Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» для детей 3-5 лет
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Григорьева Людмила Игоревна

Рабочая программа кружка "Умный малыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma1_1.docx99.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Умный малыш»


Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи Программы

1.3. Объем Программы

1.4.  Содержание Программы

1.5. Планируемые  результаты освоения программы

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план

2.2. Календарный учебный график

2.3. Условия реализации Программы

2.4  Формы, порядок текущего контроля

2.5. Оценочные материалы

2.7. Взаимодействие с родителями

2.8. Список литературы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.  Приказ министерство просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 1155 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МОН РФ) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО)».  

6. Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. №1726–р «Концепция о развитии дополнительного образования детей»

7.  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями)

8.  Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

 В сетевом столетии также появляется реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного непрерывного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам либо его семья, чтобы делать самого себя. «Личностью надо выделаться» - эти слова Ф.М. Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.

Именно на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к родной культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Как показывают педагогические исследования, большинство родителей не могут своими силами обеспечить систематическое, полноценное развитие своих детей в этом возрасте, поэтому, всё более привлекательными для родителей становятся школы дополнительного образования, развития дошкольников. Дошкольные образовательные школы привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать в одном месте занятия по различным направлениям. Это позволяет выявить наклонности детей и в дальнейшем продолжить их обучение в профильных учреждениях. Кроме того, в отличие от детского сада, куда ребенок вынужден ходить постоянно и обязательно, дошкольный учреждения он посещает добровольно. Это способствует формированию положительной мотивации к обучению и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе.

В основу образовательной (общеразвивающей) программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста частного учреждения дополнительного образования «Школы «МАТУР», программы развития, обучения и воспитания легли теоретические взгляды ведущих специалистов раннего развития дошкольников (Г. Домана, М. Монтессори, Ш. Амоношвили, В. Воскобовича, Н. Жукова, Н. Зайцева и др.); современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений, рекомендации Министерством просвещения РФ по реализации образовательных программ в педагогическом процессе, а также знакомство и анализ организаций педагогической образовательной деятельности в подобных школах.

         Программа имеет социально-педагогическую направленность, способствует созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Актуальность и новизна программы определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста, не посещающих государственные образовательные учреждения, обще учебных умений и деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной начальной школе.

Основная стратегическая цель программы - гармоничное развитие личности каждого ребенка, создание условий для их активной поисковой деятельности на основе адаптированного к возрастным особенностям детей-дошкольников варианта технологии деятельностного метода, активизация мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоятельной и осознанной учебной деятельности.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она   решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Главная задача — не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка.  

   

 Основные стратегические задачи:

  • не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка;
  • стимулирование познавательных процессов, готовность в будущем к самореализации;
  • помочь ребенку вырасти   думающим и действующим, умеющим   самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач;
  • формирование мотивации учения,
  • развитие коммуникативных навыков;
  • создание социокультурной среды общения;
  • развитие творческих способностей личности;
  • поддержание стремления к самостоятельной деятельности;
  • творческому использованию жизненного опыта детей;
  • самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

  

     

Педагогической основой организации образовательного процесса является личностно – ориентированные, творческо-деятельностные технологии обучения, которые обеспечивают всестороннее развитие детей. Весь материал вводиться в жизнь детей не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Форма занятий подвижная, разнообразная и меняться в зависимости от поставленных задач. Возрастные особенности детей определяют насыщенность учебного материала игровыми заданиями.  

     Используемый принцип минимакса, обеспечивает индивидуальный путь развития каждого ребенка, дает возможность организовать работу с детьми так, что знания даются по возможному максимуму, требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения и определенному государственным стандартом. Другими словами, успешность обучения достигается не за счет облегчения заданий до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности. Использование минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения, не замедляя развития более способных детей. Таким образом, решается вопрос уровневой дифференциации дошкольной подготовки: каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.

         Принцип комфортности, обеспечивает психофизиологическое состояние детей. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха, атмосферы доброжелательности, где все дети, независимо от их способностей, «чувствуют себя как дома». Принцип комфортности является необходимой составляющей работы с детьми при подготовке их к школе, положительно влияет на их здоровье и психическое развитие.

      Принцип непрерывности, обеспечивает преемственные связи между всеми ступенями обучения. Важной особенностью данной Программы является то, что она представляет собой органическую структуру общего курса, обеспечивая ее непрерывность на всех этапах.

   Цели программы: создать прочную основу для успешного обучения детей в школе, расширять кругозор, интеллектуальный потенциал обучающихся.

Задачи программы:

       1.Образовательные:

  • Подготовить адаптированного во всех отношениях ребенка к школьному обучению, не вредя его здоровью;
  • Сформировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;
  • Обучить основам грамоты и чтения;
  • Сформировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;
  • Приобщить к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз, используемых на занятиях;
  • Формировать интерес к обучению;
  • Помочь ребенку вырасти думающим, научиться самостоятельно добывать нужные ему знания, способным свободно использовать их для решения жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и житейских.
  1. Развивающие:
  • Развитие познавательных способностей;
  • Развить познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  • Развить творческие способности ребенка, мелкую моторику рук через организацию изобразительной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, конструированию, аппликации;
  • Расширить кругозор, образно- художественное восприятие мира.

      3.  Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, точность в выполнении заданий, трудолюбие;
  • Воспитывать коммуникативные способности детей;
  • Воспитать общую культуру дошкольника;
  • Воспитать нравственность, коллективизм, гуманизм.

Программа рассчитана на детей 3 -5 лет.

Ожидаемые результаты: в результате освоения программы дети овладевают речевыми и математическими, художественно-эстетическими знаниями, умениями и навыками с учетом их возраста и индивидуальных особенностей и необходимыми им при поступлении в школу.

Разделы программы:

  1. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  2.  Развитие речи.
  3. Обучение грамоте.
  4.  Изо деятельности

Индивидуальные тесты на определение подготовленности детей к школе.

Диагностические задания для фронтального изучения подготовленности детей к школе.

                                                      РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

     Содержание программы предполагает 4 года обучения.

    Возраст детей, участвующих в программе: первый год – дети 3-4 года; второй год -  дети 4-5 года; третий год – дети 5-6 лет; четвёртый год – дети 6-7 лет.

    Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются: возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 3-7 лет.  

    Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому на курсе раннего развития применяются в основном игровые технологии.

    Продолжительность занятий установлена на основании требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовании, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 22.08.96г. за № 448, Инструктивно-методическое письмо - приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2000 г. N 65/23-16. Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

  • Одно занятие – 30 минут;
  • Два занятия (2 раза в неделю) – 1 час;
  • Восемь занятий (8 раз в месяц) – 4 часа:
  • 72 занятия (на протяжении 9 месяцев учебного года) - 36 часов.

Перемена между занятиями – 5 минут.

В месяц проводится восемь встреч, на них организуются занятий по математическому развитию, по речевому развитию, по обучению грамоте, по художественно-эстетическому развитию, по ознакомлению с миром природы, познавательные, развивающие игры, сенсорное развитие, динамические паузы, пальчиковые гимнастики, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом).

Формирование групп происходит с учетом психофизиологических особенностей детей и года обучения.  В группах не более 5-6 человек.

    Курс включает в себя подпрограммы (3-4 и 4-5 лет):

1. «Считаем до 10» - формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);

2. «По дороге к Азбуке» - развитие речи; обучение грамоте; представления об окружающем мире;

3. «Умелые ручки» - изо деятельности;

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Подготовка детей к школе ведется не путем усвоения ими «школьных технологий», а путем развития психологических процессов, в процессе развивающих, творческих играх и заданиях.

    «Заниматься» с ребенком нельзя, с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно. На занятиях постоянно присутствуют персонажи (мягкие игрушки) персонажи из сказок и мультфильмов.

     В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предлагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий.

      Курс построен, так, что во время занятий, осуществляя разные виды развивающей, совместной и индивидуальной деятельности ненавязчиво прививаются детям новые ее формы.

      Вместе с игрушечными героями дети путешествуют по стране «Знаний». По дороге в школу они всесторонне развиваются и обучаются.

      Дети, справившиеся со всеми заданиями, получают в конце занятия награду (сердечки- наклейки.) В конце занятия дается всем положительная оценка, а затем отмечаются лучшие ответы.

Примерная схема организации образовательной деятельности:

1. Гимнастика для осанки, глаз и артикуляционная гимнастика для языка. Настройка на образовательную деятельность, привлечение внимания детей (1-2 мин.);

2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к образовательной деятельности (3-5 мин.);

3. Затруднение в игровой ситуации. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему образовательной деятельности (1-3 мин.);

4. «Открытие» нового знания или умения (5-7 мин.);

5. Воспроизведение новой типовой ситуации. Проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в учебной тетради, сопровождаемая объяснениями на наглядном материале и с возможностью поработать самостоятельно. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала (5-7 мин.);

6. Физминутка, динамическая пауза и т. д. (3-5 мин.);

7. Повторение и развивающие задания (5 мин.);

8. Итог занятия. Дети фиксируют в речи,что нового узнали (2-3 мин.).

Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.

Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети усвоили данный им материал.

Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Занятия - соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме, не смотря на разнообразие видов деятельности.

  Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесный;
  • наглядный;
  • творческо- деятельностный;
  • игра – путешествие.

  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.

  Приемы:

  • игры;
  • работа по образцу;
  • показ иллюстраций, видеоматериалов.

   Дидактический материал состоит из таблиц, плакатов, а также подобранного систематизированного материала: сюжетные картины по основным темам подпрограмм, дидактические карточки, раздаточный материал к основным темам подпрограмм, рабочие тетради по основным направлениям подпрограмм.

Рекомендации: 

   Максимальное внимание следует уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять).

   Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.

   Исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий. Сравнивать результаты ребенка только с его собственными.  Принудительное обучение бесполезно.

   В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

1. Формирование элементарных математических представлений

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для создания первичных математических представлений, установления связи между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляются существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.

Математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она «приводит в порядок ум», формирует жизненно важные личностные качества учащихся - внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.

1.1 Общая характеристика курса по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Считаем до 10»

Дошкольный курс «Считаем до 10» формирует элементарные математические представления у дошкольников с 3-5 лет. Способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора, сенсорному и интеллектуальному развитию, развитию познавательных интересов у дошкольников. Предполагает развитие у детей как предметных, так и обще учебных умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных, оценочных. Формирование интеллектуальных умений осуществляется в процессе решения предлагаемых предметных задач, а оценочных – в ходе разрешения возникающих ситуаций взаимодействия детей с друг другом и с педагогом. 

Включает следующие направления: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и времени, логические задачи. Основная задача курса – формирование представления о числе и цифре, знание названий геометрических фигур, форм, развитие смекалки, логического мышления и сообразительности.

В основе организации занятий лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний. Разработки занятий содержат систему дидактических игр, дающую педагогу возможность предлагать детям новое в доступной, увлекательной и неутомительной форме.

Дидактической основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

1.Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса).

2.Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми);

3.Принцип минимакса (обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом);

4.Принцип целостного представления о мире (при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира);

5.Принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора);

6.Принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми

собственного опыта творческой деятельности);

7.Принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения).

Изложенные принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального

и личностного развития детей.

 

1.2 Цели и задачи курса

Для успешного обучения детей главное - сформировать у ребенка психологическую и обще учебную готовность к школе, развивать у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.

Цели:

расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в

непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;

развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)

формирование гармоничной личности,

всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его

обучению в общеобразовательной школе.

Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

Обучающие задачи:

1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных

интересов, радость творчества.

2. Познакомить детей с общими математическими понятиями.

3. Формировать математические представления о числах и цифрах.

4. Учить детей считать до 10.

4. Формировать пространственно-временные отношения.

5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве

с помощью плана.

6. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой

формы, знакомить с геометрическими фигурами.

7. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать

фигуры из палочек.

8. Увеличение объема внимания и памяти.

9. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих

способностей.

2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие

умозаключения.

3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Воспитательные задачи:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать

правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами

окружающих.

2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения

друг к другу.

3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать

правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами

окружающих.

4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

              1.3 Содержание курса

В дидактической системе выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:

  • занятие открытия нового знания;
  • тренировочное занятие;
  • итоговое занятие.

Структура занятий каждого типа и дидактические задачи каждого этапа занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.

Особенностью занятий открытия нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно тренируются мыслительные операции, внимание, память, речь, деятельностные способности.

Таким образом, основные цели занятий данного типа можно сформулировать так:

сформировать представление о…

сформировать опыт…

тренировать (ту или иную мыслительную операцию, познавательный процесс, деятельностную способность и т.д.)

1.4 Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1) Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

На данном этапе в ходе дидактической игры организуется предметная деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины («не получилось!», «почему не получилось?»).

3) Открытие детьми нового знания.

На этом этапе используется подводящий диалог, организуется построение нового знания, которое четко фиксируется вместе с детьми в речи и знаково.

4) Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе предлагаются игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможна работа в учебной тетради, а также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

5) Итог занятия.

В завершении совместно с детьми фиксируется новое знание в устной речи и организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?»,

«Что узнали?», «Кому помогли?». Отмечается: «Смогли помочь, потому что научились…,

узнали…».

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов

и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Параллельно идет закрепление материала предыдущих занятий.

Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию,

познавательный процесс, способность и т.д.) 

Эта цель эквивалентна таким целям, как закрепить, отработать.

Структура тренировочных занятий аналогична структуре занятий открытия нового знания, но для создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации типа:

1) «достань подарок» (например, заранее приготовленные подарки находятся под замками; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить);

2) «помоги герою»;

3) решение бытовых вопросов;

4) путешествие (важно никого не потерять, обращаем внимание на взаимопомощь);

5) соревнование (зачет- командный, обращаем внимание на взаимопомощь).

Подводя итог тренировочного занятия, важно обратить внимание детей на то, что полученные на занятиях знания помогли им выйти победителями из трудной ситуации.

Цель итогового занятия – проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т.д.).

В период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников. Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо соблюдать следующие условия:

1) процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную

окраску;

2) результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предмет-

ной деятельности.

    1.5.  Программа курса «Считаем до 10» для детей 3-4, 4-5 (2 год обучения)

1. Количество и счет:

- знакомство с числами и цифрами от 0 до 10.

- количественный и порядковый счет от 1 до 10;

- состав чисел от 2 до 10;

- решение логических  примеров и задач;

- понятие – пара;

- сравнение предметов по количеству один – много;

2. Величина:

- сравнение предметов по длине и высоте;

- сравнение предметов по ширине и толщине;

- сравнение предметов по форме;

-  сравнение предметов по цвету;

- подбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам;

- прием парного сравнения, методы наложения и приложения;

- измерение длины, объема.

4.Ориентировка в пространстве.

- понятия: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад; посередине;

- формирование представлений ближе, дальше, близко, далеко, рядом, низко, высоко,

раньше, позже, шире, уже, длиннее, короче;

-  использование предлогов: в, на, над, за, перед, между, внутри, снаружи;

- ориентировка в тетради;

- ориентировка по словесной инструкции и по плану;

- зеркальное отображение.

5. Ориентировка во времени.

- утро, день, вечер, ночь;

- название дней недели;

- месяцы времена года, год;

- сегодня, завтра,  вчера;

- цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года.

6.Простейшие геометрические понятия:

- точка, линия, луч, угол, отрезок;

- прямые горизонтальные, вертикальные;

- кривые, ломаные, разомкнутые и замкнутые линии;

- линейка, сантиметр;

- использование линейки.

7.Геометрические фигуры.

- плоские фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник;

- геометрические тела: шар, квадрат,  куб,  цилиндр, конус, призма;

- вершины, стороны, углы;

- практическое использование линейки для геометрических фигур и измерения длин их  сторон;

- деление фигур на 2, 4, равные части и неравные;

- собирание целой фигуры из нескольких частей;

8. Графические работы.

-  графические диктанты;

- срисовывание по клеточкам и точкам;

- рисование недостающих частей предмета, штриховка и раскрашивание.

       1.6 К концу обучения по программе «Считаем до 10» у детей формируются основные умения:

Уровень А (планируемый минимум образования)

1) умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

2) умение сравнивать группы, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), столько же, каких поровну;

3) умение считать до 10 в прямом порядке;

4) умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

5) умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством предметов;

6) умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать                                до 3 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире – уже, длиннее – короче и т.д.);

7) умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий;

8) умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;

9) умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад,

направо, налево);

10) умение показывать правую и левую руки.

Уровень Б (желаемый уровень)

1) умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов

по цвету, форме и размеру;

2) умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком;

3) умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 3-4

предметов, находить «лишний» предмет;

4) умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;

5) умение сравнивать группы, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар,

выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько;

6) умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

7) умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов;

8) умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

9) умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе,

содержащей до 10 предметов;

10) умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.), ориентироваться по элементарному плану;

11) умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);

12) умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;

13) умение называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности;

14) умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

  1.7.  Контроль и результаты освоения курса

Контроль производится путем проведения тестов, викторин, игр, ролевых игр и открытых уроков.

Организуя работу на итоговом занятии, надо помнить:

- групповую работу педагог использует для выявления коммуникативных способностей;

- основными формами работы должны быть индивидуальные задания с письменной фиксацией результатов.

              Рекомендации по оценке знаний и умений по ФЭМП:

1.Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой.

При проверке усвоения материала нужно выявить полноту, прочность усвоения теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.Основными формами проверки знаний и умений являются письменная контрольная работа и устный опрос. Педагог учитывает показанные учащимися знания и умения.

Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных детьми.

3.Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

4.Задания для устного и письменного опроса состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствует о высоком математическом развитии; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

К концу обучения по программе «Считаем до 10» основным результатом должно стать продвижение  детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей  (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом).

Первый год обучения (3-4 года)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

1

Один, много

1

2

Большой, маленький

1

3

Слева, справа

2

4

Над, под

1

5

В центе, посередине

1

6

Число 1. Цифра 1

1

7

Геометрические фигуры

1

8

Круг

1

9

Больше, меньше, столько же, поровну

1

10

Число 2. Цифра 2

1

11

Счёт до двух

1

12

Пара

1

13

Высокий, низкий, одинаковый по высоте

1

14

Логические задачи

1

15

Длинные, короткие, одинаковые по длине

1

16

Число 3. Цифра 3

1

17

Треугольник

1

18

Толсты, тонкий

1

19

Ориентировка в пространстве

1

20

Логические задачи

1

21

Временные части суток

1

22

Число 4. Цифра 4

1

23

Счёт до четырёх

1

24

Широкий, узкий, одинаковые по ширине

1

25

Раньше, позже

1

26

Квадрат

1

27

Высоко, низко

1

28

Далеко, близко, рядом

1

29

Число 5. Цифра 5

1

30

Счёт до пяти

1

31

Временя года

1

32

Логические задачи

1

33

Порядковый счёт

1

34

Повторение изученного

1

Второй год обучения (4-5 лет)

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

1

Число 1-5. Цифры 1-5

1

2

Счёт до 5

1

3

Круг, треугольник, квадрат

1

4

Внутри, снаружи, на стороне

1

5

Число 6. Цифра 6

1

6

Счёт до 6

1

7

Влево, вправо

2

8

Вверх, вниз

1

9

Сравнение предметов по размеру, по форме, по цвету

1

10

Прямоугольник

1

11

Больше, меньше, столько же, поровну

1

12

Число 7. Цифра 7

1

13

Счёт до 7

1

14

Сравнение предметов по длине, по высоте

1

15

Раньше, позже

1

16

Быстро, медленно

1

17

Овал

1

18

Число 8. Цифра 8

1

19

Счёт до 8

1

20

Уравнение множеств

1

21

Времена года

2

22

Шар, куб

2

23

Ориентирование в пространстве

1

24

Число 9. Цифра 9

1

25

Счёт до 9

1

26

Сравнение предметов по двум признакам

1

27

Временные части суток

1

28

Число 0

1

29

Число 0. Цифра 0

1

30

Деление на части, группы, множества

2

31

Число 10

1

32

Счёт до 10

1

33

Повторение изученного

1

Материально-техническое обеспечение

образовательного       процесса

  №

   п/п

Наименование объектов и средств материально-

                технического обеспечения

Количество

       Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) УМК

     1.

Шевелев К.В. «Считаем до 5», «Считаем до 10». Практический курс по развитию математических представлений у детей 3-4 года и 4-5 лет. Методические рекомендации.

7

     2.

Шевелев К.В. Считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет /          К.В. Шевелев. – М.: БИНОМ, 2019. – 32 с.

7

     3.

Шевелев К.В. Считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /      К.В. Шевелев. – М.: БИНОМ, 2019. – 32 с.

7

Дополнительная литература

     5.

Шевелев К.В. Демонстрационные и раздаточные материалу к курсу «Считаем до 5», «Считаем до 10»

7

     6.

Шевелев К.В. «Считаем до 5», «Считаем до 10» / Иллюстрированное пособие по развитию элементарных математических представлений у детей 3-4 и 4-5 лет

2

                  Технические средства обучения

     7.

Компьютер

1

     8.

Интерактивная доска

1

     9.

Настольные игры, игрушки

12

Оборудование класса

    10.

Стенды (Алфавит, цифры)

1

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.

Дошкольник при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир.

Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются

следующие:

   1.Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения                                (Л.С. Выготский).

2.Возникновение первичных этических инстанций (Л.С.Выготский).

3.Возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев).

4.Возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

5.Возникновение личного сознания.

         Из этого видно, что ребенок дошкольного возраста психологически готов к деятельности учения. Л.С.Выгодскому принадлежит мысль о том, что для дошкольного обучения «существуют оптимальные, т.е. наиболее благоприятные сроки».

Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В.Давыдов. Он говорил: «Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку… осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, конструировать и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм.

Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким, опосредованным, образом и решаются в дошкольном возрасте развивающие образовательные задачи. Овладение детьми началами чтения необходимо проводить в рамках игровой деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В.Давыдов).

Выделяют четыре линии развития дошкольника, определяющие внутреннюю готовность

его к школьному обучению:

1) линия формирования произвольного поведения;

2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других);

4) линия мотивационной готовности.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. На этой концептуальной основе разработана образовательная программа «Школа 2100».

  1. Общая характеристика курса «По дороге к Азбуке»

                           часть 1 предназначен для детей 3 – 4 лет,

   часть 2 – для детей 4 – 5 лет.

Программа направлена на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте.

Одна из главных целей курса развития речи – развитие умений говорения и слушания,

обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

            Курс «По дороге к Азбуке» ч.1 и ч.2 предназначен для детей 3 – 5 лет. Он направлен на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте.

Одна из главных целей – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного,

пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи,

умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка. Речевые возможности     3 – 5-летних детей значительно шире, чем традиционно принято считать, и именно в соответствии с этими возможностями построен курс. Большая роль в нем отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения. Это игры типа «Один – много», «Скажи со словом много», «Скажи ласково» и др. Две первые игры, сходные по формулировке, направлены на развитие разных умений: образования формы множественного числа имен существительных и формы родительного падежа множественного числа. На каждом занятии максимально учитывается и используется жизненный и речевой опыт ребенка.

В пособии «По дороге к Азбуке» используются элементы логопедической методики развития речи, которая ориентирована на предупреждение ошибок в чтении и письме.

В пособии представлен богатый иллюстративный материал.

Материал вводится последовательно для обогащения словарного запаса. Одновременно у детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающего мира.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных заданий и упражнений, которые предполагают и игровую деятельность детей, и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Предлагается дополнительный материал по развитию фонетико-фонематических представлений детей. Апробация данного курса показала, что дети активно и с интересом

участвуют в занятиях, не переутомляются, так как виды деятельности регулярно сменяют

друг друга. Дети постепенно приобретают навыки учебной деятельности, работы в коллективе.

                     

2.2 Цели и задачи курса

 Одна из главных целей – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного,

пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи,

умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

                                       Младший дошкольный возраст 3 – 4 года

                                             (Пособие «По дороге к Азбуке», ч.1)

Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка

3 – 4 лет. Для этого возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В тоже время ребенок

не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3 – 4 лет.

1) Развитие познавательной речевой активности.

2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами

речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.

3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения.

Основные направления работы:

1.Привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;

2.Развитие речевого аппарата;

3.Расширение словаря;

4.Развитие грамматического строя речи;

5.Развитие связной речи;

6.Знакомство со звуками и простейший звуковой анализ.

Содержание работы

1.Расширение словаря:

 - введение в активный словарь новых слов и понятий;

 - реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

 - развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.

2.Развитие грамматического строя речи:

 - формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом

(«Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом «много»);

 - формирование навыка согласования слов в словосочетании;

 - развитие умения употреблять предлоги в речи;

 - развитие умения конструировать предложения.

3.Знакомства со звуками, отработка правильного звукопроизношения:

 - развитие артикуляционного аппарата;

 - знакомство со звуками русского языка;

 - развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно

произносить звуки.

4.Развитие связной речи:

 - ответы на вопросы взрослого;

 - пересказ текстов из 2 – 3 предложений;

 - рассказывание по вопросам педагога.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой

моторики руки ребенка, для чего в курсе предусмотрены специальные упражнения  (обучение массажу языка и артикуляционной гимнастике, пальчиковые игры и жесты) .

 Средний дошкольный возраст 4 – 5 лет

(Пособие «По дороге к Азбуке», ч.2)

Цель работы – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

1) развитие умений говорения и слушания;

2) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

3) обогащение активного, пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.

В основе пособия «По дороге к Азбуке» лежит логопедическая методика для детей дошкольного возраста, цель которой – развитие речи детей и предупреждение ошибок в чтении и письме.

Содержание работы

1.Лексическая работа:

 - наблюдение над лексическим значением слов-названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

 - обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Домашние животные», «Птицы», «Животные жарких стран», «Рыбы» и т.д.);

 -  развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

 -  обучение употреблению новых слов в собственной речи.

2.Развитие грамматического строя устной речи:

 -  наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по

определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа

«Назови ласково»);

 -  наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

 -  формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много и т.д.);

 -  обучение составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений;

 -  развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3.Развитие связной речи:

 -    обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

 -    обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

 -  обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, и т.д.

4.Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:

 -  развитие артикуляционного аппарата;

 -  развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,

выделять звуки в начале слова.

         

                   2.3. Программа курса «По дороге к Азбуке» 3 – 4 года и 4 – 5 лет

Работа по развитию связной речи детей включает в себя следующие основные направления:

1) развитие диалогической речи;

2) составление рассказов-описаний, рассказов по серии картинок, по сюжетной картине;

3) пересказ текста;

4) составление творческого рассказа.

Указанные направления не выделяются как отдельные этапы речевой деятельности, а реализуются в комплексе с решением других задач речевого развития детей.

В этой связи нет необходимости специально работать над развитием диалогической речи,        т.к. все содержание занятий выстроено на основе диалога педагога и детей.

Умению составлять рассказ-описание специально отводится одно занятие. В последующем материале регулярно обращается внимание к этому виду речевой деятельности.

В некоторые занятия включены задания на составление рассказа по серии картинок.

Предполагается, что педагог предварительно задаст вопросы («Что было вначале?», «Что

произошло потом?» и т.д.) и только после этого предлагается детям составить рассказ.

Возможно также совместное творчество детей (когда первый ребенок озвучивает содержание первой картинки, другой – последующей и т.д.).

Рассказы по серии картинок могут заменить соответствующий рассказ о приключениях главных героев, предложенный в методических рекомендациях.

Истории о путешествиях Ежика и Лисенка выполняют несколько функций:

связывают занятия друг с другом и подводят к теме следующего занятия; сообщают новую

лексическую информацию по теме. В некоторых случаях они могут быть использованы в

качестве вступления к работе по составлению рассказа по сюжетной картине.

Отдельные истории могут послужить основой для пересказа. Сначала педагог выразительно читает рассказ, предложенный в методических рекомендациях. Далее проводится беседа по вопросам педагога. Вопросы сосредотачивают внимание детей на центральных,

узловых моментах повествования. После этого педагог еще раз читает рассказ и предлагает детям пересказать. Возможен коллективный пересказ.

Работа над пересказом предусмотрена также в ходе ознакомления детей с произведениями художественной литературы.

При желании педагог может использовать главных персонажей для составления творческого рассказа. В этом случае детям предлагается придумать продолжение рассказа по данному началу, например, «Однажды Ежик и Лисенок решили испечь торт…».

При составлении творческих рассказов педагог участвует: поощряет детей, при необходимости подсказывает, задает наводящие вопросы.

Для составления рассказов подходят также беседы по темам, в ходе которых ведется словарная работа и анализируется информация по данной теме. В конце беседы педагог

может предложить детям составить рассказ о том, что они узнали по теме занятия.

Проводятся беседы по темам: «Игрушки», «Части тела», «Осень», «Овощи», «Фрукты»,«Геометрические фигуры», «Дом», «Мебель», «Электрические приборы», «Семья», «Посуда», «Рабочие инструменты», «Головные уборы», «Одежда», «Обувь», «Зима», «Звери».

Знакомство с гласными звуками: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э] и согласными звуками: [М], [М’], [К], [К’], [П], [П’], [Н], [Н’], [Л], [Л’].

Главной ставится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Педагог расширяет представления детей о представителях растительного и животного мира в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, их функции.

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

                                                 

2.4. Общее развитие ребенка

а) Умственное развитие.

Заполняется на основании беседы с ребенком и наблюдения за ним во время занятий.

В начале беседы задаются вопросы, на которые легко ответить: «Какие у тебя есть игрушки?

С кем ты живешь?» и т.д. Далее следуют вопросы, выявляющие, на сколько хорошо

ребенок ориентируется в окружающем его мире. Так, например, показав ребенку картин-

ки, иллюстрирующие времена года, можно задать вопросы: «Какое время года изображено на каждой картинке? Как ты об этом догадался?». Или, показав картинку, на которой

изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «На чем еще можно ездить?».

Помимо беседы можно использовать следующие приемы:

 - определение последовательности действия.

Ребенку предполагается разложить по порядку 2-3 предварительно перемешанные картинки одной серии, за затем составить по ним рассказ.

 - конструирование.

Сложение кубиков или разрезанных на 4 части предметных или сюжетных картинок. Используются различные вкладыши. В этом случае детям предлагается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.

 - выявление логических несоответствий.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунок (например, птица плывет по реке, а над ней пролетает рыба) и объяснить, что здесь неправильно и почему.

 - определение различий в парных картинках.

С этой целью используются парные картинки с 2-3 явными различиями. Если ребенок не может самостоятельно их определить, педагог сначала обращает внимание на первое отличие, а потом предлагает отыскать еще одно.

 - выделение лишней картинки.

Ребенку предлагается определить, какая из трех картинок (шапка, шарф, чайник; кровать, стул, конфета и т.д.) не подходит к остальным, и объяснить почему.

 - разъяснение значений слов.

Предлагается ребенку объяснить, что означает слово сладкоежка (самолет, сороконожка. пылесос, подснежник, холодильник). Можно задать следующие вопросы: «Чем отличаются снегопад и листопад (паровоз и пароход, самовар и самолет)?».

Учитывается как ребенок вступает в контакт (охотно, неохотно, отказывается отвечать на

Вопросы), правильно ли отвечает на вопросы; как раскладывает картинки одной серии  (последовательно или нет, самостоятельно или с помощью педагога) и может ли объяснить их последовательность; как складывает разрезные картинки или вставляет вкладыши; выявляет ли логические несоответствия на рисунке или нет; находит ли отличия в парных картинках и сколько их обнаруживает; выделяет ли третью (лишнюю) картинку; правильно ли разъясняет значения слов.

б) Внимание, работоспособность.

Данные о внимании и работоспособности ребенка вносятся постепенно, по мере накопления наблюдений, как во время беседы, так и в процессе занятий.

Педагог записывает:

внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное и т.п.);

работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость или

повышенная утомляемость).

в) Счет.

 Ребенку предлагается ответить, сколько ему лет, сосчитать пальцы на одной руке. Можно

Задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз?  А у меня? Сколько ног у курицы, у собаки?

Сколько колес у машины, у велосипеда, у парохода?».

Также используется рисунок, на котором изображены одноименные предметы (напри-

мер, ягоды) в количественном составе 1, 2, 3, 4. Ребенку предлагается показать на рисун-

ке, где 3 ягоды, 1 ягода, 2 ягоды и 4 ягоды.

В зависимости от ответов ребенка педагог записывает:

 - счет в пределах… (3, 4 и т.д.);

 - название чисел соотносит (или нет не соотносит) с количеством.

 Речь ребенка

а) Общее звучание речи.

Достаточно ограничиться наблюдениями во время беседы. Если же этого недостаточно,

можно предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку

(которую можно записать со слов ребенка в графу «Связная речь»).

Учитывая индивидуальные характеристики речи ребенка, педагог записывает:

 - темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный);

 - интонация: речь интонированная, т.е. эмоциональная, речь недостаточно (слабо, неравномерно) интонированная, речь монотонная, т.е. невыразительная;

 - звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая).

б) Фонематический слух.

Одним из наиболее существенных критериев фонематического слуха является умение различать согласные звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (звонкие – глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие). Для этого детям предлагается повторить за педагогом слоговой ряд. Например: та-да-та, ва-ва-фа, га-ка-ка; на-ня-на, кя-кя-ка, ва-вя-вя;  ать-ащ-ать, ча-ща-ча, ца-са-ца, ща-ща-ша;  за-жа-за, ща-са-ша, ща-ся-ща.

Если ребенок неправильно воспроизводит слоговые ряды, педагог записывает: «Фонематический слух снижен». В скобках указывается, какие согласные звуки путает ребенок.

Обычно дети со сниженным фонематическим слухом испытывают затруднения в различении гласных звуков. Чтобы в этом убедиться, ребенку предлагается воспроизвести следующие слоговые ряды: на-но-на, мо-му-мо, пы-пэ-пы, бо-ба-бу, ам-ом-ум.

Далее ребенку предлагается назвать первый звук в словах: Аня (Алла, аист), утка (улица, ухо), Эля (Эмма, эхо), Ира (Игорь, искра).

Если последнее задание вызывает затруднение, педагог объясняет ребенку: «Слово Аня начинается со звука [а]. С какого звука начинается слово Алла»?

В зависимости от ответов педагог записывает: «Первые гласные звуки в словах выделяет правильно (неправильно); не выделяет первые гласные звуки в словах».

в) Произношение слов сложного слогового состава.

Ребенку предлагается самостоятельно назвать, кто или что изображено на картинках.

Например, велосипедист, балерина, сковородка, аквариум, телевизор, мороженое и т.д.

Можно предложить ребенку повторить за педагогом предложения:

 - На елке зажглись разноцветные лампочки.

 - Мотоциклист едет на мотоцикле.

 - Космонавт управляет космическим кораблем.

Педагог делает запись: «Искажает многосложные слова» (или: «Многосложные слова

произносит без искажений»). Примеры искаженного произношения слов записывают.

г) Словарь.

На основании ответов на все предшествующие вопросы и наблюдения за речью ребенка

в процессе занятий педагог уже может судить о состоянии его словаря.

При необходимости ребенку можно предложить выполнить следующие задания:

 - назвать у себя указанные педагогом части тела (ресницы, брови, локоть, плечо, колено);

 - назвать детенышей кошки, собаки, коровы, курицы, утки, волка, зайца, медведя;

 - подобрать антонимы к словам: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый,

широкий, высокий, старший и т.д. (Слова можно включать в состав предложений типа:

«Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?»);

 - назвать профессии: «Кто водит машины, самолеты, пароходы? Кто лечит детей? Кто

подстригает волосы? Кто воспитывает детей? Кто разносит газеты и письма?»  и т.д.;

 - назвать мебель, транспорт, посуду, одежду, обувь;

 - перечислить детали стула, брюк (платья), чайника;

 - рассказать, как передвигается зайчик, рыба, змея, птица.

Примеры ошибок фиксируются.

Характеризуя словарь ребенка, педагог указывает: «Словарь обширный (соответствует

возрастной норме, ограниченный, крайне ограниченный, т.е. на уровне нескольких слов)».

д) Словообразование и словоизменение.

Учитывая, что многие дети плохо владеют навыками словообразования и словоизменения, в начале каждого занятия педагог дает образец ответа.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

 - Как называется детеныш тигра? Как называется мама тигренка?

Аналогично производятся слова: слон – слоненок – слониха, кот – котенок – кошка, волк-

волчонок – волчица, олень – олененок – олениха, медведь – медвежонок – медведица.

 - В чем подают на стол сахар, соль, перец, салат

 - Стол из дерева какой? Ваза из стекла какая? Кубики из пластмассы какие? Варенье из

яблок какое? Шуба из меха зайца какая? Шапка из меха белки какая? Воротник из меха

лисы какой?

Можно использовать задания на образование существительных суффиксальным способом. Ребенку предлагается назвать ласково слова: щека, ухо, сапог, плечо, ребенок, дерево, щенок, чайник, веревка, лист, кресло.

Для образования глаголов приставочным способом ребенку предлагается досказать слово

в каждом предложении: «Мы ехали, ехали, к речке… (подъехали). Мост… (переехали).

К горке… (подъехали). На горку… С горки… Дальше… И домой…»

В графе «Словообразование и словоизменение» педагог делает запись:

«Успешное (допускает отдельные ошибки; достаточно затруднительно и т.д.)». Ошибки детей приводятся в скобках.

е) Грамматический строй речи.

Предварительно желательно подготовить набор картинок: окно, лампа, ухо, дерево, стул,

рукав, воробей, ботинок, овца, утка, петух, ложка.

Вопросы педагог формулируются таким образом, что в ответах ориентируют ребенка на

определенную падежную форму. Например:

 - На кого и на что ты смотришь? (На окно, на лампу и т.д.)

- Чего не стало? (Окна, лампы и т.д.) (В этом случае педагог поочередно закрывает картинки рукой.)

 - К чему я притронулась карандашом? (К окну, лампе и т.д.)

 - С какими картинками мы играли?

 - О каких картинках говорили?

Можно предложить ребенку назвать каждую картинку во множественном числе:

«Представь, сто этих картинок много. Как ты их тогда назовешь?» Далее ребенку предлагается назвать каждую картинку со словом много.

При необходимости можно проверить, как ребенок изменяет словосочетания. Для этого

потребуются картинки с изображением Красной Шапочки, Серого Волка, Снежной Королевы и Трех поросят. К этим картинкам задаются те же вопросы, что и к предыдущим.

Педагог делает запись: «Речь грамматически правильная (незначительные аграмматизмы;

большое количество аграмматизмов)». Все грамматические ошибки детей, допущенные

при ответах, тщательно фиксируются.

ж) Употребление предлогов.

Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей

речи. Для этого предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш? (На коробке.) А теперь? (В коробке.) Откуда я взяла карандаш? (Из коробки.) Где теперь карандаш? (Под столом.) Откуда я достала? (Из-под стола.)» и т.д.

Педагог делает запись: «Простые предлоги употребляет правильно (неправильно);

правильно (неправильно) использует сложные предлоги (не умеет пользоваться сложными предлогами)». Ошибки в употреблении предлогов фиксируются в скобках.

з) Связная речь.

Ребенку предлагается составить рассказ по сюжетной картинке или по серии картинок

или пересказать содержание знакомой сказки. Рассказ ребенка фиксируется с сохранением всех ошибок и искажений слов.

Учебно-тематический план

Количество занятий в год – 36

Количество занятий в неделю – 1

Первый год обучения (3 – 4 года)

        №

   занятия

                               Тема занятия

                Виды работы по развитию связной речи

  Количество

         часов

         1

         2

         3

         4

         5

         6

         7

         8

         9

       

        10

        11

        12

       

        13

        15

        16

        17

        18

        19

       

        20

        21

        22

       

        23

       

        24

        25

        26

       

        27

        28

        29

        30

        31

        32

        33

        34

        35

        36

Знакомство с нашими героями

Игрушки.  

Части тела.  

Части тела.  

Осень.

Составление рассказа по сюжетной картине

Осень.  

Овощи.

Овощи.  

Фрукты.

Составление рассказа по серии картинок

Фрукты.  

Овощи – фрукты.  

Зима.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Звери.

Обучение пересказу

Звери.

Составление рассказа-описания

Геометрические фигуры.

Загадка – описание

Составление рассказа-описания по схеме

Дом.  

Мебель.  

Мебель.  

Составление рассказа-описания

Электрические приборы.  

Составление рассказа по серии картинок

Электрические приборы.  

Семья.  

Семья.  

Обучение пересказу

Посуда.  

Посуда.

Обучение пересказу

Рабочие инструменты.

Головные уборы.  

Головные уборы.  

Одежда.  

Одежда.  

Обучение пересказу

Обувь.

Обучение пересказу

Обувь.

           1

           1

           1

           1

           1

           

           1

           1

           1

           1

           

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

           1

Второй год обучения (4 – 5 лет)

       №

   занятия

                                    Тема занятия

               Виды работы по развитию связной речи

   Количество

         часов

         1

         2

         3

         4

       

         5

         

         6

         7

         

         8

         9

        10

        11

        12

        13

        14

       

        15

        16

        17

        18

        19

        20

        21

        22

        23

        24

        25

        26

        27

        28

        29

        30

        31

        32

       

       

        33

   

        35

        36

Домашние животные.

Домашние животные.

Обучение пересказу

Птицы.

Составление рассказа по сюжетной картине

Птицы.

Составление рассказа по сюжетной картине

Животные жарких стран.

Рыбы.  

Составление рассказа по сюжетной картине

Хлебные продукты.  

Молочные продукты.

Составление рассказа серии картинок

Мясные продукты.  

Магазины.  

Наземный транспорт.  

Водный транспорт.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Воздушный транспорт.  

Город.  

Город.  

Почта.  

Театр, музыкальные инструменты.

Составление рассказа по сюжетной картине

Спорт.  

Профессии.  

Профессии.  

Составление рассказа по сюжетной картине

Детский сад.  

Весна

Составление рассказа по сюжетной картине

Весна.  

Лес. Деревья.

Составление рассказа по сюжетной картине

Плоды, семена.  

Составление рассказа по сюжетной картине

Грибы.  

Составление рассказа-описания

Садовые цветы.  

Обучение пересказу

Полевые цветы.  

Насекомые.

Обучение пересказу или составление рассказа по сюжетной картине

Лето.

Составление рассказа по сюжетной картине

Ягоды.  (Повторение: классификация звуков)

Составление рассказа-описания

Прощание с нашими героями

Составление рассказа по серии картинок

            1

            1

            1

            1

           

            1

            1

            1

     

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

            1

Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса

       №

      п/п

               Наименование объектов и средств материально-

                               технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция УМК)

        1.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.  Программа дошкольного

курса развития речи и подготовки к обучению грамоте.

2

        2.

Кислова Т.Р.  По дороге к Азбуке. Методические рекомендации

для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям

1 и 2.

2

        3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке»

Рабочая тетрадь часть 1.

7

        4.

Бенеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке»

Рабочая тетрадь часть 2.

7

                                  Дополнительная литература

        5.

Составители Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Наглядный

и раздаточный материал для самых маленьких»

7

        6.

Составители Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Развитие речи», часть 1, серии сюжетных картинок

5

        7.

Составители Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «Развитие речи», часть 2, звери, птицы, схемы для составления описательных

рассказов.

5

                              Технические средства обучения

        8.

Компьютер

1

        9.

Интерактивная доска

1

       10.

Настольные игры, игрушки

10

                                Оборудование класса

       11.

Стенды (Алфавит)

1

  1. Художественно – эстетическое развитие «Умелые ручки»

Подпрограмма «Умелые ручки» способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Именно включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности решают задачи развития восприятия и воображения, закладывают основы творческих способностей личности. Данный курс предусматривает овладение детьми начальными художественными знаниями, умениями, навыками, которые группируются вокруг следующих тем: цвет, линия, форма, пропорция, пространство, ритм, композиция, что имеет большое значение для развития художественных и интеллектуальных способностей дошкольников.

Содержание программы по изобразительной деятельности «Умелые ручки»

(3-4 года)

  1. Рисование:
  • предметное по замыслу с элементами аппликации;
  • сюжетное по замыслу;
  • красками по мотивам литературного произведения;
  • по представлению.
  1. Лепка:
  • предметная;
  • с элементами конструирования;
  • предметная по представлению;
  • сюжетная;
  • рельефная;
  • коллективная.
  1. Аппликация:
  • предметная;
  • аппликация-мозаика с элементами рисования;
  • сюжетная;
  • по мотивам сказок.

Тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности 

«Умелые ручки» (3-4 года)

Название темы

Количество занятий

1

Рисование предметное  по замыслу «Картинки для наших шкафчиков»

2

2

Лепка предметная (коллективная композиция) «Жуки на цветочной клумбе»

2

3

Аппликация предметная «Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога)»

2

4

Рисование сюжетное по замыслу « Посмотри в окошко»

2

5

Лепка с элементами конструирования из природного материала «Петушок»

2

6

Аппликация предметная « Цветной домик»

2

7

Рисование по представлению « Храбрый петушок»

2

8

Лепка предметная по представлению «Мухомор»

2

9

Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали»

2

10

Рисование по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»

2

11

Лепка сюжетная «Вот ёжик – без головы и ножек»

2

12

Аппликация сюжетная (на основе незавершённой композиции) « Заюшкин огород»

2

13

Рисование с элементами аппликации «Зайка серенький стал беленький»

2

14

Лепка сюжетная «Снегурочка танцует»

2

15

Аппликация с элементами рисования «Праздничная ёлочка»

 (поздравительная открытка)

2

16

Рисование декоративное с элементами аппликации « Перчатки и котятки»

2

17

Лепка сюжетная « Дед Мороз принес подарки»

2

18

Рисование красками ( по представлению) «Снеговики в шапочках и шарфиках»

2

19

Лепка рельефная в спичечном коробке « Сонюшки-пеленашки»

2

20

Рисование-фантазирование по мотивам шуточной песенки «Крючка, Злючка и Закорючка»

2

21

Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке)

2

22

Аппликация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» «Избушка ледяная и лубяная»

2

23

Рисование сюжетное (гуашевыми красками) «Как розовые яблоки, на ветках снегири».

2

24

Лепка предметная «Весёлые вертолеты»  (Папин день – 23 февраля)

2

25

Аппликация с элементами рисования « Сосульки на крыше»

2

26

Рисование декоративное (с натуры) «Веселые матрешки»

2

27

Лепка коллективная «Чайный сервиз для игрушек»

2

28

Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах»

2

29

Аппликация с элементами рисования « Сосульки на крыше»

2

30

Рисование декоративное (с натуры) «Веселые матрешки»

2

31

Лепка коллективная «Чайный сервиз для игрушек»

2

32

Аппликация с элементами рисования «Воробьи в лужах»

2

33

Лепка сюжетная коллективная «Муха-цокотуха»

2

34

Аппликация сюжетная с элементами рисования «У солнышка в гостях»

2

35

Рисование дидактическое «Радуга-дуга, не давай дождя»

2

36

Рисование фантазирование по замыслу «Путаница-перепутаница»

2

Всего:

72

Содержание программного материала «Умелые ручки» (4-5 лет)

1. Рисование

-нетрадиционное рисование «печать листьев»;

-нетрадиционное рисование методом «тычка»;

- кляксография;

-с помощью свечи;

-с помощью соли;

-сюжетное;

-методом набрызга;

-с использованием элементов хохломы;

- с использованием элементов гжель:

-черточками;

-печатками;

- в техники «монотипия»;

- нитками.

2.Аппликация:

- с использованием природного материала;

-объемная аппликация (бумагопластика);

- с элементами рисования.

3.Конструирование:

-из бумаги (оригами);

- из бросового материала;

-поделки из яиц.

4.Лепка:

пластилиновый рельеф;

- пластилинография;

- с применением природного материала; -сюжетная

Тематическое планирование занятий «Умелые ручки» (4-5 лет)

Тема

Количество занятий

1

Нетрадиционное рисование «Осень на опушке краски разводила».

1

2

Аппликация из засушенных листьев «Осенний лес».

1

3

Пластилиновый рельеф  «Ветка рябины».

1

4

Оригами «Отлет птиц».

1

5

Объемная аппликация «Избушка на курьих ножках».

2

6

Нетрадиционное рисование – кляксография «Веселые кляксы».

1

7

Бумагопластика «Астры»

2

8

Нетрадиционное рисование «В саду созрели яблоки».

1

9

Бумагопластика «Космея».

1

10

Пластилинография «Павлин».

1

11

Оригами «Щенок».

1

12

Аппликация с элементами рисования «По морям, по волнам…»

1

13

Нетрадиционное рисование «Ожившая сказка».

1

14

Конструирование из бумаги «Лев».

1

15

Нетрадиционное рисование свечой «Морозный узор».

1

16

Пластилинография «Живые яблочки на ветках».

2

17

Сюжетное рисование «Весело качусь я под гору в сугроб».

1

18

Тестопластика «Елка».

1

19

Нетрадиционное рисование солью «Дед Мороз».

1

20

Аппликация из бумаги с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках».

1

21

Конструирование из бумаги «Зайка под елочкой».

1

22

Нетрадиционное рисование в технике набрызг «Зимние напевы».

1

23

Лепка сюжетная коллективная «зимние забавы».

2

24

Декоративное рисование «Золотая хохлома»

1

25

Поделка из одноразового стаканчика «Чебурашка».

1

26

Панно на бумажной тарелке «Птичка в гнезде»

1

27

Нетрадиционное рисование методом тычка «Пингвины на льдине»

1

28

Объемная картина на прищепках «Домашние животные».

1

29

Плетенка из цветной бумаги «Валентинка».

1

30

Нетрадиционное рисование штрихом «Колючая сказка».

1

31

Нетрадиционное рисование нитками «Картинки из разноцветной нитки».

1

32

Аппликация силуэтная «Стайка дельфинов».

1

33

Аппликация «Открытка для папы».

1

34

Декоративное рисование «Гжель».

2

35

Рисование с элементами аппликации «пестрые попугаи» (коллективная работа).

1

36

Бумагопластика . Подарок маме «Каллы»

1

37

Нетрадиционное рисование – оттиск печатками «Семеновские матрешки».

1

38

Конструирование из бумаги «Лягушка».

1

39

Нетрадиционное рисование веревочкой «веселые человечки».

1

40

Пластилинография «Рыбки в аквариуме».

1

41

Оригами «Котенок».

1

42

Аппликация в технике квиллинг «Цветок».

2

43

Аппликация на диске «Забавные рожицы».

1

44

Нетрадиционное рисование в технике – граттаж «Космический пейзаж».

1

45

Бумагопластика «В Космосе».

1

46

Поделка из яиц «пасхальный цыпленок».

1

47

Нетрадиционное рисование в технике -  монотипия «Ранняя весна».

1

48

Нетрадиционное рисование – оттиск печатками «Ветка с первыми листьями».

1

49

Аппликация в технике – квиллинг «Весна в лесу».

2

50

Пластилинография «Бабочка и цветок».

1

51

Объмная аппликация «Подснежник».

1

52

Оригами -  панно «Весна наступила» (коллективная работа).

2

53

Выставка детских работ.

8

Всего

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умничка»

Предлагаемая программа развивает математическую логику, творческие и интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста, ори-ентирована на развитие познавательной активности, самостоятел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «УМНЫЙ РЕБЕНОК»

Сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование. Знание персонально...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Умные пальчики»

Программа дополнительного образования "Умные пальчики" рассчитана для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Начальная основа для обучения детей грамоте в игровой и творческой форме. Дети не...

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Умные ручки" старшая группа

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.Задачи:1. Создать условия ...