Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Старцева Татьяна Петровна

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.      Главный залог успеха – это  совместное  творчество  с  детьми.

В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой  для развития творческого  восприятия музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Районное методическое  объединение

                   для  музыкальных руководителей  и специалистов

                                      Семинар - практикум


          ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  

 

                       АКТИВНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ

 

                              МУЗЫКАЛЬНОГО   ВОСПРИЯТИЯ»

                                                             

                                                             

                                                             

                                                           

                                                 

                                                             

                                              МАДОУ црр-детский сад №8

                                                                 «БЕРЕЗКА» с..Чулки-Соколово

                                                                  Зарайского р-на  Московской обл.

                                                                  Музыкальный руководитель

                                                                   Старцева Татьяна Петровна

                                                    Апрель 2013 г.

 Цель: познакомить музыкальных  руководителей  и специалистов ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»

Литература:  1. Авторское методическое пособие «Музыкальные   шедевры»

                              М., изд-во «Гном», 2000 г.

                         2. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить.

                           Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

                           Москва, 2005.

Оборудование: магнитофон, учебное аудиопособие на 10 дисках «Музыкальные шедевры», дидактические игры и пособия, детские инструменты.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       Дошкольное детство -  благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение,  восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того, чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать ,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.      Главный залог успеха – это  совместное  творчество  с  детьми.

 

В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой  для развития творческого  восприятия музыки.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»

1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ( уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки   различных действий под музыку.)

Прослушивание  фрагментов музыкальных произведений:

     И. Бах «Шутка»

                                             Х. Глюк « Мелодия»

                                             А. Дворжак «Юмореска»

Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета

Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки

2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает  образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить  настроение музыкального произведения.

 Прослушивание фрагментов  музыкальных произведений:

                         А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

                                       П. Чайковский «Подснежник»

                                       Э. Григ «Весной»

  Задание:     1.Найти слова , подходящие характеру музыки;

                     2.Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие

                        характер музыки.

3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном  в раннем возрасте.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      А.Гречанинов «Материнские ласки»

                                      К. Сен – Санс «Куры и петухи»

Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»

                                      Г. Свиридов «Ласковая просьба»

Дидактический материал: игра «Забавный гномик»

 Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)

5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных  карточек , выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование  разных видов художественной деятельности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                         К. Сен – Санс «Лебедь»

                                         Ф. Шуберт «Форель»

                                         П. Чайковский «Песня жаворонка»

 Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный  персонаж.

6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                          А. Гречанинов « Вальс»

Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики

 Задание: аранжировать музыкальное произведение  с помощью детских  инструментов

3. ВЫВОД:

 Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой активности      у дошкольников.Задачи:ü развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;ü формировать пра...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Мы должны приложить усилия ,чтобы  у каждого ребенка раскрыть способности и качества творческой личности...

Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физкультуре по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр.

Данная статья показывает важность создания организованной предметно- пространственной среды в ДОО для развития физических способностей дошкольников. Музыкальному руководителю крайне важно взаимодейств...