Дополнительная программа художественно-эстетического направления «Оригами»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа) на тему
Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_po_origami.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №25 компенсирующего вида
Петродворцового района.
г. Санкт-Петербург.
Дополнительная программа
художественно-эстетической
направленности
«ОРИГАМИ»
(Для детей 4-7 лет )
Программу разработала Гераськина Татьяна Владимировна
воспитатель
г. Санкт-Петербург 2014г.
Пояснительная записка
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает разные виды художественно-эстетической направленности. Одним из видов такого направления является оригами - японское искусство складывания из бумаги - доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Занятия оригами начинаются с любопытства, а заканчивается увлечением. "Великий квадрат не знает пределов" - говорит древняя восточная пословица и, действительно, из плоского листа бумаги получается целый мир удивительных игрушек, поделок и конструкций, в которую ребенок погружается с радостью, принимая его условность обозначения.
Занятия оригами занимают малую часть в программе воспитания и обучения в детском саду. Использование занятий по складыванию из бумаги в детском саду способствует развитию индивидуальных творческих способностей. Последовательная и целенаправленная реализация данной программы позволит более полно подготовить ребенка к процессу обучения его в школе.
Оригами развивает пространственное воображение, фантазию, а так же способствует духовному развитию личности ребенка.
В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.
Занятия оригами таят в себе большие предпосылки для развития человека и открывают неограниченные возможности в педагогической практике:
- развитие творческого воображения, фантазии, художественного
вкуса;
- способствует логическому мышлению, пространственному воображению;
овладение умения в точной последовательности выполнить задание;
- способствует активизации словаря, умению выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;
- воспитывает усидчивость, старательность, аккуратность, стремление к положительному результату.
Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги «как сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания декоративных элементов, учатся склеивать их и скреплять на поверхности поделки.
Овладение дошкольниками приемами конструирования различных поделок из бумаги дает возможность организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе, панно, ширмы или объемных изображений в виде декорации и фигур для настольного театра.
В изготовлении тематических композиций очень важен эффект, когда каждый ребенок, принимая участие, активно вкладывает свой опыт в общее дело и видит возникшую на глазах сложную фигуру, сделанную усилиями многих людей, в том числе и его, а это формирует чувство коллективизма.
Занятия оригами дают возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх инсценировках, в оформлении группы, уголка, праздников, а так же в изготовлении сувениров, открыток.
Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся в соответствии с возрастом ребенка дошкольного возраста. В средней группе занятия проводятся 1paз в неделю по 20 минут; в старшей группе - 1раз в неделю по 30 минут; в подготовительной группе - 1paз в неделю по 30 минут.
Занятия должны проводятся в отдельном помещении с необходимым для работы материалом. Ввиду необходимости индивидуального подхода к ребенку наполняемость группы должна быть не более 10-12 человек.
Три раза в год предусматривается итоговые занятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме: выставка, беседы.
Цель программы:
Основной целью настоящей программы является создания у ребенка дошкольного возраста творческого потенциала.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с основными условными обозначениями в «оригами» (со 2-ого полугодия);
- формировать умение ориентироваться на листе бумаги: вверх, низ, стороны, углы, сгиб;
- совершенствовать умение работать с ножницами и соединять детали при помощи клея.
- закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
- обучать детей складывать поделку по схемам, по памяти и используя свой полученный опыт в умении составлений тематических композиций.
- изучение базовых форм;
- обучение вырезанию квадрата из прямоугольника.
Развивающие:
- развивать координацию тонких движений пальцев;
- способствовать логическому мышлению, пространственному воображению;
- развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса;
- развивать умение в точной последовательности выполнять задание;
- способствовать активизации словаря, умение выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;
Воспитательные:
- формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству.
- развитие дружеских взаимоотношений ;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние;
- формировать навыки бережного и экономного отношения к материалу;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;
- воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату;
- воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.
Учебный план
№п/п | ТЕМА | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | Введение в предмет | 1 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с бумагой и приемы работы с ней | 1 | 1 | 1 |
3 | Основы цветоведения | _ | 1 | 1 |
4 | Условные обозначения | _ | 2 | 2 |
5 | Чтения схем | _ | 1 | 2 |
6 | Складывание из круга | 1 | 1 | 1 |
7 | Складывание по диагонали | 1 | 1 | 1 |
8 | Базовые формы: -«воздушный змей» | _ | 1 | 1 |
-«блин» | _ | _ | 1 | |
-«водяная бомбочка» | _ | 1 | 1 | |
-«двойной квадрат» | _ | _ | 1 | |
9 | Подвижное оригами | _ | _ | 6 |
10 | Животные, птицы, насекомые и рыбы. | 13 | 10 | 2 |
11 | Цветы, деревья. Фрукты и овощи. Грибы. | 6 | 8 | 3 |
12 | Транспортные модели | 3 | 3 | 3 |
13 | Предметы быта и украшения | 5 | 2 | 7 |
14 | Составление композиций | 5 | 3 | 2 |
15 | Итого | 36 | 36 | 36 |
Учебно-тематический план
(средняя группа)
месяц | Название тем | Количество занятий | Время проведения |
сентябрь | Введение в предмет, знакомство с японским искусством «оригами». Знакомство с бумагой и приемы работы с ней. Обучение складыванию из круга: «Солнышко и облачка» «Грибы на полянке» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
октябрь | «Корзинка» «Грибы в корзинке» «Зонтик» «Яблоко» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
ноябрь | «Вишенки» «Фрукты на дереве» «Медведь» «Зайчик» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
декабрь | «Снеговик» «Снегирь» «Елочки» «Новогодний праздник» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
январь | «Знакомство с квадратом. Обучение складыванию квадрата по диагонали» «Котик» «Лисичка» «Собачка» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
февраль | «Машина (круг)» «Парусник» «Ракета (круг)» «Сердечко» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
март | «Ландыши в вазе (круг)» «Ежик (круг + квадрат)» «Краб (круг)» «Лягушка (круг)» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
апрель | «Золотая рыбка (круг)» «Кто живет в воде?» «Одуванчик (круг)» «Бабочка (круг)» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
май | «Божья коровка (круг)» «Гусеница (круг)» «Стрекоза (круг)» «Лето» | 1 1 1 1 | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Учебно-тематический план
(старшая группа)
Месяц | Название тем | Количество занятий | Время проведения |
сентябрь | Введение в предмет Знакомство с бумагой, с ее свойствами. Приемы работы с ней. Основы цветоведения Знакомство с условными обозначениями и чтение схем. | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
октябрь | Складывание из круга «Осенняя веточка» Складывание квадрата по диагонали «Мухомор» Обучение складыванию базовой формы «воздушный змей» «Осенние деревья (клен и липа)» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
ноябрь | «Овощи (морковь и репа)» «Груша» «Овощи и фрукты на тарелке» «Гномики» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
декабрь | «Еловая веточка» «Подвеска (складывание квадрата по диагонали)» «Пингвин» «Колпак и мешок для Деда Мороза» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
январь | «Заяц» «Лиса» «Белка» «Лесные жители» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
февраль | Обучение складыванию базовой формы «водяная бомбочка» «Воздушный шар» «Звезда» « Самолет» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
март | «Фиалки в горшочке (круг)» «Воробей» (б.ф. «воздушный змей) «Грач» «Гонка» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
апрель | «Вертушка» (складывание квадрата по диагонали) «Ракета» «Рыбка» «Лягушка» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
май | «Утка» «Колоски» «Василек» «Летнее настроение» | 1 1 1 1 | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Учебно-тематический план
(подготовительная группа)
Месяц | Название тем | Количество занятий | Время проведения |
сентябрь | Введение в предмет Продолжать знакомство с бумагой, с ее свойствами, приемами работы с ней. Основы цветоведения. Продолжать знакомить с условными обозначениями и обучение чтению схем. | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
октябрь | Обучение складыванию базовой формы «блин» «Мухомор» «Осенние листочки» «Осенний лес» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
ноябрь | «Кресло» «Коробочка» «Мельница» «Ферма» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
декабрь | «Елочка» «Новогодняя игрушка» «Дед мороз» «Снегурочка» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
январь | «Скользящий Джек» «Пингвин» «Морской котик» Познакомить с условными обозначениями и обучению чтению схем. | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
февраль | Обучение базовой формы «двойной квадрат» «Коробочка-звезда» «Коробочка-самбо» «Самолет» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин 30 мин. |
март | «Тюльпан» «Корзинка» «Корзинка с цветами» «Вертушка» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Апрель | «Лающий щенок» (б.ф. «воздушный змей») «Надувная рыбка» (б.ф. «водяная бомбочка») «Каркающая ворона» «Лодка» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
май | «Змея» «Улитка» «Бабочка (б.ф. «водяная бомбочка»). «Колокольчик» | 1 1 1 1 | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Литература.
- «Сказки из оригами» С. Соколова
- «Оригами в детском саду» С.И.Мусиенко, Г.Б.Бутылкина.
- «Оригами» Московский центр Оригами.
- «Игры и фокусы с бумагой» С.Ю.Афонькин.
- «Оригами, Искусство Складывания из бумаги» С.Ю.Афонькин.
- «Чудесные поделки из бумаги» З.А.Богатеева.
- «Оригами и аппликация» С.Ю.Афонькин.
- «Оригами для дошкольников» С. Соколова.
- «Оригами из круга» Московский центр Оригами.
- «Оригами для детского сада и начальной школы» С.Ю.Афонькин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа художественно – эстетического воспитания детей «Изобразительная деятельность»
Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста: 1 раздел разработан для детей 5 го года жизни, 2 раздел разработан для детей 6 – 7 го года жизни. Сод...
Дополнительная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 5 до 7 лет вокальная студия "Веселые нотки"
Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, формирования вокальных данных, исполнительского мастерства, создание условий дл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...
Дополнительная программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности "Магия оригами" 2022 - 2023 гг
Цель программы. Всестороннее творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР
Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра»
laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия»М.И. Калинин...