Консультация для воспитателей по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательной деятельности»
консультация на тему
Развитие творческой активности детей в познавательной деятельности рассматривается через экспериментирование, проектную деятельность и создание проблемной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по теме:
«Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательной деятельности»
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной и творческой активности.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
Исходя из федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Развитие творческой активности детей может реализоваться через познавательно-исследовательскую деятельность. В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки и творческую активность детей.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
В связи с этим значимое место в педагогической практике должно уделяться организации познавательно - исследовательской деятельности дошкольников. Исследовательская деятельность дошкольников - это совместная деятельность воспитанников, педагога и родителей. Главная цель исследовательской деятельности - формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое нужно активно использовать – это опыты. Они могут проводиться, как на НОД, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их, как собственные.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни), дети наблюдали за ростом и развитием ростков. Результаты наблюдений заносили в календарь. Работая на огороде, дети замечают, что там, где много сорняков, картофель не растет. Вывод: сорняки мешают росту растений. Аккуратно срезая веточки деревьев, вместе с детьми наблюдаем, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее.
Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, вода, магнит и др. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится и почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок: этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями, с агрегатными изменениями вещества, комнатными и дикорастущими растениями, животными и пр.
В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах веществ, активно исследовать их.
В различные режимные моменты повседневной жизни можно организовать циклическое наблюдение. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Проводится в течение длительного времени. Так цикл из восьми наблюдений может быть реализован в работе со старшими детьми за 1,5-2 месяца.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические возможности. Их отношения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками более сложные и содержательные. Умственные способности детей совершенствуются, формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата и т. д. Именно в данном возрасте одним из самых эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно–исследовательская деятельность. Она позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять полученные знания на практике.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, имеющая социально значимый результат.
Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит в несколько этапов:
1. Постановка цели.
2. Поиск формы реализации проекта.
3. Разработка содержания всего учебного - воспитательного процесса на основе тематики проекта.
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
5. Определение направлений поисковой и практической деятельности.
6. Организация совместной (с родителями, детьми, педагогами) творческой, поисковой и практической деятельности.
7. Работа над частями проекта, коррекция.
8. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой. Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности.
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте в соответствии с ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 25»: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
К концу шестого года жизни активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально–волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её. Проектная деятельность характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию.
Уже несколько лет слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего МБДОУ. Мною было реализовано уже несколько групповых проектов:
- «Семейный альбом» (2 младшая группа), «Семейные традиции» (средняя группа). Родители подготовили фотоколлаж членов своей семьи, свои семейные традиции, а дети с увлечением рассказывали всем о том, как зовут их родных, какие традиции сохраняются в их семье;
- информационно-творческий проект «В царстве гласных букв и звуков» (старшая группа), в ходе которого дети знакомились с гласными буквами и звуками, а также принимали активное творческое участие в изготовление книжек-малышек и поделок о гласных буквах и звуках;
- «Профессии моих родителей». Дети рассказывали о профессиях своих родителей на основе фотографий.
- творческий проект «Удивительный мир загадок». Проект реализуется в данное время. Тематика данного проекта связана с работой опытно-экспериментальной площадки. Дети принимают активное творческое участие в составлении загадок, а также рисовании, лепке отгадок к загадкам.
Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
«Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «начало мышления - в проблемной ситуации» (С.Л.Рубинштейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности ребенка. Проблемная ситуация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных.
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Определённые эмоциональные переживания и содержать новизну. Должна быть представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или непосредственно жизненный опыт детей. Она должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребёнка к эмоциональной познавательной деятельности.
Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности; б) неизвестное достигаемое знание или способ действия; в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Опыт работы позволил сделать вывод, что для применения проблемных ситуаций в творческой деятельности требуется более высокий уровень развития детей. Наиболее оптимальный вариант использования проблемных ситуаций – это проектная деятельность, которая строится исходя из принципа комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.
В разрешении проблемных ситуаций предлагаю использовать следующий алгоритм:
- постановка проблемного вопроса;
- актуализация знаний;
- выдвижение предположений;
- проверка решения;
- введение в систему знаний.
Рассмотрим данные этапы подробно.
На этапе постановки проблемы задача воспитателя создать проблемную ситуацию, фиксируя внимание детей на обнаружении противоречий. Чтобы ребенок-дошкольник заинтересовался и осознал предлагаемую проблемную ситуацию, я использую следующее. Например, акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (мы знаем, что температура снега ниже 0, почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?). Также может быть, побуждение детей к сравнению, сопоставлению фактов путем постановки вопросов (можно ли хвоинку назвать листочком?);
На этапе актуализации знаний основными действиями детей будут анализ и обобщение уже имеющихся знаний, которые постепенно приводят к потребности в новых. Дети начинают сами хотеть их найти. Например, по теме: «Свойства материалов» можно рассмотреть такую ситуация: «В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги», помогли разобраться детям картинки, на которой изображены: «сапоги», «носки», «машина», «зонт», «босоножки».
Для организации поиска решения на этапе выдвижения гипотез целесообразно использовать наглядные пособия, представленные в виде развилки трех дорог, морских волн, ступеней взлета. Обычно, дети активно участвуют в обсуждении плана действий, выдвигают различные гипотезы, иногда правильные, а порой просто фантастические. Но это и интересно, потому что такие фантастические предположения вовлекают в обсуждение других детей, которым тоже хочется высказать свое мнение, опровергая или поддерживая услышанное. Возникают настоящие дискуссии. Некоторые дети обращаются с вопросами к родителям или бабушкам, дедушкам. Некоторые, на примере старших братьев или сестер идут в библиотеку за нужной книгой. А некоторые ребята уже знают, что ответы на любые вопросы можно поискать в интернете. Пусть в разных формах, но уже проявляется самостоятельный поиск. Например, по теме: «Лекарственные растения» мы рассматривали такую воображаемую ситуацию: «Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?». Кто-то вспомнил, как он ходил с бабушкой в больницу лечить ногу и предложил вызвать скорую. Кто-то обратится за помощью к маме, и они вместе найдут в интернете советы по оказанию медицинской помощи лекарственными растениями. Девочка показала ребятам в группе картинку с изображением подорожника. А кто-то принесет книгу «Лекарственные растения нашей области».
На этапе проверки решения очень важно воспитателю помочь детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверить знания детям помогают изображения в виде ключей к замку сундука или приземления ракеты и вопросы. Например, приземление самолета демонстрирует окончание воображаемого поиска. Иногда, особенно в начале работы по проблемным ситуациям, детям трудно оценить свои действия и результат. Но постепенно они учатся делать это самостоятельно, формулируют выводы.
На этапе введения в систему знаний я использую наглядность в виде открытого сундучка знаний, открытой ракушки с жемчужиной, успешно совершенного полета. Обычно, результаты поиска детей я размещаю в уголке открытий. Дети все это внимательно рассматривают, обсуждают, тем самым обогащая свой личный опыт. Наглядные пособия помогают детям в целом увидеть и осознать проблемную ситуацию, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.
Следуя данным этапам, можно организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, что ребенок сам будет открывателем новых знаний. В этом и заключается практическая значимость использования проблемных ситуаций.
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника, его познавательной и творческой активности. В ходе познавательно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов, экспериментирования, создания проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»
Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности....
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
Самообразование воспитателя на тему:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами."
План самообразования работника дошкольного учреждения (воспитателя)...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»...
Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"
Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...