Дополнительная программа художественно-эстетического направления «Оригами»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя, старшая группа) на тему

Гераськина Татьяна Владимировна

Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_origami.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района.

г. Санкт-Петербург.

Дополнительная программа

художественно-эстетической

направленности

«ОРИГАМИ»

(Для детей 4-7 лет )

Программу разработала                                              Гераськина Татьяна Владимировна

воспитатель

г. Санкт-Петербург 2014г.

Пояснительная записка

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает разные виды художественно-эстетической направленности. Одним из видов такого направления является оригами - японское искусство складывания из бумаги - доступный и универсальный материал для ребенка в художественном конструировании.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания - увлекательное и полезное занятие для дошкольников. Занятия оригами начинаются с любопытства, а заканчивается увлечением. "Великий квадрат не знает пределов" - говорит древняя восточная пословица и, действительно, из плоского листа бумаги получается целый мир удивительных игрушек, поделок и конструкций, в которую ребенок погружается с радостью, принимая его  условность обозначения.

Занятия оригами занимают малую часть в программе воспитания и обучения в детском саду. Использование занятий по складыванию из бумаги в детском саду способствует развитию индивидуальных творческих способностей.  Последовательная и целенаправленная реализация данной программы позволит более полно подготовить ребенка к процессу обучения его  в школе.

Оригами развивает пространственное воображение, фантазию, а так же способствует духовному развитию личности ребенка.

В процессе складывания из бумаги птиц, животных, цветов и использование художественной литературы у ребенка дошкольного возраста формируются такие качества как понимание, доброта, любовь ко всему живому; знакомится с растительным и животным миром.

Занятия оригами таят в себе большие предпосылки для развития человека и открывают неограниченные возможности в педагогической практике:

-        развитие творческого воображения, фантазии, художественного

вкуса;

-   способствует логическому мышлению, пространственному воображению;

        овладение умения в точной последовательности выполнить задание;

-   способствует  активизации словаря, умению выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;

-  воспитывает усидчивость, старательность, аккуратность, стремление к положительному результату.


Работая с бумагой и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки бумаги «как  сгибание, складывание пополам и в несколько раз в определенной последовательности, закрепляют приемы вырезания декоративных элементов, учатся склеивать их и скреплять на поверхности поделки.

Овладение дошкольниками приемами конструирования различных поделок из бумаги дает возможность организовать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на плоской основе, панно, ширмы или объемных изображений в виде декорации и фигур для настольного театра.

В изготовлении тематических композиций очень важен эффект,                                  когда каждый ребенок, принимая участие, активно вкладывает свой опыт в общее дело и видит возникшую на глазах сложную фигуру, сделанную усилиями многих людей, в том числе и его, а это формирует чувство коллективизма.

Занятия оригами дают возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх инсценировках, в оформлении группы, уголка, праздников, а так же в изготовлении сувениров,  открыток.

Программа художественно-эстетической направленности (оригами) предназначена для проведения занятий в массовых и специализированных группах для детей 4 – 7 лет. Занятия проводятся в соответствии с возрастом ребенка дошкольного возраста. В средней группе занятия проводятся 1paз в неделю по 20 минут; в старшей группе - 1раз в неделю по 30 минут; в подготовительной группе - 1paз в неделю по 30 минут.

Занятия должны проводятся в отдельном помещении с необходимым для работы материалом. Ввиду необходимости индивидуального подхода к ребенку наполняемость группы должна быть не более 10-12 человек.

Три раза в год предусматривается итоговые занятия, которые могут проводиться в самой разнообразной форме: выставка, беседы.

Цель программы:

Основной целью настоящей программы является создания у ребенка дошкольного возраста творческого потенциала.

Задачи программы:

Образовательные:        

- познакомить с основными условными обозначениями в «оригами» (со 2-ого полугодия);

- формировать умение ориентироваться на листе бумаги: вверх, низ, стороны, углы, сгиб;

- совершенствовать умение работать с ножницами и соединять детали при помощи клея.

     -        закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

- обучать   детей складывать поделку по схемам, по памяти и используя свой полученный опыт в умении составлений тематических композиций.

- изучение базовых форм;

- обучение вырезанию квадрата из прямоугольника.

Развивающие:

- развивать координацию тонких движений пальцев;

- способствовать логическому мышлению, пространственному воображению;

- развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса;

- развивать умение в точной последовательности выполнять задание;

- способствовать активизации словаря, умение выражать словами действия, которые выполняет с бумагой;

Воспитательные:

- формировать коммуникативные качества детей, потребность и способность к сотрудничеству.

- развитие дружеских взаимоотношений ;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние;

- формировать навыки бережного и экономного отношения к материалу;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;          

- воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату;

- воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.


Учебный план

№п/п

ТЕМА

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

группа

1

Введение в предмет

1

1

1

2

Знакомство с бумагой

и приемы работы с ней

1

1

1

3

Основы цветоведения

_

1

1

4

Условные обозначения

_

2

2

5

Чтения схем

_

1

2

6

Складывание из круга

1                          

1

1

7

Складывание по диагонали

1

1

1

8

Базовые формы:

-«воздушный змей»

_

1

1

-«блин»

_

_

1

-«водяная бомбочка»

_

1

1

-«двойной квадрат»

_

_

1

9

Подвижное оригами

_

_

6

10

Животные, птицы, насекомые

и рыбы.

13

10

2

11

Цветы, деревья.

Фрукты и овощи.

Грибы.

6

8

3

12

Транспортные модели

3

3

3

13

Предметы быта и украшения

5

2

7

14

Составление композиций

5

3

2

15

Итого

36

36

36

Учебно-тематический план

(средняя группа)

месяц

Название тем

Количество

занятий

Время

проведения

сентябрь

Введение в предмет,  

знакомство с японским

искусством «оригами».

Знакомство с бумагой

и приемы работы с ней.

Обучение складыванию из круга:

 «Солнышко и облачка»

 «Грибы на полянке»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

октябрь

«Корзинка»

«Грибы в корзинке»

«Зонтик»

«Яблоко»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

ноябрь

«Вишенки»

«Фрукты на дереве»

«Медведь»

 «Зайчик»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

декабрь

«Снеговик»

«Снегирь»

«Елочки»

«Новогодний праздник»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

январь

«Знакомство с квадратом. Обучение складыванию квадрата по диагонали»

«Котик»

«Лисичка»

«Собачка»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

февраль

 «Машина (круг)»

«Парусник»

«Ракета (круг)»

«Сердечко»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

март

«Ландыши в вазе (круг)»

«Ежик (круг + квадрат)»

«Краб (круг)»

«Лягушка (круг)»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

апрель

 «Золотая рыбка (круг)»

«Кто живет в воде?»

«Одуванчик (круг)»

«Бабочка (круг)»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.

май

«Божья коровка (круг)»

«Гусеница (круг)»

«Стрекоза (круг)»

«Лето»

1

1

1

1

20 мин.

20 мин.

20 мин.

20 мин.


Учебно-тематический план

(старшая группа)

Месяц

Название тем

Количество

занятий

Время

проведения

сентябрь

Введение в предмет

Знакомство с бумагой, с  ее свойствами.  Приемы работы с ней.

Основы цветоведения

 Знакомство с условными обозначениями и чтение схем.

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

октябрь

Складывание из круга

«Осенняя веточка»

Складывание  квадрата по диагонали

«Мухомор»

 Обучение складыванию базовой формы «воздушный змей»

 «Осенние деревья (клен и липа)»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

ноябрь

 «Овощи (морковь и репа)»

 «Груша»

«Овощи и фрукты на тарелке»

«Гномики»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

декабрь

«Еловая веточка»

«Подвеска (складывание квадрата по диагонали)»

«Пингвин»

«Колпак и мешок для Деда Мороза»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

январь

«Заяц»

«Лиса»

«Белка»

«Лесные жители»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

февраль

Обучение складыванию базовой формы «водяная бомбочка»

«Воздушный шар»

«Звезда»

« Самолет»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

март

«Фиалки в горшочке (круг)»

«Воробей» (б.ф. «воздушный змей)

«Грач»

«Гонка»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

апрель

«Вертушка» (складывание квадрата по диагонали)

«Ракета»

«Рыбка»

«Лягушка»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.

май

«Утка»

«Колоски»

«Василек»

«Летнее настроение»

1

1

1

1

25 мин.

25 мин.

25 мин.

25 мин.


Учебно-тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

Название тем

Количество

занятий

Время

проведения

сентябрь

Введение в предмет

Продолжать знакомство с бумагой, с ее свойствами, приемами работы с ней.

Основы цветоведения.

Продолжать знакомить с условными обозначениями и обучение чтению схем.

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

октябрь

Обучение складыванию базовой формы «блин»

«Мухомор»

«Осенние листочки»

«Осенний лес»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

ноябрь

«Кресло»

«Коробочка»

«Мельница»

«Ферма»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

декабрь

«Елочка»

«Новогодняя игрушка»

«Дед мороз»

«Снегурочка»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

январь

«Скользящий Джек»

«Пингвин»

«Морской котик»

Познакомить  с условными обозначениями и обучению чтению схем.

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

февраль

Обучение базовой формы «двойной квадрат»

«Коробочка-звезда»

«Коробочка-самбо»

«Самолет»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин

30 мин.

март

«Тюльпан»

«Корзинка»

«Корзинка с цветами»

«Вертушка»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

Апрель

«Лающий щенок» (б.ф. «воздушный змей»)

«Надувная рыбка» (б.ф. «водяная бомбочка»)

«Каркающая ворона»

«Лодка»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.

май

«Змея»

«Улитка»

«Бабочка (б.ф. «водяная бомбочка»).

«Колокольчик»

1

1

1

1

30 мин.

30 мин.

30 мин.

30 мин.


Литература.

  1. «Сказки из оригами»  С. Соколова
  2. «Оригами в детском саду»  С.И.Мусиенко, Г.Б.Бутылкина.
  3. «Оригами»  Московский центр Оригами.
  4. «Игры и фокусы с бумагой»  С.Ю.Афонькин.
  5. «Оригами, Искусство Складывания из бумаги»  С.Ю.Афонькин.
  6. «Чудесные поделки из бумаги»  З.А.Богатеева.
  7. «Оригами и аппликация»  С.Ю.Афонькин.
  8. «Оригами для дошкольников»  С. Соколова.
  9. «Оригами из круга»  Московский центр Оригами.
  10. «Оригами для детского сада и начальной школы»  С.Ю.Афонькин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа художественно – эстетического воспитания детей «Изобразительная деятельность»

Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста: 1 раздел разработан для детей 5 го года жизни, 2 раздел разработан для детей 6 – 7 го года жизни. Сод...

Дополнительная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 5 до 7 лет вокальная студия "Веселые нотки"

Данная программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, формирования вокальных данных, исполнительского мастерства, создание условий дл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...

Дополнительная программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического развития «Мир в картинках"...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности "Магия оригами" 2022 - 2023 гг

Цель программы.  Всестороннее творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия»М.И. Калинин...