План самообразования «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_n.k._.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Анисимовой Надежды Константиновны

Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»

Период работы: с 2021 по 2022 гг.

Начало работы над темой  2021 год.

Цель: формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики и сенсорного восприятия.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме самообразования.

2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

4. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций и способностей к исследованию.

5. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Совместная работа воспитателя по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой форме»

6. Принять участие в семинаре, методическом объединении.

7. Проведение открытого занятия для педагогов по теме.

8. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр.

9. При помощи дидактических игр вызвать интерес к деятельности по сенсорному развитию, влияющих на сенсорное развитие детей.

10. Формирование сенсорных эталонов. Формирование представлений о внешних свойствах предметов.

Актуальность:

Основная задача начального обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста - формирование сенсорных эталонов. Прочность, автоматизация знаний достигается, когда на занятиях присутствуют игровые упражнения, ситуации, помогающие детям незаметно для себя выполнять эти упражнения с интересом, что играет важную роль в формировании знаний, умений и навыков.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Усвоение сенсорных эталонов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

План самообразования

Форма работы

Сроки

2021-2022 учебный год

1

Изучение научно-методической литературы по теме самообразования.

Декабрь- январь

2

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Февраль

3

Анкетирование родителей с целью определить уровень их просвещенности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка.

Март

4

Посещение занятий коллег и участие  в обмене опытом на разных уровнях

Март- апрель

5

Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Нетрадиционная техника рисования»

Апрель

6

Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей».

Май

7

Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей.

Май

8

Изучение периодической печати

В течении года

9

Изучение опыта работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет.

В течении года

2022-2023 учебный год

1

Подготовка вариативной части для работы с детьми в направлении развития мелкой моторики «Волшебные пальчики»

Сентябрь

2

Работа над методической темой.

Октябрь

3

Изучение рекомендованных методических программ по сенсорному развитию детей.

Ноябрь

4

Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые.

Декабрь

5

Активное участие в работе методического объединения.

Январь

6

Выступление на родительском собрании с консультацией: «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»

Февраль

7

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Март-апрель

8

Дополнить музыкальный материал по обучению детей новым дидактическим играм.  

Май

9

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет.

В течении года.

10

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.

В течении года.

2023-2024 учебный год

1

Перспективное планирование

Дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы

Сентябрь

2

Изучить принципы мелкой моторики и сенсорики.

Сентябрь-октябрь

3

Систематизировать материал картотек, оформить его в виде сборников по возрастам.

Ноябрь

4

Изготовление наглядного и демонстрационного материала для занятий и утренников.

Декабрь

5

Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой.

Февраль

6

Проведение открытого  интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом  на тему «Заболел зайчишка» во второй младшей группе

Март

7

Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Апрель

8

Папка-передвижка для родителей на тему: "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста".

Май

9

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.

В течении года

10

Изучать опыт работы воспитателей района, города, регионов через Интернет.

В течении года

11

Посещение семинара или курсов по сенсорному воспитанию дошкольников.

В течении года

2024-2025 учебный год

1

Начало работы над вариативным курсом для  детей «Волшебный квадратик», направленным на развитие мелкой моторики пальцев.

Сентябрь

2

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет.

Октябрь

3

Использование принципов сенсорики для развития воображения детей.

Декабрь

4

Провести консультативную работу по следующим вопросам:

Приобщение детей к исследовательской деятельности в домашних условиях.

Индивидуальные особенности каждого ребенка.

Перспективы дальнейшего развития способностей каждого ребенка

Январь-февраль

5

Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО  «Пластилинография»

Март

6

Проведение открытого  интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом  на тему «Весна. Изменения в природе» в старшей группе мини-центра.

Апрель

7

Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста» выступление на итоговом родительском собрании.

Май

8

Публикация разработок и сценариев в интернет порталах.

В течении года

9

Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных.

В течении года

10

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.

В течении года

2025-2026 учебный год

1

Подготовка к прохождению аттестации.

Сентябрь

2

Завершение исследовательской деятельности.  Подведение итогов. Выводы.

Октябрь

3

Систематизировать материал по дидактическим играм. Оформить в виде сборников по возрастам.

Ноябрь

4

Изучить вопрос по способам активации и развития внимания у детей.

Декабрь-январь

5

Принимать активное участие в работе методического объединения.

Февраль-март

6

Проведение открытого  интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом  на тему «Волшебные пальчики» в младшей группе

Апрель

7

Написание отчета о проделанной работе.

Май

8

Работа над темой самообразования.

В течении года

9

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет.

В течении года

10

Оформление материалов в соответствии с требованиями к категории: портфолио.

В течении года

11

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет.

В течении года

12

Участие в вебинарах .

В течении года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимани...

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

План самообразования Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

План самообразования "Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических настольно-печатных игр".

quot;В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которо...

План самообразования: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе аппликации

План самообразования на тему: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации. ...