Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 30.08.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 30.08.2019 года № 2П МП |
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Маленький художник»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 34 недели
Автор - составитель: Земских Марина Валерьевна – педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности |
пос. Шоссейное
2019
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | До 15 человек | |||
Возраст обучающихся | 3-4 года | ||||
Срок обучения | 34 недели | ||||
Режим занятий | 15 мин в неделю (1/15 мин) | ||||
Minобъем программы | 8 часов 30 мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная и нетрадиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность программы
Направленность программы- художественная.
1.1.2 Актуальность Программы
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
1.1.3 Отличительные особенности Программы «Маленький художник»
В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.
Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник».
1.1.4 Адресат программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3-4 лет).
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 34 недели.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 15 мин. (8 часов 30 минут).
Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 15 мин.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения - очная.
1.1.7 Оптимальная наполняемость группы
15 человек, допустимая – 15 человек.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.
1.1.9 Режим проведения занятий
1 раз в неделю по 15 мин., всего 8 часов 30 минут в год на протяжении 34 недель.
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы
Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
развитие мелкой моторики и образного мышления.
1.2.2 Задачи программы
Обучающие:
- Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
- Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
- Обучение «языку изобразительного искусства».
- Приобщение к мировой художественной культуре.
Развивающие:
- Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
- Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
- Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
- Воспитание культуры ребёнка
- воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы
«Маленький художник» для детей 3-4 лет
Название раздела, темы | Количество часов, мин | Формы аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | Всего | |||
мин | мин | мин | |||
Художественно-творческое развитие дошкольников | Тема 1. Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. | 5 | 10 | 15 | Диагностическая карта |
Тема 2. Мир природы «Вводное занятие» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 3. «Краски неба» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 4. «Ковер из осенних листьев» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 5. «Дерево разговаривает с солнышком» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 6. «Гордый цветок» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 8. «Колосок и колючка» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 9. «Съедобные и несъедобные грибы» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 10. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | 5 | 10 | 15 | Выставка | |
Тема 11. Мир животных «Птицы большие и маленькие» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 12. «Любопытные цыплята» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 13. «Божья коровка» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 14. «Кто на себе свой дом носит» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 15. «Медвежонок Винни – Пух» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 16. «Поросенок Пятачок» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 17. «Коза – дереза» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 18. «Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | 5 | 10 | 15 | Выставка | |
Тема 19. Мир человека «Автопортрет» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 20. «Веселая снежная баба» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 21. «Украшение носового платка красками теплых цветов» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 22. «Украшение полотенца холодными цветами» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 24. «Портрет папы» (дедушки, брата) | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 25. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 26. «Сказочная ваза» (мамина любимая ваза) | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 27. Обобщающее занятие «Я и моя семья» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 28. Мир искусства. «Золотые яблоки» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 29. «Цветик – многоцветик» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 30. «Колобок» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 31. «Избушка для Бабы Яги» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема32. «Веселый клоун» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 33. «Полный – худой» | 5 | 10 | 15 | Готовое изделие | |
Тема 34.Обобщающее занятие – выставка детских работ на свободную тему | 5 | 10 | 15 | Выставка | |
Всего: 34 занятия 8 часов 30 мин. |
1.3.2 Содержание дополнительной образовательной программы
«Маленький художник» (34 недели обучения)
Тема | Цели и задачи | Методы и приемы | Наглядность | примечания | ||
Октябрь | ||||||
Занятие 1. Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Познакомить детей с мастерской художника, ее оборудованием, рассказать о профессии художника, показать многообразие материалов, которыми он работает. Выявления уровня творческого развития детей | «Путешествие в мастерскую художника» | Репродукции картин известных художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.) | |||
Занятие 2. Мир природы «Вводное занятие» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Познакомить детей изобразительными материалами. Учить применять их на практике. | «Путешествие по картинной галерее» | Иллюстрации «Мастерская художника». Репродукции картин известных художников. Детские работы прошлых лет. | С.23 | ||
Занятие3. «Краски неба» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Отрабатывать приемы работы гуашью, учить смешивать цвета и применять их в зависимости от настроения картины. Развивать фантазию, художественную речь детей. | «Путешествие в небеса» | Наглядные пособия «Смешение цветов», «Времена суток». Репродукции произведений художников – пейзажистов «К. Юон, К.Коровин, В.Ван Гог) – исполненные мелкими мозаичными мазками | С. 25 | ||
Занятие 4. «Ковер из осенних листьев» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Знакомить детей с произведениями жостовских мастеров. Учить определять разнообразие оттенков. Познакомить с техникой «по-сырому». Развивать фантазию, художественную речь детей. | «Путешествие в осеннее царство» | Разные по цвету и форме осенние листья. Репродукции жостовских подносов на тему осени | С.27 | ||
Ноябрь | ||||||
Занятие 5. «Дерево разговаривает с солнышком» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Сформировать представление о строении дерева, сравнивая его с образом человека. Учить анализировать работы художников – графиков. Познакомить с техникой рисования «мятой бумагой» | «Путешествие в солнечный лес» | Фоторепродукции причудливых по форме лиственных деревьев, угольные рисунки И.Шишкина, И.Левитана, П.Пикассо | С.28 | ||
Занятие 6. «Гордый цветок» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Познакомить детей с жанров натюрморт. Формировать представление о строении цветка, сравнивая его с образом человека. Развивать образное мышление. Обучать приемам изображения округлых форм. Учить работать в смешанной технике «мелок+кварель» | «Путешествие в мир цветов» | Живые цветы разные по форме и размеру. Репродукции картин с изображением цветов. | С.30 | ||
Занятие 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Продолжать знакомить детей с жанром натюрморт. Обращать внимание на композиционное размещение фруктов, их цветовое оформление. Продолжать отрабатывать технику мозаичной живописи. | «Путешествие во Фруктовый сад» | Репродукции картин К.Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне», И.Машкова «Натюрморт. Синие сливы» и др. Жостовские подносы, муляжи фруктов и овощей. | С.31 | ||
Занятие 8. «Колосок и колючка» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить сравнивать образы различных трав. Знакомить с новым методом рисования «техника сухой кисти». Учить изображать растения нетрадиционной техникой. | «Путешествие в поле» | Различные по форме травы. Иллюстрации, изображающие различные травы (пшеница, рожь, овес, репей, ковыль) | С. 32 | ||
Декабрь | ||||||
Занятие 9. «Съедобные и несъедобные грибы» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать способы изображения грибов гуашью, учить дополнять рисунок, используя мозаичную живопись. | «Путешествие в лес» | Различные муляжи грибов, изображения большого и маленького мухоморов в окружении солнечных зайчиков, капелек дождя. | С. 33 | ||
Занятие 10. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. | «Путешествие в мир искусства» | Репродукции картин известных художников, природный материал. | С.34 | ||
Занятие 11. Мир животных «Птицы большие и маленькие» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать прием изображения птицы. Учить изображать больших и маленьких птиц, дополняя изображение техникой «сухая кисть» | «Путешествие в мир птиц» | Зарисовки птиц, выполненных В.Серовым, А. Пластовым, В.Ватагиным, В. Суриковым. | С.35 | ||
Занятие 12. «Любопытные цыплята» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать прием изображения цыпленка, дополняя оперение методом «тычка». Развивать речь детей, эмоциональное восприятие. | «Путешествие во двор» | Репродукции картин с цыплятами и их стилизованные изображения, выполненные художниками - иллюстраторами | С.36 | ||
Занятие 13. «Божья коровка» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать прием изображения божьей коровки. Развивать фантазию и творческие способности детей. Развивать связную речь детей. | «Путешествие на луг» | Изображения разных насекомых | С. 38 | ||
Январь | ||||||
Занятие 14. «Кто на себе свой дом носит» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить изображать больших и маленьких улиток со спиралевидными панцирями-домиками. Развивать способность сравнивать и анализировать форму. Прививать любовь к природе. | «Путешествие на природу» | Изображения черепах, улиток. Репродукции картин с изображением моря, леса, поля. | С. 38 | ||
Занятие 15. «Медвежонок Винни-Пух» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Развивать желание творить. Продолжать знакомиться с новыми произведениями художников, художников – иллюстраторов. Учить изображать фигуру Винни – Пуха во весь рост, используя метод тычка, мозаичного мазка (фон) | «Путешествие в сказку» | Репродукции картин с медведями. Изображение Винни – Пуха. | С. 39 | ||
Занятие 16. «Поросенок Пятачок» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить изображать портрет поросенка Пятачка, передавая его настроение. | «Путешествие в сказку» | Репродукции поросят и их стилизованные изображения в творчестве разных художников – иллюстраторов (вариативные). | С. 41 | ||
Занятие 17. «Коза – дереза» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Продолжать знакомить детей с творчеством художников, художников – иллюстраторов. Учить изображать козу во весь рост. Развивать способность сравнивать и анализировать. | «Путешествие в сказку» | Репродукции рогатых животных. Иллюстрации к сказкам «Коза – дереза», «Волк и семеро козлят» | С.41 | ||
Февраль | ||||||
Занятие 18. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. Познакомить с техникой «отпечатка природным материалом». | «Путешествие в мир живописи» | Репродукции картин известных художников, природный материал. | С. 42 | ||
Занятие 19. Мир человека «Автопортрет» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Познакомить детей с жанром портрет. Показать прием изображения головы человека, передавая его настроение. | «Путешествие на выставку портретов» | Репродукции портретов известных художников (В.Серов «Мика Морозов»). | С. 43 | ||
Занятие 20. «Веселая снежная баба» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать приемы изображения снеговика. Закреплять умение сравнивать по форме, величине. Познакомить детей с пастелью. | «Путешествие в Снежный город» | Изображения улыбающегося снеговика на фоне снегопада. | С. 44 | ||
Занятие 21. «Украшение носового платка красками теплых цветов» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Знакомить детей с теплыми и холодными цветами. Познакомить детей с гармонией филимоновской игрушки. Показать способы украшения платков, используя разные приемы рисования. | «Путешествие в мир филимоновской игрушки» | Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета». Различные по цветовому оформлению носовые платочки. | С. 45 | ||
Март | ||||||
Занятие 22. «Украшение полотенца холодными цветами» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Продолжать знакомить детей с теплыми и холодными цветами. Развивать фантазию и связную речь детей. Познакомить детей с цветовой гаммой гжельской росписи. Показать приемы украшения полотенца прямыми движениями и кругами. | «Путешествие в мир гжельской росписи» | Наглядное пособие «Теплые и холодные цвета», «гжельская роспись». Различные по цветовому оформлению сказочные полотенца. | С. 46 | ||
Занятие 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать способы изображения прямоугольных форм грузовика и круглых колес. Развивать стремление передавать солнечное, радужное настроение (изображение солнца, белых облаков, радуги), используя знакомые техники рисования. | «Путешествие в магазин игрушек» | Репродукции различных видов транспорта. Игрушечные машины. | С. 46 | ||
Занятие 24. «Портрет папы» (дедушки, брата) (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить рассматривать портреты. Закреплять знание жанра. Познакомить с этапами изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники. | «Путешествие в гости» | Мужские портреты, выполненные различными художниками (Б. Микеланджело, Д.Эль Греко, В.Суриков, В.Васнецов) | С. 47 | ||
Занятие 25. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Продолжать учить рассматривать портреты. Обращать внимание на выражение женских глаз, причесок, украшений. Закреплять знание жанра. Закреплять этапы изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники. | «Путешествие в гости» | Женские портреты, выполненные различными художниками (Д. Веласкес, С. Ботичелли, К. Петров – Водкин, З. Серебрякова) | С. 47 | ||
Занятие 26. «Сказочная ваза» (мамина любимая ваза) (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить сравнивать вазы по форме, цвету. Показать приемы изображения красивой вазы. Учить использовать основные декоративные элементы (линия, точка, круг и т.д.) ритмически повторяющиеся. | «Путешествие в мир сказочных ваз» | Различные вазы (хохлома, гжель и т.д.) | С. 48 | ||
Апрель | ||||||
Занятие 27. Обобщающее занятие «Я и моя семья» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Развивать умение рисовать на заданную тему самостоятельно, используя знакомые приемы изображения. | «Путешествие в мир добра и любви» | Репродукции портретной живописи известных художников | С. 48 | ||
Занятие 28. Мир искусства «Золотые яблоки» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать прием изображения яблока и украшения его мозаичным мазком. Продолжать развивать художественное слово и творчество детей. | «Путешествие в мир творчества» | Муляжи овощей и фруктов. Репродукция К. Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне» | С. 49 | ||
Занятие 29. «Цветик – многоцветик» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить рассматривать живые цветы, их репродукции, любоваться ими. Показать прием изображения цветка, используя для оформления метод мозаичной живописи. | «Путешествие в мир цветов» | Репродукции картин с изображением цветов | С. 50 | ||
Занятие 30. «Колобок» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить передавать в рисунке образ веселого Колобка. Поощрять стремление дополнить рисунок, используя знакомые техники. Закреплять понятие художник - иллюстратор | «Путешествие в сказку» | Иллюстрации к сказке «Колобок» | С. 51 | ||
Май | ||||||
Занятие 31. «Избушка для Бабы Яги» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Познакомить детей с различными архитектурными строениями (изба, терем, дворец и т.д.). Учить изображать избушку ночью, используя технику «мелки + акварель» | «Путешествие к архитекторам» | Репродукции различных архитектурных строений (изба, терем, дворец и т.д.) Иллюстрации И.Билибина (избушка Бабы Яги) | С. 52 | ||
Занятие 32. «Веселый клоун» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Продемонстрировать детям способы изображения улыбающегося человеческого лица. Учить подбирать цвета, характерные веселому клоуну. Учить передавать цветом свое отношение к клоуну. | «Путешествие в цирк» | Репродукции клоуна | С. 53 | ||
Занятие 33. «Полный – худой» (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Показать приемы изображения людей с толстыми щеками. Учить передавать детей изображение человека с толстыми щеками. Закреплять знание жанра «портрет» | «Путешествие в сказку» | Иллюстрации к сказке «Три толстяка». Наглядное пособие «Мимика человеческого лица» | С. 53 | ||
Занятие 34. Обобщающее занятие – выставка детских работ на свободную тему. (теория – 5 мин., практика – 10 мин.) | Учить применять полученные знания и умения на практике самостоятельно. Выполнить рисунок на свободную тему. | «Путешествие в мир искусства» | Выставка детских работ. Репродукции картин. | С. 55 |
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки.
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
К концу обучения ребенок может:
- Эмоционально откликаться на художественные произведения;
- Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
- Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
- Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
- Быть оригинальным в выборе сюжета;
- Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- Может работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
- Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
- Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 10 | 1-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 1. Вводное занятие. Рисунок на свободную тему. | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
2 | 10 | 2- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 2. Тема 1 «Вводное занятие» (рисунок на свободную тему) | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
3 | 10 | 3-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 3. «Краски неба» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
4 | 10 | 4- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 4. «Ковер из осенних листьев» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
5 | 11 | 1-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 5. «Дерево разговаривает с солнышком» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
6 | 11 | 2- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 6. «Гордый цветок» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
7 | 11 | 3- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
8 | 11 | 4- недели | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 8. «Колосок и колючка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
9 | 12 | 1-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 9. «Съедобные и несъедобные грибы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
10 | 12 | 2- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 10. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
11 | 12 | 3- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 11. Мир животных. «Птицы большие и маленькие» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
12 | 12 | 4- недели | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 12. «Любопытные цыплята» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
13 | 12 | 5 - неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 13. «Божья коровка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
14 | 01 | 1- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 14. «Кто на себе свой дом носит» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
15 | 01 | 2- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 15. «Медвежонок Винни-Пух» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
16 | 01 | 3-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 16. «Поросенок Пятачок» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
17 | 01 | 4- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | Занятие 17. «Коза – дереза» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность | |
18 | 02 | 1- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 18. «Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
19 | 02 | 2 - неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 19. Мир человека. «Авто портрет» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
20 | 02 | 3-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 20. «Веселая снежная баба» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
21 | 02 | 4- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 21. «Украшение носового платка красками теплых цветов» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
22 | 03 | 1- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 22. «Украшение полотенца холодными цветами» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
23 | 03 | 2- недели | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 23. «Веселый грузовичок. Паровозик. Машинка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
24 | 03 | 3- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 24. «Портрет папы» (дедушки, брата) | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
25 | 03 | 4-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 25. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
26 | 03 | 5- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 26. «Сказочная ваза» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
27 | 04 | 1- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 27. Обобщающее занятие «Я и моя семья» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
28 | 04 | 2- недели | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 28. Мир искусства. «Золотые яблоки» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
29 | 04 | 3-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 29. «Цветик – многоцветик» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
30 | 04 | 4- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 30. «Колобок» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
31 | 05 | 1- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 31. «Избушка для Бабы Яги» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
32 | 05 | 2- недели | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 32. «Веселый клоун» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
33 | 05 | 3-неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 33. «Полный – худой» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
34 | 05 | 4- неделя | Понедельник 15.50-16.05 | очная | 1 | Занятие 34. «Обобщающее занятие» - выставка детских работ на свободную тему | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально- техническое обеспечение
№ | наименование | количество |
1. | Изостудия | |
2. | Бумага альбомная | по количеству детей |
3. | Карандаши простые | по количеству детей |
4. | Карандаши цветные | По количеству детей |
5. | Акварель | по количеству детей |
6. | Гуашь | по количеству детей |
7. | Восковые мелки | по количеству детей |
8. | Проектор | 1 шт. |
9. | Репродукции картин. | |
10. | Иллюстрации | |
11. | Баночки для промывания кисти | по количеству детей |
12. | Тряпочки | по количеству детей |
13. | Фломастеры | по количеству детей |
14. | Цветной пластилин | по количеству детей |
15. | Масляная пастель | по количеству детей |
16. | Нарукавники | по количеству детей |
17. | Штампы, дополнительные материалы для творчества | по количеству детей |
2.2.2 Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
2.2.3 Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог по изо- деятельности. Образование высшее педагогическое.
Стаж работы по профилю более пяти лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дошкольного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Журнал Посещаемости;
- Фотоотчет;
- Отзывы детей и родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Выставка;
- Диагностическая Карта;
- Открытое занятие.
2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения художественного развития дошкольников
3-4 лет
Дата проведения __________________
Педагог дополнительного образования___________________________________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Эмоционально откликается на художественные произведения | Различает жанры изобразительного искусства | Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему | Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве | оригинален в выборе сюжета | Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности | Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы | Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов | Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)
2.5 Методические материалы
2.5.1 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в очной форме.
2.5.2 Методы обучения
- Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
- Практические (Упражнение, Экспериментирование;
- Объяснительно- Иллюстративные;
- Репродуктивные;
- Частично- Поисковые;
- Исследовательско проблемные;
- Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация)
- Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
- Словесные (рассказ педагога, беседа).
2.5.3 Формы организации образовательного процесса
- Групповая;
- Индивидуально – групповая.
2.5.4 Формы организации учебного занятия
- Беседа;
- Выставка
- Галерея;
- Игра;
- Наблюдение;
- Практическое Занятие;
- Презентация;
- Творческая Мастерская.
2.5.5 Педагогические технологии
- Технология Группового Обучения;
- Технология Игровой Деятельности;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология.
2.5.6 Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике; (10 мин.)
4. Динамическая пауза (1 минута)
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)
2.5.7 Дидактические материалы
- Раздаточные Материалы;
- Инструкционные Карты;
- Технологические Карты;
- Задания;
- Упражнения;
- Образцы Изделий.
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид изд. | Количество экземпляров. |
1 | Копцева Т.А. | «Природа и художник» | М.: 2001 |
2.6.2. Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид Издания. | Количество экземпляров. |
1 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1973 | Вып.1 | |
2 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1979 | Вып.2 | |
3 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1991 | ||
4 | Бакушинский А.В. | «Исследования и статьи» | М., 1981 | ||
5 | Кабалевский Д.Б. | «Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады» | М., 1986 | ||
6 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Пособие для учителя»» | М., 1994 | ||
7 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет» | М., 1999 | ||
8 | Кульчинская Н.Л. | «Ребенок в музее» | М., 1999 | ||
9 | Левин С.Д. | «Ваш ребенок рисует» | М., 1980 | ||
10 | Лихачев Д.С. | «Земля родная» | М., 1983 | ||
11 | Макарова Е.Г. | «В начале было детство: Записки педагога» | М., 1990 | ||
12 | Макарова Е.Г. | «Освободите слона» | М., 1980 | ||
13 | Макарова Е.Г. | «Преодолеть страх или Искусствотерапия». | М., 1996 | ||
14 | Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н. | «Ступеньки к творчеству» | М., 1995 | ||
15 | Мелик–Пашаев А.А. | «Педагогика искусства и творческие способности» | М.,1983 | ||
16 | Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев | Энциклопедия: в 2-х т. | М,1991 - 1992 | ||
17 | Неменский Б.М. | «Мудрость красоты» | М.,1987 | ||
18 | Полунина В.Н. | «Искусство и дети» | М.,1982 | ||
19 | «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. | М., 1996 | |||
20 | Скаткин М.Н., Краевский В.В. | «Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы» | М., 1981 | ||
21 | «Современный словарь – справочник по искусству» | М.,1999 | |||
22 | Сухомлинский В.А. | «Сердце отдаю детям» | Киев, 1988 | ||
23 | «Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной | М., 1972 | |||
24 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. | М., 1997 | |||
25 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков. | М., 1999 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»
Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Звездные художники»
Рабочая программа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Звонкий голосок» подвид: разноуровневая Возраст обучающихся: 4 – 7 лет Срок реализации программы: 3 года
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звонкий голосок» имеет художественную направленность. Реализация программы направлена на развитие ху...