Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России – гончарным ремеслом.
статья (старшая группа)

Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну. В детском саду 202 «Город Чудес» открыта гончарная мастерская и организованы занятия по ознакомлению с гончарным ремеслом и декоративно-прикладным искусством: дымковская, филимоновская росписи, где воспитанники знакомятся с профессией гончара, знакомятся с природным материалом – глиной, учатся лепить на гончарном круге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx304.08 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старших дошкольников через ознакомление

с народными промыслами России – гончарным ремеслом.

Н.А. Никитина, Н.Ю. ИвановаC:\Users\dou202-k3-8\Downloads\Zb8a2jBbhm8 (1).jpg

МАДОУ «Детский сад 202 «Город Чудес» 

Г. Чебоксары

Аннотация. Гончарное дело – это вид декоративно–прикладного искусства, позволяющее соприкоснуться с культурным наследием русского народа, почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну. В детском саду 202 «Город Чудес» открыта гончарная мастерская и организованы занятия по ознакомлению с гончарным ремеслом и декоративно-прикладным искусством: дымковская, филимоновская росписи, где воспитанники знакомятся с профессией гончара, знакомятся с природным материалом – глиной, учатся лепить на гончарном круге.

Ключевые слова: культурное наследие, гончарное ремесло, дымковская роспись, филимоновская роспись

Ознакомление детей к культурным наследием родной  страны и края,  актуальна в любом дошкольном и школьном возрасте. Приобщая ребенка с раннего возраста к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент патриотизма, нравственности, основы самосознания и индивидуальности. [1] Очень важно в дошкольном возрасте привить детям любовь к культурным ценностям и традициям своего народа, и народа, живущим в России. Формирование культурного наследия у ребенка происходит под влиянием окружающей жизни при помощи правильного воздействия педагогов и родителей.

Что такое культурное наследие и как организовать  работу по ознакомлению детей с культурным наследием в дошкольном учреждении, этим вопросом задались педагоги детского сада 202.

Культурное наследие – это  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. К объектам культурного наследия можно отнести как, народное искусство: фольклор, обряды, ремесла, так и памятники истории и культуры.

Культурное наследие русского народа многогранна и обширна. С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали керамику. Это мастерство передавалось из поколения в поколение. [3] И знакомство детей  с декоративно - прикладным искусством и старинными ремеслами русского народа - гончарного дела,  стала одной из задач педагогов детского сада. Для воспитанников 5-7 лет в детском саду открылась гончарная мастерская. Декоративно-прикладное творчество и гончарное дело – одни из самых интересных и увлекательных занятий для дошкольников. Работа с глиной развивает у ребенка воображение, художественные навыки, эстетический вкус, приобщает к культурным ценностям. C:\Users\dou202-k3-8\Downloads\Ee9t3uYz3MM (1).jpg

 Работа с глиной совсем не проста, для начала воспитанники учились чувствовать материал, изготавливать из глины простейшие изделия: тарелочки, чашки, колобочки. Педагогом, Ивановой Н. Ю. в работе использовались такие техники как, ручная лепка из цельного куска глины, ленточно -  жгутовой техникой, затем дошкольники освоили технику вытягивания глины на гончарном круге.

 Профессия гончара требует от умельца тонкого мастерства, яркого воображения, кропотливости и усидчивости. В процессе работы в мастерской дети знакомятся с глиной, изделиями из глины, проводится экспериментальная деятельность по выявлению свойства глины, лепят из глины руками и лепят на гончарном круге, раскрашивают готовые изделия. [4]C:\Users\dou202-k3-8\Downloads\hd_23 (1).jpg

На занятиях по гончарному делу воспитанники знакомятся со старинной профессией гончара, с инструментами для работы, последовательностью и этапами работы по изготовлению изделия.

Любой детский продукт сам по себе является творением красоты, а если его оформить красками, он засияет радостью и счастьем в детских глазках. В этом помогут дымковские, филимоновские умельцы. В гончарной мастерской педагог ведет знакомство с русским декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, как дымковская и филимоновская росписи. Особое внимание уделяется элементам чувашской росписи. C:\Users\dou202-k3-8\Downloads\JpubBqLgzDY (1).jpg

Гончарное дело  роднит  с традициями русской народной мастеровой культуры и сохраняет лучшее наследие наших предков. И мы педагоги детского сада 202, знакомя детей с гончарным делом, надеемся вырастить трудолюбивых, творческих  детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вераксы, Н. Е., Комаровой, Т. С., Васильевой, М. А. От рождения до школы. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А./Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
  2. Викулина, М.А. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения./ М.А. Викулина/ Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138с.
  3. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.- метод.пособие - 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 2015. - 304 с.
  4. Парциальная программа «Юный гончар» Авторский коллектив: Ростовская Я. Е., воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок». Филько Е. В., воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок». Рецензенты: Аронова Е. Ю., – к. п. н., доцент ФГБОУ ВО КубГУ Пирожкова О. Б., – к. п. н., начальник НИО ГБОУ ИРО Краснодарского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Отчёт о проведении нравственно – патриотического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».

С историей не спорят, с историей живут,Она объединяет на подвиг и на труд.Едино государство, когда един народ,Когда великой силой он движется вперёд.Врага он побеждает, встав, как один, на бой,И Русь ...

Творческий отчёт о проведении нравственно – патриотического праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».

С историей не спорят, с историей живут,Она объединяет на подвиг и на труд.Едино государство, когда един народ,Когда великой силой он движется вперёд.Врага он побеждает, встав, как один, на бой,И Русь ...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного через ознакомление с историей и культурой родного»

сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России.Мы любим тебя,Россия!Государственные Праздники и Памятные Дни России.Рассказ "Вася-Василек".

1).Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.12 июня-День России."Мы любим тебя,Россия"! Авторские стихи-Романченко Е.Х.2).Материалы из Интернета.Стихотворени...