План самообразования «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_n.k._.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
воспитателя Анисимовой Надежды Константиновны
Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
Период работы: с 2021 по 2022 гг.
Начало работы над темой 2021 год.
Цель: формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
4. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций и способностей к исследованию.
5. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Совместная работа воспитателя по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой форме»
6. Принять участие в семинаре, методическом объединении.
7. Проведение открытого занятия для педагогов по теме.
8. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр.
9. При помощи дидактических игр вызвать интерес к деятельности по сенсорному развитию, влияющих на сенсорное развитие детей.
10. Формирование сенсорных эталонов. Формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Актуальность:
Основная задача начального обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста - формирование сенсорных эталонов. Прочность, автоматизация знаний достигается, когда на занятиях присутствуют игровые упражнения, ситуации, помогающие детям незаметно для себя выполнять эти упражнения с интересом, что играет важную роль в формировании знаний, умений и навыков.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.
Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Усвоение сенсорных эталонов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
План самообразования
№ | Форма работы | Сроки |
2021-2022 учебный год | ||
1 | Изучение научно-методической литературы по теме самообразования. | Декабрь- январь |
2 | Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. | Февраль |
3 | Анкетирование родителей с целью определить уровень их просвещенности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка. | Март |
4 | Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях | Март- апрель |
5 | Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Нетрадиционная техника рисования» | Апрель |
6 | Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей». | Май |
7 | Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей. | Май |
8 | Изучение периодической печати | В течении года |
9 | Изучение опыта работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года |
2022-2023 учебный год | ||
1 | Подготовка вариативной части для работы с детьми в направлении развития мелкой моторики «Волшебные пальчики» | Сентябрь |
2 | Работа над методической темой. | Октябрь |
3 | Изучение рекомендованных методических программ по сенсорному развитию детей. | Ноябрь |
4 | Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые. | Декабрь |
5 | Активное участие в работе методического объединения. | Январь |
6 | Выступление на родительском собрании с консультацией: «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников» | Февраль |
7 | Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. | Март-апрель |
8 | Дополнить музыкальный материал по обучению детей новым дидактическим играм. | Май |
9 | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года. |
10 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года. |
2023-2024 учебный год | ||
1 | Перспективное планирование Дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы | Сентябрь |
2 | Изучить принципы мелкой моторики и сенсорики. | Сентябрь-октябрь |
3 | Систематизировать материал картотек, оформить его в виде сборников по возрастам. | Ноябрь |
4 | Изготовление наглядного и демонстрационного материала для занятий и утренников. | Декабрь |
5 | Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой. | Февраль |
6 | Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом на тему «Заболел зайчишка» во второй младшей группе | Март |
7 | Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» | Апрель |
8 | Папка-передвижка для родителей на тему: "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста". | Май |
9 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года |
10 | Изучать опыт работы воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года |
11 | Посещение семинара или курсов по сенсорному воспитанию дошкольников. | В течении года |
2024-2025 учебный год | ||
1 | Начало работы над вариативным курсом для детей «Волшебный квадратик», направленным на развитие мелкой моторики пальцев. | Сентябрь |
2 | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | Октябрь |
3 | Использование принципов сенсорики для развития воображения детей. | Декабрь |
4 | Провести консультативную работу по следующим вопросам: Приобщение детей к исследовательской деятельности в домашних условиях. Индивидуальные особенности каждого ребенка. Перспективы дальнейшего развития способностей каждого ребенка | Январь-февраль |
5 | Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Пластилинография» | Март |
6 | Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом на тему «Весна. Изменения в природе» в старшей группе мини-центра. | Апрель |
7 | Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста» выступление на итоговом родительском собрании. | Май |
8 | Публикация разработок и сценариев в интернет порталах. | В течении года |
9 | Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течении года |
10 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года |
2025-2026 учебный год | ||
1 | Подготовка к прохождению аттестации. | Сентябрь |
2 | Завершение исследовательской деятельности. Подведение итогов. Выводы. | Октябрь |
3 | Систематизировать материал по дидактическим играм. Оформить в виде сборников по возрастам. | Ноябрь |
4 | Изучить вопрос по способам активации и развития внимания у детей. | Декабрь-январь |
5 | Принимать активное участие в работе методического объединения. | Февраль-март |
6 | Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом на тему «Волшебные пальчики» в младшей группе | Апрель |
7 | Написание отчета о проделанной работе. | Май |
8 | Работа над темой самообразования. | В течении года |
9 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года |
10 | Оформление материалов в соответствии с требованиями к категории: портфолио. | В течении года |
11 | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года |
12 | Участие в вебинарах . | В течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...
План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...
План самообразования «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в центрах активности через игровую деятельность»
План самообразования педагога на 2018-2023г....
План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...
План самообразования.«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
План саморазвития логопеда на пять лет....
План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".
quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...
План самообразования: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе аппликации
План самообразования на тему: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации. ...