Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста "Волшебный мир оригами"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме
Представлены: паспорт программы, пояснительная записка,календарно-тематическое планирование, мониторинг освоения програмного материала, требования к уровню подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
origami_peredelyvayu_sr_gr_vord3.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДСКВ
№ 46 «Кот в сапогах»
___________ Г.Н.Федотова
Приказ №____от_________
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ
ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Руководитель: воспитатель
первой квалификационной
категории Задорожняя Т.В.
Нижневартовск, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы | 3 | |
Пояснительная записка | 5 | |
Содержание программы | 7 | |
1. | Календарно-тематическое планирование работы с детьми | 7 |
2. | Мониторинг освоения детьми программного материала | 19 |
3. | Требования к уровню подготовки воспитанников | 23 |
Список литературы | 35 | |
Приложение | 36 |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по дополнительной образовательной услуге для детей среднего дошкольного возраста |
Основание для разработки программы | - Конституция Российской Федерации; - Закон «Об образовании» от 10.07.1992г № 3267-1 (с изменениями и дополнениями); - Конвенция ООН о правах ребенка; - Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»; - Рекомендации департамента образования города Нижневартовска; - СанПин 12.49-03; - Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65-23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами для дошкольников. Методическое пособие, допущенное Министерством образования РФ |
Заказчик программы | Родители (законные представители) воспитанников |
Организация-исполнитель программы | Администрация муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирую-щего вида № 46 «Кот в сапогах» |
Целевая группа | Дети среднего дошкольного возраста, 5 человек |
Срок реализации программы | 2012-2013 учебный год |
Составитель программы | Железко С.А., воспитатель высшей квалификационной категории |
Цель программы | Развитие интеллектуальных способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами |
Задачи программы |
|
Ожидаемые результаты | Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
|
Координация и контроль реализации программы | Осуществляется администрацией ДОУ. Формы предоставления результатов:
|
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Постоянное движение ребёнка вперёд, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности - всё это факты, характеризующие развитие ребёнка.
Проходят годы, и ребёнок оказывается у порога школы. Вот здесь мы, взрослые, понимаем, какое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 - 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения, координированы и точны. Незаменимую помощь в этом может оказать искусство складывания фигурок из бумаги – оригами.
Не перечислить всех достоинств этого вида искусства в развитии ребенка. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями, фигурами (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами, развивает и активизирует мыслительные процессы, творческое воображение, художественный вкус, а также способствует развитию глазомера, мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
Наблюдения за дошкольниками 4-5 лет показывают, что им нравится играть с поделками, сделанными своими руками. Вместе со взрослыми они пытаются мастерить бумажные кораблики, самолетики, корзиночки чтобы потом использовать их в играх.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что конструирование из бумаги по типу оригами доступно детям среднего дошкольного возраста. Использование бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с ней, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Целью данной программы является развитие интеллектуальных способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- обучать детей различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);
- формировать знания об основных геометрических формах (круг, квадрат, треугольник) и понятиях (угол, сторона, линия сгиба);
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- расширять коммуникативные способности детей через создание игровых ситуаций.
Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество занятий / часов |
Вводная диагностика. | 1 | |
Знакомство с оригами. | 1 | |
Знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | 4 | |
Сгибание прямоугольника пополам | 2 | |
Сгибание квадрата пополам | 1 | |
Базовая форма треугольник | 57 | |
Сгибание углов у квадрата | 2 | |
Базовая форма дверь | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Диагностика по итогам года | 1 | |
Фотовыставка | 1 |
Конструирование из бумаги по типу оригами проводится два раза в неделю, продолжительность одного занятия 20 минут. Всего 72 занятия в год.
Итоговое занятие: 1, в конце года.
Методологической основой настоящей программы являются пособия С.В. Соколовой «Игрушки из бумаги. Оригами для дошкольников», Т.Б. Сержантовой «Оригами. Базовые формы», Т.К. Тарабариной «Оригами и развитие ребенка».
Содержание программы
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки - это базовые формы. Например, фигурки собачки, кошечки, бабочки сделаны на основе базовой формы “треугольник,” гуся, ослика, слона на основе базовой формы “воздушный змей”, а фигурки лебедя, жука сделаны на основе другой базовой формы - “двойного треугольника”. Поделки для детей 4-5 лет основаны на базовой форме “треугольник.
- Календарно-тематическое планирование
Учебная неделя | № занятия | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
Сентябрь | ||||
1 неделя | 1 | Вводная диагностика | Выявить знания и умения детей на начало года. | Диагностические задания. |
2 | «Путешествие в страну «Ориландию» | Познакомить детей со страной «Ориландия». Рассказать, где возникло искусство оригами, где используется. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. | Презентация, рассказ педагога, вопросы, рассматривание иллюстраций, готовых поделок. | |
2 неделя | 3 | Знакомство со свойствами бумаги, ее видами. | Познакомить детей с разнообразными свойствами бумаги, ее видами. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность. | Рассказ педагога, показ разных видов бумаги, вопросы, рассматривание готовых поделок. |
4 | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги(прямоугольник). | Познакомить детей с основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. | Объяснение, показ, индивидуальная помощь. | |
3 неделя | 5 | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги(квадрат). | Познакомить основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать квадрат пополам, по диагонали, совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба. | Сказка о квадрате, объяснение, показ; индивидуальная помощь. |
6 | Знакомство с основными приёмами складывания бумаги. | Продолжать учить детей складывать квадрат (пополам, по диагонали), прямоугольник (пополам), совмещать стороны и углы, придерживать совмещенные стороны, углы рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы с линией сгиба. | Объяснение, показ; индивидуальная помощь, поощрение. | |
4 неделя | 7 | Экскурсия в лес (сбор грибов) (б.ф.треугольник)
| Познакомить с понятием – базовая форма «треугольник». Учить складывать большой квадрата по диагонали, маленький пополам; использовать поделки в дидактических играх. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, показ образца, показ приемов складывания, совместное действие с детьми, поощрения. |
8 | Сова (б.ф. треугольник) | Продолжать знакомить с базовой формой «треугольник». Учить следовать устной инструкции. Уточнить знания детей о свойствах бумаги. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
Октябрь | ||||
5 неделя | 9 | Ежик (б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист по диагонали, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, совместное действие с педагогом, поощрение. |
10 | Морковь (б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба, соединять углы к середине линии сгиба. Развивать внимание. Воспитывать, настойчивость, старание. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
6 неделя | 11 | Собачка (б.ф. треугольник) | Познакомить детей со сказочным героем «Жучкой». Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», аккуратно оформлять поделку. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Вопросы, сюрпризный момент, напоминание последовательности изготовления поделки, использование в сюжетно-ролевых играх, художественное слово. |
12 | Кошка (б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. | Рассказ педагога о кошках, о котятах, рассматривание иллюстраций, показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово. | |
7 неделя | 13 | Мышка (б.ф. треугольник) | Продолжать знакомить детей со сказочными героями, развивать желание мастерить поделки в стиле оригами. Учить работать по словесной инструкции педагога, использовать готовые фигурки в театрализованном представлении. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать терпение, старание. | Сюрпризный момент, работа по словесной инструкции. использование поделки в театрализованном представлении, художественное слово. |
14 | Вертушка для малышей (б.ф.треугольник) | Познакомить детей с изготовлением новых подделок из квадрата. Научить разрезать заготовку по прямой короткой линии. Упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, совместные действия педагога с детьми, художественное слово. | |
8 неделя | 15 | Рыбка ( б.ф. треугольник) | Познакомить детей с водными обитателями. Продолжать учить детей мастерить подделки из бумаги в стиле оригами, работать по словесной инструкции педагога. Развивать конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук. Воспитывать терпение, старание. | Рассказ педагога о водных обитателях, показ образца, совместные действия педагога с детьми, художественное слово, дидактическая игра «Найди водного обитателя» |
16 | Мордочка кошки(б.ф.треугольник) | Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Презентация, показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово. | |
Ноябрь | ||||
9 неделя | 17 | Игрушка «попадушка» (б.ф.треугольник) | Знакомит детей со способом получения из волшебного стаканчика - игрушки. Закреплять умение работать по словесной инструкции. Развитие и формирование зрительно - моторной координации, мелкой моторики рук. Воспитывать терпение, старание. | Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с игрушкой. |
18 | Лисенок (б.ф.треугольник) | Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку; работать по словесной инструкции педагога. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Сюрпризный момент, вопросы, работа по словесной инструкции; использование поделки в театрализованном представлении; художественное слово. | |
10 неделя | 19 | Кролик(б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрез по прямой линии. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. |
20 | Утенок(б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные стороны рукой, проглаживать линию сгиба, загибать углы к середине линии сгиба. Развивать внимание. Воспитывать, терпение, старание. | Художественное слово, показ приемов работы, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение. | |
11 неделя | 21 | Мухомор (б.ф.треугольник) | Учить перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Опускать верхние углы к линии перегиба. Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, совместное действие с педагогом, поощрение. |
22 | Пчелка(б.ф.треугольник) | Продолжать учить складывать фигуру пчелки, на основе базовой формы «треугольник». Дать представление о жизни и пользе пчел. Учить складывать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы. Закрепить умение следовать устным инструкциям. Развивать моторику кистей рук и пальцев. Воспитывать любовь к природе и всему живому. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
12 неделя | 23 | Голубь(б.ф.треугольник) | Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», работать по словесной инструкции педагога. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать к аккуратности в работе. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Показ образца, вопросы, совместное действие педагога с детьми, поощрение, игры с игрушкой. |
24 | Муха (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», работать по словесной инструкции педагога. Формировать умение дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. | Показ образца, совместные действия педагога и детей, поощрение, художественное слово. | |
Декабрь | ||||
13 неделя | 25 | Курочка(б.Ф. треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник». Учить закладывать от сгиба боковых углов внутрь в виде клюва и хвоста. Закрепить умения и навыки, полученные ранее. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Совместные действия детей и педагога, художественное слово, вопросы, обыгрывание поделки. |
26 | Петушок-золотой гребешок (б.ф. треугольник) | Учить детей складывать фигурку из заготовки прямоугольной формы, складывать квадратный лист пополам, загибать острый угол в форме клюва в сторону, хвост вверх. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на красивые предметы. | Сопровождение объяснения показом действий, совместные действия педагога и детей, художественное слово, вопросы, обыгрывание поделки. | |
14 неделя | 27 | Цыпленок (б.Ф. треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадратный лист по диагонали, хорошо проглаживать линию сгиба и разворачивать обратно в исходное положение; загибать левый угол в сторону центра, но, не доходя до него; выразительно оформлять поделку, дополняя готовыми деталями. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать настойчивость, старание. | Сопровождение объяснения показом действий, совместные действия художественное слово, вопросы, обыгрывание поделки. |
28 | Черепаха 1 (б.Ф. треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать терпение, старание. | Совместные действия педагога с детьми, художественное слово, поощрение. | |
15 неделя | 29 | Мой любимый сказочный герой «гномик» (б.ф. треугольник) | Учить создавать образ сказочного героя – гномика, передавая характерные особенности. Закреплять приемы работы с бумагой по словесному указанию. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Сюрпризный момент, показ, проговаривание действий, напоминание, художественное слово, театрализованное представление. |
30 | Снеговик (сгибание углов квадрата) | Совершенствовать умение преобразовывать геометрические фигуры приемом загибания углов. Развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию. Воспитывать терпение, старание. | Сюрпризный момент, напоминание, наводящие вопросы, совместные действия педагога с детьми, поощрение. | |
16 неделя | 31 | Зимой и летом одним цветом (елочка) (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрезы. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Создавать хорошее настроение в ожидании новогоднего праздника. Воспитывать желание беречь природу. | Показ иллюстрации новогодней елки, объяснение, совместные действия с педагогом, художественное слово, поощрение. |
32 | Медведь - Умка (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей складывать фигурки техникой оригами. Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом, поощрение. | |
Январь | ||||
17 неделя | 33 | Конфета(б.ф. треугольник) | Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, чтобы получилась цветная косыночка (базовая форма «треугольник»). Разворачивать квадрат и к обозначенной линии прикладывать вершины боковых углов (к середине). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Сюрпризный момент, совместные действия с педагогом, поощрение. |
34 | Флажок (б.ф. треугольник) | Продолжать знакомить детей с б.ф. «треугольник» («косынка»). Продолжать учить детей большой квадрат складывать по диагонали, прямоугольник пополам, проглаживать линию сгиба. Развивать мелкую моторику рук. Создать хорошее настроение. | Сюрпризный момент, поэтапный показ складывания с проговариванием, поощрение. | |
18 неделя | 35 | Пингвин (б.ф. треугольник) | Продолжать знакомить детей с водными обитателями – пингвином. Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». Развивать конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Просмотр мультфильма, совместные действия педагога с детьми, художественное слово, дидактическая игра «Найди водного обитателя» |
36 | Кит (б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать терпение, старание. | Совместные действия педагога с детьми, художественное слово, дидактическая игра «Кого не стало?» | |
19 неделя | 37 | Черепаха 2 (б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей мастерить подделки из бумаги в стиле оригами, работать по словесной инструкции педагога. Развивать конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук. Формировать умение быть внимательным, собранным. | Показ, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, художественное слово, поощрение. |
38 | Тигренок (б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным. Создавать радостное настроение, желание работать. | Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение. | |
20 неделя | 39 | Шапочка (б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание. | Сюрпризный момент, совместные действия педагога с детьми, художественное слово. |
40 | Пончик (складывание прямоугольникаполам) | Продолжать учить детей складывать лист пополам, следовать устным инструкциям. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. | Рассматривание иллюстраций, совместные действия педагога и детей, проговаривание действий, поощрение. | |
Февраль | ||||
21 неделя | 41 | Медведь (б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист, проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, терпение, старание. | Сюрпризный момент, поэтапный показ складывания, инд. помощь, поощрение. |
42 | Заяц (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба, делать надрез по прямой линии. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. | Сюрпризный момент, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. | |
22 неделя | 43 | Волк (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку. Учить аккуратно, наклеивать детали на силуэт животного. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Сюрпризный момент, показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, художественное слово, театрализованное представление. |
44 | По морям, по волнам «Кораблик» (б.ф.треугольник) | Закреплять умение мастерить поделки в стиле оригами. Продолжать учить работать по словесной инструкции педагога Развивать внимание, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины. | Показ иллюстраций кораблей, лодок, оказание индивидуальной помощи, чтение стихов, рассматривание готовых поделок. | |
23 неделя | 45 | Самолет (б.ф.треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. | Беседа с детьми о предстоящим праздники – защитников Отечества, образцов, вопросы, совместные действия, художественное слово, поощрение. |
46 | Пассажирский самолет(б.ф.треугольник) | Продолжить работу с прямоугольником, используя прием оригами. Учить, работать по словесной инструкции педагога. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги. | Беседа о видах транспорта, показ разновидностей транспорта, совместное действие педагога с детьми, поощрения. Создание игрового сюжета. | |
24 неделя | 47 | Лиса (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», выразительно оформлять поделку. Учить аккуратно, наклеивать детали на силуэт животного. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время, постепенность складывание по словесному описанию педагога, поощрение, обыгрывание персонажа в игре – сказки. |
48 | Колобок (сгибание углов у квадрата) | Учить создавать образ сказочного героя – колобка, передавая характерные особенности. Закреплять приемы работы с бумагой по словесному указанию. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях. | Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, художественное слово, театрализованное представление. | |
Март | ||||
25 неделя | 49 | Милая мамочка, мама моя ( открытка – цветок) (б.ф.треугольник) | Познакомить детей с вариантом художественного оформления. Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». работать по словесной инструкции педагога. Развивать, мелкую моторику рук, аккуратность. Вызвать желание сделать подделку к празднику «8 марта» Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку, стремление сделать маме приятное. | Сюрпризный момент – появление мастера оригами, постановка целей, объяснение, совместные действия педагога с детьми, поощрение. |
50 | Стаканчик (б.ф.треугольник) | Продолжать учить детей мастерить подделки из бумаги в стиле оригами, работать по словесной инструкции педагога. Развивать конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук. Воспитывать, терпение, старание. | Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, поощрение. | |
26 неделя | 51 | Чайка. (б.ф.треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить делать надрез от бокового угла (после складывания пополам), загибать клюв, крылья, хвост. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. | Сюрпризный момент, загадывание загадки, рассказ педагога о превращение листа в поделку, показ образца, совместные действия педагога с детьми, поощрения, игры детей с поделками. |
52 | Луговой цветок (б.ф. треугольник) | Продолжать учить передавать характерные особенности цветов в стиле оригами. Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Продолжать учить детей правильно проглаживать линии сгиба, загибать углы в правую и левую стороны. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на красивые предметы. | Показ, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, художественное слово, поощрение. | |
27 неделя | 53 | Дом(б.ф. треугольник) | Уточнить представления детей о величине предметов – высокий – низкий, большой – маленький. Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Продолжать учить детей правильно проглаживать линии сгиба, загибать один угол к линии сгиба, другой назад. Создать радостное настроение во время работы. | Загадывание загадки, показ образца домика, рассказ педагога, совместное действие с педагогом, поощрение. |
54 | Два домика (б.ф. дверь) | Продолжать учить детей складывать фигурки техникой«оригами». Познакомить с новой б.ф. «дверь». Развивать мелкую моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями. Воспитывать настойчивость, старание. | Рассматривание иллюстраций, проговаривание действий, , поощрение. | |
28 неделя | 55 | Лягушка (б.ф.треугольник) | Закреплять складывание фигурок из б.ф. «треугольник». Учить сгибать боковые острые углы навстречу друг к другу и отгибание их в стороны. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Создать радостное настроение, желание заниматься оригами. | Сюрпризный момент, рассказ педагога сказки о лягушонке «Кваки», художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. |
56 | Гусь. (б.ф.треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить отгибать стороны (частично) к середине, выделять шею, клюв и загибать в сторону хвост. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Создать радостное настроение во время работы. | Показ, уточняющие вопросы, проговаривание действий, совместные действия педагога с детьми, напоминание, художественное слово, поощрение. | |
Апрель | ||||
29 неделя | 57 | Кто-кто в теремочке живет (волк) (б.ф.треугольник) | Закрепить знания и представление детей о диких животных. Развивать умение рассматривать созданные фигурки животных приемом оригами, отмечать их выразительность. Развитие и формирование внимания, координации в работе зрительного двигательного слухового анализатора. Воспитывать интерес к работе, желание сделать игрушку. | Показ образца, совместное действие педагога с детьми, сюрпризный момент, словесное поощрение, художественное слово. |
58 | Яхта (б.ф.треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить работать по линиям сгиба, загибать сторону вверх. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, настойчивость, старание. | Сюрпризный момент, показ способов выполнения, поэтапный показ складывания, поощрение. | |
30 неделя | 59 | Парусник (б.ф.треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить работать по линиям сгиба. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, настойчивость, старание. | Сюрпризный момент, показ образца, совместные действия, напоминание, поощрение . |
60 | Клюющая птица (б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить работать по линиям сгиба, загибать боковые углы сверху к середине. Развивать мелкую моторику, внимание. Совершенствовать умение работать с бумагой. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать настойчивость, старание. | Художественное слово, показ приемов работы, совместное действие педагога с детьми, поощрение. | |
31 неделя | 61 | Синица(б.ф. треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить загибать клюв в столону. Формировать умение сохранять правильную осанку во время занятий. Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. | Сюрпризный момент – появление волшебника с сундучком, действия педагога с детьми, напоминание, вопросы, поощрение. |
62 | Воздушный змей(б.ф. треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить загибать углы к середине сгиба. Развивать мелкую моторику рук. Создать радостное настроение во время работы. | Показ образца, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, поощрение. | |
32 неделя | 63 | Божья коровка(б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, придерживать совмещенные углы рукой, проглаживать линию сгиба. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. | Показ иллюстраций насекомых, художественное слово, постепенность складывание по словесному описанию педагога, поощрение. |
64 | Золотая рыбка(сгибание квадрата пополам) | Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, придерживать совмещенные углы рукой, загибать и отгибать углы на себя и от себя, проглаживать линию сгиба. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей сохранять правильную осанку во время занятий. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки. | Рассказ педагога об обитателях аквариума, показ приемов подделки и образца, совместные действия педагога с детьми, художественное слово, поощрение. | |
Май | ||||
33 неделя | 65 | Насекомые «бабочка» (б.ф. треугольник) | Формировать элементарное представление о насекомых. Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, пополам, затем отгибать верхние углы в стороны. Упражнять детей в аккуратном складывании и сгибания бумаги. Развивать у детей усидчивость, наблюдательность, мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать любовь ко всему живому. | Показ иллюстраций насекомых, художественное слово, показ педагога, совместные действия, анализ детских работ. |
66 | Кузнечик(б.ф. треугольник) | Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Упражнять детей в аккуратном складывании бумаги, проглаживании линии сгиба и загибании углов вверх. Развивать у детей усидчивость, мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать любовь ко всему живому. | Показ иллюстраций насекомых, художественное слово, совместные действия, анализ детских работ. | |
34 неделя | 67 | Лягушка (сгибание прямоугольника пополам) | Учить сгибать прямоугольник пополам, затем на себя и от себя с двух сторон, правильно проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями. Воспитывать терпение, старание. | Сюрпризный момент, презентация, художественное слово, совместное действие с педагогом, поощрение. |
68 | Декоративная рыбка(б.ф. треугольник) | Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить правильно, сгибать лист, проглаживать линии сгиба, загибать углы вниз. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать, настойчивость, старание. | Сюрпризный момент, поэтапный показ складывания, инд.помощь, поощрение. | |
35 неделя | 69 | Гвоздика(б.ф. треугольник) | Продолжать учить детей складывать фигурку из б.ф. «треугольник». Учить сгибать углы с обоих концов для образования сложенного треугольника. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Развивать эстетическое восприятие. | Показ образца, совместные действия, проговаривание действий, художественное слово, поощрение в виде дипломов. |
70 | Диагностика по итогам года. | Выявить знания детей за год. | Задания по мониторингу. | |
36 неделя | 71 | Итоговое занятие. | Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. | Поощрение |
72 | Фотовыставка детских работ. | Оформление фотовыставки. |
2. Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре-октябре, итоговый – в апреле-мае.
2.1. Методика и критерии диагностического обследования по программе конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И.
Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Инструкция: «Сложи лист пополам»
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист пополам (по диагонали), соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали.
Инструкция: «Сложи лист по диагонали».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно складывает лист по диагонали, соединяя углы; фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба;
2 балла – ребенок складывает лист с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание№3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание №4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Инструкция: Воспитатель берет квадрат согнутый пополам и предлагает ребенку: «Покажи углы, (стороны, линию сгиба)».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно показывает все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно показывает 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не знает и не показывает геометрические понятия.
Задание№5
Цель: выявить умение детей резать ножницами лист бумаги по прямой линии.
Инструкция: «Разрежь квадрат по прямой линии».
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно режет ножницами по прямой линии;
2 балла – ребенок самостоятельно пытается резать по прямой линии, требуется помощь воспитателя;
1 балл – ребенок не умеет и не пытается резать по прямой линии.
2.2. Протокол обследования уровня развития конструктивных способностей (оригами)
детей среднего возраста
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Умение складывать лист бумаги | Знает | Умение резать ножницами по прямой линии | Общее количество баллов | Уровень | |||||||||
прямоугольный пополам | квадратный по диагонали | геометрические фигуры | геометрические понятия | ||||||||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г. | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 |
Высокий уровень: (15 до20 баллов)
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Качественная характеристика уровней развития
конструирования из бумаги «Волшебный мир оригами»
Высокий уровень: (от 15 до20 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает прямоугольный лист пополам, квадратный по диагонали, умеет фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; правильно и самостоятельно называет и показывает все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень: (от 9 до 14 баллов)
Ребенок с помощью наводящих вопросов (инструкций) воспитателя складывает лист пополам по диагонали, фиксирует сгиб кончиком пальца, проглаживает линию сгиба; самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры, 1-2 геометрических понятия; требуется помощь воспитателя при резании ножницами по прямой линии.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не может самостоятельно складывать лист пополам по диагонали или отказывается от выполнения задания; не знает и не показывает геометрические фигуры и геометрические понятия; не умеет и не пытается резать ножницами по прямой линии.
3. Требования к уровню подготовки воспитанников
При успешном освоении данной Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Ребенок | |
Различает: |
|
Может: |
|
Умеет: |
|
Литература:
1. Т.Б. Сержантова. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис – пресс, 2009.
2. О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис – пресс, 2010.
3. С.В. Соколова. Игрушки из бумаги. Оригами для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
4. А.А. Анистратова. Н.И. Гришина. Оригами. ООО « Издательство Оникс», 2009.
5. Д.Н. Остроун. Оригами. С птичьего полета. М.: « Издательство Оникс», 2011.
6. Е.М. Шкурко. Оригами: игровые методы развития ребенка с 3-7 лет. Екатеринбург ООО «Сова фильм», 2007.
7. Т.К. Тарабарина Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей младшего дошкольного возраста физкультурно-оздоровительной направленности "Здоровячок"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Движения плюс движения" В.А. Шишкиной....
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Программа дополнительной образовательной услуги "Бабушкин сундучок"...
Программа для дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста «Радуга творчества»
Занятия лепкой комплексно воздействуют на разв...
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей дошкольного возраста «Фантики».
Изготовление поделок с использованием разных материалов....