Эссе воспитателя «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников»
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Роль художественно-эстетического
воспитания для дошкольников»
Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, именно дошкольное детство наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, восхищаться красотой, творить, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Уметь танцевать, конструировать, рисовать, лепить, петь и т. д.
Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к искусству, тем он более устойчив. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Чтобы достичь этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, ведь без этих качеств невозможно творческое восприятие окружающего мира.
Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный, процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного» Р. Тагор
Данное высказывание является актуальным, ведь дошкольное детство – это период, предназначенный самой природой для творчества и активного познания окружающего мира.
В работе по развитию эстетического воспитания необходимо решение следующих задач: развивать у детей восприятие прекрасного, эстетические чувства, творческие способности, вносить элементы прекрасного в быт, формировать основы эстетического вкуса.
В эстетическом воспитании средством является искусство, условием – художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самими детьми. У ребенка появится эстетический вкус тогда, когда он будет получать удовольствие, духовное наслаждение от красоты в искусстве, в жизни, в быту. Детям нужно правильно и чётко подбирать слова, чтобы передать эстетическую характеристику описываемого предмета.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и красивому, радуется новому – игрушкам, цветам, предметам. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей.
Ребенок поймет, что значит красиво и начнет находить красоту и в других явлениях, предметах.
В формировании эстетического вкуса у детей, большая роль принадлежит обучению.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в художественном слове, пении, рисунке, лепке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности. Происходит развитие художественных творческих способностей детей.
Таким образом, цель обучения навыкам художественной деятельности заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.
На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети получают умения и навыки, которые имеют большое значение не только для повышения эффективности детского творчества, но и для осуществления других воспитательных задач.
В творческой деятельности, эстетическое воспитание зависит от того, что берется для рисования (знакомые детям красивые предметы, игрушки, явления природы). Когда дети рисуют рисунок, отмечают, почему он нравится, что в нем интересного, почему радует, или вызывает негативное отношение. Эстетическая оценка рисунка тоже играет свою роль, она переплетается с нравственной. Дети учатся адекватно оценивать свои рисунки и сверстников, делать небольшие выводы, умозаключения, что хорошо получается, а над чем необходимо еще поработать.
На занятиях дети рисуют явления из окружающей жизни, отражают свое отношение к ней. Они получают огромное удовольствие от рисования, так как в занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания сюжета, игр. Поэтому, очень важно поддерживать это стремление, не ограничивать детей только изображением отдельных предметов. Когда дети придумают сюжет своего рисунка, он не только радует их, но и развивает воображение, фантазию, уточняет представления.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при взаимодействии детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. У каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Задача воспитателя - помочь семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Педагог рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям дома, какие музыкальные произведения подойдут для слушания, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует основы для дальнейшего формирования духовной культуры и богатства человека.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Задача художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.
В заключении хочу сказать, что я люблю свою работу и считаю, что это главное и основное условие для успешной деятельности. В моих руках самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие и перспективы. Ведь для ребёнка, большое значение имеет воспитатель, к которому он попадет. В общении с детьми стараюсь быть открытой, умею поставить себя на место ребёнка, понять его внутреннее состояние.
В моем, еще небольшом, профессиональном опыте было много разных ситуаций, эмоций, радостей и разочарований. Бывали моменты, когда от неудач опускались руки, а от побед и успехов вырастали крылья, хотелось творить еще, делится всем, что знаешь, дарить частичку себя.
Приходя в детский сад и глядя на детей, я понимаю, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Я не жалею, что выбрала именно эту профессию и никогда не чувствую пустоту от того, что не смогла самореализоваться. Как говорил один из великих писателей и педагогов Л. Н.Толстой: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Первые шаги в профессию сделаны и даже протоптана тропинка. Мой путь только начался, он трудный и длинный, но я не останавливаюсь, спотыкаюсь, падаю, встаю и иду дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС
В статье говорится, какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка. Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...
Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».
Дошкольный возраст - особенный возраст для эстетического воспитания....
Консультация для воспитателей "Роль художественно-эстетического воспитания"
Материал содержит информацию о влиянии и необходимости художественно-эстетического воспитания...
«Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника»
laquo;Роль воспитателя в художественно – эстетическом воспитании ребенка - дошкольника»...
Эссе "Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников"
Материал для выступления на педсовете, методическом объединении педагогов...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"Роль художественно- эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"...
Эссе на тему "Роль художественно- эстетического воспитания для дошкольников"
Эстетическое воспитание дошкольников - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и иску...