Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Данилова Галина Михайловна

Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников

 

 

                                                

Автор работы: воспитатель ГБДОУ №10 Данилова Галина Михайловна

 

В современном мире все более актуальным становится вопрос о развитии творческой личности. Связано это с тем, что меняется мир, современные    технологии становятся все более совершенными, потому возникает необходимость в людях творческих, способных нестандартно мыслить в сложных жизненных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.66 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

                

Автор работы: воспитатель ГБДОУ №10 Данилова Галина Михайловна

В современном мире все более актуальным становится вопрос о развитии творческой личности. Связано это с тем, что меняется мир, современные    технологии становятся все более совершенными, потому возникает необходимость в людях творческих, способных нестандартно мыслить в сложных жизненных ситуациях.

Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческой активности каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.

Актуальность данной работы исходит из того, что обществу на современном этапе необходимы всесторонне развитые личности, а для этого необходимо создать условия для развития каждой личности, её интересов, способностей и творческой активности в каждом виде деятельности.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен».

В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего . 

В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.  Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Дошкольное детство является периодом первоначального развития личности, центральным новообразованием которого является появление самосознания, самооценки, прогнозирования последствий собственного поведения, появление соподчинения мотивов. Дошкольный возраст - период творчества - дети творчески осваивают речь, формируется творческое воображение, развивается собственная логика мышления. Для этого периода характерно стремительное расширение условий жизни ребенка - дошкольник знакомится с миром взаимоотношений людей и  множества видов деятельности и у него появляется стремление к самостоятельности. Достаточно эффективным средств воспитания дошкольников является игра, служащая наиболее доступным для дошкольников видом деятельности, и способом внутренней переработки полученных ребенком впечатлений извне.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Ему становится доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан.

В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мерки и измерением. Старший дошкольник научается сравнивать предметы и явления, выделять главные и второстепенные признаки. Он приобретает способность рассуждать, самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная, изобразительная, речевая, физическая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества подтверждает готовность ребенка к школе.

К 7 годам ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке, как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей. Он стремится сделать что-то для других людей, принести им пользу. Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным поступкам и внутренней позицией самого ребенка.

Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый общается с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Эмоционально выразительные образцы эталонного поведения выступают для ребенка в произведениях искусства.

Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. Для ребенка старшего дошкольного возраста становится характерной постоянная дружба со сверстниками, хотя сохраняются случаи попеременной дружбы. При завязывании взаимоотношений между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям.

Индивидуализация личности ребенка идет через все звенья структуры самосознания. Именно эта структура определяет основу самосознания, которая просматривается у всего человечества, обретая, однако, содержательное наполнение в зависимости от традиций, социального устройства и индивидуального пути развития личности.                        

В результате осуществления продуктивной (изобразительной) деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.

В старшем дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать.

В старшем дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Творчество — психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Творческая деятельность — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.

Творческая активность направлена на решение нестереотипных производственных задач, способствует повышению качественных и количественных результатов труда. Творчески активная личность должна быть полностью адаптирована к среде. Регуляция и саморегуляция творческой деятельности не только индивидуально своеобразна, но и социально типична. Творчески активная личность всегда ориентирована на будущее. Ведь именно прошлое и настоящее определяют, какое будет будущее. Без будущего нет творчества. Только в этом случае творческая деятельность будет содержать элементы неожиданности, непредсказуемости, импровизации, озарения. Основы творческой активности закладываются в дошкольном возрасте, являющемся наиболее сензитивным для формирования данного качества личности. 

Творческая активность детей дошкольного возраста понимается как способность активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание продукта деятельности. Она проявляется в творческой деятельности. Ей присущи самостоятельность мышления, независимость суждений, поиск подлинных ценностей личности.

Творческая активность детей дошкольного возраста — это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

Развитие творческой активности у детей — сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством.

Творческая активность выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные новаторские действия в самых различных областях человеческой деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

Творческая активность тесным образом связана с творческими способностями. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.

Благоприятным периодом для развития творческой активности с психологической точки зрения является дошкольное детство потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Одним из важнейших механизмов успешного творческого развития ребенка является педагог. Роль педагога - способствовать собственной творческой активности ребенка. Это возможно при условии взаимодействия, что предполагает подлинность (искренность), безусловное принятие ребенка и способность к эмпатическому пониманию (сопереживанию) со стороны педагога. Без этих условий невозможно говорить о творческом развитии ребенка. Главной задачей педагога является умение заинтересовать его, зажечь сердца, развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Одним из определяющих факторов творческого развития детей является создание условий, создания такой атмосферы, когда у детей возникает любознательность и интерес, потребность отстаивать свои творческие позиции, чувство увлеченности, стремление к творческим достижениям, создается ситуация успеха в творческой деятельности.

На основе анализа сущности творческой активности необходимо обосновать показатели, отражающие свойства этого качества личности. Понятие «творческая активность» воспринимается и усваивается через общее определение «творчество».

Чаще всего определение показателей творчества связывается с его продуктом: творчество - это деятельность, направленная на создание принципиально нового, социально значимого и совершенного по исполнению продукта. Новизна, как показатель творческой активности, входит почти во все определения и является ключевым словом.

Существуют и другие показатели творческой активности, такие, например, как оптимальность, общественно-историческая уникальность и пр. Сложность определения феномена творчества связана с тем, что оно проявляется в различных сферах и являясь по сути, творчеством в одной сфере, может представлять собой лишь возможность творчества в другой или вообще не являться таковым.

Одним из основных показателей творческой активности принимают максимальное проявление самостоятельности. Самостоятельность – это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность может носить и преобразующий, и воспроизводящий характер. При этом воспроизводящая самостоятельность не сопутствует творческой активности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. А индивидуальность формируется при включении индивида в преобразовательную деятельность. Сказанное позволяет утверждать, что творческая активность - это активно мотивированная умственная и практическая деятельность, способность мобилизовать произвольно преобразующий процесс, конструктивную самостоятельность, способность перестраивать схемы действий и решать нестандартные задачи.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности. 

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

Оригинальность  предполагает способность порождать новые идеи, отклоняется от традиционных схем мышления быстро решать проблемные ситуации. Оригинальность - способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.

Оригинальность – способность генерировать новые идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов, склонность подчеркнуто проявлять свои особенности, неповторимость и уникальность. Неожиданность как качество личности – способность действовать так, как никто не ждал и не предполагал. Отход от шаблонов – это способность  мыслить и действовать не по инструкции, по-своему, выходить за рамки, не делать, как все.

Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

Основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Однако, представление о новизне у различных авторов сильно различается. Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта - творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна может характеризовать лишь отдельные моменты деятельности, например, творческую разработку уже известной идеи. Третьи взгляд акцентируют внимание на социальной значимости новизны.

Деятельность дошкольника не является новым для общества. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым для самого ребенка.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития творческого воображения и творческой активности. В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности - это необходимое условие всестороннего развития личности, которое может осуществляться в различных видах деятельности. Одним из таких видов является игровая театрализованная деятельность.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания.

Игра в дошкольный период является основным видом деятельности ребенка. Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка.

Игра как особый вид деятельности людей, состоит в воспроизведении дошкольниками действий взрослых и межличностных взаимоотношений - в игровой деятельности ребенок моделирует мир взрослых. У нормативно  развивающихся детей к концу дошкольного  периода в основном развита сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность  этого возраста. Кроме того,   дети осваивают игры с правилами (дидактические и подвижные). Возникая на границе раннего и дошкольного периодов, игра развивается полностью к середине дошкольного детства. Игра влияет на различные стороны  психики и личности детей, способствует развитию моторной и интеллектуальной сферы. Игровая деятельность - важнейший способ усвоения культуры и одновременно образом жизни для ребенка, игра синтетична по своей природе.

Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, что такое хорошо и что такое плохо. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средства изображения, эмоциональность дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, делать выводы и обобщения.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Кроме того, игровая театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления). В процессе  игры, можно выявить имеющийся уровень речевого развития, сформированность эмоциональной сферы, способность к саморегуляции, являющиеся показателями психологической готовности ребенка к предстоящему систематическому обучению в школе. На важность игры как ведущей деятельности дошкольного возраста указывают  труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж.И. Шифа, Н.И. Непомнящей, В.С. Мухиной, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, М.В. Вовчик-Блакитной, Е.О. Смирновой и др.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.

Содержание по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

- игры-драматизации.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими», также применяют синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» .

Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным:

· роль (определяющий компонент)

· игровые действия

· игровое употребление предметов

· реальные отношения.

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр.

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность.

Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников является неоценимой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны отражается внешняя, картина окружающего мира, с другой стороны, внутренний компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.

             Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле - выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Творческая активность одновременно присуща и самой личности, и ее деятельности, выражающаяся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующаяся осознанным поиском творческих ситуаций. Творческая активность предполагает теоретическое осмысление знаний, самостоятельный поиск решения проблемы.

Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении направлена на формирование личности ребёнка. Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр и упражнений.

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Развитие творческой активности ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. Для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Творчество - одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которая может рассматриваться как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение различных видов деятельности. Фундаментальной базой творческого развития детей является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях. В основе творчества как вида деятельности лежат творческие способности, которыми являются индивидуальные особенности качества человека, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Дошкольное детство является особым периодом в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. Одной из базовых линий психолого-педагогической работы с дошкольниками является формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане воспитания и познания данных явлений, так и в плане их практического преобразования.

Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить желаемое. Именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры и в целом детского творчества, в котором ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого  и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность.

Творчество - это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество представляет собой вид  человеческой деятельности  и имеет  ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс.

Важнейшим видом творческой деятельности детей дошкольного возраста является театрализованная  игра. В театрализованной  игре с ее сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Творческое воображение является деятельностью, основанной на комбинированной способности мозга, которая позволяет создавать новые оригинальные образы, требующие отбора материалов, в соответствии с замыслом и представлением, (оригинальность мышления).

Творческая ролевая игра становится ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра является деятельностью, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании ролей творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Сообщение на педагогическом совете«Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации в обществе»

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, не ограниченными условностями взрослого мира.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18491279","attri...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников"

Театральная деятельность является одной из самых важных видов детского творчества. Свою выдумку и впечатление из окружающей жизни ребёнку необходимо воплощать в живые образы и действия. Входя в о...

Презентация Театрализованная деятельность - как средство развития творческой активности

Задачи: •Приобщение детей дошкольного возраста к искусству•Развитие:  коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого во...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

       Театрализованная деятельность наиболее близка и доступна ребенку, так  как в ее основе лежит игра, являющаяся по мнению Л.С. Выготского, корнем всякого детского ...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...