«Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»
консультация
Советы педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorch._sposobnostey_v_pozn.-issled._d.-ti.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»
Выступление подготовила:
Воспитатель ВКК
Чепелева Е.А.
Тема: «Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности»
«Именно творческая деятельность человека делает его
существом, обращенным к будущему, созидающим
его и видоизменяющим свое настоящее».
Лев Семенович Выготский
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Изначально действительность даётся человеку в его конкретной деятельности, имеющей чувственный характер. Ощущения вызывают эмоциональную реакцию, волнение, приводящие к переживанию или ответному действию. Предельная зависимость человека от окружающего мира «снимается» - формируется способность конструирования образов восприятия как представлений, понятий, знаков, образов, символов; в результате появляется возможность изменения предметного мира, его переустройства «по себе», «под себя».
Среди видов познавательной деятельности можно выделить обыденно-практическую, научную и эстетическую, связанную с попыткой осмысления окружающего мира с помощью эстетических категорий. В дошкольном возрасте эти виды имеют свою специфику и проявляются в таких формах, как наблюдение, сравнение, обследование, моделирование, размышление (элементарное философствование) и др. В ансамбле видов детской познавательной деятельности следует отметить поисково-исследовательскую и экспериментирование, значимые для развития конструирования детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В разных видах и формах познавательной деятельности ребёнок осваивает рационально-логический способ познания мира, при этом предметом познания является окружающий мир (реальность), универсальным инструментом выступает понятие (представление, информация, знание), а прогнозируемым результатом – естественно-научная картина мира (миропонимание).
Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Развитие личности главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры.
Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
В соответствии с задачами педагогической деятельности можно использовать разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые приобретают исследовательский характер.
Стратегия исследовательского обучения ориентирована на:
- осознание общей проблемной ситуации, ее анализа;
- формулировка конкретной проблемы и решения этой проблемы;
- проверка правильности решения проблемы.
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.
В результате решения исследовательских задач у ребенка возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.
Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:
- видеть проблему;
- выдвигать гипотезу;
- классифицировать;
- проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности: рисунки, поделки и т.д.);
- формулировать выводы и умозаключения.
Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.
Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.
Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того,чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать ...
Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.
Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный про...
Консультация для воспитателей по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательной деятельности»
Развитие творческой активности детей в познавательной деятельности рассматривается через экспериментирование, проектную деятельность и создание проблемной ситуации....
Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"
В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...
Музыкально-познавательные развлечения для развития нравственно-патриотических качеств личности и творческой активности старших дошкольников
Проектная работа...
Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"
Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...
Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...