Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
методическая разработка

Алексеева Лариса Николаевна

Тема по самообразованию:  «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samobrazovanie.docx258.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

            Тема по самообразованию:

 «Развитие социально-личностных качеств детей

дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»

img0.jpg

Воспитатель:

Алексеева Л.Н.

2021 г.

Тема:    «Развитие социально-личностных качеств детей

дошкольного возраста  посредством ознакомления с народными промыслами России»

Цель:

  • Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
  • Расширить знания о народных промыслах России
  • Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
  2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  3. Систематизировать изученную литературу.

Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.  Актуальность обусловлена большой значимостью развития социально-личностных качеств  у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Формы и методы работы:

  1. Проведение тематических занятий,
  2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  3. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  7. Экскурсия в «Русскую избу».
  8. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
  9. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
  10. Организация народных подвижных игр (ежедневно).
  11. Изучение программы по возрастным группам детей.
  12. Работа с методической литературой  
  13. Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
  14. Обработка анкетных данных.  
  15. Подготовка и оформление документации.

 Приёмы и методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Наглядный
  • Работа с книгой
  • Видеометод
  • Продуктивный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый
  • Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Результативность

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Вывод

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который ребенок усваивает.  В его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения, опирается на определённую обработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубоватосиними широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человекчасть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой.

Сведения о диагностике по самообразованию:

Уровни

2младшая гр. 2017-2018 г.г.

Средняя гр.

2018-2019 г.г.

Старшая гр.

2019-2020 г.г.

Подготов. гр.

2020-2021г.г.

высокий

20%

35%

60%

80%

средний

70%

57%

35%

20%

низкий

10%

8%

5%

0%

 Имею положительную динамику в социализации детей посредством ознакомления детей с народными промыслами России.

Литература

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.:Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

Перспективный план работы

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Работа с детьми

Организация подвижных игр разных народов (ежедневно)

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении

Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Рисование расписных салфеток

Развивать эмоциональную сферу

Формировать гармоничную личность

Формировать потребность в двигательной активности

Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Посещение семей

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Запись детей старшей, подготовительной группы в кружок «Акварелька»

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными  способностями.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания  детей в дошкольном учреждении.

Развитие художественно-одарённых детей в кружок народной направленности

Самореализация

Изучение программы по возрастным группам детей.

Работа с методической литературой  

Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития.

Изучить для всех возрастных групп, систематизировать

Октябрь

Работа с детьми

Продуктивная. Лепка народной игрушки «Баранчик»

Рассматривание изделий с городецкой росписью

Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов

Проведение осенних праздников  с использованием народных традиций

Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи

Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.

Рекомендуетсявсем детям для развития моторики.

Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец»

Развивать эмоциональную сферу

Формировать гармоничную личность

Развивать интерес к народным промыслам

Работа с родителями

Проведение собрания:

 «Знакомим детей с народными промыслами России»

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей

Подведение итогов выявления одарённых детей.

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Самореализация

Работа с методической литературой (журнал «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала.

Ноябрь

Работа с детьми

Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров.

Беседа о видах городецкой росписи

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи

Работа с родителями

Выступление на собрании

Подведение итогов диагностики физического развития детей

Самореализация

Обработка анкетных данных.  

Подготовка и оформление документации

Сбор информации для выбора направления работы с детьми

Сбор и обработка данных

Декабрь

Работа с детьми

Рассказ о дымковской росписи, игрушках.

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности

Работа с родителями

Оформление стенда «Народное творчество , как средство развития социально-личностных качеств дошкольника»

Оказание методической помощи родителям

Самореализация

Взаимопосещение занятий воспитателей других групп

Обмен опытом

Сбор аналитической информации

Январь

Работа с детьми

Рассказ о богородской резной игрушке

Развивать интерес к изобразительной деятельности

Работа с родителями

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания»

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Самореализация

Сбор информации о народных росписях

Пополнение методической копилки

Февраль

Работа с детьми

Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды

Развивать интерес к художественному творчеству

Работа с родителями

Собрание в старшей группе «Семейные традиции».

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания

Самореализация

Посещение методических объединений

Обмен опытом

Март

Работа с детьми

Участие в праздниках:

 - «8 марта»

 -«Веселая масленица»

Декоративное рисование.

Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (хохломской. Дымковской, городецкой).

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Развивать интерес к декоративному рисованию

Работа с родителями

Участие в праздниках:

«8 марта»

«Веселая масленица»

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Самореализация

Сбор информации.

Пополнение методической копилки

Апрель

Работа с детьми

Мониторинг

Лепка баранчика из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки

Декоративное рисование: гжельские узоры (нанесение узора синей краской на шаблон посуды, вырезанной из белой бумаги).

Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки.

Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме».

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Создание уголка народных промыслов

Повышение эффективности воспитательного процесса

Самореализация

Взаимопосещение мини-музеев разных групп ДОО

Обмен опытом

Май

Работа с детьми

Декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельский цветок, травка).

Развитие интереса к народным промыслам

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей.

Самореализация

Обмен опытом с коллегами ДОО

Распространение педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».

Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на  примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...

Тема по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе....

Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.

Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою ст...

Методическая разработка. Тема: «Развитие творческого потенциала дошкольников посредствам ознакомления с народными промыслами России».

         «Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пр...

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации»

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации"...

Презентация на тему "ТЕХНОЛОГИЯ СТОРИТЕЛЛИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРЫ «Кубики историй» в образовательной области « Речевое развитие» в процессе ознакомления с народными промыслами России.

Сторителлинг заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей....