Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того,чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха – это совместное творчество с детьми.
В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой для развития творческого восприятия музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 26.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
для музыкальных руководителей и специалистов
Семинар - практикум
ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ»
МАДОУ црр-детский сад №8
«БЕРЕЗКА» с..Чулки-Соколово
Зарайского р-на Московской обл.
Музыкальный руководитель
Старцева Татьяна Петровна
Апрель 2013 г.
Цель: познакомить музыкальных руководителей и специалистов ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»
Литература: 1. Авторское методическое пособие «Музыкальные шедевры»
М., изд-во «Гном», 2000 г.
2. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить.
Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Москва, 2005.
Оборудование: магнитофон, учебное аудиопособие на 10 дисках «Музыкальные шедевры», дидактические игры и пособия, детские инструменты.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать , сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха – это совместное творчество с детьми.
В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой для развития творческого восприятия музыки.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»
1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ( уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки различных действий под музыку.)
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
И. Бах «Шутка»
Х. Глюк « Мелодия»
А. Дворжак «Юмореска»
Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета
Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки
2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить настроение музыкального произведения.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
П. Чайковский «Подснежник»
Э. Григ «Весной»
Задание: 1.Найти слова , подходящие характеру музыки;
2.Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие
характер музыки.
3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном в раннем возрасте.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
А.Гречанинов «Материнские ласки»
К. Сен – Санс «Куры и петухи»
Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»
Г. Свиридов «Ласковая просьба»
Дидактический материал: игра «Забавный гномик»
Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)
5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек , выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
К. Сен – Санс «Лебедь»
Ф. Шуберт «Форель»
П. Чайковский «Песня жаворонка»
Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.
6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
А. Гречанинов « Вальс»
Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики
Задание: аранжировать музыкальное произведение с помощью детских инструментов
3. ВЫВОД:
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческой личности старшего дошкольника в процессе музыкально драматической деятельности
понятия творческих личностных способностей...
«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой активности у дошкольников.Задачи:ü развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;ü формировать пра...
Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"
В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...
Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия
Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...
Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия
Мы должны приложить усилия ,чтобы у каждого ребенка раскрыть способности и качества творческой личности...
Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.
Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...