельность"

Перспективное планирование занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Оригами" в младшей группе общеразвивающей направленности

Оригами- это быстрый и бюджетный способ занять ребенка в свободное время.С помощью оригами вы можете создавать разнообразные поделки.Оригами очень полезно для детей....

программа дополнительного образования "Оригами"

От автора Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории...

Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »

Программа дополнительного образования «Оригами «Искусство складывания из бумаги »...

План программы по дополнительному образованию детей (кружок "Мастерилка") для старших дошкольников

План программы по дополнительному образованию ориентирован на художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Может быть использован для кружковой работы со старшими дошкольниками....

План - программа по дополнительной образовательной деятельности физкультурно-спортивного направления "Степ- аэробика" для детей 4-7 лет

План - программа по дополнительной образовательной деятельности физкультурно-спортивного направления  "Степ- аэробика" для детей 4-7 лет...

ПЛАН ПРОГРАММЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ (КРУЖОК «МАСТЕРИЛКА»)

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром лю...