Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
методическая разработка
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_samobrazovanie.docx | 258.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Тема по самообразованию:
«Развитие социально-личностных качеств детей
дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Воспитатель:
Алексеева Л.Н.
2021 г.
Тема: «Развитие социально-личностных качеств детей
дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Цель:
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
- Расширить знания о народных промыслах России
- Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
- Систематизировать изученную литературу.
Актуальность
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью развития социально-личностных качеств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Формы и методы работы:
- Проведение тематических занятий,
- Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
- Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
- Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
- Экскурсия в «Русскую избу».
- Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
- Организация народных подвижных игр (ежедневно).
- Изучение программы по возрастным группам детей.
- Работа с методической литературой
- Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
- Обработка анкетных данных.
- Подготовка и оформление документации.
Приёмы и методы:
- Словесный
- Практический
- Наглядный
- Работа с книгой
- Видеометод
- Продуктивный
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который ребенок усваивает. В его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.
Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.
Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.
Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.
Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.
Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.
Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.
В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.
Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.
Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.
Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения, опирается на определённую обработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.
Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.
Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.
Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.
Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
- Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.
Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человекчасть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.
Сведения о диагностике по самообразованию:
Уровни | 2младшая гр. 2017-2018 г.г. | Средняя гр. 2018-2019 г.г. | Старшая гр. 2019-2020 г.г. | Подготов. гр. 2020-2021г.г. |
высокий | 20% | 35% | 60% | 80% |
средний | 70% | 57% | 35% | 20% |
низкий | 10% | 8% | 5% | 0% |
Имею положительную динамику в социализации детей посредством ознакомления детей с народными промыслами России.
Литература
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.:Акцидент, 1997.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Отчет о выполнении |
Сентябрь | |||
Работа с детьми | Организация подвижных игр разных народов (ежедневно) Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных салфеток | Развивать эмоциональную сферу Формировать гармоничную личность Формировать потребность в двигательной активности Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре. | |
Работа с родителями | Посещение семей Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. Запись детей старшей, подготовительной группы в кружок «Акварелька» | Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Развитие художественно-одарённых детей в кружок народной направленности | |
Самореализация | Изучение программы по возрастным группам детей. Работа с методической литературой | Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития. Изучить для всех возрастных групп, систематизировать | |
Октябрь | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Лепка народной игрушки «Баранчик» Рассматривание изделий с городецкой росписью Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов Проведение осенних праздников с использованием народных традиций Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи | Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу. Рекомендуетсявсем детям для развития моторики. Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец» Развивать эмоциональную сферу Формировать гармоничную личность Развивать интерес к народным промыслам | |
Работа с родителями | Проведение собрания: «Знакомим детей с народными промыслами России» Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей | Подведение итогов выявления одарённых детей. Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. | |
Самореализация | Работа с методической литературой (журнал «Дошкольное воспитание») | Повышение знаний, сбор материала. | |
Ноябрь | |||
Работа с детьми | Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров. Беседа о видах городецкой росписи | Развивать интерес к изобразительной деятельности Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи | |
Работа с родителями | Выступление на собрании | Подведение итогов диагностики физического развития детей | |
Самореализация | Обработка анкетных данных. Подготовка и оформление документации | Сбор информации для выбора направления работы с детьми Сбор и обработка данных | |
Декабрь | |||
Работа с детьми | Рассказ о дымковской росписи, игрушках. | Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности | |
Работа с родителями | Оформление стенда «Народное творчество , как средство развития социально-личностных качеств дошкольника» | Оказание методической помощи родителям | |
Самореализация | Взаимопосещение занятий воспитателей других групп | Обмен опытом Сбор аналитической информации | |
Январь | |||
Работа с детьми | Рассказ о богородской резной игрушке | Развивать интерес к изобразительной деятельности | |
Работа с родителями | Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» | Предоставление педагогической информации родителям по данной теме. | |
Самореализация | Сбор информации о народных росписях | Пополнение методической копилки | |
Февраль | |||
Работа с детьми | Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды | Развивать интерес к художественному творчеству | |
Работа с родителями | Собрание в старшей группе «Семейные традиции». | Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания | |
Самореализация | Посещение методических объединений | Обмен опытом | |
Март | |||
Работа с детьми | Участие в праздниках: - «8 марта» -«Веселая масленица» Декоративное рисование. Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (хохломской. Дымковской, городецкой). Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | Развивать интерес к декоративному рисованию | |
Работа с родителями | Участие в праздниках: «8 марта» «Веселая масленица» Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | ||
Самореализация | Сбор информации. | Пополнение методической копилки | |
Апрель | |||
Работа с детьми | Мониторинг Лепка баранчика из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование: гжельские узоры (нанесение узора синей краской на шаблон посуды, вырезанной из белой бумаги). Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки. Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме». | Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов. Развивать интерес к изобразительной деятельности. | |
Работа с родителями | Создание уголка народных промыслов | Повышение эффективности воспитательного процесса | |
Самореализация | Взаимопосещение мини-музеев разных групп ДОО | Обмен опытом | |
Май | |||
Работа с детьми | Декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельский цветок, травка). | Развитие интереса к народным промыслам | |
Работа с родителями | Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей. | ||
Самореализация | Обмен опытом с коллегами ДОО | Распространение педагогического опыта. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...
Тема по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....
Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...
Методическая разработка. Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами России».
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пр...
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации»
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации"...
Презентация на тему "ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ «Кубики историй» в образовательной области « Речевое развитие» в процессе ознакомления с народными промыслами России.
Сторителлинг заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей....