Методическая разработка на тему: «Дидактическое пособие “Ковробук” (“В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”))
методическая разработка
Ковробук - очень удобное приспособление для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью можно рассказать разные русские, татарские сказки. В ходе игр развиваются творческие способности, логическое мышление, обретаются знания об окружающем мире. Ковробук можно использовать, как основное средство для донесения знания ребенку, при активном и регулярном использовании , а так же как дополнительное пособие для размещения дидактического материала, пассивное использование для дополнительной демонстрации и закрепления информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovrobuk_2021.docx | 50.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рыбно-Слободский «детский сад «Берёзка» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка на тему: «Дидактическое пособие “Ковробук” (“В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”)) Составила : Ахмадеева Гульназ Миргазизовна воспитатель первой квалификационной категории Рецензент: О.В.Гафиятова кандитат педагогических наук, доцент кафедры педагогоческой психологии и педагогики ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП))
Казань 2021 Содержание Предословие…………………………………………….3 1. Ковробук-учебное наглядное пособие…………….5 2.Дидактическая игра ковробук «В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”)...........................................7 Рекомендации по использованию……………………10 Список используемой литературы…………………. 11 Приложение…………………………………………......12 Предословие Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходим индивидуальный подход, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. Ковробук - очень удобное приспособление для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью можно рассказать разные русские, татарские сказки. В ходе игр развиваются творческие способности, логическое мышление, обретаются знания об окружающем мире. Ковробук можно использовать, как основное средство для донесения знания ребенку, при активном и регулярном использовании , а так же как дополнительное пособие для размещения дидактического материала, пассивное использование для дополнительной демонстрации и закрепления информации. Для новорожденных деток ковробук, можно разместить в кроватке таким образом, чтобы во время бодрствования взгляд малыша останавливался на контрастных черно-белых картинках. Самый активный период изучения малышами подобных монохромных изображений в три месяца. Созерцание подобных картинок стимулирует зрение новорожденного, притягивают его внимание и тренируют фиксацию взгляда. Цель ковробука : Развитие творческой активности детей, знакомство с героями сказок с помощью персонажей и условных предметов. Учить рассказывать и обыгрывать знакомые персонаңи героев, совершенствовать умение ориентироваться на ковробуке. Задачи ковробука:
Ковробук способствует:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ковробук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование ковробука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. |
Ковробук — учебное наглядное пособие для детей от рождения. Пособие, выполнено из ковролина. С недавних пор используется в детских садах для игр и образовательной деятельности с детьми.
Сделать ковробук довольно просто для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей. В соответствии с размером ковробука, можно изготовить плоские фигурки, с обратной стороны оклеенные липучкой, бархатной бумагой. Изготовить фигурки из фетра. Благодаря покрытию задней стороны, фигуры удерживаются на ворсистой тканевой поверхности, и их легко снимать.
Можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы из цветной бумаги, картона. Можно вырезать изображения фруктов, овощей, животных, птиц, сказочных персонажей. Можно нарисовать самим, скачать черно-белые картинки из интернета и раскрасить. Можно купить дидактические наборы картинок и вырезать. Это позволяет разыгрывать сюжеты на глазах у детей.В данном случае использованы фетры и эластичные ткани.
Фигурки можно перемещать по экрану, делать ими движения, добавлять надписи — менять картинку, делая ее динамичной, что невозможно делать с обычной книжной иллюстрацией. Для прочности и долговечности желательно продублировать фигурки картоном и вырезать по контуру чуть шире, чем картинка, чтобы края не потрепались.
Для продления срока службы картинки можно проламинировать с помощью ламинатора или обычного скотча. Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении.
Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия. Основным свойством его является наличие ворсистой тканевой поверхности, на которую накладываются бумажные аппликации.
Ребята самостоятельно могут играть, проговаривать тексты, общаться друг с другом. При этом развивается речь, мелкая моторика рук, мышление и фантазия.
2.Дидактическая игра ковробук
«В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”)
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня, оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л.С. Выготского, А.М. Шахнарович, А.А. Леонтьева, А.Ш. Асадуллина, Ф.Ф. Харисова,Ч.М. Харисовой, которые подчеркивают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью к овладению прочностью запоминания языковой информации.
Дидактическое пособие “Ковробук «В гостях у сказки (“Әкияттә кунакта”)” представляют собой ковролин формата А2. Персонажи и атрибуты к сказкам «Колобок (Ак калач)», «Репка (Шалкан)», «Теремок (Теремкәй)», «Курочка Ряба». Они изготовлены из ковролина, фетра высокого качества: не тянется, не деформируется во время игр, края обработаны таким образом, чтобы материал не сыпался и не расползался. Ковролиновые элементы снабжены липучками, которые крепятся на коврик
Данное пособие развивает умение разыгрывать театральные постановки, активизирует внимание ребенка, обогащает словарный запас, вовлекает детей в игровой сюжет. Уверенность в себе – одна из важнейших составляющих успеха в жизни. В воспитании ребёнка очень важно привить ребёнку чувство радости и удовлетворения, уверенности в себе от выполненной работы.
Этот ковробук направлен на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в то же время в нем проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Игра с ковробуком в «В гостях у сказки (“Әкияттә кунакта”) дает возможность развивать уверенность в себе, показывая театральные представления перед куклами, родителями, бабушками и дедушками, младшими сестричками и братиками. Если ребёнок уже был в театре, то идея сделать свой театр наверняка увлечёт его. Все дети стремятся быть в центре внимания, и во время театральной постановки все гости оторвутся от взрослых разговоров и будут видеть и слушать только артиста.
Замечательно, если в постановке участвуют двое или даже трое детей. Совместный проект – особенно ценная задача для развития. Если Ваш малыш с самого раннего детства привыкает к таким маленьким публичным выступлениям, то потом он с лёгкостью выйдет в школе к доске и получит свою первую пятёрку.
Эта игра поможет познакомить ребенка с окружающим миром; развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать. С помощью ковробука ребенок погрузится в интересный мир персонаңей, вместе с педагогом дети узнают, какие бывают звери, герои и в чем особенность каждой из них. Так же пособие с фигурками, персонажи можно использовать для игровых занятий. Например: дошкольник выбирает фигуру и рассказать, что он знает об этой персонажи. Или дети могут придумать сказку (историю) о том, как эти персонажи взаимосвязаны между собой: внучка, дедущка, бабушка, лесные животные, огород, лес, деревья. При составлении любой сказки ребенок может выбрать фигуру, под которой он будет представлять именно себя.
Данный, ковробук предназначен для ознакомления детей с сказочными персонажами. Чтобы игры-занятия были интересны ребенку, важно придумать различные варианты обыгрывания фигурок и ситуаций. Взрослый может поинтересоваться у ребенка, каких персонажей сказок он узнал и по каким признакам он их определил. Вызывая ребенка на описание узнаваемых признаков в одежде и аксессуарах.
Опираясь на имеющиеся у ребенка знания, обратить его внимание на предметы в руках людей или аксессуары в одежде, можно дать ребенку более глубокое представление об этой специальности.
Кто может изготовить «Ковробук»:
- Педагоги;
- Педагоги и дети;
- Педагоги, дети и родители;
- Родители.
Ковробук, предназначен для использования в сюжетно-ролевых ,куколҗных и коллективных играх, а так же, рекомендуется для индивидуальных занятий со специалистами.
Отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя наравне с детьми;
добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Рекомендации по использованию
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ковробук «В гостях у сказки (“Әкияттә кунакта”) - это не только увлекательная игра, но и средство познания и исследования нового, развития творческого потенциала каждого ребенка. Кроме того совместное изготовление такого дидактического пособия позволяет привлекать в работу родителей, помогает раскрыть их творческий потенциал и привлечь к совместному с ребенком поиску решений по его созданию.
Данное пособие возможно использовать как организационный момент для НОД. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, называть, щупать, манипулировать персонажами. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этому пособию, чтобы поиграть с ним, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно.
Пособие многофункциональное, трансформируемое, удобное как для детей, так и для педагога.
Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Ковробук используется в образовательной деятельности и в не её, самостоятельно используется детьми как дидактическая игра.
Список используемой литературы:
- «Туган телдә сөйләшәбез» 5 – 7 яшьлек балаларны туган телдә сөйләшергә өйрәтү буенча методик ярдәмлек / Төз.: З.М.Зарипова, Л.Н.Вәҗиева, Р.С.Зөфәрова һ.б.- Казан: ФОЛИАНТ, 2012.
- Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика. С.М.Гаффарова, Казань, 2013
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень. Часть II. - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с: ил.
- Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1992.
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром; Мозаика-Синтез - Москва, 2012. - 108 c.
Приложение
Дидактическая игра «Репка»-(Шалкан)
Цель: Воспитывать интерес к изучению татарского языка через сказки.
Совершенствование умения грамотно, связно строить предложения на русском и татарском языках на основе русско-народной сказки «Репка (Шалкан)».
Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обогащение пассивного активного словарей детей.
2. Совершенствование умения называть отдельные предметы по сказке «Репка», и развивать связную речь. (на двух языках)
3. Совершенствование умения считать от одного до шести на татарском языке.
4. Закрепление цветов и умения их называть на татарском языке.
5. Закрепление знаний по темам «Семья», «Овощи - фрукты»,
6.Формировать умение употреблять глаголы в речи.
Ход игры
I вариант (для всей группы)
Воспитатель предлагает игроку достать из кармашки детали или персонажа и насать составить сказку своими словами.Ребенок должен назвать изображение (действие), на русском и татарском языках.
Педагог задает наводящий вопрос («Что это»?, «Бу нәрсә»?; «Это кто»? «Бу кем»?; «Что делает»? «Нишли»?)
Ребенок: «Это мяч», «Бу туп»……
Затем педагог предлагает следующему ребенку выполнить игровое задание по сказке репка.(шалкан.)
Дидактическая игра
“Путешествие по сказке «Колобок («Ак калач»)»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок(«Ак калач»)»;
- вызвать интерес детей к преобразованию сюжета сказки, привлечь родителей участвовать в игровой и театрализованной деятельности;
- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение прийти на помощь герою сказки.
Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой «Колобок(«Ак калач»)», беседа «Кто живет в лесу («Урманда кем яши?»)», дидактическая игра «Кто, чем питается», разучивание пальчиковой гимнастики «В лесок».
Воспитатель: - Ребята(Балалар)а, я предлагаю сегодня не играть, а отправиться в сказочное путешествие. Согласны? Тогда:
1,2,3! В сказку попади,
Друг за другом ты шагай!
И нисколько не зевай!
Воспитатель: - В маленькой деревушке жили – были дед и баба. Была у них…Да нет ни курочка Ряба! Была у них избушка, а избушке печка. Однажды говорит дед бабе: - Испекла бы ты мне бабка Колобок, а бабка отвечает: - Почему не испечь, только помочь мне некому.(Дети каңдый раз по очереди достают сказочных персонаңей)
Игра-импровизация «Колобок(«Ак калач»)» (дети жестами показывают, как замешивают тесто, раскатывают Колобок).
Воспитатель: - Посадила бабка Колобок в печь и задремала. А колобок получился…
-А может, вы поможете мне рассказать, какой получился Колобок?
Дидактическое упражнение «Кто больше назовет».
Воспитатель: - На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился Колобок. А куда он покатился? А что может с ним случиться в лесу? Надо спешить ему на помощь!
Воспитатель: - А чьи же там серые уши торчат за кустом? А как вы догадались?
- Колобок, колобок, я тебя съем - говорит зайка. Ребята, а вы хотите, чтобы Колобка съели? Давайте угостим зайку!Бу нәрсә?(Бу куян) Интересно, а что любит заяц?
Дидактическая игра «Угостим зайца («Куянны ашат»)» (В корзине лежат разные овощи, нужно выбрать морковь и капусту, сложить в корзину, угостить зайца)
Воспитатель: - Не успел зайка ускакать, как из леса серый волк появился. Испугались заяц с Колобком.
- Что делать? (Нишлэргэ? Ребята, а давайте запутаем волка, поможем Колобку! Тогда все превращаемся в зайчиков.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Зайцы скачут – скок, скок, скок,
Да на беленький снежок,
Греют лапки, греют ушки,
Ставят ушки на макушке.
Приседают, слушают, не идет ли волк!
Воспитатель: - Спрятались зайчишки, и волк ни с чем убежал в темный лес. А Колобок покатился дальше. Катится он, катится, вдруг затрещали кусты и из них появился …
Воспитатель:
-Ходит лесом без дорог,
Между сосен и берез,
А зимой лежит в берлоге,
От мороза прячет нос.
- Увидел медведь Колобка, говорит: - Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня! – сказал Колобок и заплакал, не знает, как от медведя убежать.
Песня(по дорожке, по тропинке)
-Давайте на Мишку сильно – сильно подуем, он решит, что наступила зима и уйдет спать в свою берлогу.
Воспитатель: - Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса: -Балалар бу нәрсә?(төлке)
- Колобок, колобок, я тебя съем! А Колобок отвечает: - Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел свою песенку.
- Какая у тебя славная песенка, только старая я стала, сядь ко мне на носик, пропой еще разок!
Воспитатель: - Ребята, если Колобок сядет лисичке на носик, она его съест. Давайте споем песенку вместе.
Дети поют песенку Колобка.
Воспитатель: - Не удалось лисе перехитрить Колобка, наверное, потому что у него есть такие друзья как вы. Давайте вернем Колобка деду и бабе. Да и самим нам пора в детский сад.
Воспитатель: - В какой сказке мы сегодня с вами побывали? (В русской народной сказке «Колобок («Ак калач»)»)
- Чем вам понравилось наше путешествие?
Рассказывание сказки «Теремок (Теремкәй)»
Цель: развивать мышление, память, мелкую моторику рук. Воспитывать желание помочь другому. Закрепить умение правильно называть имена животных. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения.
Ход игры:Воспитатель рассказывает сказку используя персонажи. Дети прикрепляют персонажи на ковролин и повторяют за воспитателем названия персонажей : мышка (тычкан) –норушка, лягушка (бака)-квакушка, зайчик (куян)-побегайчик, волк (бүре)- зубами щелк .
Дидактическая игра : “Угадай –ка”(Уйлап тап) Цель: развивать речь,память .Воспитывать интерес к игре . Формировать умения слушать и понимать заданный вопрос это кто? ,она какая?,отвечать на него. Ход игры: На ковролине все персонажи сказки .Вместе с детьми воспитатель еще раз называет животных . –Это кто? –Это заяц. -Заяц какой? –Белый. –Куян нинди?(куян ак) –Это кто?(Бу нәрсә?)(новое слово ,все вместе повторяем )?
-Лягушка.(бака)
–Лягушка какая? –Зеленая. –Это кто?-Мышка . Бу нәрсә?(бу тычкан) –Она какая? –Маленькая. –Это кто?(Бу нәрсә?)-Это медведь(бу аю) .Медведь большой.
Дидактичечкая игра «Кто что делает ? (Кем нәрсә эшли?) Цель: Развивать связную речь. Развивать мелкую моторику рук .Воспитывать любовь и уважение к животным .Совершенствовать умение отвечать на вопрос что делает ? Ход игры: Воспитатель раздает детям персонажи сказки,дети вместе с воспитателем должны ответить на вопрос «Кто что делает?» и показать движения животных ,чьй персонаж у него на руке и прикрипить на ковролин. Зайчик –скачет (прыгает) Лягушка –ква-ква(квакает) Мишка идет (косолопый) Мышка бежит (пи-пи-пи)
Дидактическая игра: «Загадки»(Табышмаклар)
Цель: развивать логическое мышление, память ,мелкую моторику рук . Воспитывать активность. Совершенствовать умения понимать смысл загадок, учить использовать в ответах сложноподчиненные предложения.
Ход игры: Детям предлагается отгадать загадку о животных и ответ найти на ковролине и переклевать его и называть правильно.
Дидактическая игра «Кто в «Теремке» живет?» (Теремкәйдә кем яши?)
Цель: развивать внимание, мелкую моторику рук .Воспитывать любовь к животным .Совершенствовать знания и умения правильно называть все персонажи сказки .Активизировать диалогическую речь . Ход игры: Детям предлагается найти персонажи сказки и прикрепить на ковролин .После того ,как все персонажи будут в Теремке ,воспитатель спрашивает :-Все животные в Теремке? Давайте еще раз посмотрим, и назовем их.
Рассказывание сказки «Колобок (Ак калач)» Цель: развивать мышление ,память ,мелкую моторику рук. Воспитывать помочь другому .Закрепить правильно называть имена животных. Совершенствование умение грамматически правильно строить предложения. Ход игры: воспитатель рассказывает сказку ,дети прикрепляют персонажи сказки.Дети вместе с воспитателем проговаривают повторяющиеся фразы.
- Колобок ,колобок я тебя съем .-Не ешь меня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»
Подборка дидактических игр на освоение и закрепление культурно-гигиенических навыков....
Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»
Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности....
Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"
Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...
Методическая разработка по теме:" Дидактические игры для детей раннего возраста"
В данной разработке, я собрала дидактические игры, которые очень понравятся детям и будут удобны и интересны воспитателям....
Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Методическая разработка...
Методическая разработка на тему: "Дидактические игры по патриотическому воспитанию"
В даннной методической разработке представлены дидактические игры: « Символы города Зима», «Знатоки города», «Узнай достопримечательность города по фрагменту»...
Методическая разработка на тему: Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста Составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Куприна Е.И.
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста...